<< Предыдущая

стр. 68
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

званием.
магазин
Лавка Мастера
Германское происхождение Понтия Пилата в романе подтверждается многими
деталями. Упоминание, что прокуратор был сыном короля-звездочета и мельничихи
Пилы, восходит к средневековой майнцской легенде о короле-астрологе Ате и
дочери мельника Пилы, живших в прирейнской Германии. Однажды Ат, находясь в
походе, узнал по звездам, что зачатый им тотчас ребенок станет могущественным и
знаменитым. Королю привели первую попавшуюся женщину - мельничиху Пилу.
Родившийся мальчик получил имя от сложения их имен.

Булгаков был знаком с поэмой Георгия Петровского "Пилат" (1893-1894), где
подчеркивалось германское происхождение Понтия Пилата. Как и в "Мастере и
Маргарите", в поэме Петровского прокуратор наделен сочувствием к Иисусу, в
проповеди которого он не видит никакой угрозы общественному порядку. Понтий
Пилат противопоставляет нового проповедника иудейскому духовенству: "...Кроткий
Иисус - религии новатор, /Политики он чужд, язвит лишь фарисеев". Получив донос,
прокуратор вызывает Иисуса и увещевает его: "Послушай, Назорей, теперь уж вот
три года, /Как я тебе даю свободу говорить / И не жалею: речь твоя мудра народу, /
Достоин ты всегда других уму учить. / Читал ли ты когда Сократа иль Платона, - /
Величеством учения ты всех к себе зовешь, /Ты выше всех философов, ты выше их
закона... /Ты ненависть к себе ученьем возбудил, /И не дивися им, врагам твоим
заклятым, /Их много, и Сократ таких не умирил". У Петровского Понтий Пилат
уверяет Иисуса, что тот должен смягчить, свою проповедь "для покоя" общества, но
слышит в ответ: "То, что я несу народу, / Не есть раздор, война, но мир один,
любовь; /Родился я в тот день, когда покой, свободу /Дал Август миру Римскому;
израильская кровь /Из-за других прольется, а не из-за меня".

Иисус арестован по доносу Иуды, "синедрион, сановники... все требовали мщенья".
А Понтий Пилат "трусости своей не может победить, /Он чует, мстит судьба законом
правым, /И правду он теперь боится совершить". Прокуратор до конца пытается
спасти Иисуса, но напрасно: "В чем вся его вина?.. Народа Он учитель?.. /Ужели
мыслит он за кесаря царить? /Ужель он бунтовщик иль тайный возмутитель? / Его
ль боитесь вы, стараетесь убить?.. / Кого хотите вы, чтоб я вам отпустил на ваш
пасхальный дар. Его или Варраву? / - Сего, Варраву нам! - народ загомонил, /
Вожатаями купленный на это свое право. /Замолкли голоса: Пилат во гневе дышит...
Нависла туча темная и скрыла высь лазури... /Он смотрит на собрание, шептания их
слышит, /И сам он сознает затишье перед бурей".

У Булгакова Понтий Пилат точно так же отмечает знакомство Иешуа Га-Ноцри с
трудами греческих философов, присутствует у писателя и уникальный,
встречающийся, кажется, ранее только у Петровского мотив трусости Понтия
Пилата: прокуратор в "Мастере и Маргарите", как и в поэме, видит
несостоятельность обвинения в "оскорблении величества", которое
инкриминируется Га-Ноцри, и пытается убедить иудеев отпустить его, а не Вар-
равана. А после оглашения приговора надвигается туча, и Понтий Пилат чувствует
приближающуюся грозу.

Всадник Золотое Копьё
Пилат был немцем
Прокуратор Иудеи сейчас живёт в Альпах
Читайте продолжение>>>

