<< Предыдущая

стр. 48
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Маринетти утверждал: "Театр Варьете разрушает все торжественное, святое, серьезное в
искусстве. Он способствует предстоящему уничтожению бессмертных произведений, изменяя и
пародируя их, представляя их кое-как, без всякой обстановки, не смущаясь, как самую обыденную
вещь... Необходимо абсолютно уничтожить всякую логичность в спектаклях варьете, заметно
преувеличить их экстравагантность, усилить контрасты и предоставить царствовать на сцене
всему экстравагантному... Прерывайте певицу. Сопровождайте пение романса ругательными и
оскорбительными словами... Заставить зрителей партера, лож и галереи принимать участие в
действии... Систематически профанируйте классическое искусство на сцене, изображая,
например, все греческие, французские и итальянские трагедии одновременно в один вечер,
сокращенными и комически перепутанными вместе... Поощряйте всячески жанр американских
эксцентриков, их гротескные эффекты, поражающие движения, их неуклюжие выходки, их
безмерные грубости, их жилетки, наполненные всяческими сюрпризами и штанами, глубокими, как
корабельные трюмы, из которых вместе с тысячью предметов исходит великий футуристический
смех, долженствующий обновить физиогномию мира".

Булгаков не жаловал футуризм и другие теории "левого искусства", отрицательно относился к
постановкам В. Э. Мейерхольда (1874-1940) и проекту памятника Третьему Интернационалу В. Е.
Татлина (1885-1953) (см.: "Столица в блокноте"). В повести "Роковые яйца" иронически
упоминается "Театр имени покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927
году при постановке пушкинского "Бориса Годунова", когда обрушились трапеции с голыми
боярами".

Автор "Мастера и Маргариты" точно следует всем рекомендациям знаменитого итальянца. Т. В.
действительно разрушает все святое и серьезное в искусстве. Программы здесь лишены какой-
либо логики, что олицетворяет, в частности, конферансье Жорж Бенгальский, который несет чушь
и отличается, подобно американским эксцентрикам, неуклюжестью и грубостью.

Воланд и его подручные действительно заставляют участвовать в представлении и партер, и
ложи, и галерку, побуждая публику определить судьбу незадачливого Бенгальского, а затем
ловить падающие бумажным дождем червонцы. Коровьев-Фагот делает так, что марш
сопровождается экстравагантными разудалыми куплетами и достает из своих карманов множество
предметов, порождающих у публики "великий футуристический смех": от часов финдиректора
Варьете Римского и волшебной колоды карт до дьявольских червонцев и магазина парижского
модного платья. А чего стоит кот Бегемот, легко пьющий воду из стакана или отрывающий голову
надоевшему конферансье!

Воланд, устраивая опыт с деньгами и незадачливым Жоржем Бенгальским, испытывает
москвичей, выясняет, насколько изменились они внутренне, по-своему стремится "обновить
физиогномию мира".

И Булгаков руками нечистой силы наказывает всех причастных к Т. В. за опошление высокого
искусства в духе призывов Маринетти, манифест которого оборачивается сеансом черной магии.
Директор Т. В. Степан Богданович Лиходеев из своей квартиры выброшен Воландом в Ялту,
администратор Т. В. Варенуха становится жертвой вампира Геллы и сам превращается в вампира,
с трудом избавляясь в финале от этой неприятной должности. Тот же Варенуха с Геллой едва не
погубили финдиректора Т. В. Римского, который лишь чудом избежал участи, постигшей
администратора. Наказана и публика Т. В., потерявшая и призрачные парижские наряды, и свои
настоящие московские.

Парадокс заключается в том, что Булгаков, не сочувствуя футуризму и другим течениям "левого"
искусства, в "Мастере и Маргарите", как и в других своих произведениях, широко использовал
гротеск, бесстрашно смешивал жанры и традиции разных литературных направлений и стилей,
вольно или невольно следуя тут теории Маринетти. Да и клоунов-эксцентриков автор романа
любил. В "Столице в блокноте" с восхищением упоминается клоун Лазаренко, который в цирке
Никитиных, в двух шагах от театра ГИТИСа, где Мейерхольд ставит свой спектакль, ошеломляет
публику "чудовищными salto".

Булгаков был только против того, чтобы эксцентрика подменяла собой высокое театральное
искусство, но не возражал, если то и другое органически соединялись. В "Мастере и Маргарите"
высокое философское содержание вполне уместно соседствует с буффонадой, в том числе и в Т.
В.

Дьявольский магазин французской моды во время сеанса черной магии в Т. В. во многом взят из
рассказа популярного в начале XX в. писателя Александра Амфитеатрова (1862-1938) "Питерские
контрабандистки" (1898), где на дому одной из известных контрабандисток действует подпольный
магазин модного женского платья, незаконно ввезенного в Россию.

