<< Предыдущая

стр. 62
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Масонство, часть 5 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Значимые эпизоды "Мастера и Маргариты", связанные с такими персонажами как
Персонажи
Иван Бездомный, Мастер, Воланд, Коровьев-Фагот и Маргарита, подобно сцене
Произведения
Великого бала у сатаны, являются пародией на масонские обряды. Поэт Иван
Демонология
Бездомный, которого Мастер в финале называет своим учеником, - это как бы
Великий бал у Сатаны
профан, пытающийся обрести низшую масонскую степень ученика (в истории
Булгаковская Москва
христианства, равно как и в демонологии, Иван Николаевич в начале романа -
Театр Булгакова
действительно полный профан). В погоне за Воландом он теряет свою верхнюю
Родные и близкие одежду, как это и положено кандидату в масонские ученики: "Точно на том месте,
Философы где была груда платья, остались полосатые кальсоны, рваная толстовка
(возможный намек на следование масонов трех низших масонских степеней, в том
Булгаков и мы
числе и ученика, принципу непротивления злу насилием; этому принципу следовал в
Булгаковедение
своем учении и Лев Николаевич Толстой (1828-1910), в честь которого назван
Рукописи
соответствующий тип рубахи), свеча, иконка и коробка спичек".
Фотогалереи
В этом одеянии Иван Бездомный появляется в Доме Грибоедова, приколов на грудь
Сообщество Мастера
английской булавкой бумажную иконку "со стершимся изображением неизвестного
Клуб Мастера
святого" - скрытая пародия на масонский обряд прикосновения к груди
Новый форум
посвящаемого клинком или циркулем (в редакции 1929 г. Иван Бездомный
Старый форум
прицеплял иконку прямо к голому телу). Клиника Стравинского, куда позднее
Гостевая книга
попадает поэт, напоминает ученическую масонскую ложу, где "деревянные кресла и
СМИ о Булгакове
стулья крыты белым лаком", а посвящаемого вводят в полутемное помещение
СМИ о БЭ
надзиратели. В лечебнице Бездомного те же надзиратели (санитары) везут по
Лист рассылки коридору, освещенному только "синими ночными лампами".
Партнеры сайта
Вопросы, которые задает врач Ивану Николаевичу, во многом повторяют те, что
Старая редакция сайта
задает Великий Мастер кандидату в ученики: "...У Ивана выспросили решительно
Библиотека
все насчет его прошлой жизни, вплоть до того, когда и как он болел скарлатиной,
Собачье сердце
лет пятнадцать тому назад. Исписав за Иваном целую страницу, перевернули ее, и
(иллюстрированное)
женщина в белом перешла к расспросам о родственниках Ивана. Началась какая-то
Остальные произведения канитель: кто умер, когда да отчего, не пил ли, не болел ли венерическими
Книжный интернет- болезнями, и все в таком же роде (попытка выявить наследственные пороки). В
магазин заключение попросили рассказать о вчерашнем происшествии на Патриарших
Лавка Мастера прудах, но очень не приставали, сообщению о Понтии Пилате не удивлялись".
Последний вопрос - это как бы пародия на вопрос Великого Мастера о почитании
Высочайшего существа, приведенный в статье Т. О. Соколовской. У Булгакова на
месте высочайшего существа оказывается Воланд.

Медицинский осмотр Бездомного ведется с помощью непременного атрибута
масонской символики - молотка, в данном случае - врачебного молоточка: "Тут
женщина уступила Ивана мужчине, и тот взялся за него по-иному и ни о чем уже не
расспрашивал. Он измерил температуру Иванова тела, посчитал пульс, посмотрел
Ивану в глаза, светя в них какою-то лампой (подобным образом "в полутьме ложи,
освещенной лишь пламенем сжигаемого спирта, посвящаемый различает
блестящие мечи, устремленные на него"). Затем на помощь мужчине пришла другая
женщина и Ивана кололи, но не больно, чем-то в спину, рисовали у него ручкой
молоточка какие-то знаки на коже груди, стучали молоточками по коленям, отчего
ноги Ивана подпрыгивали, кололи палец и брали из него кровь, кололи в локтевом
сгибе, надевали на руки какие-то резиновые браслеты".

Иван рассказывает "про дядю Федора, пившего в Вологде запоем". Федор (Теодор)
в переводе с греческого значит "божий дар", причем Теодором в ранней редакции
"Мастера и Маргариты" звали Воланда. Здесь, опять-таки, пародия на слова ритора,
изъясняющего смысл масонской символики новопосвященному ученику (в статье
Соколовской): "Благий посланник, направляющий, предостерегающий - это искра
Божества в совести человечества..." Реалистически точно описанные бывшим
врачом Булгаковым медицинские процедуры в "Мастере и Маргарите" оказываются
пародией на незавершенный обряд посвящения в ученики, присущий М.

