<< Предыдущая

стр. 46
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Подобно Аметистову, другие персонажи 3. к. имели литературных прототипов.
Мертвое тело, спившийся ветеран белого движения, заставлял проницательных и
образованных зрителей вспомнить "Сказку о мертвом теле, неизвестно кому
принадлежащем" (1833) Владимира Федоровича Одоевского (1803 - 1869), где
выпившему штоф водки приказному Севастьянычу, находящемуся при мертвом
теле, вдруг является вышедший из тела владелец и требует тело обратно, но
чиновник выдачу тела откладывает под предлогом, что надо собрать справки: "когда
лекарь дотронулся до тела своим бистурием, владелец вскочил в тело, тело
поднялось, побежало и... за ним Севастьяныч долго гнался по деревне, крича изо
всех сил: "лови, лови покойника!"

Также бросается в глаза сходство со "Страшной местью" (1832) любимого
Булгаковым Николая Гоголя (1809-1852), где старик-колдун, казак Петр, предавший
брата Ивана, принимает страшную муку от своей жертвы, превратившейся в
каменного всадника на Карпатских горах: "Ухватил всадник страшною рукою
колдуна и поднял его на воздух. Вмиг умер колдун и открыл после смерти очи; но
уже был мертвец, и глядел, как мертвец. Так страшно не глядит ни живой, ни
воскресший. Ворочал он по сторонам мертвыми глазами и увидел поднявшихся
мертвецов от Киева и от земли Галичской и от Карпата, как две капли воды схожих
лицом на него... И все мертвецы вскочили в пропасть, подхватили мертвеца и
вонзили в него свои зубы". Такова страшная посмертная судьба колдуна, чьей душе
не дано за его преступления покаяния.

Мертвое тело в 3. к. имеет явное сходство с Мертвым телом в сказке Одоевского, но
зловещее: "Вот придут наши, я вас всех перевешаю", роднит его с инфернальным
героем Гоголя. Булгаковскому персонажу уготовано то же наказание, что и
гоголевскому колдуну - жить и мучаться после моральной гибели за те
преступления, что свершили белые (разочарование в белом движении Булгаков
выразил в "Днях Турбиных" и особенно в "Беге"). Инфернальные черты угадываются
и в главной героине 3. к. Неслучайно Алла обращается к ней со ставшей знаменитой
репликой: "Зойка! Вы - черт!"

По воспоминаниям писателя Владимира Артуровича Лёвшина (Манасевича) (1904-
1984), булгаковского соседа по Нехорошей квартире, одним из прототипов Зойки
послужила жена художника Георгия Богдановича Якулова (1884-1928). Студия
Якуловых располагалась в квартире 38 дома No10 по Б. Садовой, где в 1922-1924 гг.
жил Булгаков.

По свидетельству В. А. Лёвшина, "жена Якулова, Наталия Юльевна Шиф, - женщина
странной, броской внешности. Есть в ней что-то от героинь тулуз-лотрековских
портретов. У нее великолепные золотистые волосы, редкой красоты фигура и
горбоносое, асимметричное, в общем, далеко не миловидное лицо. Некрасивая
красавица.
О ней говорили по-разному. Иные восхищались ее элегантностью и широтой.
Других шокировала свобода нравов в ее доме. Студия Якулова пользовалась
скандальной известностью. Здесь, если верить слухам, появлялись не только люди
богемы, но и личности сомнительные, каких немало расплодилось в эпоху нэпа... В
то время считали, что прототип Зойки Пельц - жена Якулова... Некий намек на это я
вижу и у самого Булгакова. В "Театральном романе" среди странных
драматургических видений, посещающих Максудова, есть то, что он "мысленно
называл "третьим действием". Именно - синий дым, женщина с асимметричным
лицом, какой-то фрачник, отравленный дымом..." После блестящего спектакля
Театра имени Вахтангова, декорации которого были откровенно списаны с дома на
Садовой, за студией Якулова утвердилось прозвище "Зойкиной квартиры".

Лёвшин отмечает также, что по воспоминаниям артиста Вахтанговского театра Л. Д.
Снежницкого, на сцене возвышался "пятиэтажный московский дом, стены которого
образуют колодец" и что в этом доме легко узнать дом на Б. Садовой,
запечатленный в "Мастере и Маргарите" (там помещается Нехорошая квартира) и
рассказе "No13. Дом Эльпит-Рабкоммуна". Некоторой асимметрией лица обладала и
первая исполнительница роли Зойки Цецилия Львовна Мансурова (1897-1976),
причем это было усилено гримом, в результате чего у героини появился нос
уточкой.

