<< Предыдущая

стр. 58
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

И в промежутке -
Души блаженные,
Дети, малютки.
Чуждые бремени
Горестей лишних,
Дышат вне времени
Славою в вышних.
Ощупью шарящей
Дух для начала
Пустим в товарищи
К братии малой.

М., в отличие от Фауста, в последний скалистый приют несут не Ангелы, а Воланд
со своей свитой. У Гёте любовь меняет природу сатаны и заставляет его не
препятствовать добру:

Наша сторона отбила душу у нечистой силы,
В бегство обратив лукавых
И цветами закидав их.
Вместо адских мук, с печалью
Боль любви они познали.
Перед ней сдалась природа
Сатаны, их коновода.
Он не снес ее укола.
Милосердье побороло.

В "Мастере и Маргарите" потусторонние силы в лице Воланда не только не
препятствуют добру, но прямо исполняют просьбу Иешуа Га-Ноцри наградить М.
покоем.

Последний приют М. напоминает следующие слова Екклесиаста: "В тот день, когда
задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие,
потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться
будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по
крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны и на дороге
ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс, ибо
отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; -
доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не
разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодцем. И возвратится
прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, который дал его" (Еккл., 12, 3-
7).

В финале булгаковского романа, когда "ни скал, ни площадки, ни лунной дороги, ни
Ершалаима не стало вокруг", М. и Маргарита "увидели обещанный рассвет. Он
начинался тут же, непосредственно после полуночной луны". Главные герои "в
блеске первых утренних лучей" миновали ручей и двинулись по песчаной дороге.
Маргарита при этом говорит М.: "Смотри, вон впереди твой вечный дом, который
тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он
подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что
вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не
встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в
комнате, когда горят свечи". Вечный дом - это место пребывания души М., его
бессмертного гения.

История М., как и история гетевского Фауста, среди прочего, воплощает в себе
ритуалы Масонства.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Масонство ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
асонство - (другое название: франкмасонство, от фр. franc mason, "вольный
Произведения
каменщик") - духовно-инициатическое движение, возникшее в начале XVIII в. (по
Демонология
другим данным в XVII в.) в Великобритании и распространившееся оттуда по всему
Великий бал у Сатаны
миру, включая и Россию. М. нашло отражение в романе Булгакова "Мастер и
Булгаковская Москва
Маргарита".
Театр Булгакова
Родные и близкие
Название "масонство" ("франкмасонство") дано в память о строителях Соломонова
Философы
храма в Ветхом завете. М. наследовало традиции средневековых цеховых
объединений (в том числе каменщиков-строителей) и духовно-рыцарских и
Булгаков и мы
церковных орденов. Первичные организации М. - ложи, объединяющиеся по
Булгаковедение
странам и группам стран, так называемым провинциям.
Рукописи
Фотогалереи
В узком смысле масонами называют собственно франкмасонов, в широком смысле
Сообщество Мастера под М. понимают не только франкмасонство, но и близко стоящие к нему по
обрядности и религиозно-этическим воззрениям ритуальные братства
Клуб Мастера
розенкрейцеров, иллюминатов, мартинистов, членов Герметического ордена
Новый форум
Золотой Зари (где сильно теософское влияние) и др.
Старый форум
Гостевая книга
Согласно масонской легенде, царь Соломон, завладев троном Давида, занялся
СМИ о Булгакове строительством храма и царского дворца. Для этого он заключил союз с царем
СМИ о БЭ древнего Тира Хирамом, правившим по соседству с Израилем. Хирам предоставил
Соломону целую армию каменщиков и плотников, которых возглавлял главный
Лист рассылки
мастер строителей храмов, посвященных богу Дионису, Хирам Абифф - самый
Партнеры сайта
ловкий и искусный из когда-либо существовавших в мире строителей. Под его
Старая редакция сайта
началом было 183 600 ремесленников, надсмотрщиков и подневольных работников.
Библиотека
Собачье сердце Хирам Абифф знал тайны мастерства и секретные слова, которые помогали
(иллюстрированное) безошибочно оценить уровень работы любого строителя. Однажды три подмастерья
захотели вынудить его сообщить им секреты Великого Мастера и подстерегли
Остальные произведения
Абиффа в храме, где он молился у незавершенного алтаря, а когда Великий Мастер
Книжный интернет-
отказался назвать секретный пароль, то убили его циркулем, угольником и молотком
магазин
(три этих предмета стали символами М.).
Лавка Мастера

Целью М. провозглашается нравственное самосовершенствование и братская
взаимопомощь между членами лож, достижение духовного братства всего
человечества. По мнению масонов, тайны мира и Бога могут открыться лишь
совершенному и посвященному человеку. В М. существует сложная иерархия
степеней посвящения в тайны учения, высшая из которых - Великий Мастер (или
Великий Магистр). Масоны сохраняют строгую секретность вокруг своих ритуалов и
доктрины. Большинство масонских лож не принимает в свой состав женщин, а также
представителей нехристианских конфессий, поэтому легенды о существовании
иудейских масонских лож, так называемых "жидомасонов", лишены исторического
основания.

