<< Предыдущая

стр. 32
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Белозерская ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
елозерская Любовь Евгеньевна (1895 - 1987) -
Произведения
вторая жена Булгакова (1924-1932), один из возможных
Демонология
прототипов Маргариты в ранних редакциях романа
Великий бал у Сатаны
"Мастер и Маргарита".
Булгаковская Москва
Театр Булгакова
Оставила посвященные Булгакову мемуары "О, мед
Родные и близкие
воспоминаний" (1969), а также подготовленную по его
Философы
рекомендации рукопись о своей эмигрантской жизни в
Булгаков и мы Константинополе и Париже "У чужого порога" (ее устные
рассказы на эту тему послужили материалом для пьесы
Булгаковедение
"Бег"). Б. написала и третью книгу воспоминаний, "Так
Рукописи
было", - о своем знакомстве с известным историком Е. В.
Фотогалереи
Тарле (1875 - 1955) уже после развода с Булгаковым. "У
Сообщество Мастера чужого порога" и "Так было" были изданы в 1989 г.
Клуб Мастера посмертно. Б. были посвящены роман "Белая гвардия", повесть "Собачье сердце" и
Новый форум пьеса "Кабала святош".
Старый форум
Б. родилась 18/30 сентября 1895 г. под Ломжей (Польша) в дворянской семье. Ее
Гостевая книга
отец Евгений Михайлович Белозерский (1853 - 1897) был дипломатом, а потом
СМИ о Булгакове
служил в акцизном ведомстве. Мать Б. - Софья Васильевна Белозерская
СМИ о БЭ
(урожденная Саблина) (1860 - 1921) окончила московский Институт благородных
Лист рассылки
девиц, получив там музыкальное образование. После смерти отца семья
Партнеры сайта
Белозерских переехала к дальним родственникам в Пензу. Б. закончила с
Старая редакция сайта
серебряной медалью Демидовскую гимназию в Санкт-Петербурге. Там же она
Библиотека училась в частной балетной школе. В 1914 г. Б. окончила курсы сестер милосердия
и ухаживала за ранеными в благотворительных госпиталях. После октября 1917 г. Б.
Собачье сердце
уехала из Петрограда к одной из своих подруг в деревню в Центральной России.
(иллюстрированное)
Остальные произведения
В 1918 г. она переезжает в Киев, где встречается с известным журналистом,
Книжный интернет-
знакомым ей еще по Петербургу, Ильёй Марковичем Василевским (1883 - 1938),
магазин
писавшим под псевдонимом "He-Буква". Б. стала женой Василевского, которому за
Лавка Мастера
необузданную ревность дала кличку "Пума".

В феврале 1920 г. Б. с мужем из Одессы отбыли в Константинополь, откуда в том же
году переехали во Францию: в Марсель, а потом в Париж, где Василевский начал
издавать собственную газету "Свободные мысли", скоро прекратившую свое
существование из-за отсутствия средств. Зимой 1921/22 г. Б. с мужем переехали в
Берлин, где Василевский стал сотрудничать в сменовеховской газете "Накануне". В
июле 1923 г. он уехал в Россию вместе с Алексеем Толстым. В конце 1923 г. в
Москву приехала Б. Ее брак с Василевским фактически распался еще в последние
месяцы жизни в Берлине.

В начале января 1924 г. на вечере, устроенном редакцией "Накануне" в честь
Алексея Толстого в особняке Бюро обслуживания иностранцев в Денежном
переулке, Б. познакомилась с Булгаковым. В своих воспоминаниях писатель Юрий
Слезкин (1885- 1947) рассказывал об этом сближении: "Тут у Булгакова пошли "дела
семейные"- появились новые интересы, ему стало не до меня. Ударил в нос успех! К
тому времени вернулся из Берлина Василевский (He-Буква) с женой своей (которой
по счету?) Любовью Евгеньевной, не глупая, практическая женщина, многое
испытавшая на своем веку, оставившая в Германии свою "любовь", - Василевская
приглядывалась ко всем мужчинам, которые могли бы помочь строить ее будущее.
С мужем она была не в ладах. Наклевывался роман у нее с Потехиным Юрием
Михайловичем (ранее вернувшимся из эмиграции) - не вышло, было и со мною
сказано несколько теплых слов... Булгаков подвернулся кстати. Через месяц-два все
узнали, что Миша бросил Татьяну Николаевну и сошелся с Любовью Евгеньевной".

Булгаков и Б. стали жить вместе в октябре 1924 г. Их брак был зарегистрирован 30
апреля 1925 г. В дневниковой записи в ночь на 28 декабря 1924 г. Булгаков весьма
откровенно отозвался о Б.: "Подавляет меня чувственно моя жена. Это и хорошо, и
отчаянно, и сладко, и, в то же время, безнадежно сложно: я как раз сейчас хворый, а
она для меня... Как заноза сидит... что чертова баба завязила меня; как пушку в
болоте, важный вопрос. Но один, без нее, уже не мыслюсь. Видно привык".

