<< Предыдущая

стр. 55
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

И Феся сказал правду. Он действительно ни одного мужика не видел рядом с собой.
Клуб Мастера
Зимой он сидел в Москве, в своем кабинете, а летом уезжал за границу и не видел
Новый форум
никогда своего подмосковного именья. Однажды он чуть было не поехал, но, решив
Старый форум
сначала ознакомиться с русским народом по солидному источнику, прочел "Историю
Гостевая книга пугачевского бунта" Пушкина, после чего ехать наотрез отказался, проявив
СМИ о Булгакове неожиданную для него твердость. Однажды, впрочем, вернувшись домой, он гордо
заявил, что видел "настоящего русского мужичка. Он в Охотных рядах покупал
СМИ о БЭ
капусты. В треухе. Но он не произвел на меня впечатление зверя".
Лист рассылки
Партнеры сайта
Через некоторое время Феся развернул иллюстрированный журнал и увидел своего
Старая редакция сайта
знакомого мужичка, правда, без треуха. Подпись под старичком была такая: Граф
Библиотека Лев Николаевич Толстой. Феся был потрясен.
- Клянусь Мадонной, - заметил он, - Россия необыкновенная страна! Графы
Собачье сердце
выглядят в ней как вылитые мужики!" Таким образом, Феся не солгал".
(иллюстрированное)
Остальные произведения
Здесь упоминание восстания Емельяна Пугачева (1740 или 1742 - 1775), так
Книжный интернет-
напугавшее Фесю, можно соотнести с планируемым Мефистофелем в
магазин
"Возвращении доктора Фауста" коллективным самоубийством человечества,
Лавка Мастера
соучастником в организации которого должен был стать главный герой. У Миндлина
в качестве такого самоубийства в последующих главах должна была
рассматриваться либо первая мировая война, либо Октябрьская революция в
России, причем, судя по заглавию, Фауст вместе с Мефистофелем возвращался в
Москву в революционную или послереволюционную эпоху.

В сохранившемся фрагменте о Фесе чувствуется пародийный отзвук данного В.И.
Лениным определения Льва Толстого (1828-1910) как первого мужика в русской, да
и в мировой литературе ("до этого графа подлинного мужика в литературе не
было... Кого в Европе можно поставить рядом с ним... Некого"). Отсюда, может быть,
и картавость булгаковского героя, сближающая его с вождем большевиков.

Эта пародия накладывается на другую. Эпизод встречи Феси с Толстым как бы
зеркально воспроизводит ситуацию фельетона Александра Валентиновича
Амфитеатрова (1862-1938) "И моя встреча с Л. Н. Толстым" (1909).
Амфитеатровский герой, титулярный советник Воспаряев, принимает встреченного
им в поезде бородатого русского мужика за графа Толстого. Булгаковский Феся,
наоборот, принимает Толстого за мужика, в полном соответствии с ленинским
пассажем. У Амфитеатрова герой ссылается на портреты писателя, обильно
публиковавшиеся в газетах в 1908 г. в связи с его 80-летним юбилеем: "Но... он! он!
несомненно! Портреты-то его мне, как всякому порядочному интеллигенту, слава
богу, достаточно известны!", и эти портреты вводят его в заблуждение.

Феся же, только увидев портрет, убеждается в своей ошибке и косвенно
подтверждает свое первоначальное мнение о том, что народ - зверь,
сформировавшееся после знакомства с пушкинской "Историей Пугачева" (1834). В
первой редакции "Мастера и Маргариты" проблема взаимоотношений
интеллигенции с народом и большевиками должна была решаться в образе Феси. В
позднейших редакциях из-за очевидной нецензурности тема эта в образе М. отошла
в подтекст, а на первый план вышли взаимоотношения творца с миром литературы,
за которым советская власть угадывается, но не называется прямо как виновница
злоключений М.

Феся, который, судя по сохранившимся отрывкам, непосредственно соприкасался с
нечистой силой и, по всей вероятности, участвовал в шабаше или черной мессе, по
ходу действия должен был встретить Воланда, который возвращал ему молодость,
как Мефистофель Фаусту. В окончательном тексте романа М. из ученого-историка
превращается в писателя (возможно, тут Булгаков вспомнил собственную работу
над "Курсом истории СССР" ради получения 100-тысячной премии - именно такую
сумму выигрывает М. в лотерею). Вероятно, и в ранней редакции Фесе суждено
было помолодеть и стать литератором. Ведь и Фауст Миндлина, отказавшись от
попыток познать мир с помощью науки, собирался исследовать человеческую
природу как поэт (недаром его так называет Мефистофель).

