<< Предыдущая

стр. 195
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Вайсфельдом.
17 мая - Булгаков заканчивает "Дополнение" к экспозиции сценария "Похождения
Чичикова". Вместе с женой заполняет анкеты для получения загранпаспортов.
29 мая - Булгаков подает заявление о приеме в Союз советских писателей.
4 июня - принят в Союз советских писателей.
7 июня - Булгаковым отказано в выдаче загранпаспортов.
10 июня - Булгаков пишет письмо Сталину с изложением истории с отказом в
заграничной поездке и просьбой о помощи в этом вопросе. Письмо осталось без
ответа.
13 июня - поездка в Ленинград с МХАТом на гастроли.
Июнь - работа Булгакова над киносценарием "Похождения Чичикова или Мертвые
души".
20 июня - 500-й спектакль "Дней Турбиных" во МХАТе.
Начало июля - Булгаков читает пьесу "Блаженство" директору Красного театра В.
Е. Вольфу.
4 июля - знакомит И. А. Пырьева и И. В. Вайсфельда с первой редакцией
киносценария "Похождения Чичикова".
12 июля - начинает новую редакцию романа "Мастер и Маргарита".
17 июля - возвращение Булгаковых из Ленинграда в Москву.
Вторая половина июля - работа над второй редакцией киносценария "Мертвые
души".
Конец июля - начало августа - Булгаковы отдыхают на даче в Звенигороде под
Москвой. Продолжение работы над киносценарием "Мертвые души".
12 августа - Булгаков завершает и сдает на кинофабрику третью редакцию
киносценария "Мертвые души".
15 августа - дирекцией кинофабрики "Союзфильм" киносценарий "Мертвые души"
утверждается к постановке.
16 августа - Булгаков заключает договор с киевской киностудией "Украинфильм" о
создании киносценария "Ревизор" по Гоголю.
17-23 августа - поездка Булгакова с женой в Киев. Переговоры о постановке
"Мольера" в Театре русской драмы и о киносценарии "Ревизор".
25 августа - публикация в многотиражке "Союзфильма" "За большевистский фильм"
интервью Булгакова о работе над киносценарием "Мертвые души". Начинает работу
над киносценарием "Ревизор". Зарождение замысла пьесы о Пушкине с
привлечением В. В. Вересаева для разработки исторического материала.
31 августа - Булгаков знакомится с исполнителями американской постановки "Дней
Турбиных" и режиссером постановки Вельсом на его квартире (улица Волхонка, 8).
8 сентября - беседа Булгакова с режиссером МХАТа И. Я. Судаковым о
возможности постановки пьесы "Бег".
10 сентября - Булгаков возобновляет работу над романом "Мастер и Маргарита".
15 сентября - режиссер И. А. Пырьев посылает Булгакову экземпляр киносценария
" Мертвые души" со своими поправками.
Сентябрь - октябрь - Булгаков делает первые наброски к пьесе "Александр
Пушкин".
9 октября - заключение договора с Театром сатиры о переработке "Блаженства" в
другую пьесу, впоследствии получившую название "Иван Васильевич".
10-15 октября - работа Булгакова над первой редакцией киносценария "Ревизор".
16 октября - возобновление репетиций "Мольера" во МХАТе.
17 октября - чтение Булгаковым сценария "Ревизор" представителям киевской
кинофабрики.
18 октября - на даче В. В. Вересаева Булгаков предлагает ему писать совместно
пьесу о Пушкине по булгаковскому плану. Вересаев соглашается.
24 октября - Булгаков завершает работу над второй редакцией киносценария
"Ревизор".
Конец октября - завершение первого полного варианта романа "Мастер и
Маргарита" из 37 глав.
30 октября - Булгаков начинает новую тетрадь рукописных дополнений к "Мастеру и
Маргарите".
3 ноября - генеральная репетиция инсценировки "Пиквикский клуб" во МХАТе с
участием Булгакова в роли Судьи.
5 и 18 ноября - Булгаков вносит поправки в киносценарий "Мертвые души".
9 ноября - Булгаков пишет варианты финальной сцены пьесы "Бег" (с
самоубийством и без самоубийства Хлудова).
21 ноября - сообщение о запрещении пьесы "Бег".
Конец ноября - знакомство Булгакова с режиссером "Украинфильма" М. С.
Каростиным и совместная работа с ним над сценарием "Ревизор". Булгаков
начинает пьесу "Иван Васильевич" - новую редакцию "Блаженства".
27 ноября - отказ Московской кинофабрики от поправок, сделанных Булгаковым к
киносценарию "Мертвые души", и возвращение сценария на доработку.
