<< Предыдущая

стр. 59
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Масонство, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Михаил Булгаков, несомненно, был знаком со статьей своего отца о М. и
Персонажи
использовал содержащиеся там сведения для развития линии гениального Мастера
Произведения
и его ученика Ивана Бездомного в романе "Мастер и Маргарита". Писатель
Демонология
почерпнул информацию о М. и из других источников. Так, в книге М. А. Орлова
Великий бал у Сатаны
"История сношений человека с дьяволом" (1904), выписки из которой сохранились в
Булгаковская Москва
булгаковском архиве, рассказывается о псевдомасонских обрядах, взятых из работы
Театр Булгакова
Жоржа Батайля и Лео Таксиля "Дьявол в XIX столетии". Характерно, что изложение
Родные и близкие
этого мистифицирующего труда помещено в заключительный, четвертый раздел
Философы
книги Орлова, названный "Демонизм в последние столетия". Именно из этого
раздела Булгаков сделал выписки о демоне Бегемоте.
Булгаков и мы
Булгаковедение
Под псевдонимом Лео Таксиль писал известный французский публицист Габриэль
Рукописи
Жоган Пажес (1854-1907), убежденный атеист и борец с христианством. Книгу
Фотогалереи
"Дьявол в XIX в." Таксиль написал вместе со своим другом Карлом Хаксом, взявшим
Сообщество Мастера псевдоним доктор Батайль. Таксиль принес в апреле 1885 г. мнимое раскаяние папе
Льву XIII (1810-1903) за свои антицерковные писания и обещал разоблачить козни
Клуб Мастера
масонов, которые будто бы поклоняются дьяволу. После публикации книги "Дьявол
Новый форум
в XIX в." (она выходила отдельными выпусками) Таксиль объявил в апреле 1897 г. о
Старый форум
мистификации, за что был отлучен от церкви.
Гостевая книга
СМИ о Булгакове
В книге Таксиля и Батайля причудливо синтезировались демонологические и
СМИ о БЭ масонские легенды и фантазия авторов. Доктор Батайль, судовой врач, много
Лист рассылки плававший по Южным морям, побывавший в Китае, Индии и Америке, будто бы
встретил во время странствий некоего итальянца Карбучча, который захотел
Партнеры сайта
поближе познакомиться с масонством и за двести франков смог купить диплом
Старая редакция сайта
высокой масонской степени "великого командора храма", что открыло ему многие
Библиотека
тайны масонских лож.
Собачье сердце
(иллюстрированное) И вот что этот "добрый католик" рассказал Батайлю: "Во время последнего
Остальные произведения путешествия в Калькутту Карбучча посетил тамошнее масонское общество так
называемых Ре-Теургистов-Оптиматов. Он и раньше посещал это общество, но на
Книжный интернет-
этот раз сам Великий Мастер и все подвластные ему чины встретили гостя с особою
магазин
торжественностью. За несколько дней перед тем был получен от Альберта Пайка,
Лавка Мастера
знаменитого основателя американского Палладизма... особый чин служения при
магических церемониях. По этому случаю калькуттские масоны как раз во время
прибытия Карбучча приготовлялись к особому торжественному заседанию, во время
которого присланное Пайком заклинание предполагалось впервые испытать. Дело,
однако, останавливалось за неприбытием каких-то чрезвычайно существенных
принадлежностей, которые с минуты на минуту ожидались из Китая. Что это были за
вещи, Карбучча не знал. Он мог только понять, что ожидаемая посылка могла быть
добыта только в Китае и что туда за нею был командирован один из калькуттских
масонов Шекльтон.
Скоро прибыл и давно ожидаемый Шекльтон со своею драгоценною кладью. Ящик
был вскрыт, и Карбучча не без содрогания увидел внутри его три человеческих
черепа. Ему сейчас же объяснили, что это черепа трех католических миссионеров,
недавно убитых в Китае. Извлекши из ящика черепа, Великий Мастер обратился к
братии с такими словами:
- Братья! Наш брат Шекльтон вполне и в точности выполнил почетное поручение,
которое мы ему дали. Он виделся с нашими братьями, китайскими приверженцами
кабалистического масонства, и при их содействии добыл эти три черепа, которые вы
видите. Это черепа монахов из миссии Куан-Си, которых наши китайские братья
самолично казнили, предварительно предав их ужаснейшим истязаниям, хотя, к
сожалению, эти истязания и были недостаточны для этих гнусных проповедников
римского суеверия. После того эти черепа были посланы к местному тао-таю
(губернатору) для того, чтобы подвергнуть их известному вам поруганию. Наш брат
тао-тай любезно уступил нам их. И вот тут его печать, которая устраняет всякие
сомнения в подлинности этих черепов.
Весь этот спич Великий Мастер произнес самым веселым голосом и при этом
предъявил присутствующим листок рисовой бумаги, на котором была оттиснута
печать - императорский дракон с пятью когтями, печать, которую в Китае могут
употреблять одни только высшие сановники. Видя эти ужасные предметы и слушая
эти не менее ужасные речи, Карбучча готов был провалиться сквозь землю, но
отступать было уже поздно; тут он впервые понял, какое тяжкое бремя навалил он
на свою благочестивую католическую душу, ввязавшись в это масонство. Но делать
было нечего и на этот раз надо было испить чашу до дна.
Между тем, черепа торжественно положили на стол. Церемониймейстер ложи
разместил присутствующих около этого стола в виде треугольника, острый угол
которого был обращен к восточной стороне зала. Тогда Великий Мастер взял в руки
кинжал, вышел из рядов, подошел к столу и, ударяя кинжалом каждый череп,
произносил: "Да будет проклят Адонаи! Да будет благословенно имя Люцифера!"
После этих восклицаний для злополучного Карбучча исчезли последние искры
сомнений в том, что он находится среди поклонников дьявола. И ему под угрозою
лютой смерти предстояло принимать участие во всем, что они собирались делать.
Вслед за Великим Мастером удары кинжалом по черепам и те же восклицания
проделали и издали один за другим все присутствующие, а в том числе, разумеется,
и Карбучча. Черепа превратились в груду осколков. Их собрали и бросили в пламя
жаровни, которая была поставлена перед статуей Бафомета, украшавшей
восточный угол зала".

