<< Предыдущая

стр. 26
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Страницы: 1 2 3
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
" оковые яйца" - повесть. Опубликована: Недра, М., 1925, No 6. Вошла в
Произведения
сборники: Булгаков М. Дьяволиада. М.: Недра, 1925 (2-е изд. - 1926); и Булгаков М.
Демонология
Роковые яйца. Рига: Литература, 1928. В сокращенном виде под названием "Луч
Великий бал у Сатаны
жизни" повесть Р. я. печаталась: Красная панорама, 1925, NoNo 19-22 (в No 22 - под
Булгаковская Москва
названием "Роковые яйца").
Театр Булгакова
Родные и близкие Одним из источников фабулы Р. я. послужил роман английского писателя Герберта
Философы Уэллса (1866-1946) "Пища богов" (1904), где речь идет о чудесной пище,
ускоряющей рост живых организмов и развитие интеллектуальных способностей у
Булгаков и мы
людей-гигантов, причем рост духовных и физических возможностей человечества
Булгаковедение
приводит в романе к более совершенному миропорядку и столкновению мира
Рукописи
будущего и мира прошлого - мира гигантов с миром пигмеев. У Булгакова гигантами
Фотогалереи
оказываются не интеллектуально продвинутые человеческие индивидуумы, а особо
агрессивные пресмыкающиеся. В Р. я. отразился и другой роман Уэллса - "Борьба
Сообщество Мастера
миров" (1898), где завоевавшие Землю марсиане внезапно гибнут от земных
Клуб Мастера
микробов. У Булгакова же подступившие к Москве пресмыкающиеся становятся
Новый форум
жертвой фантастических августовских морозов.
Старый форум
Гостевая книга Среди источников Р. я. есть и более экзотические. Так, живший в Коктебеле в Крыму
СМИ о Булгакове поэт Максимилиан Волошин (Кириенко-Волошин) (1877-1932) прислал Булгакову
вырезку из одной феодосийской газеты 1921 г., где говорилось "о появлении в
СМИ о БЭ
районе горы Кара-Даг огромного гада, на поимку которого была отправлена рота
Лист рассылки
красноармейцев".
Партнеры сайта
Старая редакция сайта
Послуживший прототипом Шполянского в "Белой гвардии" писатель и
Библиотека литературовед Виктор Борисович Шкловский (1893-1984) в своей книге
Собачье сердце "Сентиментальное путешествие" (1923) приводит слухи, циркулировавшие в Киеве в
(иллюстрированное) начале 1919 г. и, возможно, питавшие булгаковскую фантазию: "Рассказывали, что у
французов есть фиолетовый луч, которым они могут ослепить всех большевиков, и
Остальные произведения
Борис Мирский написал об этом луче фельетон "Больная красавица". Красавица -
Книжный интернет-
старый мир, который нужно лечить фиолетовым лучом. И никогда раньше так не
магазин
боялись большевиков, как в то время. Рассказывали, что англичане - рассказывали
Лавка Мастера
это люди не больные - что англичане уже высадили в Баку стада обезьян,
обученных всем правилам военного строя. Рассказывали, что этих обезьян нельзя
распропагандировать, что идут они в атаки без страха, что они победят
большевиков.
Показывали рукой на аршин от пола рост этих обезьян. Говорили, что когда при
взятии Баку одна такая обезьяна была убита, то ее хоронили с оркестром
шотландской военной музыки и шотландцы плакали.
Потому что инструкторами обезьяньих легионов были шотландцы.
Из России дул черный ветер, черное пятно России росло, "больная красавица"
бредила".

В Р. я. страшный фиолетовый луч пародийно превращен в красный луч жизни,
наделавший тоже немало бед. Вместо похода на большевиков чудесных боевых
обезьян, будто бы привезенных из-за границы, у Булгакова к Москве подступают
полчища гигантских свирепых гадов, вылупившихся из присланных из-за границы
яиц.