1 декабря - премьера спектакля "Пиквикский клуб" в Художественном театре.
Булгаков исполняет роль Судьи.
17 декабря - заключение Булгаковым договора с Театром им. Евг. Вахтангова на
пьесу о Пушкине.
27 декабря - радиопремьера мхатовского спектакля "Пиквикский клуб" с участием
Булгакова.

1935 г.
Январь - февраль - Булгаков продолжает работу над пьесой о Пушкине и
киносценариями " Мертвые души" и "Ревизор".
Середина февраля - интенсификация репетиций "Мольера" в Художественном
театре с участием К. С. Станиславского.
28 февраля - Булгаков завершает работу над новой редакцией сценария "Ревизор".
Март - апрель - продолжение репетиций пьесы "Мольер" во МХАТе.
26 марта - Булгаков возобновляет работу над пьесой о Пушкине.
27 марта - завершение черновой редакции пьесы "Александр Пушкин".
5 апреля - Булгаков читает две последние картины пьесы о Пушкине на квартире В.
В. Вересаева.
7 и 13 апреля - встречается с приехавшей в Москву А. А. Ахматовой.
8 апреля - Булгаков знакомится с поэтом Борисом Леонидовичем Пастернаком во
время вечера на квартире драматурга Константина Андреевича Тренёва. Пастернак
предлагает тост за Булгакова как за "незаконное явление" в советской литературе.
22 апреля - Булгаков пишет письмо К. С. Станиславскому с отказом переделывать
пьесу "Мольер". Булгаковские соображения принимаются во внимание.
22-23 апреля - Булгаков с женой присутствуют на большом приеме в американском
посольстве. 7 мая - Булгаков читает отрывки пьесы "Иван Васильевич" актерам
Театра сатиры.
10 мая - заканчивает новую редакцию пьесы "Зойкина квартира".
2 и 18 июня - Булгаков читает пьесу "Александр Пушкин" вахтанговцам.
15 июня - подает заявление в Иностранный отдел Мособлисполкома о заграничной
поездке вместе с женой. Середина июля - в заграничной поездке Булгаковым
отказано.
Лето - работа Булгакова над пьесой "Александр Пушкин". Переписка с В. В.
Вересаевым в связи с разногласиями соавторов в трактовке исторического
материала и образов пьесы о Пушкине.
9 сентября - Булгаков завершает работу над пьесой "Александр Пушкин".
20 сентября - разрешение Главреперткомом пьесы "Александр Пушкин".
Конец сентября - Булгаков заключает договор с Харьковским театром русской
драмы на постановку пьесы "Александр Пушкин".
30 сентября - Булгаков завершает работу над пьесой "Иван Васильевич".
2 октября - читает "Ивана Васильевича" труппе Театра сатиры.
3 октября - композитор С. С. Прокофьев предлагает Булгакову писать оперу на
основе пьесы "Александр Пушкин". Эта идея не была реализована.
7 октября - Булгаков сдает пьесу "Иван Васильевич" в Театр сатиры.
29 октября - пьеса "Иван Васильевич" разрешена Главреперткомом к постановке.
30 октября - приход А. А. Ахматовой с известием об аресте мужа, Н. Н. Пунина, и
сына, Л. Н. Гумилева. Булгаков помогает ей составить письмо И. В. Сталину.
31 октября - Булгаков вносит поправки в текст "Ивана Васильевича". Е. С.
Булгакова вместе с Ахматовой отвозят письмо в секретариат Сталина.
1 ноября - читает пьесу "Иван Васильевич" артистам Театра сатиры.
4 ноября - освобождение ранее арестованных Н. Н. Пунина и Л. Н. Гумилева.
5 ноября - Булгаков начинает работу над переводом пьесы Мольера
"Скупой" ("Скряга").
10 ноября - заключает договор на перевод пьесы "Скупой" с издательством
"Academia".
18 ноября - начало репетиций пьесы "Иван Васильевич" в Театре сатиры.
Конец года - работа Булгакова в соавторстве с М. С. Каростиным над сценарием
"Ревизор" и публикация его совместного варианта под названием "Необычайное
путешествие, или Ревизор (по Гоголю)" для участников совещания
кинематографистов. Продолжение репетиций "Мольера" во МХАТе.
К. С. Станиславский отказывается от работы над постановкой "Мольера",
предложив выпускать спектакль режиссеру Н. М. Горчакову. Работу над "Мольером"
в качестве главного режиссера завершает Владимир Иванович Немирович-
Данченко.
19 декабря - В. В. Вересаев снимает свое имя с пьесы "Александр Пушкин", однако
в финансовом отношении по настоянию Булгакова остается его соавтором.

