<< Предыдущая

стр. 44
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

нестерпимо ломается и паясничает.
Говорил воспоминания о Валерии Брюсове. На меня все это произвело
нестерпимое впечатление. Какой-то вздор... символисты... В общем, пересыпая
анекдотиками, порой занятными, долго нестерпимо говорил... о каком-то
папоротнике... о том, что Брюсов был "Лик" символистов, но в то же время любил
гадости делать...
Я ушел, не дождавшись конца. После "Брюсова" должен был быть еще отрывок из
нового романа Белого. Merci." (по иронии судьбы этот роман, "Московский чудак",
несший в себе влияние повести "Роковые яйца", 20 сентября 1926 г. был подарен
Белым Булгакову).

6 ноября 1923 г. Булгаков записал в Под п.: "Теперь я полон размышления и ясно
как-то стал понимать - нужно мне бросить смеяться. Кроме того - в литературе вся
моя жизнь. Ни к какой медицине я никогда больше не вернусь. Несимпатичен мне
Горький как человек, но какой это огромный, сильный писатель и какие страшные и
важные вещи говорит он о писателе... Страшат меня мои 32 года и брошенные на
медицину годы, болезни и слабость... Я буду учиться теперь. Не может быть, чтобы
голос, тревожащий меня сейчас, не был вещим. Не может быть. Ничем иным я быть
не могу, я могу быть одним - писателем. Посмотрим же и будем учиться, будем
молчать".

Писатель высоко оценивал реалистическую прозу даже "несимпатичного" Горького,
а свое литературное будущее связывал уже не с сатирой и юмором, а с
произведениями серьезного жанра, вроде эпической "Белой гвардии".

Правда, насчет художественного значения романа его терзали сомнения,
отразившиеся и в Под п. 5 января 1925 г. Булгаков записал: "Ужасно будет жаль,
если я заблуждаюсь и "Белая гвардия" не сильная вещь". Ему не дано было
предугадать тогда, что подлинную славу принесет последний роман "Мастер и
Маргарита", где эпическое соседствует с сатирическим, юмор с демонологией, а
философия - с изображением московского быта.

В Под п. зафиксирована также булгаковская вера в Бога и возмущение
воинствующим атеизмом коммунистов, их глумлением над Христианством, в
частности, в статьях "Безбожника". 5 января 1926 г. писатель так передал свои
впечатления от этого атеистического журнала: "Когда я бегло проглядел у себя
дома вечером номера "Безбожника", был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно,
конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее, ее можно
доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника,
именно его. Не трудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены...
Большинство заметок в "Безбожнике" подписаны псевдонимами. "А сову эту я
разъясню" (цитата из повести "Собачье сердце")".

Здесь Булгаков нападки на Христа связывает с еврейским происхождением
большинства авторов "Безбожника". "Разъяснил" он их в "Мастере и Маргарите",
сатирически показав циничный атеизм Михаила Александровича Берлиоза и
бездумный - Ивана Бездомного.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Богема"
Архив публикаций
Энциклопедия
" огема" - рассказ. Опубликован: Красная Нива, М., 1925, No1.
Биография (1891-1940)
Персонажи
Б. - произведение автобиографическое, основанное на истории создания и
Произведения
постановки булгаковской пьесы "Сыновья муллы" весной 1921 г. во Владикавказе и
Демонология
последующей поездки драматурга на вырученные деньги в Тифлис (Тбилиси). Эти
Великий бал у Сатаны же события отражены в повести "Записки на манжетах" (1922 - 1923). Упоминаемый
Булгаковская Москва
в Б. фельетон, за который автор получил "1200 рублей и обещание, что меня
Театр Булгакова посадят в особый отдел, если я еще напечатаю что-нибудь похожее" - это,
Родные и близкие вероятно, "Неделя просвещения", хотя не вполне понятно, какие именно "насмешки"
Философы могло усмотреть там бдительное революционное око.
Булгаков и мы
В Б. Булгаков признает написание "Недели просвещения" одним из четырех
Булгаковедение
преступлений своей жизни, наряду с растратой на кино денег, предназначенных на
Рукописи учебник физики, женитьбой на Т. Н. Лаппа вопреки воле матери (к моменту
Фотогалереи написания Б., в 1924 г., Булгаков с первой женой уже развелся), а также
вынужденное заявление в особом отделе, что пьеса "Сыновья муллы" хорошая и
Сообщество Мастера
для постановки этой революционной пьесы он едет в Тифлис.
Клуб Мастера
Новый форум
Характерно, что Булгаков не считает криминалом создание бездарной пьесы само
Старый форум по себе. В "Записках на манжетах" он прямо заявляет, что писали ее "втроем: я,
Гостевая книга помощник поверенного и голодуха". Предосудительным драматург считает только
попытку выдать плохую пьесу за хорошую. Но и она вынуждается
СМИ о Булгакове
обстоятельствами.
СМИ о БЭ
Лист рассылки
Как сообщила в своих воспоминаниях Т. Н. Лаппа, весной 1921 г. над головой
Партнеры сайта
Булгакова во Владикавказе сгустились тучи: "В общем, если б мы там еще
Старая редакция сайта
оставались, нас бы уже не было. Ни меня, ни его. Нас бы расстреляли. Там же
Библиотека целое белогвардейское гнездо было: сын генерала Гаврилова (владикавказского
знакомого Булгакова, ушедшего с белыми), Дмитрий, предлагал в их подполье
Собачье сердце
работать, но я отказалась. Потом хотел завербовать медсестру из детского дома,
(иллюстрированное)
который в их особняке был, а она его выдала. Тут и начальника милиции
Остальные произведения
арестовали, где я раньше работала. Он тоже контрреволюционером оказался. Ну, и
Книжный интернет-
надо было сматываться".
магазин
Лавка Мастера
Попытки поставить "революционную" пьесу в Тифлисе и Батуме, куда позднее
перебрался Булгаков, не увенчались успехом, но в Грозном и Владикавказе она
продолжала ставиться еще и в 30-е годы.

