<< Предыдущая

стр. 34
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Коровьев-Фагот, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Рыцарство Коровьева-Фагота имеет много литературных ипостасей. В последнем
Персонажи
полете фигляр Коровьев преображается в мрачного темно-фиолетового рыцаря с
Произведения
никогда не улыбающимся лицом. Этот рыцарь "когда-то неудачно пошутил... его
Демонология
каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош.
Великий бал у Сатаны
И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он
Булгаковская Москва
предполагал", - так излагает Воланд Маргарите историю наказания Коровьева-
Театр Булгакова
Фагота.
Родные и близкие
Своеобразным прототипом рыцаря Фагота здесь послужил, по всей вероятности,
Философы
бакалавр Сансон Карраско, один из основных персонажей булгаковской
Булгаков и мы
инсценировки романа "Дон Кихот" (1605-1615) Мигеля де Сервантеса (1547-1616).
Булгаковедение
Рукописи Сансон Карраско, стремясь заставить Дон Кихота вернуться домой, к родне,
Фотогалереи принимает затеянную им игру, выдает себя за рыцаря Белой Луны, побеждает
рыцаря Печального Образа в поединке и вынуждает поверженного дать обещание
Сообщество Мастера
вернуться к семье. Однако Дон Кихот, возвратившись домой, не может пережить
Клуб Мастера
крушения своей фантазии, ставшей для него самой жизнью, и умирает. Сансон
Новый форум
Карраско, рыцарь Белой Луны, делается невольным виновником гибели рыцаря
Старый форум
Печального Образа. Герцог говорит Сансону после ранения Дон Кихота, что "шутка
Гостевая книга
зашла слишком далеко", а умирающий идальго называет Карраско "наилучшим
СМИ о Булгакове рыцарем из всех", но "жестоким рыцарем".
СМИ о БЭ
Дон Кихот, чей разум помутился, выражает светлое начало, примат чувства над
Лист рассылки
разумом, а ученый бакалавр, символизируя рациональное мышление, вопреки
Партнеры сайта
своим намерениям творит черное дело. Не исключено, что именно рыцарь Белой
Старая редакция сайта
Луны наказан Воландом столетиями вынужденного шутовства за трагическую шутку
Библиотека над рыцарем Печального Образа, закончившуюся гибелью благородного идальго.
Собачье сердце
Сансон Карраско связан с ночным светилом - луной, олицетворением потусторонних
(иллюстрированное)
сил. В ночь полнолуния совершает свой последний полет и рыцарь Фагот, вместе с
Остальные произведения
Воландом и остальными членами свиты возвращающийся в свой мир - мир ночи.
Книжный интернет-
магазин
У Коровьева-Фагота в его рыцарском обличии есть еще один, демонологический
Лавка Мастера
прототип. В книге М. А. Орлова "История сношений человека с дьяволом" (1904), из
которой сохранились многочисленные выписки в булгаковском архиве, приведена
история двух рыцарей. Один из них, испанский дворянин (как и сервантесовский Дон
Кихот), влюбленный в монахиню, по дороге на свидание с ней должен был пройти
через монастырскую церковь. В ярко освещенной церкви рыцарь видит отпевание
покойника, и дворянину называют имя умершего - его собственное. В ответ рыцарь
смеется, указав, что монахи ошибаются, и что он, слава Богу, жив и здоров. Однако
охваченный внезапным страхом, выбегает из церкви.

Его догоняют две громадные черные собаки и загрызают насмерть. Другой рыцарь,
Фалькенштейн, однажды усомнился в могуществе и самом существовании демонов
и со своими сомнениями обратился к некоему монаху Филиппу. Тот начертал
шпагой волшебный круг и заклинаниями вызвал черта - громадного и ужасного
черного дьявола, появившегося с шумом и грохотом. Рыцарь не вышел за пределы
волшебного круга и остался жив и невредим, "только все его лицо побледнело и
оставалось таким до конца жизни".

В Коровьеве-Фаготе контаминированы образы обоих рыцарей. Испанский рыцарь
наказан за насмешку над предсказанием собственной смерти (за это же наказан и
Михаил Александрович Берлиоз), а рыцарь Фалькенштейн - за сомнения в
существовании демонов, причем лицо его навеки остается бледным, тогда как
рыцарь Фагот обречен оставаться с всегда мрачным лицом.

В более раннем варианте сцены последнего полета Коровьева-Фагота "сорвал с
носа пенсне и бросил его в лунное море. С головы слетела его кепка, исчез гнусный
пиджачишко, дрянные брючонки. Луна лила бешеный свет, и теперь он заиграл на
золотых застежках кафтана, на рукояти, на звездах шпор. Не было никакого
Коровьева, невдалеке от мастера скакал, колол звездами бока коня рыцарь в
фиолетовом. Все в нем было печально, и мастеру показалось даже, что перо с
берета свешивается грустно". Здесь Коровьев-Фагот имеет сходство как с
испанским дворянином-рыцарем из книги Орлова, так и с рыцарем Белой Луны -
Сансоном Карраско. Помощник Воланда парадоксально обретает черты рыцаря
Печального Образа. Отметим также, что фиолетовый цвет в католической традиции
- цвет траура.

