<< Предыдущая

стр. 43
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

после приезда Булгакова в Москву в сентябре 1921 г.

В недатированном заявлении Г. Г. Ягоде, оставшемся в копии в булгаковском
архиве, писатель говорит о дневниках, "содержащих крайне ценное лично для меня
отражение моего настроения в прошедшие годы (1921-1925)", что также
подтверждает, что начаты они были в 1921 г.

Вместе с тем, раз в архивах госбезопасности сохранились копии дневника только за
1923-1925 гг. и именно эта часть была озаглавлена "Под пятой", логично
предположить, что лишь Под п. как некое законченное произведение был изъят
ОГПУ, а тетрадь с записями 1921-1922 гг. сохранилась у Булгакова, и впоследствии,
после возвращения Под п., он уничтожил все свои дневниковые записи, оставив
только небольшие фрагменты на память и как доказательство, что дневник
существовал.

Из этих сохранившихся записей наиболее красноречива та, что сделана 9 февраля
1922 г.: "Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой (Т. Н. Лаппа)
голодаем".

Записи 1921-1922 гг. еще не рассматривались как литературные заготовки, а лишь
отражали тяжелую борьбу за существование. Только со стабилизацией своего
материального положения в качестве постоянного фельетониста "Гудка" и
"Накануне" Булгаков начал Под п. как некое литературное произведение (об этом
говорит наличие заглавия), в силу предельной откровенности предназначенное,
очевидно, лишь для посмертной публикации (нецензурность Под п. для условий 20-х
годов сомнений не вызывает).

В дневнике писатель сформулировал свое отношение к политическому течению
сменовеховства, с которым были связаны берлинская газета "Накануне" и
московский журнал "Россия". В этих органах Булгаков публиковался.

Сменовеховство ведет свою историю со сборника "Смена вех", вышедшего в Праге
в июле 1921 г. Его авторы - видные деятели эмиграции - Ю. В. Ключников (1886-
1938), Ю. Н. Потехин (1890-1938), А. В. Бобрищев-Пушкин (1875-1938?) и др.

Идейный вождь сменовеховства бывший министр в правительстве Колчака Н. В.
Устрялов (1890-1938) провозглашал путь "эволюции умов и сердец", необходимость
признания эмиграцией советской власти и совместной работы с ней, в расчете, что
большевики будут эволюционировать в сторону возрождения русского
национального государства на цивилизованных началах.

Один из вождей большевиков Л. Д. Троцкий сразу по выходу "Смены вех" так оценил
значение сборника: "Люди, которые давали министров Колчаку, поняли, что Красная
Армия не есть выдумка эмигрантов, что это не разбойничья банда, - она является
национальным выражением русского народа в настоящем фазисе развития. Они
абсолютно правы... Наше несчастие, что страна безграмотная, и, конечно, годы и
годы понадобятся, пока исчезнет безграмотность и русский трудовой человек
приобщится к культуре".

Сменовеховцы хотели видеть в нэпе признаки желательной для них эволюции.
Однако на самом деле нэп для большевиков был не более чем тактическим
маневром, а после устранения Троцкого от реальных рычагов власти (этот процесс
писатель точно фиксировал в Под п.) никто всерьез дела со сменовеховцами иметь
не собирался.

Булгаков, в отличие от них, в термидорианское перерождение советской власти не
веривший (статья Н. В. Устрялова в "Смене вех" так и называлась "Путь
термидора"), о сменовеховстве и сменовеховцах в Под п. отзывался крайне
нелестно. Свое неверие в благотворную эволюцию большевизма он выразил в
сатирических повестях "Роковые яйца" и "Собачье сердце".

Булгаков: "Я нахожусь в среде исключительной сволочи"
Даже гении бывают антисемитами
"Затхлая, советская, рабская рвань, с густой примесью евреев"
Читайте продолжение>>>

