<< Предыдущая

стр. 154
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

на признании вторым морального авторитета первого и его проповеди без какого-
либо принуждения.

Однако в фигуре Левия Матвея уже можно увидеть грядущую трансформацию
учения, из которого в будущем возникла строго иерархичная христианская церковь.
Первый и единственный ученик Иешуа уже воплощает в себе крайнюю
нетерпимость и стремление жестко разделить всех людей на друзей и врагов - а
ведь это основа и для новой иерархии по степени приверженности учению, по
чистоте следования догматам веры. Новая религия вызовет не менее страшные
войны, чем прежде, станет поводом для истребления иноверцев, и это предвидит
Левий Матвей, когда говорит Понтию Пилату, обвиняющему его в жестокости, что
"крови еще будет".

Здесь находит завершение важная для Булгакова тема "цены крови", волновавшая
его в "Красной короне" и "Белой гвардии", "Днях Турбиных" и "Беге". Автор М. и М.
приходит к убеждению, что ничья жертва не заставит людей прекратить проливать
кровь себе подобных.

Вечная, раз и навсегда данная строгая иерархия царит и в потустороннем мире.
Воланду подвластна вся его свита. Самый близкий к дьяволу по положению -
Коровьев-Фагот, первый по рангу среди демонов, главный помощник сатаны. Фаготу
подчиняются Азазелло и Гелла. Несколько особое положение занимает кот-
оборотень Бегемот, любимый шут и своего рода наперсник "князя тьмы" (таким же
образом в ершалаимском мире с Пилатом оказывается связан только его любимый
пес Банга).

Современный московский мир - тоже мир иерархический. Четкая иерархия есть в
возглавляемом Берлиозом МАССОЛИТе, в Театре Варьете, в клинике Стравинского.
Только отношения двух, в честь кого назван роман, определяются не иерархией, а
любовью. Мастер не принадлежит к могущественной иерархии литературного,
окололитературного или надлитературного мира, и поэтому его гениальный роман
не может увидеть света. В обществе, построенном на строгой партийной иерархии,
Мастеру, совершенно не знакомому с политической конъюнктурой, в конце концов
не остается места. Подобно Иешуа, он, хотя и бессознательный, но бунтарь против
железных тисков иерархии, и потому обречен на гибель, как и мирный проповедник
крамольной мысли, что "злых людей нет на свете".

Приоритет простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями
Булгаков утверждает самим романом, неслучайно названном М. и М. В мире, где
роль и действия человека определяются его общественным положением, все-таки
существуют добро, правда, любовь, творчество, но им приходится скрываться в мир
потусторонний, искать защиты у самого дьявола - Воланда. Автор романа полагал,
что общество истины и справедливости можно создать, только опираясь на эти
ценности гуманизма.

Трехмирность по Флоренскому
Москва - только пародия на Ершалаим
Священное число три
Немного философии и психоанализа
Читайте продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 10
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Трехмирность М. и М. можно соотнести со взглядами известного русского
Персонажи
религиозного философа, богослова и ученого-математика П. А. Флоренского. В
Произведения
булгаковском архиве сохранилась его книга "Мнимости в геометрии" (1922), на
Демонология
которой автор М. и М. сделал многочисленные пометы. Булгаков был также хорошо
Великий бал у Сатаны
знаком с главным трудом П. А. Флоренского "Столп и утверждение истины" (1914),
Булгаковская Москва
который имелся, в частности, в библиотеке друга писателя П. С. Попова.
Театр Булгакова
Родные и близкие В этом сочинении философ развивал мысль о том, что "троичность есть наиболее
Философы общая характеристика бытия", связывая ее с христианской Троицей. В "Мнимостях в
геометрии" Флоренский особо выделил надмирную область Неба, где должны
Булгаков и мы
действовать законы мнимого пространства. Троичная структура М. и М. во многом
Булгаковедение
выглядит отражением этих идей философа.
Рукописи
Фотогалереи У Булгакова персонажи современного и потустороннего миров как бы пародируют,
воспроизводя в сниженном виде, героев древнего, евангельского мира,
Сообщество Мастера
превращающегося в финале М. и М. в надмирность, где прощенный Пилат, наконец,
Клуб Мастера
встречается с Иешуа, но куда не дано попасть Мастеру и Маргарите, обретающим
Новый форум
свой последний приют вне света. Мнимое пространство у Булгакова - это и
Старый форум
местопребывание сил тьмы, куда возвращается Воланд со своей свитой.
Гостевая книга
Флоренский в "Столпе и утверждении истины" отмечал, что "число три, в нашем
СМИ о Булгакове
разуме характеризующее безусловность Божества, свойственно всему тому, что
СМИ о БЭ
обладает относительной самозаключенностью, - присуще заключенным в себе
Лист рассылки
видам бытия. Положительно, число три являет себя всюду как какая-то основная
Партнеры сайта
категория жизни и мышления".
Старая редакция сайта
Библиотека В качестве примеров он привел трехмерность пространства; три основные
категории времени: прошедшее, настоящее и будущее; наличие трех
Собачье сердце
грамматических лиц практически во всех языках; минимальный размер полной
(иллюстрированное)
семьи в три человека: отец, мать, дитя; философский закон трех моментов
Остальные произведения
диалектического развития: тезис, антитезис, синтез; а также наличие трех координат
Книжный интернет-
человеческой психики, выражающихся в каждой отдельной личности: разума, воли и
магазин
чувства.
Лавка Мастера