1936 г.
6 января - Булгаков читает пьесу "Александр Пушкин"
руководителям Большого театра - директору В. И. Мутных,
заместителю директора Я. Л. Леонтьеву, а также дирижеру
А. Ш. Мелик-Пашаеву и композитору Д. Д. Шостаковичу.
Возникает мысль о создании оперы о Пушкине с
булгаковским либретто и музыкой Шостаковича.
16 января - Булгаков заканчивает перевод пьесы Мольера
"Скупой".
28 января - публикация в "Правде" редакционной статьи
"Сумбур вместо музыки" с резкой критикой оперы Д. Д.
Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда". Вопрос о
написании им музыки к опере о Пушкине отпадает.
5 февраля - первая генеральная репетиция "Мольера" во
МХАТе.
6 февраля - у Булгакова возникает замысел пьесы о Сталине.
9 февраля - вторая генеральная репетиция "Мольера" в Художественном театре.
11 февраля - закрытый просмотр "для пролетарского студенчества" спектакля
"Мольер" во МХАТе.
15 февраля - генеральная репетиция "Мольера" с публикой. В многотиражке МХАТа
"Горьковец" публикуется интервью с Булгаковым о пьесе "Мольер" под названием
"Он был велик и неудачлив".
16 февраля - премьера "Мольера" в Художественном театре.
21 февраля - общественный просмотр спектакля "Мольер" во МХАТе.
Конец февраля - начало марта - продолжение репетиций пьесы "Иван Васильевич"
в Театре сатиры. Серия отрицательных рецензий в прессе на мхатовскую
постановку "Мольера". Прекращение съемок фильма М. С. Каростина "Ревизор" по
булгаковскому сценарию.
4 марта - объявление в газетах конкурса на школьный учебник по истории СССР.
Булгаков решает принять в нем участие.
5 марта - начинает работу над "Курсом истории СССР",
9 марта - в "Правде" появляется статья "Внешний блеск и фальшивое содержание",
направленная против мхатовской постановки "Мольера". Снятие "Мольера" с
репертуара. Спектакль успел пройти семь раз.
16 марта - публикация в газете "Советское искусство" интервью друга Булгакова
артиста МХАТа М. М. Яншина "Поучительная неудача" с критикой постановки
"Мольера". Булгаков разрывает отношения с Яншиным.
Конец марта - апрель - работа Булгакова над поправками к пьесе "Иван
Васильевич". Нападки в прессе на репетирующийся в Театре им. Евг. Вахтангова
спектакль "Александр Пушкин". Продолжение работы над "Курсом истории СССР",
который так и не был завершен.
11 мая - Булгаков участвует в просмотре "Ивана Васильевича" в Театре сатиры.
13 мая - генеральная репетиция "Ивана Васильевича" в Театре сатиры, во время
которой пьеса запрещается к представлению.
19 мая - Булгаков отвергает требования Театра им. Евг. Вахтангова внести
изменения в текст пьесы "Александр Пушкин". Заключает договор с МХАТом на
вольный перевод (в духе "Полоумного Журдена") пьесы Шекспира "Виндзорские
проказницы" и начинает работу над переводом.
31 мая - Булгаков с женой уезжают в Киев на гастроли МХАТа.
4 июня - присутствует в Киеве на мхатовском спектакле "Дни Турбиных".
12 июня - возвращение Булгаковых в Москву.
16 июня - композитор Борис Владимирович Асафьев предлагает Булгакову
написать либретто оперы "Минин и Пожарский".
7 июня - договор Булгакова с Большим театром на либретто оперы "Минин и
Пожарский".
Вторая половина июня - июль - Булгаков живет на даче в Загорянке под Москвой.
Начинает последнюю тетрадь дополнений к рукописному тексту "Мастера и
Маргариты". Пишет либретто "Минин и Пожарский" и 23 июля посылает его Б. В.
Асафьеву.
27 июля - Булгаков с женой уезжает в Синоп под Сухуми в Абхазии.
Август - продолжение работы над переводом "Виндзорских проказниц", в который
решено включить также фрагменты другой шекспировской пьесы "Генрих IV".
Конец августа - приезд в Синоп режиссера МХАТа Н. М. Горчакова, пытавшегося
уговорить Булгакова дописать две-три новые картины к пьесе "Мольер".
Решительный отказ Булгакова: "Запятой не переставлю". Требование Горчакова,
чтобы при переводе "Виндзорских проказниц" Булгаков следовал его указаниям.