В варианте романа, датированном 1933 г., ослепший Иванушка Бездомный
появлялся на шабаше, который соответствовал Великому балу у сатаны последней
редакции. Подобная слепота, только мнимая, характерна для ученика в масонском
обряде посвящения. В эпилоге Иван Бездомный становится человеком науки,
превратившись в профессора Ивана Николаевича Понырева. Тем самым он
реализовал отмеченную в статье А. И. Булгакова любовь масонов к научной истине.
В варианте 1933 г. Воланд обещает ослепшему Ивану прозрение через тысячу лет,
после того как поэт уверовал в существование Иешуа Га-Ноцри и захотел увидеть
его. В М. ученик, приносящий клятву, доказывает тем самым веру в Провидение, и в
результате повязка спадает с его глаз и позволяет осознать позор зла и святость
добра.

Обряд посвящения в мастера пародируется и после Великого бала у сатаны.
Булгаковский Мастер, извлеченный Воландом из клиники Стравинского, получает от
дьявола обратно сожженную рукопись романа о Понтии Пилате, подобно тому, как,
по утверждению Батайля, Альберт Пайк обрел рукопись масонского устава от
самого Люцифера. Заключенная в этом романе проповедь добра и истины в учении
Иешуа Га-Ноцри также совпадает с масонскими идеалами. В нем - как бы заветное
слово масонского первого Великого Мастера Хирама. Автор повествования о
Понтии Пилате всецело отдается своему произведению, отрекаясь от личной жизни,
как и предписывал устав М. посвященному в мастерскую степень. Подобно тому, как
знанием "божественной истины" обладал Хирам-Адонирам, у Булгакова такое
знание - прерогатива Иешуа Га-Ноцри и Мастера. Мнимая смерть и бесследное
исчезновение тела Мастера и его возлюбленной в эпилоге булгаковского романа
тоже можно поставить в контекст мастерского ритуала, где посвящаемый сначала
изображает положенного в гроб Хирама, а потом поднимается и произносит клятву
мастера.

Масонская символика присутствует и в образе председателя МАССОЛИТа Михаила
Александровича Берлиоза (один раз в тексте он именуется секретарем
МАССОЛИТа, и это, как и председатель, не только бюрократический, но и
масонский термин). МАССОЛИТ может быть расшифрован в том числе и как
"Масонский союз литераторов". Берлиоз и другие члены союза как бы создают
новую, но ложную веру, стремясь на самом деле только к личному преуспеянию и
приумножению имущества (стремление масонов к увеличению имущества всех
членов союза отмечал А. И. Булгаков).

Гибель председателя МАССОЛИТа и появление его головы на Великом балу у
сатаны пародирует рассказ Батайля о казни Жака де Молэ, чудесном спасении от
огня его головы (по тогдашней практике тело председателя МАССОЛИТа должно
было подвергнуться кремации) и использовании черепа гроссмейстера тамплиеров
в ритуале американских масонов-демонопоклонников. Живой огонь, вырывающийся
из глазниц черепа в фантастическом рассказе Батайля, превратился в "живые,
полные мысли и страдания глаза" головы Берлиоза на балу у Воланда.

Саму идею сделать главой масонов дьявола Булгаков, возможно, почерпнул у
Батайля, сделавшего верховным руководителем масонов сатану Люцифера. Воланд
в "Мастере и Маргарите" выполняет функции масона высшей степени, вроде
Великого Командора. Убранство Нехорошей квартиры, перед Великим балом у
сатаны напоминает убранство масонской ложи перед обрядом посвящения -
бесконечная темная зала, освещенная свечами. Священный египетский жук-
скарабей на груди Воланда заставляет вспомнить об отмеченной А. И. Булгаковым
связи масонского обряда с мистериями Древнего Египта и об указании Соколовской
на то, что Хирам-Адонирам был учеником египетских мастеров.

Глаза Воланда - "правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души,
и левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный
колодец всякой тьмы и теней" олицетворяют тот колодец, куда предчувствовавший
гибель мастер Хирам бросил золотой треугольник с "таинственным изображением
имени Иеговы", символ божеского начала и всесовершенства духа. Одеяние
Воланда - черная хламида и шпага на боку в точности соответствует одеянию и
вооружению Великого Командора в обряде посвящения в 30-ю степень Кадош, или
рыцаря белого и черного орла. В начале бала сатана предстает в нижнем белье, как
и полагается посвящаемому, а облик Великого Командора принимает сразу после
убийства Барона Майгеля, чья алая кровь заливает крахмальную рубашку и жилет -
традиционное масонское платье.

Бесконечная лестница, по ступеням которой Маргарита поднимается в Нехорошую
квартиру на бал, напоминает таинственную лестницу в четырнадцать ступеней,
устанавливающуюся в приемной ложи Кадош и символизирующую, согласно
Соколовской, соединение "земного ничтожества" с небесным величием, незнания со
всеведением (по этой лестнице обязательно должен был всходить посвящаемый).
Тут можно усмотреть знакомство автора "Мастера и Маргариты" с реальной
практикой русского М. начала XX в., когда женщины уже входили в масонский союз.
Помимо Т. О. Соколовской, масонкой была, например, видная общественная
деятельница и публицистка социалистического толка Е. Д. Кускова (1869-1958),
причем о ее М. было довольно широко известно.

