<< Предыдущая

стр. 196
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Керженцева на либретто "Петр Великий".
26 сентября - 1 октября - Булгаков правит вторую редакцию пьесы "Бег", экземпляр
которой запросили в Комитет по делам искусств.
4 октября - Булгаков обсуждает с Я. Л. Леонтьевым возможность переделать свою
инсценировку "Войны и мира" в оперное либретто "1812 год".
7 октября - Булгаков начинает работу над либретто оперы "1812 год". Дело не
продвинулось дальше первоначальных набросков.
11 октября - актер и режиссер Театра им. Евг. Вахтангова А. И. Горюнов предлагает
Булгакову сделать для вахтанговцев либо инсценировку "Дон Кихота" М.
Сервантеса, либо пьесу об А. В. Суворове.
Ноябрь - работа Булгакова над романом "Мастер и Маргарита".
3 декабря - Булгаков заключает договор с Театром им. Евг. Вахтангова на
инсценировку "Дон Кихота".
8 декабря - начинает работу над инсценировкой "Дон Кихота".
14 декабря - Булгаков вызван к П. М. Керженцеву, который просил сделать
поправки в либретто "Минин и Пожарский", а насчет инсценировки "Дон Кихота"
сказал, что "надо сделать так, чтобы чувствовалась современная Испания".
Ноябрь - декабрь - Булгаков правит текст оперного либретто "Иван Сусанин",
написанный поэтом Сергеем Митрофановичем Городецким.

