<< Предыдущая

стр. 153
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Левий Матвей, по словам Иешуа, неверно записывает за ним. В поэме Бездомного
облик Иисуса сильно искажен, что и доказывается "евангелием от Воланда".
Бездарные же вирши Рюхина, который пишет бодрые революционные стихи, но в
революцию давно уже не верит, профанируют пушкинские традиции поэтического
слова.

Одним из прототипов Рюхина послужил поэт Владимир Маяковский (1893-1930), а
Бездомного - поэт Александр Безыменский (1898-1973), которые находились в ссоре
и высмеивали друг друга в эпиграммах (к обоим Булгаков относился плохо из-за их
критики "Дней Турбиных"). Ссора Бездомного с Рюхиным как раз и пародирует ссору
Безыменского с Маяковским. Рюхину не удается освободиться от "учения",
навязанного Берлиозом, и он впадает в запой. Бездомный же в эпилоге М. и М.
больше не член МАССОЛИТа (к тому времени проходит несколько лет с момента
визита Воланда в Москву, и, вероятно, Булгаков здесь намекает, что МАССОЛИТ,
как и его прототип РАПП, уже распустили).

Однако профессор Иван Николаевич Понырев, навсегда оставивший служение
поэзии, так и не избавился от бациллы всезнайства, подобно тому, как Левий
Матвей и после гибели Иешуа сохраняет свою нетерпимость к другим и
уверенность, что лишь он один способен правильно истолковать учение Га-Ноцри.
Не веривший в Бога Иван Бездомный под влиянием испытаний, устроенных ему
Воландом, уверовал в дьявола. Точно так же Левий Матвей во время казни на
Лысой Горе отрекся от Бога и обратился к помощи сатаны. Бездомный причастен и к
потустороннему миру - в мир Воланда он ежегодно переносится во сне в ночь
весеннего полнолуния, вновь встречая там Мастера и Маргариту.

Подвиги Иешуа и Мастера
Уникальность Маргариты
Московская толпа убийц, палачей, отравителей и развратников
Дьявол приходит с Запада
Спешите заглянуть в продолжение!

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 8
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Два таких тесно связанных друг с другом персонажа М. и М. как Иешуа Га-Ноцри и
Персонажи
Мастер образуют не триаду, а диаду. Мастер принадлежит как современному, так и
Произведения
потустороннему миру. Он появляется на Великом балу у сатаны в праздничную,
Демонология
вечно длящуюся полночь и сопровождает Воланда в последнем полете. Иешуа Га-
Великий бал у Сатаны
Ноцри совершает жертвенный подвиг во имя истины и убеждения, что все люди
Булгаковская Москва
добрые, ценой жизни заплатив за желание говорить правду и только правду. Мастер
Театр Булгакова
же совершает подвиг творческий, создав роман о Понтии Пилате, но сломлен
Родные и близкие
гонениями и озабочен уже не художественной истиной, а поисками покоя. Таким
Философы
образом, и здесь московский персонаж снижен по сравнению с ершалаимским.
Булгаков и мы
Маргарита, в отличие от Мастера, занимает в М. и М. уникальное положение, не
Булгаковедение
имея аналогов среди других персонажей романа. Тем самым Булгаков подчеркивает
Рукописи
неповторимость любви героини к Мастеру и делает ее символом милосердия и
Фотогалереи
вечной женственности.
Сообщество Мастера
Понятие вечной женственности занимает важное место в софиологии (учении о
Клуб Мастера
Софии, премудрости Божией), разработанной такими философами как В. С.
Новый форум
Соловьев (1853-1900), С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский. Любовь Маргариты
Старый форум
становится высшей ценностью на свете.
Гостевая книга
СМИ о Булгакове Три мира М. и М. имеют также ряд параллельных эпизодов и описаний. Мраморная
СМИ о БЭ лестница, окруженная стенами роз, по которой спускаются Понтии Пилат со свитой
Лист рассылки и члены Синедриона после утверждения приговора Иешуа, повторена в такой же
лестнице на Великом балу у сатаны: по ней спускаются зловещие гости Воланда.
Партнеры сайта
Толпа убийц, палачей, отравителей и развратников заставляет вспомнить
Старая редакция сайта
ершалаимскую толпу, слушающую приговор и сопровождающую казнимых к Лысой
Библиотека
Горе, а также московскую толпу у касс Театра Варьете.
Собачье сердце
(иллюстрированное) Понтий Пилат и прочие, отправившие на смерть Иешуа Га-Ноцри, как бы сразу
перешли под власть "князя тьмы" и их законное место - среди гостей дьявольского
Остальные произведения
бала. Московская же толпа, рвущаяся на сеанс черной магии профессора Воланда,
Книжный интернет-
тоже отдала себя в руки "князя тьмы" и поплатилась за это "полным
магазин
разоблачением": в самый неподходящий момент доверчивые зрительницы
Лавка Мастера
лишаются подаренных Коровьевым-Фаготом модных французских туалетов и
предстают перед окружающими в неглиже.