Булгаков заявляет, что отказывается от работы над переводом "Виндзорских
проказниц" и отвергает заверения завлита МХАТа П. А. Маркова, что театр может
охранить булгаковский перевод от посягательств Горчакова. После прекращения
работы над переводом Булгаковы уезжают в Тифлис, а оттуда - во Владикавказ. 1
сентября - возвращение Булгаковых в Москву.
14 сентября - предложение художественного руководителя Большого театра
дирижера С. А. Самосуда Булгакову написать либретто оперы о боях на Перекопе в
1920 г. На замечание драматурга, что он думает уходить из МХАТа, Самосуд
предлагает взять его на работу в Большой театр.
15 сентября - отказ Булгакова от работы во МХАТе и продолжения перевода
"Виндзорских проказниц".
1 октября - Булгаков подписывает договоры о поступлении в Большой театр
либреттистом-консультантом и о создании либретто оперы "Черное море" (на тему о
Перекопе) для композитора С. И. Потоцкого. По договору Булгаков обязан ежегодно
писать по одному либретто для Большого театра.
Октябрь - ноябрь - работа над либретто оперы "Черное море".
23 ноября - Булгаков делает наброски либретто оперы "О Владимире" на сюжет из
жизни киевского князя Владимира Святого. Развития эта тема в булгаковском
творчестве не получила.
26 ноября - Булгаков у себя дома читает два акта либретто "Минин и Пожарский"
писателям Илье Ильфу и Евгению Петрову и драматургу Сергею Ермолинскому.
Начало работы над "Театральным романом (Записки покойника)".
Декабрь - Е. С. Булгакова записывает устные шуточные булгаковские рассказы о
Сталине и его приближенных.

1937 г.
Начало февраля - Главрепертком приостанавливает работу вахтанговцев над
пьесой "Александр Пушкин".
Середина февраля - композитор Е. В. Петунин предлагает Булгакову написать для
него либретто оперы о Петре I.
13 февраля - Булгаков сообщает Б. В. Асафьеву о предложении Е. В. Петунина и
спрашивает, по-прежнему ли Асафьев рассматривает историю Петра как
возможную тему для одной из своих опер (о своем желании создать оперу о Петре
Великом композитор сообщил в письме Булгакову от 12 декабря 1936 г.)
16 февраля - Б. В. Асафьев пишет письмо Булгакову, где просит делать "Петра
обязательно со мной".
18 марта - Булгаков завершает первую редакцию либретто "Черное море".
20 марта - либретто "Черное море" сдано в Большой театр. Булгаков пишет новый
вариант "Автобиографии".
Конец марта - завершение второй редакции либретто "Минин и Пожарский" и
работа Булгакова над его постановкой в Большом театре.
22 марта - иск Харьковского театра русской драмы о возврате денег по
заключенному в конце сентября 1935 г. договору на пьесу "Александр Пушкин" на
том основании, что она не значится в списке разрешенных пьес.
2 апреля - Булгаков получает в Главреперткоме справку о том, что пьеса
"Александр Пушкин" была разрешена к постановке Театру им. Евг. Вахтангова, но
что "Комитет приостановил работу над ней". Булгаков выигрывает в Московском
городском суде дело у Харьковского театра русской драмы.
7 апреля - вызов Булгакова в ЦК партии и его беседа с сотрудником ЦК А. И.
Ангаровым о судьбах пьесы "Александр Пушкин" и либретто "Минин и Пожарский".
Апрель - май - Булгаков читает друзьям главы "Театрального романа".
Весна - лето - переписка с братом Н. А. Булгаковым по поводу парижской
постановки " Зойкиной квартиры" и авторских прав на булгаковские произведения за
границей.
7 июня - начало работы Булгакова над либретто оперы "Петр Великий" для
композитора Б. В. Асафьева.
Июнь - режиссер Театра им. Евг. Вахтангова В. В. Куза предлагает Булгакову
заняться инсценировкой романов "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса или "Нана"
Эмиля Золя.
Июнь - июль - Булгаков работает над либретто "Петр Великий".
Вторая половина июля - первая половина августа - Булгаков с женой отдыхают на
даче в Богунье под Житомиром на Украине по приглашению отдыхавшего там же на
даче своих родственников Тарасовичей актера МХАТа В. А. Степуна. На обратном
пути Булгаковы больше недели прожили в Киеве.
14 августа - возвращение в Москву. 13 сентября - Булгаков завершает либретто
"Петр Великий".
17 сентября - сдает либретто "Петр Великий" в Комитет по делам искусств.
22 сентября - получает замечания главы Комитета по делам искусств П. М.

<< Предыдущая

стр. 195
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>