В тексте Р. я. указаны время и место написания повести: "Москва, 1924 г., октябрь".
Повесть существовала в первоначальной редакции, отличной от опубликованной.
27 декабря 1924 г. Булгаков читал Р. я. на собрании литераторов при кооперативном
издательстве "Никитинские субботники". 6 января 1925 г. берлинская газета "Дни" в
рубрике "Российские литературные новости" откликнулась на это событие:
"Молодой писатель Булгаков читал недавно авантюрную повесть "Роковые яйца".
Хоть она литературно незначительна, но стоит познакомиться с ее сюжетом, чтобы
составить себе представление об этой стороне российского литературного
творчества.
Действие происходит в будущем. Профессор изобретает способ необыкновенно
быстрого размножения яиц при помощи красных солнечных лучей... Советский
работник, Семен Борисович Рокк, крадет у профессора его секрет и выписывает из-
за границы ящики куриных яиц. И вот случилось так, что на границе спутали яйца
гадов и кур, и Рокк получил яйца голоногих гадов. Он развел их у себя в Смоленской
губернии (там и происходит все действие), и необозримые полчища гадов
двинулись на Москву, осадили ее и сожрали. Заключительная картина - мертвая
Москва и огромный змей, обвившийся вокруг колокольни Ивана Великого.
Тема веселенькая! Заметно, впрочем, влияние Уэллса ("Пища богов"). Конец
Булгаков решил переработать в более оптимистическом духе. Наступил мороз и
гады вымерли...".

Сам Булгаков в дневниковой записи в ночь на 28 декабря 1924 г. охарактеризовал
свои впечатления" от чтения Р. я. на "Никитинских субботниках" следующим
образом: "Когда шел туда - ребяческое желание отличиться и блеснуть, а оттуда -
сложное чувство. Что это? Фельетон? Или дерзость? А может быть, серьезное?
Тогда не выпеченное. Во всяком случае, там сидело человек 30 и ни один из них не
только не писатель, но и вообще не понимает, что такое русская литература.
Боюсь, что как бы не саданули меня за все эти подвиги "в места не столь
отдаленные"... Эти "Никитинские субботники" - затхлая, советская рабская рвань, с
густой примесью евреев".

Вряд ли отзывы посетителей "Никитинских субботников", которых Булгаков ставил
столь низко, могли заставить писателя изменить финал Р. я. В том, что первый,
"пессимистический" конец повести существовал, сомневаться не приходится.
Бывший сосед Булгакова по Нехорошей квартире писатель Владимир Лёвшин
(Манасевич) (1904-1984) приводит тот же вариант финала, будто бы
сымпровизированный Булгаковым в телефонном разговоре с издательством
"Недра", когда текст еще не был готов: "...Повесть заканчивалась грандиозной
картиной эвакуации Москвы, к которой подступают полчища гигантских удавов".

По воспоминаниям секретаря редакции альманаха "Недра" П. Н. Зайцева (1889-
1970) Булгаков сразу передал сюда Р. я. в готовом виде, и скорее всего
воспоминания В. Лёвшина о "телефонной импровизации" финала - ошибка памяти.
О существовании Р. я. с другим финалом сообщала Булгакову анонимная
корреспондентка в письме 9 марта 1936 г. в связи с неизбежным снятием с
репертуара пьесы "Кабала святош", называя среди того, что "пишется Вами, а м. б.
и приписывается и передается" "вариант окончания" Р. я. и повесть "Собачье
сердце" (не исключено, что вариант финала Р. я. был записан кем-то из
присутствовавших на чтении 27 декабря 1924 г. и позднее попал в самиздат).

Интересно, что реально существовавший "пессимистический" финал почти
буквально совпал с тем, который был предложен писателем Максимом Горьким
(Алексеем Максимовичем Пешковым) (1865-1936) уже после опубликования
повести, вышедшей в свет в феврале 1925 г. 8 мая того же года он писал
литератору Михаилу Леонидовичу Слонимскому (1897-1972): "Булгаков очень
понравился мне, очень, но он не сделал конец рассказа. Поход пресмыкающихся на
Москву не использован, а подумайте, какая это чудовищно интересная картина!"