Прототип Мастера - сам Иммануил Кант!
У Мастера была пудреная коса. А вы не знали?
Отличительная черта философа - не помнит имени своей жены
Читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Мастер, часть 5 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
М. у Булгакова - философ и потому наделен сходством с упоминаемым в романе И.
Персонажи
Кантом. Ему присущи некоторые черты биографии основоположника немецкой
Произведения
классической философии. Вот как, например, характеризовал Канта в посвященной
Демонология
ему статье Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона религиозный философ
Великий бал у Сатаны
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900): "Личность и жизнь Канта представляют
Булгаковская Москва
совершенно цельный образ, характеризуемый неизменным преобладанием
Театр Булгакова
рассудка над аффектами и нравственного долга над страстями и низшими
Родные и близкие
интересами. Поняв свое научно-философское призвание как высшую обязанность,
Философы
Кант безусловно подчинил ей все остальное... Весьма склонный к сердечному
общению. Кант находил, что семейная жизнь мешает умственному труду - и остался
Булгаков и мы
навсегда одиноким. При особой страсти к географии и путешествиям, он не выезжал
Булгаковедение
из Кенигсберга, чтобы не прерывать исполнения своих обязанностей. По природе
Рукописи
болезненный, он силою воли и правильным образом жизни достиг того, что дожил
Фотогалереи
до глубокой старости, ни разу не быв болен. Потребностям сердца Кант давал
Сообщество Мастера необходимое удовлетворение в дружбе с людьми, которые не мешали, а
поддерживали его в умственной работе. Главным другом его был купец Грин,
Клуб Мастера
который с большими практическими способностями соединял такое умственное
Новый форум
развитие, что вся "Критика чистого разума" прошла через его предварительное
Старый форум
одобрение. Дружбою оправдывалась и единственная плотская слабость, которую
Гостевая книга
позволял себе Кант: он любил удовольствия стола, в небольшом обществе друзей".
СМИ о Булгакове
СМИ о БЭ Точно так же и М. равнодушен к радостям семейной жизни. Он не помнит имени
Лист рассылки своей жены, не стремится иметь детей, а когда состоял в браке и работал
историком в музее, то, по собственному признанию, жил "одиноко, не имея родных и
Партнеры сайта
почти не имея знакомых в Москве" (в последних словах - скрытый намек на то, что
Старая редакция сайта
М. родился не в Москве, как и сам Булгаков, уроженец Киева).
Библиотека
Собачье сердце Любовь М. к Маргарите - во многом неземная, вечная любовь, о которой говорил тот
(иллюстрированное) же Владимир Соловьев. Она никак не направлена на создание семьи. М. осознал
Остальные произведения свое писательское призвание, как Кант - философское и научное, бросил службу и в
арбатском подвале засел за роман о Понтии Пилате. У М., подобно немецкому
Книжный интернет-
философу, оказался только один главный и единственный друг, не считая
магазин
возлюбленной, - журналист Алоизий Могарыч, покоривший М. необыкновенным
Лавка Мастера
сочетанием страстной любви к литературе и выдающихся практических
способностей. Через Алоизия Могарыча М. и пропускает свой роман, как Кант через
купца Грина - "Критику чистого разума". Только результат был прямо
противоположен. Грин своими замечаниями действительно помогал другу улучшить
текст, а Алоизий Могарыч точно определил, какие места романа М. совершенно
неприемлемы для советской цензуры и критики, а в довершении донес на автора,
чтобы завладеть его квартирой в арбатском переулке.

Судьба М. - это как бы "негативный" вариант судьбы Канта, и не только в том, что
лучший друг оказался предателем. В отличие от немецкого философа, автор
романа о Понтии Пилате не в силах самостоятельно победить свой душевный
недуг, как Кант поборол в свое время недуг физический. Душевные страдания
сломили М., и свое произведение, в отличие от автора трех великих "Критик",
напечатанным он так и не увидел. Вновь обрести роман и соединиться со своей
романтической возлюбленной М. может только в предоставленном Воландом
последнем приюте. В варианте текста 1936 г. М. здесь был еще более явно наделен
чертами Канта. Сатана так рисовал ему уготованную награду: "Ты будешь жить в
саду, и всякое утро, выходя на террасу, будешь видеть, как гуще дикий виноград
оплетает твой дом, как цепляясь, ползет по стене. Красные вишни будут усыпать
вишни в саду... Свечи будут гореть, услышишь квартеты, яблоками будут пахнуть
комнаты дома. В пудреной косе, в старинном привычном кафтане, стуча тростью,
будешь ходить, гулять и мыслить".