Как и в Москве, в Ершалаиме нестерпимо печет солнце - признак близкого
появления дьявола. Получается, сам сатана направлял Понтия Пилата, когда тот
утверждал роковой приговор. Почти буквально совпадают описания ершалаимской
и московской грозы. В Ершалаиме "тьма, пришедшая со Средиземного моря,
накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие
храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила
крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары,
караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим - великий город, как будто не
существовал на свете". В Москве же "эта тьма, пришедшая с запада, накрыла
громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не
было на свете". В полном соответствии с географическими реалиями на оба города
гроза в М. и М. обрушивается с Запада, однако в этом есть одновременно и точное
следование демонологической традиции, согласно которой, запад - сторона света,
связанная с дьяволом.

Московская и ершалаимская грозы олицетворяют ту роль сил зла, которая отражена
в эпиграфе к М. и М. из "Фауста" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832):
"...так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно
совершает благо". Гроза в Ершалаиме сокращает муки Иешуа Га-Ноцри: из-за нее
Понтии Пилат приказывает снять оцепление и добить распятых. Однако казнить
Иешуа побудил прокуратора сам дьявол, так что посланная Воландом по
обращенному к нему призыву Левия Матвея туча только умеряет зло, творимое
сатаной, приносит благо, только частично уменьшающее злодейство. Равным
образом московская туча гасит начавшиеся в городе пожары, но эти пожары
устроили Коровьев и Бегемот - спутники Воланда.

На крыльях тучи сатана и его свита покидают Москву, унося с собой в свой вечный
мир, в последний приют Мастера и Маргариту. Там автор романа о Понтии Пилате
вновь обретет возможность творить. Но те, кто лишили Мастера нормальной жизни
в Москве, затравили, выгнали из жилища и вынудили искать пристанища у дьявола,
действовали с благословения Воланда. Это становится ясным из слов "князя тьмы"
в тот момент, когда он покидает Москву:
" - Ну что же, - обратился к нему Воланд с высоты своего коня, - все счета
оплачены? Прощание совершилось?
- Да, совершилось, - ответил мастер и, успокоившись, поглядел в лицо Воланду
прямо и смело.
Тут вдалеке за городом возникла темная точка и стала приближаться с
невыносимой быстротой. Два-три мгновения, точка эта сверкнула, начала
разрастаться. Явственно послышалось, что всхлипывает и ворчит воздух.
- Эге-ге, - сказал Коровьев, - это, по-видимому, нам хотят намекнуть, что мы
излишне задержались здесь. А не разрешите ли мне, мессир, свистнуть еще раз?
- Нет, - ответил Воланд, - не разрешаю. - Он поднял голову, всмотрелся в
разрастающуюся с волшебной быстротою точку и добавил: - У него мужественное
лицо, он правильно делает свое дело, и вообще все кончено здесь. Нам пора!
И тогда над горами покатился, как трубный голос, страшный голос Воланда:
- Пора!! - и резкий свист и хохот Бегемота".

Далее:
Сталин - наместник дьявола
В "Мастере и Маргарите" ни у кого нет родственников
Первые христиане - люди, которым нечего терять
"Крови еще будет"
Гуманен только дьявол