1938 г.
29 января - Булгаков с женой присутствуют на первом исполнении Пятой симфонии
Д. Д. Шостаковича в Московской консерватории.
4 февраля - Булгаков пишет письмо Сталину с просьбой облегчить положение
драматурга Николая Робертовича Эрдмана, которому было запрещено жить в
Москве. Письмо не имело последствий.
Зима - весна - Булгаков делает дополнения к либретто "Минин и Пожарский" и
интенсивно работает над романом "Мастер и Маргарита".
2 мая - Булгаков читает три первых главы "Мастера и Маргариты" Н. С. Ангарскому,
который говорит о невозможности напечатать роман.
В ночь на 23-е мая - Булгаков заканчивает последнюю рукописную редакцию
"Мастера и Маргариты".
26 мая - 24 июня - перепечатка рукописи "Мастера и Маргариты" сестрой Е. С.
Булгаковой Ольгой Сергеевной Бокшанской и правка романа Булгаковым.
25 июня - Булгаков уезжает к семье в г. Лебедянь, где Е. С. Булгакова с сыном
Сергеем живет с 26 мая в доме счетовода В. И. Андриевского.
22 июля - Булгаков возвращается в Москву.
Конец июля - август - пишет инсценировку "Дон Кихота", параллельно занимается
испанским языком, чтобы читать роман Сервантеса в оригинале.
4 сентября - чтение Булгаковым инсценировки "Дон Кихота", сначала друзьям, а
позднее, в ночь на 5 сентября - пришедшим к нему домой актерам и режиссерам
Театра им. Евг. Вахтангова.
9 сентября - завершение перепечатки инсценировки "Дон Кихота". Визит к
Булгакову завлита МХАТа П. А. Маркова и сотрудника литературной части МХАТа В.
Я. Виленкина с предложением писать пьесу о Сталине для Художественного театра.
12 сентября - чтение Булгаковым у себя на квартире инсценировки "Дон Кихота"
вахтанговцам.
22 сентября - предложение руководства Большого театра Булгакову сделать
либретто оперы по рассказу Ги де Мопассана "Мадмуазель Фифи" для композитора
Исаака Осиповича Дунаевского.
23 сентября - начало работы Булгакова над либретто оперы по "Мадмуазель
Фифи", получившем название "Рашель".
Сентябрь - начало сбора материала для пьесы о Сталине.
8 октября - Булгаков завершает работу над инсценировкой "Дон Кихота".
23 октября - публикация в "Правде" статьи П. А. Маркова о МХАТе без упоминания
имени Булгакова и пьесы "Дни Турбиных". По утверждению секретаря дирекции
МХАТа и личного секретаря В. И. Немировича-Данченко О. С. Бокшанской, имя
Булгакова и название его пьесы вычеркнули из статьи Маркова уже в редакции
"Правды". Вторая половина октября - к юбилею МХАТа Булгаков пишет сценарий
шуточного приветствия от Большого театра - "Юбилейное заседание".
31 октября - 2 ноября - Булгаков в Большом театре готовит шуточное "Юбилейное
заседание" в честь МХАТа.
3 ноября - Булгаков выступает в приветствии "Юбилейное заседание" Большого
театра МХАТу в Доме актера.
5 ноября - слух о прохождении инсценировкой "Дон Кихота" цензуры.
9 ноября - Театр им. Евг. Вахтангова дает подтверждение разрешения
Главреперткомом инсценировки "Дон Кихота", оказавшееся ложным.
10 ноября - Булгаков читает инсценировку "Дон Кихота" в Театре им. Евг.
Вахтангова театральной труппе.
Осень - зима - работа Булгакова над либретто "Рашель", инсценировкой "Дон
Кихота" и романом "Мастер и Маргарита". Трансляция по радио оперы "Минин и
Пожарский".
27 декабря - новая редакция булгаковского "Дон Кихота" поступает в
Главрепертком. 1939 г.
2 января - публикация Булгаковым в многотиражке Большого театра "Советский
артист" юмористического репортажа "Детский рассказ".
17 января - инсценировка "Дон Кихота" разрешена Главреперткомом.
Январь - Булгаков работает над либретто "Рашель" и пьесой о Сталине,
получившей в конце концов название "Батум".
26 марта - заканчивает либретто "Рашель".
Январь - апрель - правит роман "Мастер и Маргарита".
Начало апреля - начинаются репетиции "Дон Кихота" вахтанговцами, но вскоре
прекращаются.
26 апреля - 14 мая - Булгаков читает полный текст "Мастера и Маргариты" своим
друзьям.
18 мая - возникновение у Булгакова замысла пьесы "Ричард Первый" (другое
название - "Ласточкино гнездо"). Замысел не был реализован из-за болезни и
смерти драматурга.
28 мая - зарождение у Булгакова замысла оперного либретто по сказке Ганса
Христиана Андерсена "Калоши счастья". Замысел не осуществился.
9 июня - беседа Булгакова в дирекции Художественного театра о содержании пьесы
"Батум" и условиях договора на нее. Обещание директора МХАТа Г. М. Калишьяна к
концу года добиться получения Булгаковым четырехкомнатной квартиры большей
площади, чем имеется у него сейчас. Обещание не было выполнено.
15 июня - Булгаков заключает договор с МХАТом на пьесу "Батум".
2 июля - чтение драматургом артистам МХАТа фрагментов пьесы "Батум".
Присутствовавший на чтении, происходившем в булгаковской квартире, артист Н. П.
Хмелев, рассчитывающий на роль Сталина, рассказал, согласно записи Е. С.
Булгаковой, что "Сталин раз сказал ему: хорошо играете Алексея. Мне даже снятся
ваши черные усики (турбинские). Забыть не могу".
11 июля - Булгаков читает "Батум" в Комитете по делам искусств.
24 июля - завершает работу над "Батумом" и отдает текст в Художественный театр.
27 июля - чтение Булгаковым пьесы "Батум" во МХАТе.
14 августа - отъезд Булгакова вместе с женой во главе постановочной бригады
МХАТа в Грузию для работы над пьесой "Батум". Возвращение Булгаковых в Москву
после телеграммы, отменяющей поездку. На обратном пути и в Москве Булгаков
почувствовал резкое ухудшение зрения - первый признак нефросклероза.
19 августа - Булгаков начинает занятия итальянским языком.
26 августа - предложение С. А. Самосуда сделать из "Батума" оперу.
27 августа - предложение представителя киностудии "Союздетфильм", еще не
знающего о запрете "Батума", написать на основе этой пьесы киносценарий. Г. М.
Калишьян подтверждает, что все материальные обязательства по договору о
"Батуме" МХАТ выполнит и деньги можно получить когда угодно.
8 сентября - предложение Г. М. Калишьяна Булгакову заключить договор с МХАТом
на новую пьесу или инсценировку тургеневских "Вешних вод".
10 сентября - Булгаков с женой уезжают в Ленинград.
11 сентября - новое резкое ухудшение зрения у Булгакова.
15 сентября - возвращение Булгаковых в Москву. Консилиум врачей подтверждает
поставленный в Ленинграде диагноз: гипертонический нефросклероз.
4 октября - начало диктовки Булгаковым жене последних исправлений текста
"Мастера и Маргариты" .
10 октября - составление Булгаковым доверенности жене на ведение всех дел и
завещания.
14 октября - Е. С. Булгакова официально получает доверенность на ведение дел
мужа.
18 октября - звонок Булгакову секретаря Союза Советских писателей Александра
Александровича Фадеева с обещанием навестить больного писателя.
24 октября - Художественный совет МХАТа одобряет предстоящую постановку
пьесы "Александр Пушкин".
11 ноября - первый визит к Булгакову А. А. Фадеева.
16 ноября - Булгаков заключает договор с ленинградским Большим драматическим
театром на постановку инсценировки "Дон Кихота".
18 ноября -18 декабря - Булгаков находится на лечении в подмосковном санатории
Барвиха. Временное улучшение состояния здоровья, восстановление зрения.
Конец года - выход в ленинградском "Гослитиздате" (это издательство поглотило
ликвидированное в 1938 г. издательство "Academia") третьего тома собрания
сочинений Мольера с булгаковским переводом пьесы "Скупой".