Тут бросается в глаза очевидное сходство с хрестоматийным портретом автора
"Критики чистого разума", данном известным немецким поэтом и публицистом
Генрихом Гейне (1797-1856) в его книге "К истории религии и философии в
Германии" (1834): "Вставание, утренний кофе, писание, чтение лекций, обед,
гуляние - все совершалось в определенный час, и соседи знали совершенно точно,
что на часах - половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с
камышовой тросточкой в руке выходил из дома и направлялся к маленькой аллее,
которая в память о нем до сих пор называется Аллеей философии. Восемь раз он
проходил ее ежедневно взад и вперед во всякое время года, и, когда было пасмурно
или серые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с
тревожной заботливостью следуя за ним, с длинным зонтиком под мышкой, как
символ провидения. Какой странный контраст между внешней жизнью этого
человека и его разрушительной, миры сокрушающей мыслью".

В окончательном тексте "Мастера и Маргариты" сходство М. с Кантом осталось, но
сделалось менее заметным. Здесь Воланд обращался к герою так: "...О, трижды
романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своей подругой под
вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?
Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером?.. Там ждет уже
вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы
немедленно встретите рассвет".

В последнем полете М. принимает облик философа XVIII в.: "Волосы его белели
теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер
отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие,
то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя
глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по
приобретенной в комнате No118-й привычке, сам себе бормотал".

Прелести последнего приюта
Покой - высшая человеческая ценность
Рай Сатаны
Не всё ли равно - живой ли, мёртвый?
Читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Мастер, часть 6 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
В "Мастере и Маргарите", как и в книге Гейне, сомнению подвергается лишь
Персонажи
религиозная, а не этическая сторона кантовской философии (см.: Христианство).
Произведения
Как и в жизни Канта, контраст присутствует в награде, дарованной М.: внешний
Демонология
покой последнего приюта и напряженная работа творческой мысли, создание новых
Великий бал у Сатаны
произведений, полная творческая свобода при невозможности донести плоды
Булгаковская Москва
своего труда до читателей.
Театр Булгакова
Родные и близкие В разговоре с Воландом Левий Матвей насчет М. печально заключает: "Он не
Философы заслужил света, он заслужил покой". Для сатаны, утверждающего, что
"наслаждаться голым светом" может только глупец, вроде его собеседника, награда,
Булгаков и мы
дарованная М. безусловно выше традиционного света, данного Фаусту Гёте. В чем
Булгаковедение
Воланд и убеждает М., когда тот, завершив свой роман, отпустил Понтия Пилата
Рукописи
навстречу Га-Ноцри: "Мне туда, за ним? - спросил беспокойно мастер, тронув
Фотогалереи
поводья. - Нет, - ответил Воланд, - зачем же гнаться по следам того, что уже
Сообщество Мастера окончено?"
Клуб Мастера
М. не может возвратиться и в покинутую им Москву: "Тоже нет, - ответил Воланд и
Новый форум
голос его сгустился и потек над скалами, - романтический мастер! Тот, кого так
Старый форум
жаждет видеть выдуманный вами герой, которого вы сами только что отпустили,
Гостевая книга
прочел ваш роман. - Тут Воланд повернулся к Маргарите: - Маргарита Николаевна!
СМИ о Булгакове Нельзя не поверить в то, что вы старались выдумать для мастера наилучшее
СМИ о БЭ будущее, но, право, то, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас же, за
вас - еще лучше". Дьявол описывает прелести последнего приюта, где М. сможет
Лист рассылки
созидать нового гомункула и "писать при свечах гусиным пером". Маргарита
Партнеры сайта
завершает мысль Воланда: " - Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и
Старая редакция сайта
песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не
Библиотека
давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе
Собачье сердце дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он
(иллюстрированное) подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что
Остальные произведения вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не

<< Предыдущая

стр. 55
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>