Отец автора "Мастера и Маргариты" А. И. Булгаков, будучи приват-доцентом
Киевской Духовной Академии по кафедре истории западных вероисповеданий,
посвятил М. специальную статью "Современное франкмасонство. (Опыт
характеристики)", опубликованную в No 12 "Трудов КДА" за 1903 г. Там он, опираясь
на книгу немецкого исследователя И. Г. Финделя "История франкмасонства" (1874)
отмечал: "Конечно, каждый франкмасон скажет: "Никто из нас не имеет в виду
скрывать свою деятельность; никто из нас не станет и обольщать других касательно
целей этой деятельности; и тем не менее мы остаемся при том мнении, что
франкмасонство, несмотря на публикацию уставов его, несмотря на множество книг,
написанных его друзьями, его сторонниками и его врагами, и до настоящего
времени остается по существу неизвестною историческою величиною, определение
которой может быть сделано только приблизительно. Зависит же это от того, что в
нем так же, как и в ордене иезуитов, есть такая сторона, знание о которой доступно
только самому ограниченному числу вполне посвященных членов", поскольку "в
пределах франкмасонства есть два разряда приверженцев: 1) те, которые не знают
последнего слова, ни по крайней мере последней цели союза (Ordens) и 2)
настоящие франкмасоны, которые хорошо знают, что говорят и что делают".

Отец писателя повторил и расхожее антисемитское утверждение, что "в настоящее
время ряды франкмасонских лож наполняются евреями; понятное дело, что от
таких лож нельзя ожидать ничего доброго для христианства". Автор "Современного
франкмасонства" отнесся к М. достаточно враждебно, полагая масонов
враждебными православной церкви. Он ставил вопрос: "как франкмасонство
относится к церкви Христовой?" и утверждал, что "ответ на этот вопрос сами
франкмасоны дают такой: "По принципу своему, не касаясь догматов,
франкмасонский союз воздерживается от всякого участия в религиозных смутах,
производимых различными партиями; он учит уважать и чтить всякую форму
исповедания, но прежде всего заботится о том, чтобы члены его в жизни своей
проявляли любовь и терпимость друг к другу. Масонство имеет дело только с
человеком, стараясь сделать из своих членов хороших людей. Оно вместе с тем
готовит из них хороших членов и для их религиозных обществ... Указываемая будто
бы вражда франкмасонства к христианству есть вымысел, опирающийся на ложных
слухах и есть следствие незнания истинного характера деятельности масонства.
Но... не поощряет оно и религиозного безразличия... оно опирается на вечные
основы всех верований, имеет в виду только нравственное достоинство своих
последователей, предоставляя каждому полную свободу в его частных мнениях".

На основании этих слов можно было бы заключить, что франкмасонство из иудея
вообще, буддиста, брамина, язычника, магометанина, латинянина, протестанта, или
православного вообще готовит хорошего магометанина, хорошего иудея, хорошего
язычника, хорошего латинянина, хорошего протестанта, хорошего
православного. Но, конечно, такой вывод был бы нелепостью, потому что основание
его заключает в себе ложь по существу; а что это так, это может быть видно хотя бы
из того, что быть хорошим иудеем или магометанином значит быть хорошим врагом
всякой иной веры; иначе люди должны лицемерить, скрывая свои воззрения; но
поддерживать лицемерие в членах своего союза вряд ли может входить в планы
истинного франкмасонства, направленного к воспитанию нравственных существ;
лицемерие есть один из самых безнравственных пороков; в лучшем случае члены
франкмасонского союза могут оставаться безразличными к вопросам веры, но
безразличие к вере отцов своих осуждается всюду, да и из вышеприведенных
слов... видно, что истинное франкмасонство не поощряет религиозного
безразличия. Как же оно выпутывается из этого затруднительного положения? Оно,
как видно, стремится создать новую веру, утверждающуюся на вечных основах
всех верований, на том всеобщем начале, которое можно найти во всякой религии,
т. е. на вере в Величайшее бытие, Личное Существо, Строителя вселенной".

