<< Предыдущая

стр. 6
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Лист рассылки
"Египетская мумия"
?
Партнеры сайта
"Записки на манжетах"
?
Старая редакция сайта
"Записки юного врача"
?
Библиотека "Звёздная сыпь"
?
Собачье сердце "Зойкина квартира"
?
(иллюстрированное)
"Золотистый город"
?
Остальные произведения
"Иван Васильевич"
?
Книжный интернет-
"Кабала святош"
?
магазин
"Киев-город"
?
Лавка Мастера
"Китайская история"
?

"Комаровское дело"
?

"Красная корона"
?

"Крещение поворотом"
?

"Курс истории СССР"
?

"Лестница в рай"
?

"Мастер и Маргарита"
?

"Мёртвые души", инсценировка
?

"Мёртвые души", киносценарий
?

"Минин и Пожарский"
?

"Мольер"
?

"Морфий"
?

"Москва 20-х годов"
?

"Московские сцены"
?

"Налёт"
?

"Неделя просвещения"
?

"Необыкновенные приключения доктора"
?

"No13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна"
?

"Под пятой"
?

"Полотенце с петухом"
?

"Полоумный Журден"
?

"Похождения Чичикова"
?

"Пропавший глаз"
?

"Псалом"
?

"Путешествие по Крыму"
?

"Рабочий город-сад"
?

"Рашель"
?

"Ревизор"
?

"Роковые яйца"
?

"Собачье сердце"
?

"Тайному другу"
?

"Театральный роман"
?

"Торговый ренессанс"
?

"Тьма египетская"
?

"Ханский огонь"
?

"Часы жизни и смерти"
?

"Чаша жизни"
?

"Чёрное море"
?

"Шансон Д'Этэ"
?

"Юрий Слезкин (силуэт)"
?

"Я убил"
?




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Демонология ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
емонология - раздел средневековой
Произведения
христианской теологии (западных ветвей
Демонология
христианства), рассматривающий вопрос о
Великий бал у Сатаны
демонах и их сношениях с людьми.
Булгаковская Москва Демонология происходит от древнегреческих
Театр Булгакова слов daimon, демон, злой дух (в античной
Греции это слово еще не имело негативной
Родные и близкие
окраски) и logos, слово, понятие. В буквальном
Философы
переводе "демонология" значит "наука о
Булгаков и мы
демонах".
Булгаковедение
Рукописи Знания, почерпнутые из Демонологии, Булгаков
широко использовал в романе "Мастер и Маргарита". Источниками сведений по
Фотогалереи
Демонологии для Булгакова послужили посвященные этой теме статьи
Сообщество Мастера
Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, книга М. А. Орлова "История
Клуб Мастера
сношений человека с дьяволом" (1904) и книга писателя Александра Валентиновича
Новый форум
Амфитеатрова (1862-1938) "Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков".
Старый форум
Из первых двух сохранились в булгаковском архиве многочисленные выписки с
Гостевая книга отсылками. Из труда А. В. Амфитеатрова в архиве автора "Мастера и Маргариты"
СМИ о Булгакове выписок с прямыми отсылками нет, однако ряд из них, несомненно, восходит к
"Дьяволу", в частности, о демоне Астароте (так Булгаков предполагал назвать
СМИ о БЭ
будущего Воланда в ранней редакции романа). Кроме того, частые отсылки к книгам
Лист рассылки
Амфитеатрова в булгаковских произведениях (например, к роману "Мария Лусьева
Партнеры сайта
за границей" в рассказе "Необыкновенные приключения доктора"), отчетливые
Старая редакция сайта
параллели с амфитеатровским романом "Жар-цвет" (1895 - 1910) и исследованием
Библиотека
о дьяволе в "Мастере и Маргарите" заставляют думать, что с демонологическим
Собачье сердце
трудом Амфитеатрова Булгаков был хорошо знаком.
(иллюстрированное)
Остальные произведения Из статей Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона автор "Мастера и
Книжный интернет- Маргариты" почерпнул имя Геллы и многие детали и персонажи Великого бала у
магазин Сатаны и предшествовавшего балу шабаша (особенно пригодилась здесь статья
Лавка Мастера "Шабаш ведьм"). Из статьи "Астрология" Брокгауза и Эфрона Булгаков взял важные
детали предсказания судьбы Михаила Александровича Берлиоза, данного
Воландом на Патриарших прудах: "Он смерил Берлиоза взглядом, как будто
собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: "Раз, два...
Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть - несчастье... вечер - семь..." - и
громко и радостно объявил: - "Вам отрежут голову!" Согласно принципам
астрологии, двенадцать домов - это двенадцать частей эклиптики. Расположение
тех или иных светил в каждом из домов отражает те или иные события в судьбе
человека. Меркурий во втором доме означает счастье в торговле. Берлиоз
действительно наказан за то, что ввел в храм литературы торгующих - членов
возглавляемого им МАССОЛИТа, озабоченных только получением материальных
благ в виде дач, творческих командировок, путевок в санатории (о такой путевке как
раз и думает Михаил Александрович в последние часы своей жизни). Несчастье в
шестом доме означает неудачу в браке. Из дальнейшего повествования мы узнаем,
что жена Берлиоза сбежала в Харьков с заезжим балетмейстером. В редакции 1929
г. Воланд более ясно говорил, что "луна ушла из пятого дома". Это
свидетельствовало об отсутствии у Берлиоза детей. Неудивительно, что
единственным наследником председателя МАССОЛИТа оказывается киевский
дядя, которому Воланд тотчас предлагает дать телеграмму о смерти племянника.
Седьмой дом - это дом смерти, и перемещение туда светила, с которым связана
судьба литературного функционера, означает гибель Берлиоза, которая и
происходит вечером того же дня.