Горькому осталась неизвестна заметка в "Днях" 6 января 1925 г. и он не знал, что
предлагавшийся им конец существовал в первой редакции Р. я. Булгаков так и не
узнал этого горьковского отзыва, равно как и Горький не подозревал, что в дневнике
Булгакова в записи 6 ноября 1923 г. автор Р. я. отозвался о нем очень высоко как о
писателе и очень низко - как о человеке: "Я читаю мастерскую книгу Горького "Мои
университеты". Несимпатичен мне Горький как человек, но какой это огромный,
сильный писатель и какие страшные и важные вещи говорит он о писателе".

Автор "Моих университетов" (1922) из своего западноевропейского "прекрасного
далека" не представлял себе абсолютную нецензурность варианта финала с
оккупацией Москвы полчищами гигантских пресмыкающихся. Булгаков же, скорее
всего, это осознал и, то ли под давлением цензуры, то ли заранее предвидя ее
возражения, переделал окончание Р. я.

На счастье писателя, цензура видела в походе гадов на Москву в Р. я. только
пародию на интервенцию 14 государств против Советской России в годы
гражданской войны (гады-то иностранные, раз вылупились из заграничных яиц).
Поэтому взятие полчищами пресмыкающихся столицы мирового пролетариата
воспринималось цензорами лишь как опасный намек на возможное поражение
СССР в будущей войне с империалистами и разрушение Москвы в этой войне. По
этой же причине не была выпущена позднее, в 1931 г., пьеса "Адам и Ева", когда
один из руководителей советской авиации Я. И. Алкснис (1897-1938) заявил, что
пьесу ставить нельзя, поскольку по ходу действия гибнет Ленинград.

В таком же контексте воспринимался курий мор, против которого сопредельные
государства устанавливают кордоны. Под ним подразумевались революционные
идеи СССР, против которых Антанта провозгласила политику санитарного кордона.
Однако на самом деле "дерзость" Булгакова в Р. я., за которую он опасался попасть
в "места не столь отдаленные", заключалась в другом, и система образов в повести
в первую очередь пародировала несколько иные факты и идеи.

Главный герой Р. я. - профессор Владимир Ипатьевич Персиков, изобретатель
красного "луча жизни". Именно с помощью этого луча выводятся на свет
чудовищные пресмыкающиеся, создающие угрозу гибели страны. Красный луч -
символ социалистической революции в России, совершенной под лозунгом
построения лучшего будущего, но принесшей террор и диктатуру. Гибель Персикова
во время стихийного бунта толпы, возбужденной угрозой нашествия на Москву
непобедимых гигантских гадов, олицетворяет ту опасность, которую таил начатый В.
И. Лениным и большевиками эксперимент по распространению "красного луча" на
первых порах в России, а потом и во всем мире.

Владимир Ипатьевич Персиков родился 16 апреля 1870 г., ибо в день начала
действия Р. я. в воображаемом будущем 1928 г. 16 апреля ему исполняется 58 лет.
Главный герой - ровесник Ленина. 16 апреля - тоже дата неслучайная. В этот день
(по н. ст.) в 1917 г. вождь большевиков вернулся в Петроград из эмиграции.
Показательно, что ровно одиннадцать лет спустя профессор Персиков открыл
чудесный красный луч. Для России таким лучом стал в 1917 г. приезд Ленина, на
следующий день обнародовавшего знаменитые Апрельские тезисы с призывом к
перерастанию "буржуазно-демократической" революции в социалистическую.

