<< Предыдущая

стр. 22
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

исчезающей на рассвете с первым пением петухов (позднее, в "Мастере и
Маргарите", точно так же исчезал не отбрасывающий тени администратор с
украинской фамилией Варенуха, оставляя в покое финдиректора Римского):
"Петурра!.. Петурра... Петурра... храпит Алексей... Но Петурры уже не будет... Не
будет, кончено. Вероятно, где-то в небе петухи уже поют, предутренние, а значит,
вся нечистая сила растаяла, унеслась, свилась в клубок в далях за Лысой Горой
(место шабаша ведьм под Киевом, согласно славянской мифологии) и более не
вернется. Кончено".

Связь П. с потусторонним миром подчеркивается в булгаковском романе и номером
камеры, из которой его освободили, что навлекло несчастье на город. Номер этот -
666, "число Зверя", связанное в Апокалипсисе с антихристом.

Не получив поддержки со стороны Англии и Франции, П., в отличие от Юзефа
Пилсудского (1867-1935) в Польше, так и не смог выполнить миссию
общенационального лидера - создателя жизнеспособного Украинского государства.
Собственно украинская культура, в отличие от польской, до 1917 г. существовала
лишь несколько десятилетий, и общегосударственная украинская идея не смогла
получить необходимой поддержки у населения. Большинство крестьян
объединялось в отряды или даже просто уголовные банды, преследовавшие лишь
местные интересы и часто в равной мере враждебные всем - и белым, и красным, и
немцам, и полякам, а иной раз - самому П.

Булгаков воочию видел плоды усилий "честного революционера". Он понимал, что
миф П. подкрепляла крестьянская ненависть к помещикам, офицерам и
поддерживавшим их германским оккупантам. В финале "Белой гвардии" "только
труп и свидетельствовал, что Петлюра не миф, что он действительно был..."

Неоспоримым свидетельством деятельности П. на Украине для Булгакова были
тысячи погибших невинных людей, за которых он возлагал ответственность на
головного атамана.

Автор "Белой гвардии" был согласен с М. Павловичем в том, что петлюровские
войска легко склонялись к большевизму, и в булгаковском романе такая
"оборачиваемость" украинских солдат подчеркивается не только красным цветом
шлыков их папах, но и, в неопубликованном в журнале "Россия" окончании, тем, что
Алексей Турбин в финале во сне видит среди большевиков тех самых петлюровцев,
которые преследовали его на Мало-Провальной и чуть не убили в день падения
гетмана.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Белая гвардия"
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
" елая гвардия" - роман. Впервые
Произведения
опубликован (не полностью): Россия, М., 1924,
Демонология
No4; 1925, No5. Полностью: Булгаков М. Дни
Великий бал у Сатаны
Турбиных (Белая гвардия). Париж: Concorde, т. 1
Булгаковская Москва
- 1927, т. 2 - 1929. 2-й том в 1929 г. как "Конец
Театр Булгакова
белой гвардии" и вышел также в Риге в "Книге
Родные и близкие
для всех".
Философы
Б. г. - во многом автобиографический роман,
Булгаков и мы
основанный на личных впечатлениях писателя о
Булгаковедение
Киеве (в романе - Городе) конца 1918 - начала
Рукописи
1919 г. Семья Турбиных - это в значительной степени семья Булгаковых. Турбина -
Фотогалереи
девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери, Анфисы Ивановны, в
замужестве - Покровской.
Сообщество Мастера
Клуб Мастера
Б. г. была начата в 1922 г., после смерти матери писателя, В. М. Булгаковой, 1
Новый форум
февраля 1922 г. (в романе смерть матери Алексея, Николки и Елены Турбиных
Старый форум
отнесена к маю 1918 г. - времени ее брака с давним другом, врачом Иваном
Гостевая книга Павловичем Воскресенским. Рукописи романа не сохранилось. Как говорил Булгаков
СМИ о Булгакове своему другу П. С. Попову в середине 20-х годов, Б. г. была задумана и написана в
1922-1924 гг.
СМИ о БЭ
Лист рассылки
По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки И. С. Раабен,
Партнеры сайта
первоначально Б. г. мыслилась как трилогия, причем в третьей части, действие
Старая редакция сайта
которой охватывало весь 1919 г., Мышлаевский оказывался в Красной Армии.
Библиотека Характерно, что отрывок из ранней редакции Б. г. "В ночь на 3-е число" в декабре
Собачье сердце 1922 г. был опубликован в берлинской газете "Накануне" с подзаголовком "Из
(иллюстрированное) романа "Алый мах". В качестве возможных названий романов предполагавшейся
трилогии в воспоминаниях современников фигурировали "Полночный крест" и
Остальные произведения
"Белый крест".
Книжный интернет-
магазин
В фельетоне "Самогонное озеро" (1923) Булгаков так отозвался о Б. г., над которой
Лавка Мастера
тогда работал: "А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, от
которого небу станет жарко..." Однако во второй половине 20-х годов в беседе с П.
С. Поповым назвал Б. г. романом "неудавшимся", хотя "к замыслу относился очень
серьезно". В автобиографии, написанной в октябре 1924г., Булгаков зафиксировал:
"Год писал роман "Белая гвардия". Роман этот я люблю больше всех других моих
вещей". Но писателя все больше одолевали сомнения. 5 января 1925 года он
отметил в дневнике: "Ужасно будет жаль, если я заблуждаюсь и "Белая гвардия" не
сильная вещь".