Из книги М. А. Орлова Булгаков взял имя Бегемота, многие детали шабашей разных
народов, использованные для Великого бала у Сатаны, некоторые эпизоды
биографии Коровьева-Фагота и др. С помощью "Истории сношений человека с
дьяволом" разъясняется, например, история с костюмом председателя Зрелищной
комиссии Прохора Петровича. Пустым костюм стал после того, как начальника,
слишком часто поминавшего чертей, на самом деле взяла к себе нечистая сила в
образе кота-оборотня Бегемота. Тем не менее, костюм продолжает сидеть в
кабинете и успешно выполнять все функции пропавшего Прохора Петровича:
принимать посетителей, накладывать резолюции (которые вернувшийся хозяин
впоследствии все одобрил). Этот бюрократический символ напоминает главного
героя рассказа Юрия Тынянова (1894-1943) "Подпоручик Киже" (1928) или
"резинового Полыхаева", имеющего набор заранее подготовленных резолюций
клише, успешно используемых его секретаршей, из романа "Золотой теленок" (1931)
Ильи Ильфа (Файнзильберга) (1897-1937) и Евгения Петрова (Катаева) (1903-1942).

Однако у пустого костюма есть еще и зловещие инфернальные корни. В книге
Орлова рассказывается об одном немецком дворянине XVI в., который "имел
дурную привычку призывать черта во всех затруднительных случаях жизни.
Однажды ночью, проезжая в сопровождении своего слуги по пустынной дороге, он
вдруг был окружен целою толпою злых духов, которые схватили его и повлекли. Но
слуге, человеку весьма благочестивому, стало жалко своего барина, и он, стремясь
спасти его от чертей, крепко обнял его, творя молитву. Черти тщетно кричали ему,
чтобы он бросил своего барина. Они ничего не могли сделать, и барин-богохульник
был, таким образом, спасен своим слугою".

Здесь же приведен случай с одной саксонской девицей, обещавшей своему бедному
жениху: "Если я пойду замуж за другого, то пусть меня черт унесет в самый день
моей свадьбы". После того как невеста нарушила слово и предпочла бедняку
богача, "во время свадебного пира во двор дома въехали двое незнакомых
хозяевам всадников. Их приняли, как гостей, ввели в зал, где происходило
пиршество. Когда все вышли из-за стола и начали танцевать, хозяева дома
попросили одного из этих гостей протанцевать с новобрачной. Он подал ей руку и
обвел ее кругом зала. Потом в присутствии родителей, родственников и друзей он с
громкими криками схватил ее, вынес во двор и поднялся с нею на воздух. И затем в

<< Предыдущая

стр. 6
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>