Сюда можно добавить широко известный в лингвистике факт, что никогда не
заимствуются из других языков названия первых трех числительных: один, два и
три, а также то неоспоримое обстоятельство, что в художественной литературе
трилогий значительно больше, чем дилогий или тетралогий.

Флоренский доказал, что троичность как основную категорию бытия невозможно
логически вывести ни из каких оснований и потому возводил ее к изначальному
триединству Божественной Троицы. Элементы троичности присутствуют не только в
христианстве, но и в подавляющем большинстве других религий народов мира.

Если же подходить к проблеме троичности с точки зрения науки, а не веры, то
троичность бытия можно объяснить троичностью человеческого, которая, в свою
очередь, скорее всего связана с установленной асимметрией функций полушарий
головного мозга. Ведь число 3 - это простейшее выражение асимметрии в целых
числах по формуле 3=2+1, тогда как простейшая формула симметрии 2=1+1.

Троичность мышления сводится к тому, что окружающую действительность человек
воспринимает как трехсоставную. В связи с этим можно указать также, что
подавляющее большинство исторических и историософских теорий, призванных
объяснить явления действительности, не относящиеся непосредственного к
мышлению одного человека, все равно несут в себе троичную структуру. Поэтому
они вряд ли корректны, поскольку передают не особенности объясняемого, а
особенности мышления, бессознательно присущие творцам этих теорий.

В качестве примера можно привести то, что в истории различных цивилизаций, как и
в жизни человека, всегда выделяют молодость, зрелость и старость (или
зарождение, расцвет и упадок). На самом деле данная периодизация не имеет
отношения к существованию той или иной цивилизации, а только к способу его
истолкования историком или философом.

Еще один пример - выделение Я, ОНО и Сверх-Я в психоанализе австрийского
психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939). Получается, что для объяснения
действительности адекватно самой действительности нам необходимо
абстрагироваться от особенностей нашего мышления. В М. и М. художественное
истолкование действительности по сознательной воле автора оформлено в
троичную структуру, ставшую основой композиции романа. Однако религиозного
содержания сама по себе она здесь не несет.

Многие свойства троичности, выявленные Флоренским, отразились в М. и М. Для
Булгакова троичность тоже оказывается соответствующей Истине, на ней не только
основана пространственно-временная структура М. и М., но и держится этическая
концепция романа. В М. и М. есть четвертый, мнимый мир и соответствующий ему
ряд персонажей. Этот мир, в полном согласии с мыслями Флоренского, не является
структурообразующим и не имеет самостоятельного значения.

Мнимый мир в романе
На доносчиков всегда есть спрос
Путаница с котами
Аннушка - пособник сатаны
Стоит заглянуть в продолжение!