Превращение Коровьева-Фагота в рыцаря, вероятно, связано и с шуточной
"легендой о жестоком рыцаре", содержащейся в повести друга Булгакова писателя
Сергея Сергеевича Заяицкого (1893-1930) "Жизнеописание Степана
Александровича Лососинова" (1928). Вот эта легенда: "В некоем замке, стоящем над
бездною, на весьма крутой и неудобной для пешеходов скале, жил барон,
отличавшийся неимоверною злобою, которую срывал он не только на своих слугах и
родственниках, но и на беззащитных животных... Не бывало случая, чтобы, встретив
на дороге корову, рыцарь отказал себе в удовольствии засунуть шпагу ей в бок или,
чтобы, поймав кошку, не привязал он ее за хвост к длинной бечевке и не начал бы
раскачивать в таком виде над бездною". Исцеление рыцаря от его странного недуга
происходит у Заяицкого при столь же комических обстоятельствах: "Однажды гулял
рыцарь со своим пажом по берегу реки столь же бурливой, сколь узкой, и обмахивал
себя широкой шляпой с пером, так как день был жаркий. Перед этим он только что
отхватил голову овце (вспомним, что Коровьев-Фагот направил к роковому
турникету Берлиоза, которому в результате отрезало голову трамваем), пасшейся
на лужайке, и жестокость его теперь изыскивала себе нового применения. Вдруг
глаза его уставились в одну точку, приняли выражение глубочайшего удивления,
граничащего с ужасом, и, вперив в ту же самую точку указательный перст правой
руки, закричал он:

- Что это такое?
Паж глянул по указанному направлению и обомлел: прекрасная дама стояла на
берегу и делала все попытки искупаться в реке, причем золоченая карета ее со
стыдливо отвернувшимся возницей стояла тут же на зеленом холме.
- Что это? - повторил барон, не опуская перста.
- Это дама, о благородный барон, - отвечал паж, дрожа от страха за несчастную, а
кстати, и за себя.
- Да, но что же это такое? - продолжал восклицать рыцарь. Он подошел ближе к
незнакомке, которая в это время уничтожила последнюю преграду между собою и
солнечными лучами, внезапно упал на колени и, будто ослепленный сиянием,
закрылся епанчою. Когда он встал, лицо его было светло и умильно. Подойдя к
красавице, которая между тем с перепугу влезла в воду, он любезно пригласил ее
обедать в свой замок и предлагал ей немедленно перестать купаться, не понимая,
что заставляет ее сидеть в воде столь долгое время. Красавице с трудом удалось
убедить его обождать в карете, что он наконец и сделал, дав ей таким образом
возможность одеться, не нарушая требований целомудрия. Возвращаясь в свой
замок в карете, барон слегка обнимал стан дамы и все время умолял кучера не
стегать бедных лошадей, а при встрече со стадом не только не сделал попытки
проткнуть корову шпагой, но, протянув из окна руку, ласково потрепал ближайших
животных. Такова, заканчивает легенда, удивительная сила женского влияния.
Вследствие странного стечения обстоятельств барон с детства не только не видел
женщин, но даже не подозревал об их существовании, что было совершенно
упущено из вида его родственниками. Первая же встреча с женщиной превратила
кровожадного льва в ласкового теленка".

