<< Предыдущая

стр. 69
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

"Когда Пилат покрыт шапкой (облаков), погода хорошая". В "Мастере и Маргарите" в
финале главные герои видят П. П. в горной местности. В ней можно найти сходство
и с Альпами, и с хорошо знакомой Булгакову в 1920-1921 гг. Столовой горой, у
подножья которой находится Владикавказ.

Интересно, что швейцарская легенда о гибели П. П. была задолго до Булгакова
использована в отечественной литературе. Николай Михайлович Карамзин (1766-
1826) еще в конце XVIII в. в швейцарской части "Писем русского
путешественника" (1789-1801) патетически восклицал: "Не увижу и тебя, отчизна
Пилата Понтийского! Не взойду на ту высокую гору, на ту высокую башню, где сей
несчастный сидел в заключении; не загляну в ту ужасную пропасть, в которую он
бросился из отчаяния!"

Вариант этой легенды Булгаков также почерпнул из книги И. Я. Порфирьева
"Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям
Соловецкой библиотеки" (1890). Там рассказывалось, что император Тиверий,
получив исцеление "гнойного струпа" на лбу от платка Вероники, на котором
отпечаталось изображение Иисуса, разгневался на П. П., казнившего столь
искусного врача. Цезарь вызвал его в Рим и хотел предать смерти, но "Пилат, узнав
об этом, сам умертвил себя своим собственным ножом. Тело Пилата было брошено
в Тибр; но Тибр не принимал его; потом бросали в другие места, пока не погрузили в
один глубокий колодец, окруженный горами, где оно до сих пор находится".
Характерно, что во всех легендах последний приют П. П. оказывается в горах. Этой
традиции следовал и Булгаков в "Мастере и Маргарите".

Идеи Льва Толстого живут в творчестве Булгакова
"Цена Столыпину - ломаный грош"
Прокуратор Иудеи - плохая должность
Больная совесть Пилата
Читайте завершение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Понтий Пилат, часть 4 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
В образе П. П. прослеживается отчетливая связь с идеями Льва Николаевича
Персонажи
Толстого (1828-1910). Булгаков, по свидетельству писателя Эмилия Львовича
Произведения
Миндлина (1900-1980), хорошо знавшего автора "Мастера и Маргариты" в 20-е годы,
Демонология
однажды заявил: "После Толстого нельзя жить и работать в литературе так, словно
Великий бал у Сатаны
не было никакого Толстого". Автор "Мастера и Маргариты", безусловно, был знаком
Булгаковская Москва
не только с толстовскими произведениями, но и с воспоминаниями о великом
Театр Булгакова писателе и мыслителе. Мимо внимания Булгакова, в частности, не могли пройти
Родные и близкие мемуары редактора журнала "Жизнь" Владимира Александровича Поссе (1864-
1940). В 1929г., когда началась работа над "Мастером и Маргаритой", значительно
Философы
дополненный вариант этих воспоминаний вышел в книге В. А. Поссе "Мой
Булгаков и мы
жизненный путь". Там был приведен рассказ Толстого "о стражнике, присланном по
Булгаковедение
просьбе Софьи Андреевны (жены Толстого С. А. Берс (1844-1919). - Б. С.) для
Рукописи
охраны Ясной Поляны": "Присутствие стражника, видимо, очень мучило Льва
Фотогалереи Николаевича.
Сообщество Мастера
- Подошел я к стражнику, - рассказывал Лев Николаевич, - и спрашиваю его: "Чего
Клуб Мастера
это у тебя сбоку висит? Нож, что ли?"
Новый форум
- Какой нож? Это не нож, а тесак.
Старый форум
- Что же ты им будешь делать? Хлеб резать?
Гостевая книга - Какой там хлеб?!
СМИ о Булгакове - Ну, так мужика, который тебя хлебом кормит.
- Ну что ж, и буду резать мужика.
СМИ о БЭ
- Ведь сам ты тоже мужик. Как же тебе не совестно резать своего брата мужика?
Лист рассылки
- Хоть совестно, а резать буду, потому такова моя должность.
Партнеры сайта
- Зачем же ты пошел на такую должность?
Старая редакция сайта
- А затем, что вся цена мне в месяц шестнадцать целковых, а платят мне тридцать
Библиотека два целковых, потому и пошел на эту должность.
Собачье сердце - Ответ стражника, - с усмешкой заметил Толстой, - объяснил мне много непонятных
(иллюстрированное) вещей в жизни. Взять хотя бы Столыпина. Я хорошо знал его отца и его когда-то
качал на коленях. Может быть, и ему совестно вешать (для подавления
Остальные произведения
революционных выступлений Столыпин ввел военно-полевые суды, нередко
Книжный интернет-
применявшие смертную казнь), а вешает, потому что такова его должность. А на эту
магазин
должность пошел, потому что красная цена ему даже не шестнадцать целковых, а,
Лавка Мастера
может, ломаный грош, получает же он - тысяч восемьдесят в год.

