<< Предыдущая

стр. 165
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

искусства" здесь не столько мстил Булгакову за нелестный отзыв в "Роковых
яйцах" ("Театр имени покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в
1927 году при постановке пушкинского "Бориса Годунова", когда обрушились
трапеции с голыми боярами"), - ведь и после этого он просил у опального
драматурга пьесы для постановки, сколько стремился продемонстрировать
солидарность с партийным печатным органом в безнадежной попытке спасти свой
театр. Не спас. В декабре 1937 г. театр Мейерхольда был закрыт, и, судя по записям
Е. С. Булгаковой, Булгаков никакого сожаления по этому поводу не выразил.

Зато в монологе А. А. С. появилась явная пародия на выступление В. Э.
Мейерхольда. В варианте 1934 г. речь А. А. С. звучала следующим образом: " - Все-
таки нам было бы приятно, гражданин артист... если бы вы разоблачили нам технику
массового гипноза, в частности денежные бумажки...

- Пардон, - отозвался клетчатый, - это не гипноз, я извиняюсь. И в частности,
разоблачать тут нечего...
- Виноват, - сказал Аркадий Аполлонович, - все же это крайне желательно.
Зрительская масса..."

В окончательном же тексте А. А. С. выражался почти так же, как Мейерхольд на
дискуссии в марте 1936 г.: "Зрительская масса требует объяснения". На
Мейерхольда теперь было ориентировано и описание окружения А. А. С. в Театре
Варьете: "Аркадий Аполлонович помещался в ложе с двумя дамами: пожилой,
дорого и модно одетой, и другой - молоденькой и хорошенькой, одетой попроще.
Первая из них, как вскоре выяснилось при составлении протокола, была супругой
Аркадия Аполлоновича, а вторая - дальней родственницей его, начинающей и
подающей надежды актрисой, приехавшей из Саратова и проживающей в квартире
Аркадия Аполлоновича и его супруги". В. Э. Мейерхольд происходил из немцев
Поволжья и поддерживал с Саратовом тесные связи, пригласив оттуда на
постоянную работу в Театр Революции известного впоследствии режиссера А. М.
Роома (1894-1976).

Булгаков спародировал слова Мейерхольда о том, что от него требуют самокритики,
которая в мейерхольдовском выступлении была заменена критикой других. А. А. С.
публично уличают в любовных похождениях и, пусть не прямо, как жертв
французской моды, но фигурально выставляют на всеобщее обозрение в одних
подштанниках. Вторая жена Мейерхольда, актриса его театра Зинаида Николаевна
Райх (1894-1939), была на двадцать лет младше мужа, как и мнимая родственница
из Саратова по отношению к А. А. С.

Имя и отчество Аркадий Аполлонович в "Мастере и Маргарите" и Аполлон Акимович
в "Адаме и Еве" могли быть подсказаны Булгакову одним домашним
обстоятельством: по воспоминаниям второй жены писателя Л. Е. Белозерской, ее
инструктора по верховой езде звали Константин Аполлонович.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Сорок сороков"
Архив публикаций
Энциклопедия
" орок сороков" - фельетон. Опубликован: Накануне, Берлин-М., 1923, 15 апр.
Биография (1891-1940)
Персонажи
Эпиграф: "Решительно скажу: едва/ Другая сыщется столица как Москва" - это
Произведения
искажённая реплика Фамусова из комедии Александра Грибоедова (1795-1829)
Демонология "Горе от ума". Правильно должно было бы быть: "А, батюшка, признайтесь, что
Великий бал у Сатаны едва/ Где сыщется столица как Москва".
Булгаковская Москва
Грибоедовская Москва побудила автора "Мастера и Маргариты" сделать в романе
Театр Булгакова
символом московского мира Дом Грибоедова. В С. с. Булгаков даёт как бы четыре
Родные и близкие
панорамы Москвы 1921-1923 гг., уподобляя фельетон киносценарию (тот же
Философы
принцип применён в "Дьяволиаде"). Наблюдает автор С. с. Москву с крыши дома Э.
Булгаков и мы
К. Нирензее (Б. Гнездниковский пер., 10 - в этом доме помещалась редакция газеты
Булгаковедение
"Накануне"). Отсюда же бросается на московскую мостовую главный герой
Рукописи "Дьяволиады" Коротков.
Фотогалереи
В С. с. зафиксировано постепенное улучшение столичного быта с развитием нэпа от
Сообщество Мастера
момента прибытия Булгакова в Москву "в конце сентября 1921 года" (судя по записи
Клуб Мастера
в дневнике "Под пятой", сделанной 30 сентября 1923 года, это случилось 30-го
Новый форум
числа) и до времени создания фельетона. Писатель заканчивает повествование на
Старый форум
оптимистической ноте: "И, сидя у себя в пятом этаже, в комнате, заваленной
Гостевая книга букинистическими книгами, я мечтаю, как летом взлезу на Воробъёвы, туда, откуда
СМИ о Булгакове глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит,
блестит Москва. Москва - мать".
СМИ о БЭ
Лист рассылки
Однако надежды на будущую цивилизованную жизнь не оправдались, и в
Партнеры сайта
позднейшем романе "Мастер и Маргарита" тот же московский пейзаж нарисован уже
Старая редакция сайта
не столь радужно. А незадолго до смерти Булгаков признавался сестре Наде в
Библиотека своей нелюбви к Москве, оказавшейся для него скорее не матерью, а мачехой.
Собачье сердце
(иллюстрированное) Наверх
Остальные произведения
Книжный интернет-
магазин
Лавка Мастера


© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Спиритический сеанс"
Архив публикаций
Энциклопедия
" пиритический сеанс" - рассказ. Опубликован: Рупор, М., 1922, No4.
Биография (1891-1940)
Персонажи
В качестве эпиграфа С. с. имеет речитатив Мефистофеля из оперы Шарля Гуно
Произведения
(1818-1893) "Фауст" (1859): "Не стоит вызывать его!"
Демонология
Прототипами героев рассказа послужили московские знакомые Булгакова Иван
Великий бал у Сатаны
Павлович и Вера Федоровна Крешковы. По воспоминаниям первой жены писателя
Булгаковская Москва
Т. Н. Лаппа, в их квартире (М. Бронная, 32, кв.24) по предложению Булгакова
Театр Булгакова
действительно был устроен спиритический сеанс: "Давай - соберемся, столик
Родные и близкие
покрутим". Там мы с ним были, Крешковы были - Иван Павлович и Вера, может
Философы
быть, Лямины были (булгаковский друг Н. Н. Лямин с женой Н. А. Ляминой-Ушаковой
Булгаков и мы (1899-1990) жили в той же квартире, что и Крешковы). Он их надул, конечно. "Я, -
Булгаковедение говорит, - буду тебя толкать ногой, а ты делай, как я говорю". Какие-то звуки я там
должна была издавать. Но так, все хорошо получилось, весело было. Я почему-то
Рукописи
раньше пришла, а потом Михаил приходит. А домработница Крешковых говорит
Фотогалереи
Вере: "Иди, там к тебе мужик пришел". А Иван Павлович услышал, говорит: "Что это
Сообщество Мастера
такое?" Вообще, он ревновал Верку к Булгакову, потому что Михаил немного за ней
Клуб Мастера
ухаживал. "Давай возьмем бутылку вина, купим пирожных, позови Веру, посидим,
Новый форум потом я ее провожу". "Хорошо", - говорю. И когда Михаил напечатал "Спиритический
Старый форум сеанс", все это описал там, так Иван Павлович чуть не избил его. Его удержали,
сказали: "Ты что, не понимаешь, это же шутка!" Вообще, Булгакова многие не
Гостевая книга
любили".
СМИ о Булгакове
СМИ о БЭ
Создавая С. с., и до этого организуя сам сеанс у Крешковых, Булгаков вспомнил
Лист рассылки
фантазию "Спиритический сеанс", поставленную 5 июля 1909 г. в Буче, где
Партнеры сайта
располагалась булгаковская дача. Тогда будущий автор С. с., еще гимназист, был
Старая редакция сайта
не только постановщиком этого, по определению его сестры Н. А. Булгаковой,
Библиотека "балета в стихах", но и исполнял роль спирита, вызывавшего духов.
Собачье сердце
Однако спектакль в квартире Крешковых ее хозяином был воспринят совсем не
(иллюстрированное)
шуточно. Ивана Павловича явно шокировал эпизод, когда "дура Ксюшка доложила: -
Остальные произведения
Там к тебе мужик пришел...", воспроизводящий диалог домработницы и В. Ф.
Книжный интернет-
Крешковой по поводу прихода Булгакова.
магазин
Лавка Мастера Главное же, рассуждения героя С. с. Павла Петровича о коммунизме, иронически
пересыпанные по воле Булгакова сентенциями насчет пайковых папирос, звучат
крайне двусмысленно и осведомленными читателями рассказа вполне могли быть
отнесены к И. П. Крешкову с теми же, что и в С. с. последствиями ("Бобрицкий сидел
неделю, квартирант и Ксаверий Антонович - 13 дней, а Павел Петрович - полтора
месяца").

