<< Предыдущая

стр. 151
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

не осталось - даже пузырей - с ними покончил весенний дождь".
Булгаковедение
Рукописи
В самых ранних вариантах М. и М. и московские, и ершалаимские сцены были
Фотогалереи
приурочены к одним и тем же июньским дням. Июньская датировка могла быть
Сообщество Мастера связана с христианским праздником Дня Вознесения Господня, отмечавшимся в
1929 г. 14 июня. Вероятно, поэтому визит буфетчика Театра Варьете к Воланду с
Клуб Мастера
требованием замены поддельных денег настоящими на следующий день после
Новый форум
сеанса черной магии происходил в редакции 1929-1930 гг. 12 июня, а,
Старый форум
следовательно, сатана со свитой и Мастером оставлял Москву как раз в ночь на 14
Гостевая книга
июня.
СМИ о Булгакове
СМИ о БЭ
Однако месяц нисан, на который в Евангелиях приходятся события Страстной
Лист рассылки недели, распятия и Воскресения Иисуса Христа, в разные годы соответствовал
Партнеры сайта марту или апрелю юлианского календаря (так называемого старого стиля), но
никогда - июню. А приуроченность визита Воланда со свитой в Москву на Страстную
Старая редакция сайта
неделю, несомненно, представлялась Булгакову соблазнительной возможностью.
Библиотека
Между тем, в XX в. православные Страстная неделя и Пасха ни в одном году не
Собачье сердце
могут приходиться на июнь. В последних главах Булгаков уже стал исправлять
(иллюстрированное)
июньскую датировку на майскую, вернувшись к весенней приуроченности действия
Остальные произведения
одного из вариантов 1929 г.
Книжный интернет-
магазин В окончательном тексте М. и М. нет точного указания, когда именно происходит
встреча Воланда с литераторами на Патриарших прудах, но, оказывается, эту дату
Лавка Мастера
несложно вычислить.

Если исходить из предположения, что московские сцены М. и М., как и
ершалаимские, происходят на православной Страстной неделе (православные -
большинство верующих в Москве), то требуется определить, когда Страстная среда
в XX в. приходится на май по григорианскому календарю (так называемому новому
стилю), принятому в России с 14 февраля 1918 г. Именно в среду, в этот страшный
майский вечер, Воланд и его свита прибыли в Москву. Только в 1918 и 1929 г.
Страстная среда падала на 1 мая. Больше в XX в. такого символического
совмещения не происходит.

1 мая - это официальный советский праздник, отмечавшийся шумными и
многолюдными демонстрациями. Еще в 1918 г. философ и богослов С. Н. Булгаков
в работе "На пиру богов" выражал возмущение столь кощунственным совпадением
и высказывал сожаление, что интеллигенция прореагировала должным образом на
отказ властей уважать чувства верующих только в тот злополучный год, а раньше и
сама грешила равнодушием к вере.

1918 г. как время действия московской части М. и М. отпадает - в романе
изображена явно не эпоха военного коммунизма, когда не было даже червонцев,
которыми так щедро одаривают спутники Воланда публику в Театре Варьете. Визит
сатаны и его свиты происходит в Москву эпохи нэпа, хотя эпоха эта уже на изломе.

Очевидно, действие происходит в 1929г., когда Пасха приходилась на 5 мая (22
апреля по ст. ст.). 1929 г. был провозглашен И. В. Сталиным "годом великого
перелома", призванного покончить с нэпом и обеспечить переход к сплошной
коллективизации и индустриализации. Тогда же переломилась и судьба Булгакова:
все его пьесы оказались под запретом. Если 1918 г. оказался годом гражданской
войны и временем действия первого романа Булгакова "Белая гвардия", то другой
год столь же рокового совпадения социалистического праздника и Страстной среды
стал хронологическим стержнем "последнего закатного" булгаковского романа.

Горькая ирония: повествование начинается в день международной солидарности
трудящихся. Люди в Москве разобщены еще сильнее, чем прежде. А спешащий на
первомайское торжественное заседание председатель МАССОЛИТа Берлиоз давно
уже думает только о собственном благополучии и следованию конъюнктуре, а не о
свободном литературном творчестве. Ночь же на 1 мая - это знаменитая
Вальпургиева ночь, великий шабаш ведьм на Брокене, восходящий еще к
языческому древнегерманскому весеннему празднику плодородия. Прямо после
Вальпургиевой ночи Воланд со свитой прибывает в Москву.