Тут же он признался: "Эта ужасно глупо при моих замыслах, но, кажется, я в нее
влюблен. Одна мысль интересует меня. При всяком ли она приспособилась бы так
же уютно, или это избирательно для меня?"

Б. помогала мужу в работе над пьесой о Мольере, переводя с французского,
которым свободно владела, многочисленные источники. Она же, по ее устным
воспоминаниям, подсказала будто бы ввести в будущий роман "Мастер и
Маргарита" образ главной героини, чтобы несколько сократить перевес мужских
персонажей в этом произведении.

В феврале 1929 г. Булгаков познакомился с подругой Б. Е. С. Шиловской, с которой
у него завязался роман. В октябре 1932 г. она стала третьей женой писателя (см.: Е.
С. Булгакова). Развод Б. с Булгаковым произошел 3 октября 1932 г. Некоторое
время он еще продолжал встречаться со своей второй женой, периодически
оказывая ей материальную помощь.

20 октября 1932 г. состоялся разговор Б. с Булгаковым, зафиксированный Любовью
Евгеньевной на обороте булгаковской записки, озаглавленной ей как "последняя
записка в общем доме". Там говорилось: "Чиша! Не волнуйся ты так: поверь мне,
что всем сердцем я с твоими заботами и болью. Ты - не одинокий человек. Больше
ничего не умею сказать. И звери тоже. М. Приду, если не будешь спать, поговорить
с тобой".

Разговор, в изложении Б., произошел следующим образом: "Мы поговорили. Боже
мой! Какой же был разговор. Бедный мальчик... Но я все поняла. Слезы лились
между его пальцев (лицо загородил руками)". Булгаков снял Б. комнату в другом
месте и отстроил ей помещение в том же доме (Б. Пироговская, 35), где они до
этого жили. В новую комнату на Б. Пироговской Б. въехала 24 сентября 1933 г.

В 1930 г. Б. пыталась устроиться редактором в редакцию "Технической
энциклопедии", однако после месячного испытательного срока не была пропущена
отделом кадров как бывшая дворянка. С 1933 г. Б. работала редактором в редакции
"ЖЗЛ", потом в редакции "Исторические романы" "Жургаза" (в 1938 г. эту редакцию
перевели в Гослитиздат). После 1945 г. Б. была научным редактором по
транскрипции в издательстве Большой Советской Энциклопедии, а с конца 40-х
годов - редактором в "Литературной газете", сотрудничала и с журналом "Огонек". В
1928-1930 гг. Б. держала корректуру собрания сочинений Викентия Вересаева
(Смидовича) (1867-1945), а с 1936 г. сделалась литературным секретарем Е. В.
Тарле. Б. скончалась 27 января 1987 г. в Москве и похоронена на Ваганьковском
кладбище.

Многие детали из мемуаров Б. "У чужого порога" отразились в булгаковских
произведениях. Нищая жизнь русской эмиграции в Константинополе, мрачный
константинопольский базар запечатлены в пьесе "Бег". По воспоминаниям Б.:
"Большой базар" - "Гран-базар" - "Капалы Чарши" в Константинополе... поражал
своей какой-то затаенной тишиной и пустынностью. Из темных нор на свет
вытащены и разложены предлагаемые товары: куски шелка, медные кофейники,
четки, безделушки из бронзы. Не могу отделаться от мысли, что все декорация для
отвода глаз, а настоящие и не светлые дела творятся в черных норах. Ощущение
такое, что если туда попадешь, то уж и не вырвешься". В "Беге" на этом базаре
торгует резиновыми чертями генерал Чарнота, который не в силах покинуть
Константинополь в финале пьесы.

В Париже Б. одно время танцевала в балетной труппе знаменитого мюзик-холла
"Фоли-Бержер". Она, в частности, описывает в своей книге "У чужого порога"
статисток Большого парижского ревю в этом мюзик-холле: "Просто - толпа и "ню" -
обнаженные. Вся тяжесть ложится на последних. Они переодеваются (скорее -
раздеваются) раз по десять-пятнадцать за вечер и присутствуют на сцене в течение
всего спектакля. Они - декоративная оправа всего ревю".

Вероятно, воспоминания Б. повлияли на замысел Великого бала у сатаны, где
присутствует толпа обнаженных женщин вместе с одетыми мужчинами. Не
исключено, что некоторые черты образа Маргариты на этом балу были подсказаны
рассказом Б. о ее последней репетиции в "Фоли-Бержер": "В картине "Ночь на
колокольне Нотр-Дам" участвовала вся труппа. По углам таинственно
вырисовывались Химеры. Зловещий горбатый монах в сутане стоял над громадным
колоколом, простирая руки над вырывающимся из-под его ног пламенем. Из
пламени медленно поднималась фигура лежащей женщины. Черный бархат
скрадывал железную подпорку и казалось, что женщина плывет в воздухе (не
отсюда ли полет нагой Маргариты в ночном небе?) На колоколе, привязанная
гирляндами цветов, висела совершенно обнаженная девушка. В полутьме мерцало
ее прекрасное тело, казавшееся неживым. Голова, в потоке темных волос, была
безжизненно запрокинута.

