<< Предыдущая

стр. 152
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Становится единым пространство московского и ершалаимского миров, причем
Персонажи
происходит это в вечном потустороннем мире, где властвует "князь тьмы" Воланд.
Произведения
Ход современной жизни смыкается с романом Мастера о Понтии Пилате. Оба этих
Демонология
героя обретают жизнь в вечности, как это было предсказано Пилату - внутренним
Великий бал у Сатаны
голосом, говорившим о бессмертии, а Мастеру - Воландом, после прочтения романа
Булгаковская Москва
о прокураторе Иудеи. Роман о Пилате в сцене последнего полета стыкуется с
Театр Булгакова "евангелием от Воланда", и сам Мастер, прощая прокуратора, в один и тот же миг
Родные и близкие завершает и собственное повествование, и рассказ сатаны.
Философы
Затравленный в земной жизни автор романа о Понтии Пилате обретает бессмертие
Булгаков и мы
в вечности. Временная дистанция в 19 столетий при этом как бы свертывается, дни
Булгаковедение
недели и месяца в древнем Ершалаиме и современной Москве совпадают друг с
Рукописи другом. Такое совпадение действительно происходит во временном промежутке в
Фотогалереи 1900 лет, включающем в себя целое число 76-летних лунно-солнечных циклов
древнегреческого астронома и математика Калиппа - наименьших периодов
Сообщество Мастера
времени, содержащих равное число лет по юлианскому и иудейскому календарям.
Клуб Мастера
День христианской Пасхи становится днем воскресения Иешуа в высшей
Новый форум
надмирности и Мастера в потустороннем мире Воланда.
Старый форум
Три основных мира М. и М. - древний ершалаимский, вечный потусторонний и
Гостевая книга
современный московский не только связаны между собой (роль связки выполняет
СМИ о Булгакове
мир сатаны), но и обладают собственными шкалами времени. В потустороннем
СМИ о БЭ
мире оно вечно и неизменно, как бесконечно длящаяся полночь на Великом балу у
Лист рассылки
сатаны. В ершалаимском мире - время прошедшее, в московском мире - настоящее.
Партнеры сайта
Эти три мира имеют три соотносящихся между собой ряда основных персонажей,
Старая редакция сайта
причем представители различных миров формируют триады, объединенные
Библиотека функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего
мира, а в ряде случаев - и портретным сходством.
Собачье сердце
(иллюстрированное)
Первая и наиболее значимая триада - это прокуратор Иудеи Понтий Пилат - "князь
Остальные произведения
тьмы" Воланд - директор психиатрической клиники профессор Стравинский. В
Книжный интернет-
ершалаимских сценах события развиваются благодаря действиям Понтия Пилата. В
магазин
московских сценах все происходит по воле Воланда, который безраздельно царит в
Лавка Мастера
потустороннем мире, проникающем в мир московский всюду, где нарушены
моральные и нравственные устои. Стравинскому же в его клинике вынуждены
беспрекословно подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами
Воланда и его свиты. Свои свиты есть также у Пилата и Стравинского. Пилат
пытается спасти Иешуа, но терпит неудачу. Воланд спасает Мастера, но только в
своем, потустороннем мире, тогда как Стравинский безуспешно пытался спасти
автора романа о Понтии Пилате в мире московском. Власть каждого из трех по-
своему ограничена. Пилат не способен помочь Иешуа из-за своего малодушия.
Воланд лишь предсказывает будущее тем, с кем соприкасается, и пробуждает
дьявольские наклонности у своих жертв. Стравинский же оказывается не в силах
предотвратить земную гибель Мастера или вернуть полное душевное спокойствие
Ивану Бездомному.

Между персонажами первой триады существует портретное сходство. Воланд - "по
виду - лет сорока с лишним" и "выбрит гладко". Стравинский - "тщательно, по-
актерски обритый человек лет сорока пяти". У сатаны есть традиционный
отличительный признак - разные глаза: "правый глаз черный, левый почему-то
зеленый", "правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, а
левый - пустой и черный, вроде как узкое угольное ухо, как выход в бездонный
колодец всякой тьмы и теней". Профессор же - человек с "очень пронзительными
глазами". Внешнее сходство Стравинского с Пилатом отмечает при первой встрече
с профессором Иван Бездомный, живо представляющий себе прокуратора Иудеи по
рассказу Воланда. Бездомный обращает внимание и на то, что директор клиники,
как и римский прокуратор, говорит на латыни.

Вторая триада: Афраний, первый помощник Понтия Пилата, - Коровьев-Фагот,
первый помощник Воланда, - врач Федор Васильевич, первый помощник
Стравинского. Связь между Афранием и Фаготом устанавливается на основе
замечательного соответствия их имен. В статье "Фагот" Энциклопедического
словаря Брокгауза и Эфрона указывается, что изобретателем этого музыкального
инструмента был итальянский монах Афранио. Между персонажами есть и внешнее
сходство. У Афрания "маленькие глаза... под прикрытыми, немного странноватыми,
как будто припухшими веками", в них "светилось незлобное лукавство", и вообще
начальник тайной стражи "был наклонен к юмору". У Коровьева "глазки маленькие,
иронические и полупьяные", и он действительно неистощимый шутник, своими
шутками наказывающий тех, кто прогневил Воланда.