1940 г.
6 января - Булгаков делает записи к задуманной ранее пьесе "Ричард
I" ("Ласточкино гнездо"), но прекращает работу из-за болезни.
22 января - Булгаков подписывает договор с МХАТом на постановку пьесы
"Александр Пушкин".
13 февраля - Булгаков последний раз диктует поправки к тексту "Мастера и
Маргариты".
24 февраля - по письму Булгакова, указавшего на нарушение договорных сроков
постановки "Дон Кихота" - к 1 января 1940 г., Театр им. Евг. Вахтангова выплачивает
ему неустойку и заключает новое соглашение, где крайним сроком сдачи спектакля
указано 1 апреля 1941 г. (премьера "Дон Кихота" у вахтанговцев состоялась 8
апреля 1941 г.)
Февраль - начало марта - дежурство у постели Булгакова его друзей и близких.
Визиты А. А. Фадеева, излагавшего планы поездки Булгакова на юг Италии для
лечения.
4 марта - согласно записи Е. С. Булгаковой, этот день проходит так: "Утро.
Проснулся... Потом заговорил: "Я хотел служить народу... Я хотел жить в своем
углу... (Сергею Шиловскому) Ты знаешь, что такое рубище? Ты слышал про
Диогена? Я хотел жить и служить в своем углу... я никому не делал зла..."

10 марта - в 16 часов 39 минут Михаил Афанасьевич Булгаков умирает.

11 марта - гражданская панихида в здании Союза Советских писателей (улица
Воровского, 52). Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с
лица Булгакова посмертную маску. С прощальным словом на панихиде выступают
писатель Всеволод Вячеславович Иванов, драматург Алексей Михайлович Файко,
актеры Василий Осипович Топорков и Борис Аркадьевич Мордвинов.
12 марта - кремация тела Булгакова. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем
кладбище.




