<< Предыдущая

стр. 63
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Соков, как и другие современные персонажи "Мастера и Маргариты", испытаний,
которые должны пройти кандидаты на обретение различных степеней М., не осилил.
Ни один из псевдомасонских обрядов в "Мастере и Маргарите" не доводится до
конца. Воланд и его товарищи подмастерья уподоблены в романе обладателям
высших степеней М., для которых характерна, по утверждению Соколовской,
страстная проповедь "борьбы со злом силою". Сатане и его свите особенно присуще
мщение - отличительная черта степени Кадош. Они наказывают Берлиоза, Барона
Майгеля и Алоизия Могарыча. Последний уподоблен строителю-подмастерью,
предательски убившему Великого Мастера Хирама. Могарыч успел уже произвести
в подвальчике булгаковского Мастера кое-какие строительные работы:
" - Я ванну пристроил, - стуча зубами, кричал окровавленный Могарыч и в ужасе
понес какую-то околесицу - одна побелка... купорос..."

Во время последнего полета Фагот обретает облик рыцаря черного и белого орла. В
варианте 1936 г. он выглядел следующим образом: "Луна лила бешеный свет, и
теперь он заиграл на золотых застежках кафтана на рукояти, на звездах шпор. Не
было никакого Коровьева, невдалеке от мастера скакал, колол звездами бока коня
рыцарь в фиолетовом. Все в нем было печально, и мастеру показалось даже, что
перо с берета свешивается грустно". Коровьев-Фагот похож на тех рыцарей черного
и белого орла, которые, по словам Соколовской, несколько модернизировали
рыцарский костюм, надев короткие черные далматики (кафтаны) черного или белого
цвета и пояса с серебряной или золотой бахромой, а также черные шляпы,
украшенные золотым солнцем (у Булгакова вместо шляпы - берет с орлиным
пером).

В окончательном тексте рыцарский наряд Фагота превратился в традиционные
рыцарские доспехи, как это и было в большинстве лож степени Кадош; а
прегрешение, за которое он понес наказанье, стало прямо связываться с темой
света и тьмы: "На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы
горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью
повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся
лицом...
- Почему он так изменился? - спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.
- Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к
Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, - его каламбур, который он сочинил,
разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого
прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая
ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!" В качестве
символа печали, траура и смерти выбран не черный цвет, принятый в ложе степени
Кадош, а фиолетовый, традиционный для западного христианства. Поскольку
рыцари белого и черного орла именовали себя "сынами света" и "сынами солнца",
каламбур насчет солнца и тьмы являлся для них вещью предосудительной и мог
быть сочтен гордыней - одним из семи запретных для степени Кадош пороков. В
наказание Коровьева-Фагота превратили в шута.

Одно из занятий, которым предлагает Воланд заняться Мастеру в последнем
приюте - "сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового
гомункула", хотя и восходит к соответствующему эпизоду "Фауста", имеет, как,
впрочем, и у Гёте, масонскую окраску. Соколовская в статье "Масонские системы"
рассказывает о так называемой Теоретической степени М., которая "есть
посредствующее звено между свободным каменщичеством и высшим собратством
избранных просветленных, т. е. "внутренним орденом", к принятию в теоретические
философы избирались достойнейшие питомцы масонского приуготовительного
училища, иоанновские мастера; однако им предоставлялось еще время пройти одну
или две степени шотландского масонства, "дабы к философским работам
способными соделать"...

В русских архивах сохранились многочисленные списки предметов для занятий
масонов в степени теоретических братьев, но многие из них писаны шифром и
трудно поддаются толкованию: не всегда возможно угадать границу между
иносказанием и действительностью. Таковы подробнейшие описания "создания
гомункула в хрустальных ретортах из майской росы и человеческой крови" (этот
процесс следует понимать как метафору соединения мужского и женского начала,
крови и росы, с целью достижения Андрогина - двуполого совершенного
существа)..."

Фактически Воланд обещает Мастеру производство в следующую степень -
теоретического философа. Интересно, что действие московских сцен "Мастера и
Маргариты" происходит в мае, так что один ингредиент гомункула оказывается
прямо под рукой. Другим ингредиентом должна послужить кровь убитого на Великом
балу у сатаны Барона Майгеля. Эта кровь "давно ушла в землю", так что она может
соединиться с майской росой и сделать возможным сотворение гомункула.