Афраний же по негласному приказу Пилата карает Иуду из Кириафа за
предательство смертью. Сходны и отдельные эпизоды с участием Афрания и
Коровьева. Так, Пилат, после того как намеками дал понять, что Иуду надо убить,
вспоминает, что однажды Афраний одолжил ему денег одарить толпу нищих в
Ершалаиме. Этот эпизод придуман прокуратором, чтобы представить переданное
начальнику тайной стражи вознаграждение за будущее убийство возвращением
старого долга. Коровьев-Фагот проливает дождь денег в Театре Варьете. Но
червонцы, которыми он по воле Воланда одаривает публику, столь же мнимые, как и
монеты, будто бы одолженные Афранием Пилату для ершалаимской черни, и
превращаются в простые бумажки.

У врача Федора Васильевича, третьего члена триады, есть сходство как с
Афранием, так и с Коровьевым. Афраний во время казни Иешуа и Федор
Васильевич во время первого допроса Ивана Бездомного восседают на одинаковых
высоких табуретках на длинных ножках. Коровьев носит пенсне и усы, врач Федор
Васильевич - очки и усы с клиновидной бородкой.

Третья триада: кентурион Марк Крысобой, командир особой кентурии, - Азазелло,
демон-убийца, - Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана Дома Грибоедова.
Все трое выполняют палаческие функции, последний, правда, только в
воображении рассказчика М. и М., когда превращается из директора ресторана в
капитана пиратского брига в Карибском море, вздергивающего на рее
незадачливого швейцара. "Холодный и убежденный палач" Марк Крысобой имеет
своим аналогом в современном мире юмористическую фигуру.

Члены данной триады обладают и портретным сходством. Марк Крысобой и
Арчибальд Арчибальдович оба высокого роста и широкоплечи. Кентурион при своем
первом появлении закрывает собой солнце, а директор ресторана Дома Грибоедова
предстает перед читателями как видение в аду. У Марка Крысобоя и Арчибальда
Арчибальдовича широкие кожаные пояса с оружием (у директора ресторана,
правда, - только в воображаемом облике пирата). Как у Азазелло, так и у Крысобоя -
изуродованное лицо и гнусавый голос. И у всех троих палачей М. и М. есть
"смягчающие вину обстоятельства". Марка Крысобоя, по убеждению Иешуа, злым
сделали те, кто изуродовал его, и Га-Ноцри не винит кентуриона в своей смерти.
Азазелло убивает предателя Барона Майгеля в потустороннем мире, заранее зная,
что через месяц тому все равно предстоит закончить свой земной путь. Арчибальд
Арчибальдович же совершает только воображаемую казнь.

Четвертая триада - это животные, в большей или
меньшей степени наделенные человеческими чертами:
Банга, любимый пес Пилата, - кот Бегемот, любимый шут
Воланда, - милицейский пес Тузбубен, современная копия
собаки прокуратора. Банга, единственное существо,
понимающее и сочувствующее Пилату, в московском мире
вырождается пусть в знаменитую, но милицейскую собаку.
Интересно, что имя Банга- это домашнее прозвище
второй жены Булгакова Любови Евгеньевны Белозерской,
образовавшееся путем эволюции различных
уменьшительных имен: Люба - Любаня - Любан - Банга
(все эти имена встречаются в письмах Булгакова к Л. Е.
Белозерской и в мемуарах последней).

Пятая триада - единственная в М. и М., которую формируют персонажи-женщины:
Низа, агент Афрания, - Гелла, агент и служанка Фагота-Коровьева - Наташа,
служанка (домработница) Маргариты. Низа заманивает в ловушку Иуду из Кириафа,
Гелла завлекает на гибельный для него Великий бал у сатаны Барона Майгеля и
вместе с обратившимся в вампира администратором Варенухой едва не губит
финдиректора Театра Варьете Римского. В Нехорошей квартире при Коровьеве-
Фаготе она выполняет роль служанки-горничной, поражая своим экстравагантным
видом (большой шрам на шее, а из одежды - только кокетливый кружевной
фартучек и белая наколка на голове) "неудачливых визитеров". Гелла, по
определению Воланда, "расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не
сумела бы оказать. Те же качества присущи и Наташе, пожелавшей сопровождать
свою госпожу даже на Великом балу у сатаны.