Эпизод с червонцами Воланда в Т. В. одним из источников имел очерк "Легенда о Агриппе"
писателя и поэта-символиста Валерия Брюсова (1873-1924), написанный для русского перевода
книги Ж. Орсье "Агриппа Неттесгеймский: Знаменитый авантюрист XVI в." (1913). Там отмечалось,
что средневековый германский ученый и богослов Агриппа Неттесгеймский (1486-1535), по мнению
современников, - чародей, будто бы "часто, во время своих переездов... расплачивался в
гостиницах деньгами, которые имели все признаки подлинных. Конечно, по отъезде философа
монеты превращались в навоз. Одной женщине Агриппа подарил корзину золотых монет; на
другой день с этими монетами произошло то же самое: корзина оказалась наполненной
лошадиным навозом".

После Великого бала у сатаны Воланд дарит пачку червонцев злой соседке Михаила
Александровича Берлиоза Аннушке-Чуме, невольно способствовавшей гибели председателя
МАССОЛИТа и пытавшейся украсть подаренную Маргарите дьяволом золотую подкову - символ
не только счастья, но и копыта дьявола. Эти деньги потом превращаются в доллары, которые у
Аннушки изъяла милиция. Для героини валюта оказалась столь же бесполезна, как и навоз для
женщины, мнимо облагодетельствованной Агриппой.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Нехорошая квартира ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
ехорошая квартира - квартира No50 в доме
Биография (1891-1940)
302-бис по Садовой улице в романе "Мастер и
Персонажи
Маргарита". В Нехорошей квартире поселяется
Произведения
Воланд и его свита. Здесь происходит контакт
Демонология
потусторонних сил с современным московским
Великий бал у Сатаны
миром.
Булгаковская Москва
Театр Булгакова
Прообразом Нехорошей квартиры послужила квартира No50 в доме No10 по Б.
Родные и близкие Садовой улице в г. Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 гг. Кроме того, некоторыми
Философы чертами планировки Нехорошей квартиры соответствует более просторной
квартире No34 в том же доме, где писатель поселился в период с августа по ноябрь
Булгаков и мы
1924 г. Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания-
Булгаковедение
прототипа по формуле 10=(3+2)х2. Кроме того, фантастически большой номер (ни
Рукописи
на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким большим номером)
Фотогалереи
должен подчеркнуть нереальность происходящего, так же как и невероятно
большой номер отделения милиции, выдавшего паспорт дяде Берлиоза
Сообщество Мастера
Максимилиану Андреевичу Поплавскому - 412.
Клуб Мастера
Новый форум
Квартира No50 запечатлена также в ряде рассказов и фельетонов: "No13. - Дом
Старый форум
Эльпит - Рабкоммуна", "Псалом", "Самогонное озеро", "Воспоминание…" и др.
Гостевая книга
Первая жена Булгакова Т. Н. Лаппа вспоминала квартиру No50 и прототипа
СМИ о Булгакове
погубившей Берлиоза Аннушки Чумы: "Эта квартира не такая, как остальные, была.
СМИ о БЭ
Это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево.
Лист рассылки По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было, и черного
Партнеры сайта хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. От входа четвертая,
предпоследняя, потому что в первой коммунист один жил, потом милиционер с
Старая редакция сайта
женой, потом Дуся рядом с нами, у нее одно окно было, а потом уже мы, и после нас
Библиотека
еще одна комната была. В основном, в квартире рабочие жили. А на той стороне
Собачье сердце
коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время
(иллюстрированное)
его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону,
Остальные произведения
напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: "Спасите! Помогите!"
Книжный интернет- Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит -
магазин
они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели".
Лавка Мастера
В отличие от коридорной системы No50, в квартире No34 было пять комнат, в двух из
которых жил богатый финансист Артур Борисович Манасевич с женой, еще в одной -
их прислуга, в четвертой - Александра Николаевна Кибель с сыном Вовкой,
послужившие прототипами героев рассказа "Псалом", а в пятой вместо выехавшего
сына А. Б. Манасевича будущего писателя Владимира Артуровича Лёвшина
(Манасевича) (1904-1984) поселились Булгаков с Т. Н. Лаппа.