Далее в кресле Великого Магистра появляется сам Люцифер, озаряемый
"ослепительно ярким светом" ("Люцифер" в переводе с латинского значит
"светоносец"). Сатана представляет собой "совершенно обнаженного мужчину,
которому на вид можно было дать 35-38 лет. Это был человек высокого роста, без
усов и без бороды; он был худощав, хотя вовсе не тощ. Лицо у него было красивое,
с тонкими чертами, с выражением достоинства. Во взгляде просвечивала какая-то
грусть. Углы губ были слегка сморщены меланхолическою улыбкой... он был
совершенно обнажен, и его тело, стройное, как у Аполлона, было ослепительно
белое с легким розовым оттенком. Он заговорил на чистейшем английском языке, и
чарующий звук его голоса, по словам Карбучча, навсегда остался у него в памяти".
Далее Люцифер берет за руки Шекльтона, тот издает нечеловеческий крик, все
погружается во тьму, сатана исчезает, а Шекльтон остается сидеть в своем кресле,
но уже мертвый.

Орлов приводит и другие эпизоды из "Дьявола в XIX столетии", связанные с
похождениями Батайля, посещающего различные секты масонов-
демонопоклонников. Там он видит статую главной святыни масонов - божества
Бафомета, изображающегося в виде козла. Батайль побывал и в масонском храме в
американском городе Чарльстон, принадлежащем ложе Пайка: "Чарльстонский храм
масонов... принадлежит к числу замечательнейших святилищ этой секты. Общий
план его таков. Храм представляет собой громадный квадрат, вся середина
которого занята круглым лабиринтом. Вокруг этого лабиринта идут опять-таки
квадратом, широкие коридоры, а в них открываются двери, ведущие в разные
помещения. Правая сторона здания занята помещениями обыкновенного простого
масонства, так называемого шотландского толка; левая же половина здания
принадлежит демонопоклонникам-палладистам. Самая главная святыня храма
находится в его задней части, противоположной главному входу. Здесь выстроен
очень просторный зал правильной треугольной формы, с необычайно толстыми
стенами. В святилище это, которое называется Sanctum Regnum (святое царство),
ведет одна только дверь, вся железная, и чрезвычайно массивная и прочная. Вот
здесь-то, в заднем восточном углу этого треугольника, и поставлена главная
святыня демонопоклонников - та самая статуя Бафомета, которую, по преданию,
вручил тамплиерам сам сатана".

Другая святыня Чарльстонского храма - "золотое кресло, вещь весьма любопытная;
о его происхождении существует следующее сказание. Первоначально это кресло
было простым дубовым, и Альберт Пайк сидел на нем, председательствуя в
Верховном совете. Когда Пайк основал палладизм и писал его устав, разумеется, по
внушению и под диктовку самого сатаны, то эта работа шла у него совершенно
благополучно до известного места. Когда же он приступил к этому роковому месту,
то перо в его руке на первой же строчке сломалось. Пайк взял другое перо, но его
постигла та же участь. Он переменил бумагу. Но перья продолжали ломаться одно
за другим. Стремясь уразуметь это происшествие, Пайк прибегнул к великому