В М. и М. есть еще ряд доказательств приуроченности московских сцен к периоду со
среды до субботы Страстной недели 1929 г. (последний полет Воланда, его
товарищей и Мастера и Маргариты происходит в ночь на Пасху, с субботы 4-го на
воскресенье 5-го мая). Одно из таких доказательств можно найти в истории Фриды.
Здесь Булгаков в качестве источника использовал книгу швейцарского психолога и
врача, одного из основоположников сексологии Августа Фореля "Половой
вопрос" (1908). В булгаковском архиве сохранились выписки из этой книги,
относящиеся к случаям швейцарки Фриды Келлер и силезской уроженки Кониецко.
Фрида Келлер удавила своего незаконнорожденного ребенка, мальчика пяти лет.
Кониецко же задушила новорожденного младенца носовым платком. Автор М. и М. в
образе Фриды контаминировал Фриду Келлер и Кониецко, взяв за основу историю
первой, но добавив важные детали из дела второй - носовой платок как орудие
убийства и младенческий возраст погубленного ребенка. Фрида Келлер родила
мальчика в мае 1899 г. Булгаков заставил свою Фриду задушить мальчика сразу
после рождения, как это сделала Кониецко. Интересно, что Фрида Келлер убила
своего ребенка тоже в мае, на католическую Пасху 1904 г., что, возможно, стало
одним из поводов для автора М. и М. включить в роман ее историю. Слова
Коровьева-Фагота о том, что вот уже тридцать лет камеристка кладет платок Фриде
на стол, указывает на май 1929 г. как на время действия в московских сценах.

Приметы НЭПа в Москве и случайные анахронизмы
Как Булгаков подчеркнул автобиографичность романа
Московские сцены от ершалаимских отделяет 1900 лет
Иисус дожил до 37 лет
Читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 5
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Посещение Воландом Москвы именно в начале мая доказывается и тем, что Степан
Персонажи
Богданович Лиходеев, увидев печать на двери Берлиоза, сразу думает о своем
Произведения
разговоре с председателем МАССОЛИТа, происходившем, "как помнится, двадцать
Демонология
четвертого апреля вечером". Разговор этот состоялся недавно, иначе Степа вряд ли
Великий бал у Сатаны
бы мог помнить точную дату. Если принять первомайскую датировку начала
Булгаковская Москва
событий в М. и М., то разговор с Берлиозом, который вспомнил испуганный
Театр Булгакова
исчезновением соседа и печатью на его двери Лиходеев, был недельной давности,
Родные и близкие
и директор Театра Варьете не успел его позабыть.
Философы
В редакции 1937 г., на предложение поэта Ивана Бездомного отправить И. Канта
Булгаков и мы
годика на три в Соловки, Воланд ответствовал, что "водрузить его в Соловки
Булгаковедение
невозможно, по той причине, что он уже сто двадцать пять лет находится в местах,
Рукописи
гораздо более отдаленных от Патриарших прудов, чем Соловки". Кант скончался 12
Фотогалереи
февраля 1804 г., так что происходящее на Патриарших однозначно приурочено,
Сообщество Мастера принимая во внимание слова о майском вечере, к маю 1929 г. В окончательном
тексте Булгаков заменил "сто двадцать пять лет" на "с лишком сто лет", чтобы
Клуб Мастера
избежать прямого указания на время действия, но косвенные указания на
Новый форум
Страстную неделю 1929 г. сохранил.
Старый форум
Гостевая книга
Присутствуют в М. и М. и приметы конца эпохи нэпа. Извозчики на улицах еще
СМИ о Булгакове
соседствуют с автомобилями, еще функционируют писательские организации
СМИ о БЭ (РАПП, МАПП и т.д.), которые были распущены в 1932 г. и стали образцом для
Лист рассылки МАССОЛИТа, процветавшего в момент появления Воланда и его товарищей.
Партнеры сайта
В то же время, в М. и М. есть и ряд анахронизмов по отношению к 1929 г., например,
Старая редакция сайта
упоминание троллейбуса, увозящего дядю Берлиоза Поплавского к Киевскому
Библиотека вокзалу, прочь от Нехорошей квартиры. Троллейбусы появились в Москве только в
Собачье сердце
1934г., но вошли в М. и М. чисто механически вместе с эпизодом, написанным в
(иллюстрированное)
середине 30-х годов.
Остальные произведения
Скрытая датировка действия содержится и в возрасте автобиографического героя -
Книжный интернет-
Мастера. Это - "человек примерно лет тридцати восьми", а именно столько
магазин
Булгакову исполнилось 15 мая 1929 г., через неделю после сдачи в "Недра" главы
Лавка Мастера
из М. и М. и ровно через две недели после того, как Воланд и его компания
очутились на Патриарших. Любопытно, что в 1937 и 1939 г., читая рукопись, а затем
машинопись М. и М. близким друзьям, автор, как явствует из дневника Е. С.
Булгаковой, вольно или невольно, приурочил окончание чтений к 15 мая -
собственному дню рождения. Возможно, тем самым писатель стремился
подчеркнуть не только автобиографичность, но и время действия московских сцен
романа.