На Н. Ю. Шиф как прототип Зойки указывает и первая супруга Булгакова Т. Н.
Лаппа, рисующая колоритный портрет жены художника: "Она некрасивая была, но
сложена великолепно. Рыжая и вся в веснушках. Когда она шла или там на машине
подъезжала, за ней всегда толпа мужчин. Она ходила голая... одевала платье прямо
на голое тело или пальто, и шляпа громадная. И всегда от нее струя очень хороших
духов. Просыпается: "Жорж, идите за водкой!" Выпивала стакан, и начинался день.
Ну, у них всегда какие-то оргии, люди подозрительные, и вот, за ними наблюдали.
На другой стороне улицы поставили это... увеличительное... аппарат и смотрели. А
потом она куда-то пропала, а Якулова арестовали".

Экстравагантный костюм жены Якулова мог подсказать Булгакову то одеяние,
которое оказалось на Маргарите после Великого бала у сатаны: черный плащ,
одетый на голое тело. Сходным образом с соседями Якулова реагирует на это
одеяние соседка Михаила Александровича Берлиоза и Степана Богдановича
Лиходеева Аннушка Чума: "...Какая-то дамочка в черной рясе, как показалось
Аннушке в полутьме. Дамочка не то босая, не то в каких-то прозрачных, видно,
заграничных, в клочья изодранных туфлях. Тьфу ты! что в туфлях! Да ведь дамочка-
то голая! Ну да, ряса накинута прямо на голое тело! "Ай да квартирка!" В душе у
Аннушки все пело от предвкушения того, что она будет рассказывать завтра
соседям".

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Ленин ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
енин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-
Произведения
1924) - советский государственный и партийный
Демонология
деятель, основатель Российской Социал-
Великий бал у Сатаны
демократической Рабочей Партии
Булгаковская Москва
(большевиков), впоследствии - Российской
Театр Булгакова
Коммунистической партии (большевиков),
Родные и близкие
первый председатель советского правительства
Философы - Совета Народных Комиссаров (СНК).
Булгаков и мы
Родился 10/22 апреля 1870 г. в г. Симбирске
Булгаковедение
(ныне - Ульяновск) в семье чиновника. Дворянин
Рукописи
(отец дослужился до чина действительного
Фотогалереи
статского советника и получил потомственное
дворянство). В 1887 г. окончил гимназию,
Сообщество Мастера
поступил на юридический факультет Казанского
Клуб Мастера
университета, но был исключен за участие в студенческих беспорядках. В 1891 г.
Новый форум
сдал экстерном экзамены на юридическом факультете Петербургского
Старый форум
университета.
Гостевая книга
СМИ о Булгакове В 1895 г. один из организаторов марксистского "Союза борьбы за освобождение
рабочего класса", в том же году арестован, в 1897 г. выслан на три года в с.
СМИ о БЭ
Шушенское Красноярской губернии. В 1898 г. женился на учительнице и ссыльной
Лист рассылки
революционерке Надежде Константиновне Крупской (1869-1939). В 1903 г. на II
Партнеры сайта
съезде РСДРП возглавил фракцию большевиков (большинства).
Старая редакция сайта
Библиотека В 1917 г. в результате Октябрьской революции стал председателем СНК. Инициатор
красного террора и политики военного коммунизма. С мая 1921 г. в результате ряда
Собачье сердце
ударов - следствия склеротического заболевания сосудов головного мозга
(иллюстрированное)
становится недееспособным. Умер 21 января 1924 г. в с. Горки под Москвой, тело
Остальные произведения
покоится в мавзолее на Красной площади в Москве.
Книжный интернет-
магазин
В булгаковском творчестве Л. занимал заметное место. После его смерти Булгаков
Лавка Мастера
опубликовал три очерка - "В часы смерти", "Часы жизни и смерти" (о прощании с
телом Л. в Колонном зале, при котором писатель присутствовал) и
"Воспоминание...". Последний также основан на подлинной истории. В 1921 г.
Булгаков написал прошение на имя председателя Совнаркома и с помощью Н. К.
Крупской, возглавлявшей тогда Главполитпросвет, получил комнату в Нехорошей
квартире за No50 дома No10 по Б. Садовой. Если не к самому Л., то уж к его супруге
Булгаков в связи хоть с каким-то разрешением "квартирного вопроса" испытывал
чувство благодарности.

Л. послужил прототипом главного героя повести "Роковые яйца" профессора
Персикова, а также Воланда и одного из второстепенных персонажей романа
"Мастер и Маргарита" - артиста Куролесова.

Профессор Владимир Ипатьевич Персиков - изобретатель красного луча жизни. Но
этот луч порождает чудовищных пресмыкающихся, создающих угрозу всему
человечеству. Красный луч здесь символизирует социалистическую революцию в
России, что началась под лозунгами построения лучшего будущего, а закончилась
террором и диктатурой. Булгаков на себе прочувствовал трагические последствия
социалистического эксперимента, и в повести гибель Персикова во время бунта
толпы, возбужденной приближением гадов, закономерна.