заклинанию. На это заклинание к нему никто не являлся, а только какой-то голос
громко крикнул ему прямо в ухо, чтобы он немедленно отправлялся в Чарльстон.
Пайк приехал в Чарльстон и здесь рассказал свои затруднения своему другу,
доктору Макею, такому же убежденному демонопоклоннику, как он сам. Оба они
немедленно отправились в храм, заперлись там в том самом зале, где стояло
вышеупомянутое дубовое кресло, и предались пламенной молитве, прося
Люцифера, чтобы он поборол чары врагов, которые, как думал Пайк, мешали ему
писать устав. Окончив эту молитву и взглянув на кресло, они увидели, что из
деревянного оно вдруг сделалось золотым. На кресле лежала рукопись, и в зале
распространился сильный запах горящей серы - явный знак адского посетителя. На
кресле они рассмотрели очень хорошо им известный иероглиф, представляющий
собой подпись Баал-Зебуба (то же самое, что Вельзевула, демона, которому будто
бы поклонялась секта Альберта Пайка (1809 - после 1881), видного масона
Шотландского обряда, бывшего генерала армии конфедератов). Рукопись была
писана прекрасным почерком, чернилами яркого зеленого цвета. Рукопись была
написана на латинском языке и сопровождалась переводами на английский,
испанский, французский, немецкий, португальский и голландский языки. В конце
рукописи красовалась подпись Баал-Зебуба красными буквами ослепительной
яркости". А потом во время собрания масонам явился в золотом кресле и сам Баал-
Зебуб, председательствовавший на сборище.

Третьей же святыней Чарльстонского храма, по уверениям Батайля, был череп
Якова (Жака) де Молэ (1243-1314), гроссмейстера (великого мастера) ордена
тамплиеров (храмовников), рыцарей Соломонова храма, сожженного на костре во
Франции 18 марта 1314 г. по обвинению в ереси и сношениях с дьяволом. История
этого черепа, согласно рассказу Батайля в изложении Орлова, была такова: "Как
известно, главное преступление и злодейство храмовников состояло в том, что они
в своих непрестанных войнах с Востоком скопили несметные богатства, которыми и
завладели папа с королем, после того, как прикончили орден. Но это мимоходом.
Главная же суть в том, что череп сожженного Якова Молэ остался целым и
невредимым. Но почему этот череп оказался священною вещью, когда попал к
современным люциферитам-палладистам? Потому, что рыцари-храмовники были
настоящие демонопоклонники, о чем прежде всего свидетельствует статуя
Бафомета, хранящаяся в Чарльстонском капище, которая досталась палладистам
тоже от храмовников. Масоны полагают или, лучше сказать, свято веруют, что Яков
Молэ не весь сгорел на костре. Палач, заведовавший сжиганием, был подкуплен
друзьями Молэ и устроил так, что когда Молэ был задушен дымом, то палач
уменьшил огонь и в конце концов ему удалось сжечь только тело Молэ, голова же
осталась цела, на ней обгорели лишь волосы и борода. Палач ее ловко скрыл и
потом передал тем, кто его подкупил. После чего череп был очищен и вместе со
статуей Бафомета отправлен в Шотландию".