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Понтий Пилат, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
У Петровского Иисус предрекает Пилату, что кровь иудеев прольется не по его вине.
Персонажи
У Булгакова прокуратор грозит первосвященнику Иосифу Каифе, что Ершалаим
Произведения
будет взят и уничтожен римскими легионами. Здесь он точно следует описанию
Демонология
французским историком Эрнестом Ренаном (1823-1892) в книге "Антихрист" (1866)
Великий бал у Сатаны
взятия Иерусалима будущим императором Титом (39-81) в 70 г. (отсюда обещание
Булгаковская Москва
привести под стены города весь легион Фульмината (Молниеносный) и арабскую
Театр Булгакова конницу).
Родные и близкие
В поэме муки совести П. П, из-за гибели по его вине Иисуса усиливаются тем, что
Философы
прокуратору уже однажды пришлось по трусости совершить предательство. У
Булгаков и мы
Петровского Пилат - херуск по имени Ингомар: "Отец его с херусками ушел разить
Булгаковедение
врагов, /А сыну поручил беречь сестру и мать, /Изрек ему проклятие он будущих
Рукописи годов, /Когда забудет он за землю их стоять. /Давно это было. Отец не воротился, /И
Фотогалереи взросший Ингомар завет его забыл. / За золото и блеск с врагом он подружился, /И,
жизнь свою щадя, он силе уступил. /И ловкий юноша был сметлив в деле ратном, /
Сообщество Мастера
Гордился похвалой искуснейших солдат, /И имя его прежнее погибло безвозвратно /
Клуб Мастера
За меткий его глаз он назван был Пилат".
Новый форум
Старый форум Через поэму Петровского Булгаков познакомился с этой средневековой немецкой
легендой о происхождении П. П. и использовал ее в романе: прокуратор именуется
Гостевая книга
у него Всадником Золотое Копье, очевидно, как за меткий глаз, так и за любовь к
СМИ о Булгакове
золоту.
СМИ о БЭ
Лист рассылки
В булгаковском архиве сохранилась выписка из книги немецкого религиеведа
Партнеры сайта
Артура Древса (1865-1935) "Миф о Христе" с этимологизацией "Пилат - копейщик".
Старая редакция сайта
Память о былой измене усиливает душевные муки того, кто против своей воли
Библиотека отправил на смерть Иешуа. Га-Ноцри же, заметив страдания П. П. от головной боли,
заявляет, что не хочет быть его невольным палачом. Германское происхождение
Собачье сердце
булгаковского П. П. подчеркивает его функциональную связь с сатаной Воландом,
(иллюстрированное)
тоже немцем по имени и происхождению (от гетевского Мефистофеля).
Остальные произведения
Книжный интернет-
Исторический П. П. пользовался покровительством всесильного временщика
магазин
императора Тиверия Люция Элия Сеяна. В булгаковском архиве сохранилась
Лавка Мастера
выписка о времени гибели Сеяна, обвиненного в заговоре и убитого в тюрьме по
приказу Тиверия - 18 октября 31 г. Это событие по хронологии выпадало из времени
действия ершалаимских сцен "Мастера и Маргариты". Если покровитель
булгаковского П. П. жив, то становится не очень понятно, почему прокуратор так
опасается доноса Каифы и гнева императора. Поэтому писатель исключил Сеяна из
числа возможных персонажей романа.

Булгаковский П. П. кончает свою жизнь в финале "Мастера и Маргариты" в полном
соответствии с еще одной легендой, тоже связанной с германским мифом. В статье
"Пилат" Брокгауза и Эфрона с судьбой прокуратора Иудеи связывалось название
одноименной горы в Швейцарских Альпах, где "он будто бы и доселе появляется в
великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия
в ужасном преступлении". Читатели "Мастера и Маргариты" помнят П. П., сидящего
при свете пасхального полнолуния на плоской горной вершине и жаждущего покоя,
избавления от мук совести и прощения. Этот покой нес людям Иисус в поэме
Петровского и им же, в конце концов, награждаются у Булгакова и прокуратор
Иудеи, и "трижды романтический" несчастный в земной жизни Мастер.

П. П. в "Мастере и Маргарите" сверхъестественным образом прозревает грядущее
свое бессмертие, связанное с представшим перед его судом нищим бродягой
Иешуа Га-Ноцри. Когда прокуратор начинает сознавать, что придется утвердить
смертный приговор Синедриона, его впервые посещает "какая-то совсем нелепая"
мысль "о каком-то долженствующем быть - и с кем?! - бессмертии, причем,
бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску".

После утверждения приговора "тоска осталась необъясненной, ибо не могла же ее
объяснить мелькнувшая как молния и тут же погасшая какая-то короткая другая
мысль: "Бессмертие... пришло бессмертие..." Чье бессмертие пришло? Этого не
понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его
похолодеть на солнцепеке".

Такая трактовка во многом оказалась новаторской в художественном воплощении
евангельской темы. Возможно, именно из романа Булгакова она перешла в
либретто популярнейшей рок оперы "Иисус Христос - суперзвезда", написанное
Тимом Райсом в 1968 г. Здесь П. П. накануне допроса видит во сне Иисуса и
ненавидящую пророка толпу. "Затем я вижу, что миллиарды оплакивают этого
человека, а потом я слышу, как они поминают мое имя, проклиная меня", -
восклицает оперный прокуратор. И у Булгакова, и у Райса соответствующие
эпизоды восходят к евангельскому рассказу о предупреждении П. П. его женой,
которая советует мужу не причинять зла виденному ей во сне праведнику, иначе
ему, Пилату, придется пострадать за свои неосторожные действия.

В образе П. П. Булгаковым запечатлен человек, терзающийся муками совести за то,
что отправил на смерть невинного. В финале романа П. П. даруется прощение. Этот
персонаж генетически связан с героями автобиографического рассказа "Красная
корона" - автора, мучающегося из-за гибели брата, и безымянного генерала,
отправившего его в бой и повинного в бессудных казнях.