Связь Персикова с Л. выявляется через биографические данные Владимира
Ипатьевича. Будущий профессор родился 16 апреля 1870 г., так как в день начала
действия повести, 16 апреля 1928 г., ему исполняется 58 лет. Персиков - ровесник
Л., а 16 апреля - это день возвращения вождя большевиков в Россию в 1917 г. На
следующий день Л. выступил со знаменитыми Апрельскими тезисами, где призвал к
социалистической революции.

В первой редакции повести "Собачье сердце" калоши из прихожей профессора
Преображенского крадут тоже в апреле 1917 г. (в последующих редакциях этот
вызывающий апрель был заменен на более нейтральный март). Как и Александр
Солженицын (1918 г. рождения), назвавший заключительный "узел" своего
"Красного колеса" "Апрель 17-го", Булгаков считал приезд Л. и Апрельские тезисы
переломным моментом на пути России к Октябрьскому перевороту.

Портрет Персикова - "голова замечательная, толкачом, лысая, с пучками
желтоватых волос, торчащими по бокам... глазки блестящие, небольшие, росту
высокого, сутуловат... когда говорил что-либо веско и уверенно, указательный палец
правой руки превращал в крючок и щурил глазки" - во многом совпадает с
портретом Л. - характерная лысина, любимый ораторский жест, сутулость, прищур
глаз. Персиков, как и Л., картавит, поскольку со слуху репортер воспринимает его
фамилию как "Певсиков".

С Л. связан и другой прототип Персикова, биолог и патологоанатом Алексей
Иванович Абрикосов (1875-1955) (его фамилия спародирована в фамилии героя).
Именно Абрикосов анатомировал труп Л. и извлекал его мозг. У Булгакова мозг
главного большевика как бы передан профессору-ученому. Полностью имя и
отчество Персикова - Владимир Ипатьевич употреблено лишь на первой странице
повести, а в дальнейшем окружающие называют профессора Владимир Ипатьич -
совсем как Владимир Ильич. Сходство подчеркивается и феноменальной эрудицией
Персикова, сопоставимой с ленинской, и датой написания повести: "Москва, 1924 г.,
октябрь" - год смерти вождя и месяц большевистского переворота.

То, что почетный товарищ председателя Доброкура профессор Персиков - это
пародия на председателя Совнаркома Л., не осталось тайной для современников
Булгакова. В булгаковском архиве сохранился отзыв на "Роковые яйца" еврейского
(писавшего на идише) критика Моисея Ильича Литвакова (1880-1937), на русском
публиковавшего статьи под псевдонимом М. Лиров. В этом отзыве, появившемся в
No 5-6 журнала "Печать и Революция" за 1925 г., писатель красным карандашом
подчеркнул те места, где критик настойчиво повторял имя и отчество
первооткрывателя красного луча - Владимир Ипатьич, давая понять властям
предержащим, над кем издевается крамольный автор. Впрочем, пародия здесь не
злая, пародийно снижается скорее идея, а не сам человек, поэтому от Персикова у
читателей в целом остается благоприятное впечатление.

Отчество Ипатьич дано герою не только из-за созвучия с Ильичом, но, возможно, и в
память о том, что в доме Ипатьева в Екатеринбурге была по приказу Л. уничтожена
семья Романовых и последний император России Николай II (1868-1918). Кстати,
первый царь этой династии Михаил Романов (1596-1645) скрывался от врагов в
Ипатьевском монастыре. Это намек на то, что Л. стал своеобразным преемником
Романовых, сохранив фактически неограниченное самодержавное правление.

Не только бдительный критик М. Лиров, не уцелевший в волнах террора 30-х годов,
но и безымянный сексот уловили связь "Роковых яиц" с фигурой Л. В донесении от
22 февраля 1928 г. неизвестный осведомитель ОГПУ утверждал, что в булгаковской
повести описывается, "как под действием красного луча родились грызущие друг
друга гады, которые пошли на Москву" и что "там есть подлое место, злобный кивок
в сторону покойного т. Ленина, что лежит мертвая жаба, у которой даже после
смерти осталось злобное выражение на лице".

Читайте в завершении:
Ленин - прототип Дьявола
Что общего у Бегемота и Зиновьева?
Ленин - лицемер
"Комиссародержавие"

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Ленин, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Воланд также имеет Л. одним из своих
Персонажи
многочисленных прототипов. Это проявляется в
Произведения
эпизоде, когда знаменитый милицейский пес
Демонология
Тузбубен безуспешно ищет сатану и его свиту
Великий бал у Сатаны
после скандала в Театре Варьете.
Булгаковская Москва

<< Предыдущая

стр. 46
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>