Далее вы узнаете:
Враги и ученики Иешуа и Мастера
Три предателя
Реальные прототипы бездарных поэтов Бездомного и Рюхина

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 7
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Герои М. и М., противостоящие Пилату и Воланду и стремящиеся погубить Иешуа
Персонажи
Га-Ноцри и Мастера, образуют две триады. Шестую составляют: Иосиф Каифа,
Произведения
"исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский", -
Демонология
Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа и редактор "толстого"
Великий бал у Сатаны
литературного журнала, - неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца.
Булгаковская Москва
Театр Булгакова
В Ершалаиме Каифа делает все, что в его силах, для гибели Иешуа. Берлиоз,
Родные и близкие девятнадцать веков спустя, как бы вторично убивает Иисуса Христа, утверждая, что
Философы он никогда не существовал на свете. Председателя МАССОЛИТа Стравинский
путает с известным французским композитором Гектором Берлиозом (1803-1869),
Булгаков и мы
делая жертву Воланда как бы "мнимым иностранцем". Такого же "мнимого
Булгаковедение
иностранца" мы видим покупающим рыбу в Торгсине, причем даже внешне он очень
Рукописи
похож на Берлиоза - "не композитора".
Фотогалереи
Председатель МАССОЛИТа одет "в летнюю серенькую пару, был маленького роста,
Сообщество Мастера
упитан, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, и на хорошо выбритом лице
Клуб Мастера
его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе". А
Новый форум
вот портрет торгсиновского "иностранца": "низенький, совершенно квадратный
Старый форум
человек, бритый до синевы, в новенькой шляпе, не измятой и без подтеков на ленте,
Гостевая книга
в сиреневом пальто и лайковых перчатках".
СМИ о Булгакове
И Каифе, и Берлиозу, и мнимому иностранцу в сиреневом пальто в М. и М.
СМИ о БЭ
уготована злая судьба. Иудейскому первосвященнику Пилат предрекает грядущую
Лист рассылки
гибель вместе с Ершалаимом от римских легионов и подбрасывает Каифе записку,
Партнеры сайта
компрометирующую его в связях с Иудой из Кириафа. Берлиоз гибнет под колесами
Старая редакция сайта
трамвая по точному предсказанию Воланда, чтобы оказаться в потустороннем мире
Библиотека на Великом балу у сатаны. Псевдоиностранца в Торгсине ждет куда меньшее
несчастье - он оказывается в бочке с селедкой, которую только что собирался
Собачье сердце
купить, а на необыкновенное явление, в лице Коровьева-Фагота с Бегемотом, он
(иллюстрированное)
реагирует одинаково с Берлиозом - попыткой вызвать милицию, причем на
Остальные произведения
чистейшем русском языке.
Книжный интернет-
магазин
Мнимый иностранец - такой же скользкий и лишенный человеческих черт, как та
Лавка Мастера
селедка, в одной бочке с которой он оказался. Берлиоза же Булгаков обрекает на
гибель и тем самым дает хоть какое-то искупление, да и Каифу рисует не одними
черными красками, поскольку председатель Синедриона - человек твердый, гордый
и бесстрашный. В этой триаде достигается максимальное снижение персонажа
современного мира по сравнению с древним.

Седьмую триаду также образуют враги Иешуа и Мастера: Иуда из Кириафа,
служащий в меняльной лавке и шпион Иосифа Каифы, - Барон Майгель, служащий
Зрелищной комиссии "в должности ознакомителя иностранцев с
достопримечательностями столицы", - Алоизий Могарыч, журналист,
осведомляющий публику о новинках литературы. Все трое - предатели. Иуда
предает Иешуа, Могарыч - Мастера, а Майгель пытается, но не успевает предать
Воланда вместе со всеми участниками Великого бала у сатаны, причем его переход
во власть "князя тьмы" предопределен с самого начала.

Иуду и Майгеля за предательство настигает смерть. Могарыч же выброшен в одних
подштанниках из Москвы Воландом, почти так же, как ранее Степа Лиходеев - в
поезд, идущий в Вятку (еще один временной знак - в 1934 г. Вятку переименовали в
Киров, но, хотя сцена с Могарычем писалась в конце 30-х годов, автор М. и М.
оставил прежнее название, подчеркивая тем самым, что действие происходит до
1934 г.). Однако Алоизий благополучно возвращается и возобновляет свою
деятельность, заменив Римского на посту финансового директора Театра Варьете.
Современный мир сатана исправить не в силах, это могут попытаться сделать
только сами люди, в которых Воланд лишь обнажает существующие пороки,
роднящие их с миром потусторонних сил.

Последнюю, восьмую триаду в М. и М. формируют те, кто выступает в роли
учеников Иешуа и Мастера, а ранее - Каифы и Берлиоза: Левий Матвей, будущий
евангелист и бывший сборщик податей, ставший единственным последователем Га-
Ноцри, - поэт Иван Бездомный, друг Берлиоза и член МАССОЛИТа, ставший
единственным учеником Мастера, а позднее превратившийся в профессора
Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева, - поэт Александр
Рюхин, член МАССОЛИТа и бывший друг Бездомного, неудачно пытающийся встать
вровень с Александром Пушкиным (1799-1837) и отчаянно ему завидующий.

<< Предыдущая

стр. 152
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>