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ От редакции ˜
Архив публикаций
Чертовщина в "нехорошем" доме
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Обсуждение статьи
Персонажи
Произведения
В субботу в доме на Большой Садовой, где расположена "нехорошая квартира" No
Демонология
50, открылся культурно-просветительский центр "Булгаковский дом". Новое
Великий бал у Сатаны учреждение создавалось по всем канонам антикризисной науки: с выставлением за
Булгаковская Москва дверь прежних хозяев, сменой охраны, легким рукоприкладством и пикетами
жителей дома, обзывающих культурный центр "гнездом экстремизма". Тем не менее
Театр Булгакова
руководство центра обещает превратить "Булгаковский дом" в модное место для
Родные и близкие
любителей классической русской культуры.
Философы
Булгаков и мы Чертовщина в "нехорошем" доме
Булгаковедение
Дом No 10 по Большой Садовой имеет в списке "жильцов" нескольких
Рукописи
знаменитостей: профессора черной магии Воланда, пройдоху Коровьева, кота
Фотогалереи
Бегемота и некоторых других граждан сомнительных нравственных качеств. Всех
Сообщество Мастера этих персонажей романа "Мастер и Маргарита" поселил в квартиру No 50 Михаил
Клуб Мастера Булгаков, где они и живут без прописки вот уже почти век. Видимо, в силу этого
"обстоятельства непреодолимой силы" последние десять-пятнадцать лет дом и
Новый форум
пребывает в состоянии хронического скандала.
Старый форум
Гостевая книга
Начитавшиеся "Мастера и Маргариты" туристы-иностранцы и студенты-романтики
СМИ о Булгакове
рвутся в 50-ю квартиру - вдохнуть булгаковской мистики. Жители соседних квартир,
СМИ о БЭ
среди которых четыре коммуналки, обороняются от нашествия "булгаколюбов" как
Лист рассылки
могут - дескать, романтики норовят напиться пива, написать на стенках подъезда
Партнеры сайта разные слова и вообще по-всякому нарушают порядок. Десятилетний опыт борьбы
Старая редакция сайта воспитал из жильцов дома настоящих бойцов - их невероятно активная община под
руководством Александра Морозова прошлой зимой составила ядро протеста в
Библиотека
истории с изгнанием скульптурной композиции Александра Рукавишникова (в
Собачье сердце
просторечии "примуса") с Патриарших прудов. В самой квартире No 50 "прописан"
(иллюстрированное)
Фонд Булгакова", возглавляемый Мариэттой Чудаковой. В доме также действуют
Остальные произведения
фирмы, арендующие квартиры под офисы, и работает занимающаяся расселением
Книжный интернет-
коммуналок, уполномоченная мэрией фирма "Ликом-центр". Столкновение всех этих
магазин
пестрых интересов периодически приводит к демонстрациям, скандалам и судам,
Лавка Мастера
что, по-видимому, истощило терпение городских властей - обстановку решено было
разрядить, как на обанкротившемся заводе, при помощи внешнего управления.

"Мы прорубим щель в таблоидном сознании современного зрителя"

На роль менеджера был выбран Николай Голубев, представляющий юридическую
компанию "Энергоюрсервис", - кризисный управляющий с 8-летним опытом.

- Мы хотим наполнить это место жизнью, - рассказал он "Известиям". - Сделать так,
чтобы сюда пришли нормальные горожане, живущие здесь и сейчас. Ходят же они
читать книжку и обедать в "ОГИ", а за дешевыми подарками отправляются, как
лемминги, в магазины "Путь к себе". Мы хотим сделать примерно то же самое здесь,
только на основе классической русской культуры.

Будущее модное культурное место представляет собой первый этаж соседнего с
"нехорошей квартирой" подъезда. Внутри - несколько комнат. В одной - выставка
графики Гарифа Басырова - иллюстрации к "Мастеру и Маргарите". В другой -
несколько достаточно случайных макетов, явно взятых по знакомству из
Архитектурного института, - называется "Старая Москва". Зато в третьей - нечто
совершенно неожиданное под названием "Электронная экспозиция": десяток
плоских компьютерных мониторов, развешенных по стенам, как картины, - в рамах.
На них сменяются слайды с фотографиями Булгакова, копиями рукописей, писем,
документов. Показывают отрывки из фильмов "Собачье сердце", "Бег" и "Иван
Васильевич меняет профессию". Посетители, сидя на диванчиках, смотрят, не
отрываясь, как никогда не смотрели бы те же самые документы, выложенные в
музейных витринах.

- Потенциал электронной формы не оценен до конца. К примеру, мы поменяем диск,
и здесь будет Брейгель, - рассказывает Николай Голубев. - Пять минут Брейгеля!
Или Леонардо да Винчи. Мы прорубаем щель в таблоидном сознании современного
зрителя. На следующей неделе откроем терминалы - все желающие смогут
приходить и делать свои виртуальные выставки. На любые темы - хотя Булгаков и
будет проходить "красной нитью", на нем свет клином не сошелся. Думаем устроить
лавку - торговать качественными копиями картин, выставленных здесь, или
продавать сделанные на глазах посетителя копии подлинных старинных предметов
- каких-нибудь шпингалетов, фрагментов лепнины... Место должно окупаться -

<< Предыдущая

стр. 196
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>