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Под пятой", часть 2
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
В дневниковой записи 26 октября 1923 г. Булгаков на личном опыте утверждал: "Мои
Персонажи
предчувствия относительно людей никогда меня не обманывают. Никогда. Компания
Произведения
исключительной сволочи группируется вокруг "Накануне". Могу себя поздравить, что
Демонология
я в их среде. О, мне очень туго придется впоследствии, когда нужно будет
Великий бал у Сатаны
соскребать накопившуюся грязь со своего имени. Но одно могу сказать с чистым
Булгаковская Москва
сердцем перед самим собой. Железная необходимость вынудила меня печататься в
Театр Булгакова нем. Не будь "Накануне", никогда б не увидали света ни "Записки на манжетах", ни
Родные и близкие многое другое, в чем я могу правдиво сказать литературное слово. Нужно было
быть исключительным героем, чтобы молчать в течение четырех лет, молчать без
Философы
надежды, что удастся открыть рот в будущем. Я, к сожалению, не герой". (Автор Под
Булгаков и мы
п. еще не знал, что с 1929 г. ему придется оказаться точно в таком положении).
Булгаковедение
Рукописи А 23 декабря 1924 г. писатель очень верно предрек судьбу сменовеховцев: "Все они
Фотогалереи настолько считают, что партия безнадежно сыграна, что бросаются в воду в одежде.
Василевский (И. М. Василевский (He-Буква) (1882-1938), известный журналист-
Сообщество Мастера
сменовеховец, первый муж второй жены Булгакова Л. Е. Белозерской) одну из
Клуб Мастера
книжек выпустил под псевдонимом. Насчет первой партии совершенно верно. И
Новый форум
единственная ошибка всех Павлов Николаевичей (речь идет о лидере кадетов П. Н.
Старый форум
Милюкове (1859-1943), в эмиграции редактировавшем газету "Последние новости")
Гостевая книга и Пасмаников (либеральный журналист Д. С. Пасманик (1869-1936) был
СМИ о Булгакове сотрудником Милюкова), сидящих в Париже, что они все еще доигрывают первую, в
то время как логическое следствие: за первой партией идет совершенно другая,
СМИ о БЭ
вторая. Какие бы ни сложились в ней комбинации - Бобрищев погибнет".
Лист рассылки
Партнеры сайта
Особенно возмущало Булгакова то, что "сменил вехи" такой крайне правый
Старая редакция сайта
публицист как А. В. Бобрищев-Пушкин, выпустивший сразу под двумя
Библиотека псевдонимами, П. Арский и Ал. Дмитриев, в серии "Вожди и деятели революции"
книгу о М. М. Володарском (Гольдштейне) (1891-1918), петроградском комиссаре по
Собачье сердце
делам печати, агитации и пропаганды, убитом террористом и канонизированном
(иллюстрированное)
большевиками: "Но все-таки поймите. Старый, убежденный погромщик, антисемит
Остальные произведения
pur sang (чистокровный (фр.) пишет хвалебную книгу о Володарском, называя его
Книжный интернет-
"защитником свободы печати". Немеет человеческий ум".
магазин
Лавка Мастера
В "Смене вех" Бобрищев-Пушкин утверждал: "Советская власть при всех ее
дефектах - максимум власти, могущей быть в России, пережившей кризис
революции. Другой власти быть не может - никто ни с чем не справится, все
перегрызутся". В большевиках он увидел ту твердую власть, за которую ратовал до
1917 г.

Булгаков же насчет возможностей сохранения свободы и даже самой жизни при
такой твердой коммунистической власти не обольщался и относительно будущей
судьба сменовеховцев оказался провидцем: в 1937-1938 гг. Н. В. Устрялов, И. М.
Василевский, А. В. Бобрищев-Пушкин и др. были репрессированы, и погибли.

"Веселые берлинские б…", как назвал сменовеховцев Булгаков в Под п. в записи от
3 января 1925 г., веселились недолго и кончили очень плохо. Невольной жертвой
борьбы с ними стал и сам автор Под п., на долгие годы получивший небезопасный
ярлык "сменовеховца", и его дневник, угодивший в руки ОГПУ.

В Под п. проявился свойственный Булгакову бытовой антисемитизм. Он всячески
подчеркивает еврейскую национальность несимпатичных ему людей, вроде
издателя "Белой гвардии" 3. Л. Каганского или некоторых руководителей "Накануне".
Возможно, подобное отношение к евреям укрепилось у него еще в семье.

А. И. Булгаков, отец писателя, в статье "Современное франкмасонство" (1903) с
тревогой отмечал, что "в настоящее время ряды франкмасонских лож наполняются
евреями" и "понятное дело, что от таких лож нельзя ожидать ничего доброго для
христианства".

В Под п., например, в записи в ночь с 20 на 21 декабря 1924 г. осуждаемые
писателем действия французского премьера Эдуарда Эррио (1872-1957), который
"этих большевиков допустил в Париж", объясняются его мнимо-еврейским
происхождением: "У меня нет никаких сомнений, что он еврей. Люба (Л. Е.
Белозерская) мне это подтвердила, сказав, что она разговаривала с людьми, лично
знающими Эррио. Тогда все понятно".