Персиков и Ленин - близнецы-братья
Гады - немцы по национальности
Другие прототипы Персикова
Советские критики - о "Роковых яйцах"
"Кремлёвский мечтатель"
Читайте продолжение >>>

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Роковые яйца", часть 2
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Портрет Персикова тоже весьма напоминает портрет Ленина: "Голова
Персонажи
замечательная, толкачом, с пучками желтоватых волос, торчащими по бокам...
Произведения
Персиковское лицо вечно носило на себе несколько капризный отпечаток. На
Демонология
красном носу старомодные маленькие очки в серебряной оправе, глазки блестящие,
Великий бал у Сатаны
небольшие, росту высокого, сутуловат. Говорил скрипучим, тонким, квакающим
Булгаковская Москва
голосом и среди других странностей имел такую: когда говорил что-либо веско и
Театр Булгакова уверенно, указательный палец правой руки превращал в крючок и щурил глазки. А
Родные и близкие так как он говорил всегда уверенно, ибо эрудиция в его области у него была
совершенно феноменальная, то крючок очень часто появлялся перед глазами
Философы
собеседников профессора Персикова". От Ленина здесь - характерная лысина с
Булгаков и мы
рыжеватыми волосами, ораторский жест, манера говорить, наконец, вошедший в
Булгаковедение
ленинский миф знаменитый прищур глаз.
Рукописи
Фотогалереи Совпадает и обширная эрудиция, которая, безусловно, у Ленина была, и даже
иностранными языками Ленин и Персиков владеют одними и теми же, по-
Сообщество Мастера
французски и по-немецки изъясняясь свободно. В первом газетном сообщении об
Клуб Мастера
открытии красного луча фамилия профессора была переврана репортером со слуха
Новый форум
на Певсиков, что ясно свидетельствует о картавости Владимира Ипатьевича,
Старый форум
подобно Владимиру Ильичу. Кстати, Владимиром Ипатьевичем Персиков назван
Гостевая книга только на первой странице Р. я., а потом все окружающие именуют его Владимир
СМИ о Булгакове Ипатьич - почти Владимир Ильич.
СМИ о БЭ
В ленинском контексте образа Персикова находит свое объяснение заграничное, а
Лист рассылки
конкретно: немецкое, судя по надписям на ящиках, происхождение яиц гадов,
Партнеры сайта
которые потом под действием красного луча чуть не захватили (а в первой редакции
Старая редакция сайта
Р. я. даже захватили) Москву. Ленин и его товарищи после Февральской революции
Библиотека были переправлены из Швейцарии в Россию через Германию в запломбированном
вагоне (недаром подчеркивается, что прибывшие к Рокку яйца, которые он
Собачье сердце
принимает за куриные, кругом оклеены ярлыками). Уподобление большевиков
(иллюстрированное)
гигантским гадам, идущим походом на Москву, было сделано еще в письме
Остальные произведения
безымянной проницательной булгаковской читательницы: "Уважаемый Булгаков!
Книжный интернет-
Печальный конец Вашего Мольера Вы предсказали сами: в числе прочих гадов,
магазин
несомненно, из рокового яйца вылупилась и несвободная печать".
Лавка Мастера

Среди прототипов Персикова был также известный биолог и патологоанатом
Алексей Иванович Абрикосов (1875-1955), чья фамилия спародирована в фамилии
главного героя Р. я. И спародирована она неслучайно, ибо как раз Абрикосов
анатомировал труп Ленина и извлек его мозг. В Р. я. этот мозг как бы передан
извлекшему его ученому, человеку мягкому, а не жестокому, в отличие от
большевиков, и увлеченному до самозабвения зоологией, а не социалистической
революцией.

Не исключено, что к идее луча жизни в Р. я. Булгакова подтолкнуло знакомство с
открытием в 1921 г. биологом Александром Гавриловичем Гурвичем (1874-1954)
митогенетического излучения, под влиянием которого происходит митоз (деление
клетки). Фактически митогенетическое излучение - это то же самое, что теперь

<< Предыдущая

стр. 26
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>