Прототипами героев Б. г. стали киевские друзья и знакомые Булгакова. Так, поручик
Виктор Викторович Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича
Сынгаевского. Первая жена Булгакова Т. Н. Лаппа описала Сынгаевского в своих
воспоминаниях: "Он был очень красивый... Высокий, худой... голова у него была
небольшая... маловата для его фигуры. Все мечтал о балете, хотел в балетную
школу поступить. Перед приходом петлюровцев он пошел в юнкеры". Позднее,
после занятия Киева войсками А. И. Деникина (1872-1947), Н. Н. Сынгаевский ушел
с белыми и эмигрировал.

Портрет персонажа во многом повторяет портрет прототипа: "...И оказалась над
громадными плечами голова поручика Виктора Викторовича Мышлаевского. Голова
эта была очень красива, странной и печальной и привлекательной красотой давней
настоящей породы и вырождения. Красота в разных по цвету, смелых глазах, в
длинных ресницах. Нос с горбинкой, губы гордые, лоб был чист, без особых примет.
Но вот один уголок рта приспущен печально, и подбородок косовато срезан так,
словно у скульптора, лепившего дворянское лицо, родилась дикая фантазия
откусить пласт глины и оставить мужественному лицу маленький и неправильный
женский подбородок". Тут черты Сынгаевского сознательно соединены с приметами
сатаны - разными глазами, мефистофелевским носом с горбинкой, косо срезанными
ртом и подбородком. Позднее эти же приметы обнаружатся у Воланда в романе
"Мастер и Маргарита".

Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова Юрий
Леонидович Гладыревский, певец-любитель (это качество перешло и персонажу),
служивший в войсках гетмана Павла Петровича Скоропадского (1873-1945), но не
адъютантом. Потом он эмигрировал. Интересно, что в Б. г. и пьесе "Дни Турбиных"
Шервинского зовут Леонид Юрьевич, а в более раннем рассказе "В ночь на 3-е
число" соответствующий ему персонаж именуется Юрий Леонидович.

В этом же рассказе Елена Тальберг (Турбина) названа Варварой Афанасьевной, как
и сестра Булгакова, послужившая прототипом Елены. Капитан Тальберг, ее муж,
был во многом списан с мужа Варвары Афанасьевны Булгаковой, Леонида
Сергеевича Карума (1888-1968), немца по происхождению, кадрового офицера,
служившего вначале Скоропадскому, а потом большевикам, у которых он
преподавал в стрелковой школе.