Булгаков высоко оценивал Б., но стыдился запечатленной в ней бедности жизни. 4
января 1925 г. он записал в своем дневнике "Под пятой": "Сегодня вышла "Богема" в
"Красной Ниве" No1. Это мой первый выход в специфически-советской тонко-
журнальной клоаке. Эту вещь я сегодня перечитал, и она мне очень нравится, но
поразило страшно одно обстоятельство, в котором я целиком виноват. Какой-то
беззастенчивой бедностью веет от этих строк. Уж очень мы тогда привыкли к голоду
и его не стыдились, а сейчас как будто бы стыдно. Подхалимством веет от этого
отрывка. Кажется, впервые со знаменитой осени 1921-го года (времени приезда
Булгакова в Москву) позволю себе маленькое самомнение и только в дневнике, -
написан отрывок совершенно на "ять", за исключением одной, двух фраз. ("Было
обидно и др.").

Вот не понравившаяся Булгакову тяжеловесная фраза: "Было обидно, в
особенности потому, что гримасы были вовсе не нужны..." В Б. автор, чтобы его не
узнали на фотографии, сделанной по случаю премьеры его "революционной пьесы",
гримасничает, и "благодаря этим гримасам, в городе расплылся слух, что я
гениальный, но и сумасшедший в то же время человек".

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Сыновья Муллы"
Архив публикаций
Энциклопедия
" ыновья муллы" - пьеса, поставленная во Владикавказе в мае 1921 г. местной
Биография (1891-1940)
ингушской труппой.
Персонажи
Произведения
Премьера состоялась 15 мая и С. м. прошли три раза. Позднее пьеса была
Демонология переведена на осетинский язык (с заменой мусульманских имен на осетинские) и
Великий бал у Сатаны ставилась осетинскими самодеятельными театральными коллективами. Ни при
жизни Булгакова, ни после его смерти С. м. до сих пор не печатались на русском
Булгаковская Москва
языке. Осетинский перевод пьесы, выполненный артистом Б. И. Тотровым,
Театр Булгакова
опубликован: Фидиуаг, Владикавказ, 1930, No4. Сохранился суфлерский экземпляр
Родные и близкие
русского текста пьесы, хранящийся ныне в архиве Булгакова в Отделе Рукописей
Философы
Российской Государственной Библиотеки.
Булгаков и мы
Процесс создания С. м. Булгаков описал в повести "Записки на манжетах" (1922-
Булгаковедение
1923) и в рассказе "Богема" (1925). В повести об этом говорится следующим
Рукописи
образом: "Помощник присяжного поверенного, из туземцев, научил меня. Он пришел
Фотогалереи
ко мне, когда я молча сидел, положив голову на руки, и сказал:
Сообщество Мастера
- У меня тоже нет денег. Выход один - пьесу нужно написать. Из туземной жизни.
Клуб Мастера
Революционную. Продадим ее...
Новый форум
Я тупо посмотрел на него и ответил:
Старый форум - Я не могу ничего написать из туземной жизни, ни революционного, ни
Гостевая книга контрреволюционного. Я не знаю их быта. И вообще я ничего не могу писать. Я
устал, и, кажется, у меня нет способностей к литературе.
СМИ о Булгакове
Он ответил:
СМИ о БЭ
- Вы говорите пустяки. Это от голоду. Будьте мужчиной. Быт - чепуха. Я насквозь
Лист рассылки
знаю быт. Будем вместе писать. Деньги пополам.
Партнеры сайта
С того времени мы стали писать... Его жена развешивала белье на веревке в
Старая редакция сайта
комнате, а затем давала нам винегрет с постным маслом и чай с сахарином. Он
Библиотека называл мне характерные имена, рассказывал обычаи, а я сочинял фабулу. Он
тоже. И жена подсаживалась и давала советы. Тут же я убедился, что они оба
Собачье сердце
(иллюстрированное) гораздо более меня способны к литературе. Но я не испытывал зависти, потому что
твердо решил про себя, что эта пьеса будет последним, что я пишу...
Остальные произведения
И мы писали.
Книжный интернет-
Он нежился у печки и говорил:
магазин
- Люблю творить! Я скрежетал пером... Через семь дней трехактная пьеса была
Лавка Мастера
готова. Когда я перечитал ее у себя, в нетопленой комнате, ночью, я, не стыжусь
признаться, заплакал! В смысле бездарности - это было нечто совершенно
особенное, потрясающее! Что-то тупое и наглое глядело из каждой строчки этого
коллективного творчества!..
В туземном подотделе пьеса произвела фурор. Ее немедленно купили за 200
тысяч. И через две недели она шла.
В тумане тысячного дыхания сверкали кинжалы, газыри и глаза. Чеченцы,
кабардинцы, ингуши, - после того, как в третьем акте геройские наездники
ворвались и схватили пристава и стражников, - кричали:
- Ва! Подлец! Так ему и надо!
И вслед за подотдельскими барышнями вызывали: "автора"
За кулисами пожимали руки.
- Пирикрасная пыеса!
И приглашали в аул..."