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 9
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Воланд не позволяет Коровьеву свистом уничтожить посланный против них
Персонажи
истребитель и приказывает своей свите покинуть Москву, поскольку уверен, что этот
Произведения
город и страна останутся в его власти, пока здесь господствует человек с
Демонология
мужественным лицом, который "правильно делает свое дело" . Этот человек - И. В.
Великий бал у Сатаны
Сталин.
Булгаковская Москва
Театр Булгакова
Столь прямой намек, что "великий вождь и учитель", глава Коммунистической
Родные и близкие партии и абсолютный, к тому же безжалостный диктатор пользуется
Философы благорасположением дьявола, особенно напугал слушателей последних глав М. и
М. 15 мая 1939 г. (а ведь роман Булгаков собирался подать наверх, т. е. Сталину!).
Булгаков и мы
Булгаковедение
Это место в не меньшей степени страшило и последующих издателей булгаковского
Рукописи романа. Хотя цитированный фрагмент содержался в последней машинописи М. и М.
Фотогалереи и не был отменен последующей правкой, он не попал в основной текст ни в одном
из осуществленных до сих пор изданий.
Сообщество Мастера
Клуб Мастера
Во всех трех главных мирах М. и М. можно заметить одну очень важную черту.
Новый форум
Практически никто из основных персонажей не связан между собой узами родства,
Старый форум свойства или брака. Упоминается отец Иешуа, которого Га-Ноцри не помнит, муж
Гостевая книга Маргариты и жена Мастера, жены и мужья некоторых других, сугубо второстепенных
действующих лиц, дядя Берлиоза и его сбежавшая в Харьков с балетмейстером
СМИ о Булгакове
жена, но все они - на далекой периферии действия.
СМИ о БЭ
Лист рассылки
В отличие от многих всемирно известных произведений, представляющих собой
Партнеры сайта
семейные хроники, вроде "Войны и мира" (1863-1869) Льва Толстого (1828-1910),
Старая редакция сайта
"Будденброков" (1901) Томаса Манна (1875-1955) или "Саги о Форсайтах" (1906-
Библиотека 1928) Джона Голсуорси (1867-1933), в М. и М. основой развития сюжета служат
связи между героями, вытекающие в первую очередь из их положения в древнем,
Собачье сердце
инфернальном и современном обществе.
(иллюстрированное)
Остальные произведения
В ершалаимском мире и Иешуа, и Пилат, и Каифа, и Иуда из Кириафа, и Афраний, и
Книжный интернет-
Левий Матвей даны вне каких-либо семейных или родственных отношений, хотя
магазин
такие отношения в римском и иудейском обществе I в. н. э. играли исключительно
Лавка Мастера
большую роль. В то же время, Римская империя и Иудея были обществами
чрезвычайно иерархичными, и вполне закономерно, что в ершалаимских сценах М.
и М. отношения главных действующих лиц определяются их положением в местной
иерархии, поставленном в связь с судьбой Иешуа Га-Ноцри.

Например, Понтию Пилату подчинены Афраний и Марк Крысобой, Афранию - его
агенты Толмай и Низа, а так же безымянные убийцы Иуды из Кириафа, кентуриону
Марку - легионеры его кентурии и палачи, осуществляющие казнь. Все они по
приказу прокуратора Иудеи сначала казнят Иешуа и двух разбойников, а затем
осуществляют убийство Иуды.

Сам же Иуда находится на службе у иудейского первосвященника Иосифа Каифы и
по его заданию доносит на Иешуа. Другое дело, что при этом он обуреваем
страстью к деньгам и Низе (деньги для него - средство купить ее любовь), однако
возлюбленная Иуды выполняет поручение Афрания и сама предает предателя,
завлекая в роковую ловушку.

Иосиф Каифа находится на самой вершине иудейской иерархии, но над ним есть и
более высокая власть римского прокуратора. А над прокуратором Понтием
Пилатом, самым могущественным римлянином в Иудее, есть верховная власть
хитрого и беспощадного кесаря Тиверия (43 или 42 до н. э. - 37 н. э.). Потому-то и
трусит прокуратор и, опасаясь доноса Каифы в Рим, поступает против своей
совести, утверждая приговор невиновному и очень симпатичному ему лично
человеку - Иешуа Га-Ноцри.

Левий Матвей в М. и М. по своему общественному положению двойственен: с одной
стороны, он иудей и обязан беспрекословно подчиняться Синедриону и Каифе, с
другой стороны, собирает подати для римлян, находится пусть на одной из низших
ступенек, но римской иерархии и потому сравнительно независим от иерархии
иудейской.

Сам Иешуа Га-Ноцри - человек, стоящий вне какой-либо иерархии, обыкновенный
бродяга. Его учение как раз и противостоит всякой иерархии, выдвигает на первый
план свойства человека как такового. Неслучайно первым и единственным при
жизни основателя последователем этого учения становится Левий Матвей, чье
положение в общественной иерархии достаточно неопределенно. Ему
психологически легче выйти из старой иерархии и войти в состав новой общины, на
первых порах иерархии лишенной и состоящей всего из двух членов - Иешуа и его
самого.

Кстати сказать, первыми христианами на самом деле становились люди, подобные
Иешуа и Матвею, и здесь автор М. и М. нисколько не погрешил против исторической
истины. Отношения Иешуа Га-Ноцри и Левия Матвея, учителя и ученика, строятся

<< Предыдущая

стр. 153
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>