Полет Мастера в черном ночном небе к последнему приюту в скалах (вспоминается
шубертовское "Черные скалы мой покой", произносимое во время последнего
полета Коровьевым-Фаготом в варианте 1931 г.), где герой должен обрести степень
теоретического философа, ассоциируется с мрачной обстановкой теоретических
лож. Соколовская утверждала: "В противоположность светлому, красивому
убранству лож иоанновского масонства и причудливой обстановке красных
шотландских лож, ложи, предназначавшиеся для заседаний теоретических братьев,
были мрачны, их убирали черным сукном и черным шелком".

Поскольку теоретическая степень занимала промежуточное положение между
низшим, иоанновским М. и высшим, андреевским, неполнота награды, данной
булгаковскому герою, может найти здесь свое объяснение. Как предупреждал
Воланд Мастера в ранней редакции: "Ты не поднимешься до высот, не будешь
слушать мессы...". Последний приют, где творец романа о Понтии Пилате сможет
наслаждаться покоем, находится на границе света и тьмы.

Возлюбленный Маргариты не поднимается до степени рыцарей черного и белого
орла - "сынов света", но оказывается выше обладателей степеней иоанновского М.,
которым, по Соколовской "открыты были лишь символы кристаллически чистого
учения нравственного усовершенствования и служения на пользу страждущего
человечества". Таким "голым светом", говоря словами Воланда, способен
наслаждаться только одномерно мыслящий Левий Матвей, не только ученик Иешуа
Га-Ноцри, но и как бы обладатель низшей, ученической степени М. Булгаковский
Мастер выше столь примитивного понимания светлого начала, однако сам не
способен к борьбе и мщению, хотя и готов признать способность зла творить благо.
Поэтому он не в состоянии достичь высших степеней андреевского, или
шотландского М.

В завершении:
Булгаков думал умереть от финских ножей в спине
Масонский знак треугольника
И Кант тоже масон?!
Масонство и Коммунистическая партия едины!

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Масонство, часть 7 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Булгаков употреблял терминологию М. даже в своей переписке. В письме философу
Персонажи
и литературоведу П. С. Попову от 19 марта 1932 г. он, имея в виду гибель
Произведения
Александра Пушкина (1799-1837), утверждал: "Когда сто лет назад командора
Демонология
нашего русского ордена писателей пристрелили, на теле его нашли тяжелую
Великий бал у Сатаны
пистолетную рану. Когда через сто лет будут раздевать одного из потомков перед
Булгаковская Москва
отправкой в дальний путь, найдут несколько шрамов от финских ножей. И все на
Театр Булгакова спине. Меняется оружие!" Писатель иносказательно говорит о критической заметке
Родные и близкие драматурга Всеволода Вишневского (1900-1951), сорвавшей постановку "Кабалы
Философы святош" в ленинградском Большом драматическом театре. Себя, как и Пушкина,
Булгаков произвел в высшую степень писательского ордена, по аналогии с орденом
Булгаков и мы
масонским.
Булгаковедение
Рукописи
Символику М. в "Мастере и Маргарите" автор соединял с христианским преданием.
Фотогалереи
Бриллиантовый треугольник на портсигаре Воланда, предъявляемом литераторам
Сообщество Мастера на Патриарших, - это явно масонский знак, олицетворение того золотого
треугольника, который обреченный мастер Хирам-Адонирам бросил в глубокий
Клуб Мастера
колодец. В книге британского историка и богослова епископа Ф. В. Фаррара "Жизнь
Новый форум
Иисуса Христа" (1873), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве,
Старый форум
можно прочесть: "Чтобы показать им (главным священникам, книжникам, раввинам,
Гостевая книга
представителям всех классов Синедриона), что самое писание пророчественно
СМИ о Булгакове
обличает их; Христос спросил, неужели они никогда не читали в Писании о камне,
СМИ о БЭ который отвергнут был строителями, но который, тем не менее, по чудесным целям
Лист рассылки Божиим, сделался главой угла? Как могли они дальше оставаться строителями,
когда весь план их строительства был отвергнут и изменен? Разве древнее
Партнеры сайта
мессианское пророчество не показывает ясно, что Бог призовет других строителей
Старая редакция сайта
на строительство своего храма?" М. учитывает в своем учении и эту притчу,
Библиотека
вследствие чего масонский треугольник на портсигаре Воланда мог быть истолкован
Собачье сердце
автором "Мастера и Маргариты" как краеугольный камень (отвергнутый камень,
(иллюстрированное)
который чудесным образом сделался главой угла).
Остальные произведения
Слова Ивана Бездомного: "Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на
Книжный интернет-
три в Соловки!" тоже связаны с темой М. Весной 1926 г. в Ленинграде ОГПУ
магазин
арестовало членов масонского кружка мартинистов во главе с Борисом
Лавка Мастера
Викторовичем Кириченко (1883 г. рождения), имевшим псевдонимы Астромов и
Ватсон. Этот бывший гвардейский офицер стал в революцию юрисконсультом
Смольного. Он являлся генеральным секретарем "Автономного русского
масонства", а в момент ареста служил финансовым инспектором губернского
отдела народного образования. Подробный рассказ о деле Кириченко-Астромова и
его товарищей, осужденных постановлением коллегии ОГПУ на 3 года лагерей, был
напечатан в вечернем выпуске "Красной газеты" 15 июня 1928 г. Там среди членов
астромовского кружка упоминались "последователи Канта, вычищенные из партии".
Таким образом, если не сам И. Кант, то его последователи-масоны в СССР в конце
20-х годов имели все шансы очутиться в Соловецком концлагере. В последнем
полете Мастер летит в костюме XVIII в., уподобляясь как Канту, так и обладателю
масонской степени теоретического философа.