О Бегемоте - паже Фагота.
А вам Коровьев чем-то Вицлипуцли не напоминает?
Реальный прототип Фагота - слесарь-водопроводчик, бывший регент.
Рыцарь Белого и Черного Орла.
Читайте завершение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Коровьев-Фагот, часть 3 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
У рыцаря Фагота, как и у "жестокого рыцаря" в повести Заяицкого, есть паж. В этой
Персонажи
роли выступает кот-оборотень Бегемот, меняющий свое обличье в последнем
Произведения
полете: "Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким
Демонология
юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире".
Великий бал у Сатаны
Показательно, что он летит бок о бок с Коровьевым-Фаготом. Злые шутки "жестокого
Булгаковская Москва
рыцаря" над животными, вероятно, удовлетворили бы Воланда. А вот невольный
Театр Булгакова
каламбур по отношению к купающейся даме, ликвидировавшей последнюю
Родные и близкие преграду между своим телом и солнечными лучами, и, будто сиянием, ослепившей
Философы героя легенды, дьяволу мог бы не понравиться. Ведь Воланд по мере сил
препятствует Маргарите проявить благотворное женское влияние после Великого
Булгаков и мы
бала у сатаны, в частности, в отношении Фриды.
Булгаковедение
Рукописи
После того, как Коровьев-Фагот "соткался из воздуха" на Патриарших прудах,
Фотогалереи
Михаил Александрович Берлиоз в беседе с Иваном Бездомным упомянул "про
Сообщество Мастера менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда
ацтеки в Мексике". Вицлипуцли здесь ассоциируется с Коровьевым-Фаготом
Клуб Мастера
неслучайно. Это - не только бог войны, которому ацтеки приносили человеческие
Новый форум
жертвы, но и, согласно немецким легендам о докторе Фаусте, - дух ада и первый
Старый форум
помощник сатаны. В качестве первого помощника Воланда выступает в "Мастере и
Гостевая книга
Маргарите" Коровьев-Фагот.
СМИ о Булгакове
СМИ о БЭ
Одно из имен Коровьева-Фагота - Фагот восходит к названию музыкального
Лист рассылки инструмента фагот, изобретенному итальянским монахом Афранио. Благодаря
Партнеры сайта этому обстоятельству резче обозначается функциональная связь между
Коровьевым-Фаготом и Афранием (см.: "Мастер и Маргарита"). У Коровьева-Фагота
Старая редакция сайта
есть даже некоторое сходство с фаготом - длинной тонкой трубкой, сложенной
Библиотека
втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется,
Собачье сердце
готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему
(иллюстрированное)
напакостить).
Остальные произведения
Книжный интернет- Не исключено, что Коровьев-Фагот имел и реального прототипа среди знакомых
магазин Булгакова. Вторая жена писателя Л. Е. Белозерская в книге мемуаров "О, мед
Лавка Мастера воспоминаний" упоминает слесаря-водопроводчика Агеича, любовника их
домработницы Маруси (в квартире на Б. Пироговской, 35а), которая впоследствии
вышла за него замуж и, по утверждению мемуаристки, "много раз после прибегала
она ко мне за утешением. Несколько раз прорывался к нам и пьяный Агеич.
Алкоголь настраивал его на божественное: во хмеле он вспоминал, что в юности
пел в церковном хоре (по устному свидетельству Л. Е. Белозерской в беседе с нами,
Агеич был регентом хора) и начинал петь псалмы. Выпроводить его в таком случае
было очень трудно. "Богиня, вы только послушайте... - и начинал свои песнопения..."
По словам Л. Е. Белозерской, Агеич был "на все руки мастер". Отставной регент-
водопроводчик повлиял на коровьевскую ипостась Коровьева-Фагота, который
выдает себя за бывшего регента и предстает на Патриарших горьким пьяницей.
Правда, вместо псалмов, Коровьев-Фагот разучивает с сотрудниками филиала
Зрелищной комиссии "Славное море священный Байкал...".

Он, как и Агеич, - мастер на все руки, только по части устройства всяких гадостей.
Интонация и фразеология Коровьева-Фагота, когда он обращается к Маргарите: "Ах,
королева, - игриво трещал Коровьев, - вопросы крови - самые сложные вопросы в
мире!", напоминает обращение Агеича к Л. Е. Белозерской.

Эпизод с хоровым кружком, поющим "Славное море...", возможно, навеян случаем,
связанным с другой "байкальской" песней. 18 декабря 1933 г. Е. С. Булгакова
оставила в дневнике следующую запись: "...Поздно вечером Рубен Симонов
потащил нас к себе. Там были еще и другие вахтанговцы, было очень просто и
весело. Симонов и Рапопорт дуэтом пели "По диким степям Забайкалья..." (Один из
поющих будто бы не знает слов, угадывает, вечно ошибается: "навстречу - родимый
отец..." (поправляется: мать!) и т. д.) Обратно Симонов вез нас на своей машине - по
всем тротуарам - как только доехали!" У Коровьева-Фагота хор поет песню слаженно
и правильно, только никак не может остановиться. То, что пьяный руководитель
Театра имени Евг. Вахтангова Р. Н. Симонов (1899-1968) благополучно довез
писателя и его жену до дому, могло быть расценено Е. С. Булгаковой как
покровительство Бога или дьявола. Черт Коровьев-Фагот, играющий пьяницу-
регента, путает служащих Зрелищной комиссии, заставляя их в рабочее время
отдаваться хоровому пению.

Булгаков высмеял приверженность представителей советской власти всех уровней
именно к этому виду искусства еще в повести "Собачье сердце" (1925), а в письме
сестре Наде 24 марта 1922 г. сообщал об обстановке в доме 10 по Б. Садовой, где
тогда проживал в квартире, ставшей впоследствии Нехорошей квартирой: "...Дом
уже "жилищного рабочего кооператива" и во главе фирмы все та же теплая
компания, от 4-7 по-прежнему заседания в комнате налево от ворот" (вероятно,
сопровождавшиеся ненавистным писателю хоровым пением).

Любопытно, что рыцарство Коровьева-Фагота связано с обретением им одной из
высших степеней Масонства, степени Кадош, или Рыцаря белого и черного орла.

« Назад Наверх




<< Предыдущая

стр. 34
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>