В редакции 1929 г., срок, прошедший с момента суда над Иешуа Га-Ноцри и его
казни до появления в Москве Воланда со свитой и извлечения из лечебницы
Мастера, был определен точно. Здесь Иешуа говорил Пилату, что "тысяча
девятьсот лет пройдет, прежде чем выяснится, насколько они наврали, записывая
за мной". Появление в Москве Воланда, рассказывающего свой вариант Евангелия,
и Мастера, создающего роман о Понтии Пилате, совпадающий с рассказом сатаны,
как раз и означает выяснение истины, открытой Иешуа, но искаженной
переписчиками.

Если московские сцены датированы 1929 г., то срок в 1900 лет должен указывать,
что ершалаимские сцены относятся к 29 г. В окончательном тексте М. и М. период
между древней и современной частями указан менее точно, чтобы избежать
прямого обозначения времени действия. Тут Воланд в финале говорит Мастеру и
Маргарите, что Понтий Пилат несет свое наказание уже "около двух тысяч лет". И в
последней редакции М. и М. сохранился ряд косвенных указаний на 29 г. как на дату
ершалаимских сцен, а, следовательно, и на 1900-летний промежуток, отделяющий
от них московские сцены.

Из чрезвычайно популярной во второй половине XIX и в начале XX в. книги
французского историка религии Эрнста Ренана (1823-1892) "Жизнь Иисуса" (1863),
выписки из которой сохранились в подготовительных материалах к М. и М., Булгаков
знал, что казнь Иисуса была приурочена к иудейской Пасхе, отмечавшейся 14
нисана и падавшей на пятницу. Допрос Пилатом Иешуа и казнь в М. и М. происходят
именно в этот день, гибель Иуды из Кириафа - в ночь на субботу, 15 нисана, встреча
же Пилата с Левием Матвеем приходится на утро субботы. Кроме того, как
вспоминает Левий Матвей, в среду, 12 нисана, Иешуа покинул его у огородника в
Вифании, затем последовали арест Га-Ноцри и его допрос в Синедрионе, о чем
лишь упоминается, чтобы сохранить классическое единство времени (в течение
дня) основного действия. Таким образом, все события ершалаимских сцен, как и
московских, укладываются в четыре дня Страстной недели, со среды до субботы.

Э. Ренан отмечал, что на пятницу 14 нисана приходилось в 29, 33 и 36 г., которые,
следовательно, могли быть годами казни Иисуса. Французский историк склонялся к
традиционному 33 г., считаясь с евангельскими показаниями о трехлетней
проповеди Иисуса Христа и принимая, что ей непосредственно предшествовала
проповедь Иоанна Крестителя, приходящаяся на 28 г. Ренан отвергал 36 г. как
возможную дату казни Иисуса, поскольку в этом году еще до Пасхи главные
действующие лица - римский прокуратор Понтии Пилат и иудейский
первосвященник Иосиф Каифа лишились своих постов. Возраст же казненного
историк оценивал в 37 лет.

У Булгакова Иешуа гораздо моложе, а его проповедническая деятельность
продолжается короткое время. Данные обстоятельства, если связать их с
евангельской датировкой проповеди Иоанна Крестителя 28 годом (согласно
исследованиям историков), указывают на 29 г. как на наиболее вероятное время
действия в ершалаимских сценах М. и М. Автор указывает, что Га-Ноцри - человек
"лет двадцати семи".

Проповедовал он явно недолго, потому что, хотя его красноречие оценил сам
Пилат, Иешуа успел увлечь за собой единственного ученика, а всезнающий,
благодаря начальнику тайной стражи Афранию, прокуратор впервые услышал о Га-
Ноцри только после его ареста. По ходу повествования Афраний упоминает, что он
"пятнадцать лет на работе в Иудее" и "начал службу при Валерии Грате". Из книги
немецкого религиеведа А. Мюллера "Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и
судья Иисуса из Назарета"(1888) Булгаков выписал годы прокураторства как Понтия
Пилата, так и Валерия Грата. Последний правил Иудеей с 15 по 25 г.
Следовательно, если Афраний произносит свою речь в 29 г., то первым годом его
службы действительно должен быть первый год прокураторства Валерия Грата - 15
г. н. э.

События московских глав в пародийном, сниженном виде повторяют события
ершалаимских через промежуток ровно в 1900 лет. В финале М. и М. в Пасхальную
ночь на воскресенье московское и ершалаимское время сливаются воедино. Это
одновременно и 5 мая (22 апреля) 1929 г. и 16 нисана 29 г. (точнее, того года
иудейского календаря, который приходится на этот год юлианского календаря) -
день, когда должен воскреснуть Иешуа Га-Ноцри, и его видят только что прощенный
Понтий Пилат, Мастер с Маргаритой и Воланд со своими помощниками.

О чем вы узнаете в продолжении?
О том, что "князь тьмы" объединяет всех и вся, о трёх мирах в "Мастере и
Маргарите" и о пугающем сходстве персонажей из московского,
ершалаимского и вечного потустороннего миров.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 6
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

<< Предыдущая

стр. 151
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>