Череп Берлиоза играет роль кровавой чаши, куда стекает кровь посвящаемого в
масонскую степень, соединяемая с кровью братьев-масонов. Черные фраки гостей
на Великом балу у сатаны - это то же самое, что черные одежды на присутствующих
при обряде посвящения в мастера. Соединение Мастера и Маргариты
соответствует содержащемуся в масонском обряде пожеланию ученику "избрать
себе подругу, обручиться ей яко невесте, сочетаться чистым и священным браком с
премудростью, с небесною девою Софиею". Пародия здесь в том, что
олицетворяющая вечную женственность и премудрость Божию Маргарита
вынуждена стать ведьмой, чтобы соединиться с Мастером.

Конечная награда Мастеру - не свет, а покой, также связывается с символикой М.,
поскольку масоны считаются "сынами света". Тут есть связь и с финалом
"Фауста" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), где дарование главному
герою света совпадает с масонской традицией (Гёте, как известно, был масоном).
Но в соответствии с философской концепцией Булгакова Мастер не получает света.

Рыцарь Коровьев
Обряд посвящения в степень Кадош - в романе
Алоизий Могарыч - "строитель Соломонова храма"
За что наказали Фагота и почему обделили мастера
Рецепт приготовления гомункула
Об этом вы узнаете в продолжении >>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Масонство, часть 6 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
С Коровьевым-Фаготом связано посвящение в степень Кадош - степень рыцаря
Персонажи
белого и черного орла. Неслучайно во время визита буфетчика Театра Варьете
Произведения
Сокова в Нехорошую квартиру Гелла впервые называет первого помощника
Демонология
Воланда рыцарем. Детали обстановки, которые видит вошедший, - пародия на
Великий бал у Сатаны
обряд посвящения именно в рыцарскую степень Кадош: "Войдя туда, куда его
Булгаковская Москва
пригласили, буфетчик даже про дело свое позабыл, до того его поразило убранство
Театр Булгакова
комнаты. Сквозь цветные стекла больших окон... лился необыкновенный, похожий
Родные и близкие
на церковный свет. В старинном громадном камине, несмотря на жаркий весенний
Философы
день, пылали дрова. А жарко между тем нисколько не было в комнате, и даже
Булгаков и мы наоборот, входящего охватывала какая-то погребная сырость. Перед камином на
тигровой шкуре сидел, благодушно жмурясь на огонь, черный котище. Был стол, при
Булгаковедение
взгляде на который богобоязненный буфетчик вздрогнул: стол был покрыт
Рукописи
церковной парчой (в ранней редакции прямо говорилось, что на парче "были
Фотогалереи
вышиты кресты, но только кверху ногами"; тем самым усиливалось сходство с
Сообщество Мастера тевтонскими крестами на бархатном покрытии балдахина во время посвящения в
рыцари черного и белого орла)... У камина маленький, рыжий, с ножом за поясом, на
Клуб Мастера
длинной стальной шпаге жарил куски мяса, и сок капал в огонь, и в дымоход уходил
Новый форум
дым".
Старый форум
Гостевая книга
Соков видит и другие предметы, характерные для степени Кадош: "...На спинку
СМИ о Булгакове
стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на
СМИ о БЭ
подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотой
Лист рассылки рукоятью. Три шпаги с рукоятями серебряными стояли в углу так же просто, как
Партнеры сайта какие-нибудь зонтики или трости. А на оленьих рогах висели береты с орлиными
Старая редакция сайта перьями". Шпаги - это современное повторение мечей рыцарей черного и белого
орла. С орлом ассоциируются и орлиные перья беретов, а черно-красный плащ
Библиотека
Воланда соответствует одеянию Великого Командора.
Собачье сердце
(иллюстрированное)
Испытания, которым в память о казнях тамплиеров подвергают посвящаемого в
Остальные произведения степень Кадош, пародийно воспроизведены в тех испытаниях, что выпали на долю
Книжный интернет- Сокова в Нехорошей квартире. Согласно описанию Соколовской, кандидату в
магазин рыцари черного и белого орла надевали на шею веревку - в память о рыцарях
Лавка Мастера Храма, погибших на виселицах. Под буфетчиком Театра Варьете "с треском
подломилась" скамеечка, что символизирует скамейку, выбиваемую из-под ног
висельника, а горящая жаровня - костры, на которых жгли тамплиеров.

Испытаний Андрей Фокич не выдерживает. Согласно Соколовской, рыцарям степени
Кадош было предписано избегать семи пороков: "гордости, скупости,
неумеренности, похоти, корыстолюбия, праздности, гнева". Воланд ставит вопросы
перед Соковым таким образом, чтобы выяснить наличие или отсутствие у него всех
этих грехов. Выясняется, что похоть, неумеренность, гордость, праздность чужды
Сокову - он не пьет вина, не интересуется женщинами, не привык к употреблению
вкусной и дорогой пищи, не умеет веселиться и праздно проводить свое время. Зато
буфетчик страдает скупостью и корыстолюбием и может разгневаться, как
возмущается он вопросом Воланда: "Вы когда умрете?"

<< Предыдущая

стр. 62
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>