А, отзываясь о публике, посещающей "Никитинские субботники", организованные
создателем одноименного издательства литературоведом Е. Ф. Никитиной (1893-
1973), писатель в ночь на 28 декабря 1924 г. подчеркивал, что это - "затхлая,
советская, рабская рвань, с густой примесью евреев". В донесении анонимного
агента ОГПУ от 10 ноября 1928 г. содержится сходный по духу булгаковский отзыв:
"О "Никитинских субботниках" Булгаков высказал уверенность, что они - агентура
ГПУ".

В то же время, черносотенно-погромных настроений Булгаков не разделял и, как
видим, осуждал за это А. В. Бобрищева-Пушкина. Не был он в то время и
монархистом. 15 апреля 1924 г. в связи со слухами, что по Москве ходит манифест
великого князя Николая Николаевича (1856-1929), которого часть русских
монархистов считала претендентом на престол, писатель раздраженно заметил:
"Черт бы взял всех Романовых! Их не хватало".

В завершении:
Что выбрать: медицину или литературу? Сомнения Булгакова.
"С моими взглядами мне трудно печататься и жить".
Булгаков о "несимпатичном" Горьком
"А сову эту я разъясню".

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Под пятой", часть 3
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
В Под п. Булгаков уже окончательно осознает писательство, как единственное дело
Персонажи
своей жизни. Например, 30 сентября 1923 г. он с удовлетворением констатировал:
Произведения
"В литературе я медленно, но все же иду вперед. Это я знаю твердо. Плохо лишь то,
Демонология
что у меня никогда нет ясной уверенности, что я хорошо написал".
Великий бал у Сатаны
Булгаковская Москва Такая уверенность в Под п. проявилась у него только по отношению к рассказу
Театр Булгакова "Богема". 4 января 1925 г. в связи с его публикацией в журнале "Красная новь"
Родные и близкие Булгаков записал: "Это мой первый выход в специфически-советской тонко-
журнальной клоаке. Эту вещь я сегодня перечитал, и она мне очень нравится...
Философы
Кажется, впервые со знаменитой осени 1921-го года (времени приезда в Москву)
Булгаков и мы
позволю себе маленькое самомнение и только в дневнике, - написан отрывок
Булгаковедение
совершенно на "ять", за исключением одной, двух фраз".
Рукописи
Но порой писателя охватывали сомнения: 26 октября 1923 г. Булгаков признавался:
Фотогалереи
"Горько раскаиваюсь, что бросил медицину и обрек себя на неверное
Сообщество Мастера
существование. Но, видит Бог, одна только любовь к литературе и была причиной
Клуб Мастера
этого.
Новый форум
Литература теперь трудное дело. Мне с моими взглядами, волей-неволей
Старый форум выливающимися в произведениях, трудно печататься и жить".
Гостевая книга
Свои убеждения, политические и эстетические, писатель выразительно определил в
СМИ о Булгакове
записи 30 сентября 1923 г. (в скобках поставив старый стиль - 17 сентября) в связи с
СМИ о БЭ
двухлетней годовщиной приезда в Москву: "Вероятно, потому, что я консерватор
Лист рассылки
до... "мозга костей" хотел написать, но это шаблонно, ну, словом, консерватор,
Партнеры сайта
всегда в старые праздники меня влечет к дневнику... Два года! Многое ли
Старая редакция сайта
изменилось за это время? Конечно, многое. Но все же вторая годовщина меня
Библиотека застает все в той же комнате и всё таким же изнутри".
Собачье сердце
Подобные взгляды выразились в неприятии коммунистов и революции. Даже в
(иллюстрированное)
письме к правительству от 28 марта 1930 г. Булгаков осторожно указывал на свой
Остальные произведения
"глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в
Книжный интернет-
моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой
магазин
Эволюции".
Лавка Мастера
В дневнике 26 октября 1923 г., характеризуя соседа пекаря, писатель выразился
гораздо определеннее: "В голове у малого то же, что и у всех - себе на уме,
прекрасно понимает, что большевики жулики, на войну идти не хочет, о
международном положении никакого понятия. Дикий мы, темный, несчастный
народ".

Что же касается литературы, то здесь булгаковский консерватизм выразился в
неприятии русского авангарда, в частности, прозы А. Белого. 16 января 1925 г.
Булгаков зафиксировал впечатления от состоявшегося накануне, 14 января, в
кружке П. Н. Зайцева чтения Белым воспоминаний о Валерии Брюсове (1873-1924):
"Белый в черной курточке (невольный булгаковский каламбур). По-моему,

<< Предыдущая

стр. 43
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>