Вот эти пикантные рассуждения: " - Да-а... - немедленно начал волынку Павел
Петрович, - "мужик" ... хе-хе! Ди-ка-ри! Форменные дикари. Я вот думаю: свобода
там... Коммунизм. Помилуйте! Как можно мечтать о коммунизме, когда кругом такие
Ксюшки! Мужик... Хе-хе! Вы уж извините, ради бога! Муж...
"А дурак!" - подумала madame Лузина и перебила:
- Да что ж мы в передней?.. Пожалуйте в столовую...
- Я и говорю, - продолжал Павел Петрович, обнимая за талию гостя, - коммунизм...
Спору нет: Ленин человек гениальный, но... да, вот не угодно ли пайковую... хе-хе!
Сегодня получил... Но коммунизм - это такая вещь, что она, так сказать, по своему
существу... Ах, разорванная? Возьмите другую, вот с краю... По своей сути требует
известного развития... Ах, подмоченная? Ну и папиросы! Вот, пожалуйста, эту... По
своему содержанию... Погодите, разгорится... Ну и спички! Тоже пайковые...
Известного сознания..."

Здесь присутствует пропагандистский штамп о ленинской гениальности, но
произносит эту фразу тот из героев, которого окружающие считают, и не без
основания, дураком. Слова Павла Петровича о необходимости для создания
коммунизма определенного уровня развития и сознания пародируют марксистский
постулат о достижении высокого уровня материального производства и
общественного сознания для построения коммунистического общества. А
вдумчивые читатели наверняка поняли намек о "подмоченности" и "разорванности"
коммунистической идеи, которую символизируют подмоченные пайковые папиросы.
Ведь паек - один из атрибутов общества, где отменены деньги.

Булгаков, заставив в С. с. дух императора Наполеона (1769-1821) (подразумевается
и фигурирует в доносе Николай II (1868-1918) отвечать на вопрос героини, "стоит ли
мне переходить из Главхима в Желеском", ясно показал отсутствие монархических
симпатий. Тут можно вспомнить и характерную запись в дневнике "Под пятой": "Черт
бы взял всех Романовых! Их не хватало", сделанную 15 апреля 1924 г.

Злой сатирой были и фигура бравого революционного матроса в штанах-колоколах,
выступающего в роли вдохновенного доносчика, и явление духа зла в виде
сотрудника ВЧК: "...Дух предстал перед снежно-бледными спиритами. Он был
кожаный. Весь кожаный, начиная с фуражки и кончая портфелем. Мало того, он был
не один. Целая вереница подвластных духов виднелась в передней.
Мелькнула бронзовая грудь, граненый ствол, серая шинель, еще шинель...
Дух окинул глазами хаос спиритической комнаты и, зловеще ухмыльнувшись,
сказал:
- Ваши документы, товарищи..."

Позднее в "Мастере и Маргарите" сатана Воланд и подчиненные ему демоны во
многом направляют действия сотрудников сменившего ВЧК ОГПУ против неугодных
им лиц.

В С. с. радость ряда присутствующих по поводу предсказания духа императора
Наполеона, что большевики пробудут у власти три месяца наряду с признанием: "я
их так ненавижу!" могли быть истолкованы компетентными органами очень
неблагоприятно для прототипов.

Это обстоятельство и вызвало столь резкую реакцию И. П. Крешкова. Его брат,
Александр Павлович, в дальнейшем стал вторым мужем Т. Н. Лаппа и однажды
уничтожил ее переписку с Булгаковым.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Лиходеев Степан Богданович ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
тепан Богданович Лиходеев - персонаж романа "Мастер и Маргарита",
Биография (1891-1940)
директор Театра Варьете.
Персонажи
Произведения
В редакции 1929 г. С. Б. Л. именовался Гарусей Педулаевым и имел своим
Демонология
прототипом владикавказского знакомого Булгакова кумыка Туаджина Пейзулаева,
Великий бал у Сатаны
соавтора по пьесе "Сыновья муллы", история работы над которой изложена в
Булгаковская Москва
"Записках на манжетах" и "Богеме".
Театр Булгакова
Родные и близкие В первой редакции "Мастера и Маргариты" Воланд выбрасывал Гарасю Педулаева
Философы во Владикавказ. Тогда этот герой пролетал над крышей дома 302-бис на Садовой и
тут же видел большой и очень красивый сад, а за ним "громоздящуюся высоко на
Булгаков и мы
небе тяжелую гору с плоской как стол вершиной" (знаменитую Столовую гору, у
Булгаковедение
подножья которой расположен Владикавказ).
Рукописи
Фотогалереи Перед взором Гараси возник "проспект, по которому весело позванивал маленький

<< Предыдущая

стр. 165
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>