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 11
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Мнимый мир романа - это новая ипостась в недрах современного московского мира,
Персонажи
связанная пространственно с Театром Варьете и Нехорошей квартирой No50 в доме
Произведения
302-бис по Садовой. Персонажи мнимого мира дополняют триады первых трех
Демонология
миров до тетрад: 1) Понтий Пилат - Воланд - Стравинский - финдиректор Варьете
Великий бал у Сатаны
Римский; 2) Афраний - Коровьев-Фагот- врач Федор Васильевич - администратор
Булгаковская Москва
Варьете Варенуха; 3) Марк Крысобой - Азазелло - Арчибальд Арчибальдович-
Театр Булгакова
директор Театра Варьете Степан Богданович Лиходеев; 4) Банга - Бегемот -
Родные и близкие
Тузбубен - кот, задержанный неизвестным в Армавире в эпилоге М. и М.; 5) Низа -
Философы
Гелла - Наташа - соседка Берлиоза и Лиходеева Аннушка-Чума, 6) Иосиф Каифа -
Михаил Александрович Берлиоз - неизвестный в Торгсине, выдающий себя за
Булгаков и мы
иностранца - Жорж Бенгальский, конферансье Театра Варьете, 7) Иуда из Кириафа
Булгаковедение
- Барон Майгель - Алоизий Могарыч - Тимофей Квасцов, жилец дома 302-бис по
Рукописи
Садовой; 8) Левий Матвей - Иван Бездомный - Александр Рюхин - Никанор
Фотогалереи
Иванович Босой, председатель жилтоварищества дома 302-бис по Садовой.
Сообщество Мастера
Клуб Мастера В мнимом мире, в полном соответствии с положениями, разработанными
Флоренским в книге "Мнимости в геометрии", герои свершают мнимые действия с
Новый форум
мнимыми же результатами. Кажется, что Римский направляет весь ход действия в
Старый форум
Театре Варьете (формальный глава Театра Варьете Степа Лиходеев исчезает в
Гостевая книга
самом начале событий). Он сообщает куда следует о таинственных обитателях
СМИ о Булгакове
Нехорошей квартиры и о подозрительном сеансе черной магии заезжего гастролера
СМИ о БЭ
Воланда. Однако на самом деле власть Римского призрачна и на ход событий никак
Лист рассылки
не влияет. Финдиректор не в силах предотвратить, например, исчезновение
Партнеры сайта
администратора Варенухи, так и не добравшегося с донесением до компетентных
Старая редакция сайта
органов, или последствия злополучного сеанса.
Библиотека
Когда Понтий Пилат ожидает прихода начальника тайной стражи Афрания с
Собачье сердце
донесением об убийстве Иуды из Кириафа, ему кажется, что "кто-то сидит в пустом
(иллюстрированное)
кресле" в тот момент, когда "приближалась праздничная ночь" и "вечерние тени
Остальные произведения
играли свою игру". Прокуратору привиделся образ его помощника, которого на
Книжный интернет-
самом деле в кресле не было. В такую же ночь, предшествовавшую празднику
магазин
весеннего полнолуния - Великому балу у сатаны, Римский, как Пилат Афрания, с
Лавка Мастера
неизъяснимой тревогой ждет возвращения своего помощника Варенухи, который
выполняет функции доносчика, как и Иуда из Кириафа.

Наконец, финдиректор замечает администратора Театра Варьете сидящим в кресле
в его, Римского, кабинете. Но вскоре выясняется, что в кресле сидит не прежний
Варенуха, а не отбрасывающий тени вампир - мнимое подобие администратора. В
отличие от Афрания, успешно организовавшего убийство Иуды из Кириафа,
Варенуха задание Римского провалил, так и не добравшись до нужного ему
учреждения: вместо ОГПУ администратор попал в нужник, где его избили Азазелло
и Бегемот, а Гелла превратила в вампира. Однако новоявленный вампир пытается
заставить Римского поверить, будто все обстоит благополучно, рассказывая
фантастические подробности визита в органы.

Армавирского кота принимают за спутника Воланда, волшебного кота Бегемота,
умеющего ходить на двух ногах, платить за себя в трамвае и говорить человеческим
голосом. Потому-то несчастное животное ведут в милицию со связанными
передними лапами. Но задержанный кот оказывается самым обыкновенным, и в
кота-оборотня превращается только в воображении схватившего его не вполне
трезвого гражданина.

Отчество Степы Лиходеева - Богданович откровенно пародийно. Не Бог, а черт

<< Предыдущая

стр. 154
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>