В Нехорошей квартире, в отличие от квартиры No50, живут относительно
интеллигентные жильцы (оба - партийцы), скорее напоминающие обитателей
квартиры No34 - директор Театра Варьете Степан Богданович Лиходеев, держащий
прислугу Груню, и председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз,
имеющий общие с Булгаковым инициалы и писательскую профессию.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "No13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна"
Архив публикаций
"No13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна" - рассказ.
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Опубликован: Красный журнал для всех, Пг.,
Персонажи 1922, No2. Вошел в сборники: Булгаков М.
Произведения Дьяволиада. М.: Недра, 1925 (2-е изд. - 1926);
Булгаков М. Роковые яйца. Рига: Литература,
Демонология
1928.
Великий бал у Сатаны
Булгаковская Москва
В No13 Д. Э.-Р. изображен дом No10 по Б. Садовой, в романе "Мастер и Маргарита"
Театр Булгакова
превратившийся в дом 302-бис по Садовой, где помещается Нехорошая квартира.
Родные и близкие
До революции этот дом принадлежал "табачному королю" миллионеру И. Пигиту.
Философы
Булгаков и мы В 1921-1924 гг. Булгаков проживал здесь в комнате, сначала в квартире No50
(история вселения в эту квартиру запечатлена в рассказе "Воспоминание..."), а
Булгаковедение
затем в квартире No34. После революции вместо "классово чуждых элементов" в
Рукописи
"дом Пигита" были заселены рабочие соседней типографии, как вспоминал
Фотогалереи
Владимир Артурович Лёвшин (1904-1984), сосед Булгакова и сын поселившегося
Сообщество Мастера
после революции в том же доме крупного финансиста Артура Борисовича
Клуб Мастера Манасевича.
Новый форум
Бывший "Дом Пигита" преобразовали в одну из первых в Москве рабочих коммун,
Старый форум
вследствие чего управление, а частично и обслуживание дома перешло в руки
Гостевая книга
жильцов, теперь уже преимущественно пролетарского происхождения.
СМИ о Булгакове
СМИ о БЭ
Прототипом управляющего домом Христи послужил управляющий дома No50 К.
Лист рассылки Сакизчи. О нем и о других прототипах героев No13 - Д. Э.-Р. рассказал в своих
Партнеры сайта мемуарах В. А. Лёвшин: "Гениальнейший из всех московских управляющих Борис
Самойлович Христи", за которым стоит колоритная фигура "матово-черного дельца
Старая редакция сайта
в фуражке с лакированным козырьком" - караим Сакизчи, управляющий домом при
Библиотека
Пигите и оставленный в той же должности после революции по причине своей
Собачье сердце
полной незаменимости.
(иллюстрированное)
А Нилушкин Егор - представитель домовой общественности, облеченный титулом
Остальные произведения
"санитарного наблюдающего"? Спросите старожилов, и вам сразу же скажут, что это
Книжный интернет-
известный всему дому Никитушкин, личность комическая, чьи грозные
магазин
предупреждения ("Которые тут гадют, всех в 24 часа!") не испугали бы даже ребенка.
Лавка Мастера А Пыляева Аннушка? Та, что вопреки строжайшим запретам Христи топила
буржуйку выломанными из пола паркетинами, виновница сожравшего дом Эльпит
пожара (тоже, между прочим, невыдуманного, хоть и раздутого Булгаковым до
масштабов катастрофических)? Родословная ее не восходит ли к Аннушке из
квартиры 34, вечно разбивавшей посуду по причине своего кривоглазия?"

Прототипом Эльпита, платящего жалование Христи за сохранение дома, послужил
не сам И. Д. Пигит, благополучно эмигрировавший, а А. Б. Манасевич. По
воспоминаниям первой жены Булгакова Т. Н. Лаппа, у К. Сакизчи "с Манасевичем
Артуром дела какие-то были. Как не хватало денег на отопление, так он занимал у
Манасевича, у которого много денег было". В No13 - Д. Э.-Р. такие же отношения
связывают Эльпита и Христи.

Описание дореволюционного быта дома Эльпит ориентировано на роман А. Белого
"Петербург". "Лакированная каретка", в которой приезжает к генералу от кавалерии
де-Баррейну Григорий Ефимович Распутин (Новых) (1872-1916), напоминает
лакированную карету сенатора Аблеухова, серая кариатида - кариатиду у подъезда
возглавляемого сенатором учреждения, сыщики-тени, охраняющие Распутина -
таких же сыщиков "Петербурга", и т. д. Роман А. Белого здесь воспринят как символ
безвозвратно ушедшей императорской России: "Большое было время... И ничего не
стало... ".

Как и Белый, Булгаков подчеркивает симптомы разложения старого мира,
олицетворением которого стали Распутин и распутинщина. "Директор банка,
умница, государственный человек", но с лицом, "лишь чуть-чуть испорченным
какими-то странноватыми, не то больными, не то уголовными глазами". Другой
жилец - "фабрикант (афинские ночи со съемками при магнии)", а среди остальных -
"золотистые выкормленные женщины" и "доктора по абортам".

Вместе с тем, среди дореволюционных жильцов дома Эльпит Булгаков поместил и
"всемирного феноменального баса-солиста" - явный намек на Федора Ивановича
Шаляпина (1873-1938), чьим исполнением Мефистофеля автор "Мастера и
Маргариты" восхищался.

<< Предыдущая

стр. 48
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>