И таковы все эти порядочные люди, из так называемого высшего общества. Милы,
любезны, учтивы, пока дело не коснется должности, а по должности - звери и
палачи. Таков, например, был известный шеф жандармов Мезенцев, убитый за свои
зверства революционерами (генерал-адъютанта Н. В. Мезенцева (1827-1878)
заколол кинжалом революционер-народник и писатель С. М. Степняк (Кравчинский)
(1851-1895). А вне должности был премилый и добродушный человек; я его хорошо
знал".

П. П. у Булгакова сначала говорит "человеку с ножом" - выполняющему роль палача
кентуриону Марку Крысобою (на боку у того, правда, не тесак, а короткий римский
меч): "У вас тоже плохая должность, Марк. Солдат вы калечите..." Прокуратор
пытается убедить себя, что именно должность заставила его отправить на казнь
невинного Иешуа, что из-за плохой должности все в Иудее шепчут, будто он -
"свирепое чудовище".

И в финале, когда Маргарита и Мастер видят сидящего в кресле на плоской горной
вершине П. П., Воланд сообщает им, что прокуратор все время говорит "одно и то
же. Он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность". Как и
Толстой, Булгаков утверждал, что никакими должностными обязанностями нельзя
оправдать преступного насилия над людьми. Для П. П. слова о должности - только
попытка успокоить больную совесть.

Интересно, что в свете толстовских слов о Столыпине, который готов вешать ради
повышенного жалованья, рассуждения П. П. о плохой должности можно прочитать и
как скрытый намек на широко известное лихоимство пятого прокуратора Иудеи
(впрочем, в этом отношении он, если и отличался в худшую сторону от других
римских наместников, то лишь немного). Известно, что именно из-за непомерных
поборов с населения Пилат и был смещен в конце концов со своего поста.
Булгаковский П. П. сильно облагорожен по сравнению с прототипом, поэтому его
взяточничество и стремление к наживе спрятаны в подтекст.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Маргарита ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
аргарита - персонаж романа "Мастер и Маргарита", возлюбленная Мастера.
Биография (1891-1940)
Персонажи
Главным прототипом Маргариты послужила третья жена писателя Е. С. Булгакова.
Произведения
Через нее Маргарита связана с героиней пьесы начала 30-х годов "Адам и Ева" -
Демонология
Евой Войкевич. Е. С. Булгакова записала в своем дневнике 28 февраля 1938г.: "М.А.
Великий бал у Сатаны
читал первый акт своей пьесы "Адам и Ева", написанной в 1931-м году... В ней наш
Булгаковская Москва треугольник - М. А., Е. А. (второй муж Е. С. Булгаковой военачальник Е. А.
Театр Булгакова Шиловский (1889-1952), я". Здесь Булгаков послужил прототипом академика
Родные и близкие Александра Ипполитовича Ефросимова, а Шиловский - мужа Евы инженера Адама
Николаевича Красовского. Вероятно, поэтому и муж Маргариты сделан в романе
Философы
инженером.
Булгаков и мы
Булгаковедение В литературном плане Маргарита восходит к Маргарите "Фауста" (1808-1832)
Рукописи Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832). Некоторые детали образа Маргариты можно
также найти в романе Эмилия Миндлина (1900-1980) "Возвращение доктора
Фотогалереи
Фауста" (1923) (см.: Мастер). Например, золотая подкова, которую дарит Маргарите
Сообщество Мастера
Воланд, очевидно, связана, с названием трактира "Золотая подкова" в этом
Клуб Мастера
произведении (здесь Фауст впервые встречает Маргариту).
Новый форум
Старый форум
Одна из иллюстраций к "Возвращению доктора Фауста" также нашла свое
Гостевая книга отражение в булгаковском романе. В сохранившемся в архиве писателя экземпляре
СМИ о Булгакове альманаха "Возрождение" с миндлинским романом между страницами 176 и 177
помещен офорт И. И. Нивинского (1880/81-1933) "В мастерской художника", на
СМИ о БЭ
котором изображена полуобнаженная натурщица перед зеркалом, причем на левой
Лист рассылки
руке у нее накинут черный плащ со светлым подбоем, в правой руке - черные чулки
Партнеры сайта
и черные остроносые туфли на каблуке, волосы же - короткие и черные. Такой видит
Старая редакция сайта
себя Маргарита в зеркале, когда натирается волшебным кремом Азазелло.
Библиотека
Собачье сердце С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия. Она просит после
(иллюстрированное) Великого бала у Сатаны за несчастную Фриду. Слова Воланда, адресованные в
Остальные произведения связи с этим Маргарите: "Остается, пожалуй, одно - обзавестись тряпками и
заткнуть ими все щели моей спальни!.. Я о милосердии говорю... Иногда
Книжный интернет-
магазин совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки. Вот я и
говорю о тряпках", - заставляют вспомнить следующее место из повести Федора
Лавка Мастера
Достоевского (1821-1881) "Дядюшкин сон" (1859): "Но превозмогло человеколюбие,
которое, как выражается Гейне, везде суется с своим носом".