Автор "Записок на манжетах" признавался, что С. м. писали втроем: "Я, помощник
поверенного и голодуха".

В "Богеме" этот туземный помощник присяжного поверенного назван по имени:
Гензулаев. Срок написания здесь определен чуть больше: семь с половиной дней, а
роль Гензулаева охарактеризована несколько иначе: "Сам он мне тут же признался,
что искренне ненавидит литературу, вызвав во мне взрыв симпатии к нему. Я тоже
ненавижу литературу и уж, поверьте, гораздо сильнее Гензулаева. Но Гензулаев
назубок знает туземный быт, если конечно, бытом можно назвать шашлычные
завтраки на фоне самых постылых гор, какие есть в мире, кинжалы неважной стали,
поджарых лошадей, духаны и отвратительную, выворачивающую душу музыку".

Помощник присяжного поверенного должен был "подсыпать этот быт" в пьесу.
Художественное же качество С. м. автор в "Богеме" оценивал не менее сурово, чем
в "Записках на манжетах", хотя теперь, учитывая опыт советского театра первой
половины 20-х годов, уже не настаивал на уникальности пьесы: "...Если когда-
нибудь будет конкурс на самую бессмысленную, бездарную и наглую пьесу, наша
получит первую премию (хотя, впрочем... впрочем... вспоминаю сейчас некоторые
пьесы 1921-1924 годов и начинаю сомневаться...), ну не первую - вторую или
третью".

По словам автора "Богемы", гонорар за пьесу был 200 тысяч рублей, разделенный
между соавторами поровну (та же сумма - ив "Записках на манжетах", причем "пьеса
прошла три раза (рекорд), и вызывали авторов"). Этими деньгами Булгаков, как он
сообщает в "Богеме", распорядился следующим образом: "Семь тысяч я съел в 2
дня, а на остальные 93 решил уехать из Владикавказа".

Судя по данным, сообщаемым Булгаковым в "Записках на манжетах", и учитывая,
что премьера С. м. была 15 мая 1921 г. - в булгаковский день рождения, пьеса была
написана соавторами в конце апреля. На вырученный от постановки С. м. гонорар
Булгаков выехал 26 мая в Тифлис (Тбилиси) через Баку. После его отъезда пьеса
еще неоднократно шла не только во Владикавказе, но и в Грозном.

Т. Н. Лаппа, первая жена писателя, в своих воспоминаниях в основном
подтверждает изложенные Булгаковым в "Записках на манжетах" и "Богеме"
обстоятельства создания С. м. Она отметила, что муж ходил во Владикавказе
писать пьесу к их соседям Пейзулаевым, и что значительная часть денег была
потрачена на обязательный после премьеры банкет (скорее всего, на него как раз и
ушли упоминаемые в "Богеме" 7 тыс. рублей).

Соавтором Булгакова по С. м. был кумык Туаджин Пейзулаев, уроженец селения
Аксай в Дагестане, успевший до революции окончить юридический факультет
Петербургского университета. В начале 1920-х годов он жил во Владикавказе, а
позднее переселился в Москву, где и скончался в 1936 г.

Неизвестно, встречались ли Булгаков и Пейзулаев в столице, но своего
владикавказского знакомого писатель вспомнил, когда начал в 1929 г. писать роман
"Мастер и Маргарита". В ранних редакциях директора Театра Варьете Степана
Богдановича Лиходеева звали Гарася Педулаев, а нечистая сила бросала его не в

<< Предыдущая

стр. 44
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>