Под звуки глазуновской "Вакханалии" оживали химеры. Ведьмы хороводом
проносились вокруг монаха. Вдруг одна из них крикнула: "Она умерла!" и
остановилась. Произошло смятение. Задние наскочили на передних.
- Где? Кто? - Оркестр продолжал играть. - О! Умерла!
- Тихо! - крикнул режиссер. - Без паники!
Артистку сняли с колокола. Она была в глубоком обмороке. Впопыхах ее положили
прямо на пол. Появился врач, запахло камфарой. "Она закоченела, - сказал он. -
Прикройте ее!" Монах набросил на девушку свою сутану".

Похожим образом и столь же мнимо умирает Маргарита, отравленная вместе с
Мастером Азазелло, чтобы вновь воскреснуть в последнем полете. В позе химеры
на Нотр-Дам сидит Воланд на крыше Пашковского дома. Фотографию этой химеры
Б. привезла из Парижа, и она долгое время стояла на письменном столе Булгакова.

Читайте в завершении о парижском карнавале, всаднике в фиолетовом и
скаредном миллионере. Здесь же вы узнаете про главный жизненный
принцип Булгакова.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Белозерская, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
В книге "У чужого порога" Б. яркими красками рисует масленичный карнавал в
Персонажи
Париже: "Избирается карнавальная королева. Ей полагается быть не старше 25 лет,
Произведения
быть не замужем и самой зарабатывать себе на жизнь.
Демонология
В этот раз избрана машинистка из 13-го района, одного из самых бедных в Париже.
Великий бал у Сатаны
Вот она стоит на платформе украшенного цветами грузовика, озябшая и
Булгаковская Москва
счастливая и улыбается всеми своими ямочками. По традиции в этот день ее
Театр Булгакова принимает в своем дворце на Елисейских полях президент. Их обычно и снимают
Родные и близкие вдвоем: президент во фраке, со своей президентской лентой, она - в горностаевой
королевской мантии.
Философы
Из большого, разнообразного, веселого шествия запомнилась мне одна колесница,
Булгаков и мы
отражающая в чисто французском духе злободневную тему - жилищный кризис.
Булгаковедение
На грузовике - двуспальная кровать (что греха таить: любят французы этот сюжет),
Рукописи
в ней под одеялом двое улыбающихся молодоженов. Над ними - арка - часть моста:
Фотогалереи больше молодой паре деваться некуда. Чтобы подчеркнуть иллюзию моста, на арке
стоит мужчина с удочкой - символ неугасающей страсти парижан к рыбной ловле,
Сообщество Мастера
толпа отпускает пикантные шуточки, смеется, аплодирует..."
Клуб Мастера
Новый форум
Очевидно, это карнавальное шествие подсказало шествие знаменитых грешников
Старый форум
всех времен и народов на Великом балу у сатаны. Маргарита, избранная королевой
Гостевая книга
этого созданного булгаковской фантазией бала, наделена прямо
СМИ о Булгакове противоположными качествами по отношению к королеве парижского карнавала. Ей
СМИ о БЭ тридцать лет, она замужем, не нуждается в заработке, будучи обеспечена
состоятельным мужем - крупным инженером, и живет в богатстве, а не в бедности.
Лист рассылки
Партнеры сайта
Б. вспоминала, как они с Василевским встретили в Константинополе похоронную
Старая редакция сайта
процессию: "Навстречу нам приближались греческие похороны - эффектное пятно
Библиотека на фоне улицы. Все лиловое: гроб, покрывало, венки, облачение священников.
Собачье сердце Лиловый цвет - траурный". Возможно, исходя из этой символики Коровьев-Фагот в
(иллюстрированное) сцене последнего полета превращается в фиолетового рыцаря. В ранней редакции
Остальные произведения весть Воланду от Иешуа Га-Ноцри насчет судьбы Мастера и Маргариты приносил
всадник в фиолетовом. Траурный фиолетовый цвет означал прекращение земной
Книжный интернет-
жизни главных героев романа.
магазин
Лавка Мастера
В книге "У чужого порога" есть рассказ о Владимире Пименовиче Крымове (1878-
1968), богатом человеке, старом знакомом Василевского и прототипе Корзухина в
пьесе "Бег": "У него под Берлином, в Целлендорфе, уютный обжитой дом,
миловидная черноглазая жена, по типу украинка (должно быть, очень мила в венке,
в плахте и вышитых рукавах) (в "Беге" - жена украинца Чарноты Люська, ставшая
потом женой Корзухина), погибшая от пустячной операции в клинике знаменитого
Бома (где, кстати, ее обворовали), еще драгоценная премированная пекинская
собака, приобретенная за много сотен фунтов на собачьей выставке в Лондоне.
Обслуживающий весь дом слуга Клименко - из бывших солдат белой армии.
Сам Владимир Пименович - человек примечательный: происходит из сибирских
старообрядцев, богатый владелец многого недвижимого имущества в разных точках
земного шара, вплоть до Гонолулу. Он несколько раз совершал кругосветное
путешествие, о чем написал неплохую книгу "Богомолы в коробочке". Из России

<< Предыдущая

стр. 32
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>