Обряд с черепом Молэ проходил следующим образом: "Неподалеку от гранитного
пьедестала с черепом было поставлено кресло, и на нем уселся д-р Макей; это
очень важное лицо у палладистов; они считают, что в него преемственно перешла
душа последнего гроссмейстера храмовников... Старик как бы совсем умер и
оставался мертвым около часа, а потом благополучно воскрес. Как только старый
Макей погрузился в свой мертвый сон, череп, лежавший на гранитной колонне,
внезапно ярко осветился, словно бы внутри его вспыхнула электрическая лампа.
Все огни в зале были тотчас потушены. Свет из черепа исходил сильный,
напряженный, распространявшийся по всему помещению. Он с минуты на минуту
усиливался, и через несколько времени из глазных впадин хлынули два могучие
снопа пламени... это был настоящий живой огонь; он вырывался из черепа с
громким свистом и воем, подобно пламени, вырывающемуся из трубы раскаленной
печи".

Даже в косноязычном пересказе Орлова отчетливо проступала пародийность и
юмор книги "Дьявол в XIX столетии", которую всерьез могли принимать разве что
простодушные католические священники и монахи. У Таксиля и Батайля Булгаков
почерпнул идею соединения М. с демонопоклонничеством и пародирования самого
масонского обряда, который у автора "Мастера и Маргариты" наполняется также
философским содержанием (в сцене Великого бала у сатаны).

Ритуалы, обряды и символика масонства
Приём профана в ученики
Сокровенный смысл учения Вольных Каменщиков
Читайте далее >>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Масонство, часть 3 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Писатель наверняка был знаком и с научными трудами о М., в частности, с
Персонажи
фундаментальным двухтомником "Масонство в его прошлом и настоящем",
Произведения
изданном в 1914-1915 гг. под редакцией С. П. Мельгунова (1879/80-1956) и Н. П.
Демонология
Сидорова. Там в статьях секретаря Великой ложи франкмасонов "Астрея" в Москве
Великий бал у Сатаны
Тиры Оттовны Соколовской (1871 г. рождения) "Масонские системы" и "Обрядность
Булгаковская Москва
вольных каменщиков" освещалась ритуальная практика М. Так Булгаков
Театр Булгакова познакомился с изложением главной священной легенды М., данной в том числе
Родные и близкие через истолкование ковра 3-й степени Иоанновского М.: "По черному полю вышиты
серебряные слезы, гроб убиенного мастера с возложенною на него акацией и
Философы
надписью M.B.N.; череп и скрещенные берцовые кости, наугольник, циркуль и
Булгаков и мы
молоток, а также палица и масштаб. Смысл всего ковра - была печаль по
Булгаковедение
исчезновении истины из среды людей. Возникновение предания об убийстве
Рукописи
великого мастера, строителя Соломонова храма Гирама, Гирам Абифа или
Фотогалереи Адонирама относится к XVII или началу XVIII века; предание имеет несколько
разносказаний, но сущность одна: возмутились ленивые, нетерпеливые и алчные
Сообщество Мастера
подмастерья, желая не по заслугам, а силою добиться высшей заработной платы,
Клуб Мастера
которую выдавали только Мастерам, т.е. совершенным работникам. С этою целью
Новый форум
подмастерья напали на Адонирама, дабы под угрозой смерти принудить его открыть
Старый форум

<< Предыдущая

стр. 59
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>