В варианте финала Б. г., в журнале "Россия" доведенном до корректуры, но так и не
опубликованном из-за закрытия этого печатного органа, Шервинский приобретал
черты не только оперного демона, но и Л. С. Карума: " - Честь имею, - сказал он,
щелкнув каблуками, - командир стрелковой школы - товарищ Шервинский.
Он вынул из кармана огромную сусальную звезду и нацепил ее на грудь с левой
стороны. Туманы сна ползли вокруг него, его лицо из клуба входило ярко-
кукольным.
- Это ложь, - вскричала во сне Елена. - Вас стоит повесить.
- Не угодно ли, - ответил кошмар. - Рискнете, мадам.
Он свистнул нахально и раздвоился. Левый рукав покрылся ромбом, и в ромбе
запылала вторая звезда - золотая. От нее брызгали лучи, а с правой стороны на
плече родился бледный уланский погон...
- Кондотьер! Кондотьер! - кричала Елена.
- Простите, - ответил двуцветный кошмар, - всего по два, всего у меня по два, но
шея-то у меня одна и та не казенная, а моя собственная. Жить будем.
- А смерть придет, помирать будем... - пропел Николка и вышел.
В руках у него была гитара, но вся шея в крови, а на лбу желтый венчик с иконками.
Елена мгновенно поняла, что он умрет, и горько зарыдала и проснулась с криком в
ночи".

В продолжении вы прочитаете об инфернальных героях, крысах и Троцком-
сатане, узнаете, на чьей стороне Булгаков и кто заплатит за кровь, а также
вам будут представлены свидетельство трупа и миф о Петлюре.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Белая гвардия", часть 2
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Значимы для Булгакова инфернальные
Персонажи
черты у таких героев как Мышлаевский,
Произведения
Шервинский и Тальберг. Последний
Демонология
неслучайно похож на крысу (гетманская
Великий бал у Сатаны
серо-голубая кокарда, щетки "черных
Булгаковская Москва
подстриженных усов", редко
Театр Булгакова расставленные, но крупные и белые
Родные и близкие зубы", "желтенькие искорки" в глазах, - в
"Днях Турбиных" он прямо сравнивается с
Философы
этим малоприятным животным). Крыс
Булгаков и мы
традиционно связывают с нечистой
Булгаковедение
силой. Всем троим, очевидно, в
Рукописи
последующих частях трилогии, (а до закрытия журнала "Россия" в мае 1926 г.
Фотогалереи Булгаков, скорее всего, думал продолжить Б. г.), предстояло служить в Красной
Армии своего рода наемниками (кондотьерами), таким образом спасая свои шеи от
Сообщество Мастера
петли. Глава же Красной Армии председатель Реввоенсовета Л. Д. Троцкий в
Клуб Мастера
романе прямо уподоблен сатане.
Новый форум
Старый форум
Булгаков предсказал в финале романа два варианта судьбы участников белого
Гостевая книга
движения - либо служба красным с целью самосохранения, либо гибель, которая
СМИ о Булгакове суждена Николке Турбину, как и брату рассказчика в "Красной короне" (1922),
СМИ о БЭ носящему то же имя.
Лист рассылки
В результате публикации Б. г. сильно испортились отношения Булгакова с сестрой
Партнеры сайта
Варей и Л. С. Карумом, а также со знакомым поэтом Сергеем Васильевичем
Старая редакция сайта
Шервинским (1892-1991), чьей фамилией был награжден не самый
Библиотека
привлекательный персонаж романа (хотя в пьесе "Дни Турбиных" он уже гораздо
Собачье сердце симпатичнее).
(иллюстрированное)
В Б. г. Булгаков показывает народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны
Остальные произведения
на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в
Книжный интернет-
отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной
магазин
службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за три года
Лавка Мастера
мировой войны. Он в гораздо большей степени, чем Булгаков, является одним из
тех тысяч и тысяч офицеров, которым приходится делать свой выбор после
революции, служить вольно или подневольно в рядах враждующих армий.

В Б. г. противопоставлены две группы офицеров - те, кто "ненавидели большевиков
ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку", и "вернувшиеся
с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, - отдыхать и
отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь".
Зная результаты гражданской войны, Булгаков на стороне вторых.

Лейтмотивом Б. г. становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на
все потрясения войны и революции, а домом Турбиных выступает реальный дом
Булгаковых на Андреевском спуске, 13.

Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он
демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам, и только что
возникшую, но не менее глубокую ненависть к немцам-оккупантам. Все это и питало
восстание, поднятое против немецкого ставленника гетмана П. П. Скоропадского
лидером украинского национального движения С. В. Петлюрой.

Для Булгакова Петлюра - "просто миф, порожденный на Украине в тумане
страшного восемнадцатого года", а стояла за этим мифом "лютая ненависть. Было

<< Предыдущая

стр. 22
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>