В очерке "Красной газеты" указывалось, что Астромов был гипнотизером и вместе с
другим масоном Гредигером утверждал, что живет уже две тысячи лет. В "Мастере и
Маргарите" Воланда, во многом действующего как обладателя высшей масонской
степени, принимают за гипнотизера, а живет он никак не менее девятнадцати веков,
если присутствовал при допросе Понтием Пилатом Иешуа Га-Ноцри.

Авторы очерка, известные журналисты братья Тур (Леон Давидович Тубельский
(1905-1961) и Петр Львович Рыжей (1908-1978) писали, что руководители
ленинградских масонов "выставляли масонство как философское, умозрительное
течение, культурно-этический профсоюз, ничего общего с западным
политиканствующим масонством не имеющий. Более того, Астромов (кстати
сказать, участник штурма Зимнего в октябре 1917г.) декларировал масонство, как
попутчика ВКП(б) и исторически "доказывал" общность целей автономного русского
масонства и коммунистической партии". После ареста Астромов даже написал
письмо И. В. Сталину с изложением этих идей, оставшееся без ответа.

Не исключено, что дело кружка Астромова, показавшего живучесть М. в советских
условиях, стало одним из побудительных мотивов для Булгакова широко
использовать масонскую обрядность в "Мастере и Маргарите".

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Кабала святош"
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
" абала святош" - пьеса, второе название которой - "Мольер".
Произведения
Демонология
Под этим названием была поставлена МХАТом 16 февраля 1936 г., однако из-за
Великий бал у Сатаны
резко критической статьи в "Правде" "Внешний блеск и фальшивое содержание" 9
Булгаковская Москва
марта 1936 г. спектакль был снят, успев пройти при неизменном аншлаге семь раз.
Театр Булгакова
В 1932 г. в Берлине вышел перевод К. с. на немецкий В. Грёгера. Впервые
Родные и близкие опубликована: Булгаков М. Пьесы. М.: Искусство, 1962.
Философы
К. с., пьесу о великом французском комедиографе Жане Батисте Мольере (Поклене)
Булгаков и мы
(1622-1673), Булгаков начал писать в октябре 1929 г., а в декабре того же года
Булгаковедение
закончил первую редакцию. 19 января 1930 г. драматург читал К. с. во МХАТе,
Рукописи который принял пьесу к постановке. Но 18 марта 1930 г. Главрепертком запретил К.
Фотогалереи с. Это событие стало одной из причин булгаковского письма правительству СССР от
28 марта 1930 г. с просьбой определить его судьбу и либо выслать за границу, либо
Сообщество Мастера
дать средства к существованию на родине. После некоторых исправлений текста, 3
Клуб Мастера
октября 1931 г. Главрепертком разрешил пьесу к постановке при условии ряда
Новый форум
купюр и изменений и только в театрах Москвы и Ленинграда. К. с. по требованию
Старый форум
цензуры получила название "Мольер".
Гостевая книга
12 октября 1931 г. Булгаков заключил договор с Ленинградским Большим
СМИ о Булгакове
Драматическим Театром на постановку К. с., а 15 октября - такой же договор с
СМИ о БЭ
МХАТом. 14 марта 1932 г. БДТ известил автора об отказе от постановки. Спектакль
Лист рассылки
был сорван выступлениями в ленинградской прессе известного драматурга
Партнеры сайта
Всеволода Витальевича Вишневского (1900-1951), писавшего 11 ноября 1931 г. в
Старая редакция сайта
"Красной газете": "Зачем тратить силы, время на драму о Мольере, когда к вашим
Библиотека услугам подлинный Мольер. Или Булгаков перерос Мольера и дал новые качества,

<< Предыдущая

стр. 63
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>