Здесь А. И. Булгаков, вольно или невольно, преувеличивает степень религиозной
индифферентности М. Масоны действительно не придавали значения
межконфессиональным различиям в рамках христианства (почему, например,
многие русские могли в XVIII и XIX вв. свободно вступать во французские и
немецкие ложи, где основная масса членов были протестантами и католиками). Но в
ложах М. никогда не было иноверцев - последователей нехристианских религий,
которые сохранили бы приверженность буддизму, исламу или иудаизму и после
вступления в ложу. Идеал М. основывается на заповедях, общих для всех
христианских конфессий.

А. И. Булгаков в своей статье дал также сведения о степенях М. и о масонском
обряде посвящения. М. представлялось ему неким гигантским кругом, заключающим
в себе, по степени посвящения, несколько меньших кругов адептов: "Из этого союза,
- говорят франкмасоны, - не исключается тот, кто верует иначе, а только тот, кто
хочет иного и живет иначе. Таков и есть франкмасонский союз. Он есть самое
широкое соединение в пределах человечества, самый крайний круг, заключающий в
себе все меньшие круги и, кроме того, самая высшая форма союзной человеческой
жизни, в том смысле, что кроме него не существует другого нравственно-
религиозного соединения, имеющего в своей основе то, что есть общего у истинно
добрых людей".

Чтобы точно знать, чего именно ожидать от М. православным и иным христианам,
"самому нужно стоять в центре франкмасонства. А для этого необходимо достигнуть
высших ступеней франкмасонства, к которому три низшие ступени (ученика,
подмастерья и мастера) служат только преддверием; члены этих степеней знают
только немногих председателей своих лож; они находятся под руководством членов
высших разрядов: "Масонов Шотландского обряда", "Розенкрейцеров" (Rose-Croix) и
"Невидимых" или "Задних лож" (Arriere Loges); чтобы достигнуть этого, нужно иметь
33-ю степень франкмасонства. Имеющие эту степень и стоят во главе
франкмасонского союза".

А. И. Булгаков подробно описал обряд посвящения в степень мастера: "Посвящение
"мастера" есть символическое воспроизведение событий, передаваемых в легенде
о Хираме, строителе храма Соломонова. По идее посвящаемый в мастера должен
занять в гробу место убитого лежащего в гробу мастера (Хирама), который не хотел
сообщить подмастерьям священное слово мастера. Для этого подмастерье,
ищущий степени мастера, после спроса и осмотра, и клятвы хранить молчание
кладется с церемониями в гроб, в котором до того времени лежал его ближайший
предшественник. Все собрание и место собрания имеет мрачный вид: все
присутствующие одеты в черное платье с лазоревыми поясами, испещренными
масонскими знаками солнца, луны, и семи звезд. Лежащий в гробу новичок
подмастерье изображает скрытого в земле убитого Хирама, унесшего с собою в
могилу священное слово мастера, с помощью которого он творил чудеса
строительного искусства. Убитого ищут и, наконец, находят, стараются приподнять,
но заявляют, что у него тело уже сошло с костей. Тогда его приподнимает
первоприсутствующий мастер, троекратно целует и тихо говорит ему:
"Macbena" (мастерское слово, символ смерти Хирама), и вслух восклицает: "Да
будет хвала Великому Строителю Вселенной. Мастер найден!.." После этого все
присутствующие садятся. А новый мастер произносит следующую клятву: "В
присутствии Великого Строителя мира и пред достойнейшими мастерами, которые
слушают меня, я клянусь и беру честное обязательство: действовать согласно
идеалам масонства, которые были и будут мне внушены; любить научную истину,
которая есть источник всякого блага, избегать лжи - источника всякого зла; искать
всяких средств к образованию самого себя, к просвещению своего духа, к
укреплению своего разума. Я обещаюсь любить своих братьев, и приходить на
помощь в нужде детям вдовы даже с опасностью для своей жизни. Кроме того, я
обещаюсь никогда не открывать кому бы то ни было тайн степени мастера, которые
будут мне вверены". А затем идет само посвящение".

А. И. Булгаков отмечал, что аналогичным образом проходят обряды посвящения
учеников и подмастерьев и что "эти обряды напоминают египетские мистерии".

Читайте в продолжении:
Был ли Михаил Булгаков масоном?
"Дьявол в 19 веке"
Масонство и демонология
Надругательства над черепами монахов
На каком языке говорит Люцифер?
Рыцарь ордена тамплиеров

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru

<< Предыдущая

стр. 58
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>