Еще одним предшественником П. П. в булгаковском творчестве выступает генерал
Хлудов из пьесы "Бег". Здесь для палача олицетворением мук совести становится
повешенный по его приказу вестовой Крапилин, призрак которого преследует
Хлудова во сне и наяву.

"Ротмистр эскадрона Его Превосходительства Пилата Понтийского"
Обиженная Булгаковым супруга прокуратора
Как Пилат избежал императорского гнева и нашёл последний приют в горах
Читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Понтий Пилат, часть 3 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
В "Мастере и Маргарите" П. П. не может избавиться от видения казненного Иешуа, с
Персонажи
которым прокуратор мечтает воссоединиться на лунной дорожке (такое
Произведения
воссоединение, благодаря Мастеру, происходит в финале). Связь с эпохой
Демонология
гражданской войны в образе П. П., подчеркивающая его родство с Хлудовым,
Великий бал у Сатаны
отразилась в ряде деталей. Это - сочетание в речи прокуратора и в быте
Булгаковская Москва
подчиненных ему подразделений римских (калиги - военная обувь, манипул,
Театр Булгакова кентурия, когорта, ала, легион - наименования подразделений) и современных
Родные и близкие (сапоги, взвод, полк, казарма, солдаты) реалий. В редакции 1929 г. параллели с
гражданской войной были отчетливее. Здесь фигурировал "адъютант" П. П.,
Философы
которого прокуратор называл "ротмистр". П. П. титуловали "Ваше
Булгаков и мы
Превосходительство", упоминался "эскадрон", "ординарец трибуна когорты" и т. д.
Булгаковедение
Рукописи Образ П. П. у Булгакова полемичен по отношению к рассказу французского
Фотогалереи писателя Нобелевского лауреата Анатоля Франса (Тибо) (1844-1924) "Прокуратор
Иудеи" (1891). В "Мастере и Маргарите" казнь Иешуа Га-Ноцри становится главным
Сообщество Мастера
событием в жизни П. П., и память о казненном не дает прокуратору покоя всю
Клуб Мастера
оставшуюся жизнь. Главный герой "Прокуратора Иудеи", напротив, абсолютно не
Новый форум
помнит ни самого Иисуса Христа, ни его казни.
Старый форум
В ранней редакции "Мастера и Маргариты" действовала также жена Понтия Пилата,
Гостевая книга
Клавдия Прокула. Ее имя, отсутствующее в канонических Евангелиях, упоминается
СМИ о Булгакове
в апокрифическом Евангелии Никодима и приведено в книге германского
СМИ о БЭ
религиеведа Г. А. Мюллера "Понтий Пилат: пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса
Лист рассылки
из Назарета" (1888). Вероятно, из этой книги Булгаков выписал "Клавдия Прокула"
Партнеры сайта
со ссылкой на Никодимово евангелие. Однако в дальнейшем автор "Мастера и
Старая редакция сайта
Маргариты" убрал супругу прокуратора из ершалаимских сцен, предпочтя оставить
Библиотека П. П. в полном одиночестве. Единственным другом всадника остался преданный пес
Банга. Здесь тоже отличие от рассказа Франса, где П. П. вполне наслаждается
Собачье сердце
радостями жизни и дружеским общением с Элием Ламией. Булгаковскому П. П.
(иллюстрированное)
приходится терзаться муками совести в одиночку, что усиливает его раскаяние.
Остальные произведения
Книжный интернет-
Из исследования Г. А. Мюллера Булгаков почерпнул и ряд других деталей к образу
магазин
П. П. Немецкий ученый утверждал, что тот был именно пятым прокуратором Иудеи
Лавка Мастера
(некоторые другие источники указывали, что шестым). Автор "Мастера и Маргариты"
узнал у Мюллера и годы правления предшественника П. П. Валерия Грата - с 15 по
25 (в булгаковском архиве сохранилась соответствующая выписка). Отсюда же
была взята и легенда о Пиле и Ате (Атусе), отразившаяся в подготовительных
материалах к роману: "Атус - король (Майнц) и дочь мельника Пила. Pila-Atus Понт
Пятый! прокуратор!"

"Понт" в данном случае указывает на еще одну легенду, переданную русским
участником Флорентийского собора митрополитом Исидором и связывающую
рождение П. П. с городом Понт вблизи Бамберга в Германии. Когда Афраний
говорит П. П., что он на службе в Иудее уже пятнадцать лет и начал ее при Валерии
Грате, это полностью соответствует исторической истине, если принять за время
действия ершалаимских сцен 29 г., а за начало службы Афрания - 15 г., первый год
прокураторства Грата (можно предположить, что новый прокуратор захотел иметь
нового человека на столь деликатной должности как начальник тайной стражи).

Из книги Мюллера Булгаков выписал по-немецки и пословицу о горе Пилат в
Швейцарских Альпах, с которой легенда связывала последнее пристанище П. П.:

<< Предыдущая

стр. 68
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>