Слова Достоевского, в свою очередь, восходят к "Путевым картинам" (1826-1830)
Генриха Гейне (1797-1856), где милосердие связано, прежде всего, с образом
добродушного маркиза Гумпелино, обладателя очень длинного носа. Мысль
Достоевского, высказанная в романе "Братья Карамазовы" (1879-1880), о слезинке
ребенка как высшей мере добра и зла, проиллюстрирована эпизодом, когда
Маргарита, крушащая дом Драмлита, видит в одной из комнат испуганного
четырехлетнего мальчика и прекращает разгром.

Булгаков подчеркивает также связь М. с французскими королевами, носившими имя
Маргарита. В подготовительных материалах к последней редакции "Мастера и
Маргариты" сохранились выписки из статей Энциклопедического словаря Брокгауза
и Эфрона, посвященных Маргарите Наваррской (1492-1549) и Маргарите Валуа
(1553-1615).

Свадьба последней с королем Наваррским Генрихом - будущим французским
королем Генрихом IV (1553-1610), как отмечалось в словарной статье,
"отпразднованная с большой пышностью, закончилась Варфоломеевской ночью или
парижской кровавой свадьбой" 24 августа 1572 г. Узнавший Маргариту по дороге на
Великий бал у Сатаны толстяк называет ее "светлая королева Марго" и лопочет,
"мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу
своего друга в Париже Гессара".

Гессар - это упомянутый в статье парижский издатель переписки Маргариты Валуа,
вышедшей в середине XIX в., но Булгаков сделал его, как и безымянного толстяка,
участником Варфоломеевской ночи. Однако, поскольку жена Генриха IV не оставила
потомства, в образе Маргариты была контаминирована также Маргарита
Наваррская, имевшая детей и создавшая знаменитый сборник новелл
"Гептамерон" (1559).

Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам.
Булгаковская Маргарита любит гениального писателя - Мастера (в ранних
редакциях также названного Поэтом). Она - символ той вечной женственности, о
которой поет Мистический хор в финале гетевского "Фауста":

Все быстротечное
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь в достиженье.
Здесь - заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность
Тянет нас к ней.

(Перевод Б. Пастернака)

В этой последней сцене Маргарита (Гретхен) у Гёте восклицает:


Оплот мой правый,
В сиянье славы,
Склони свой лик
над счастием моим.
Давно любимый,
Невозвратимый
Вернулся, горем
больше не томим.
Собраньем духов окруженный,
Не знает новичок того,
Что ангельские легионы
В нем видят брата своего.
Уже он чужд земным оковам
И прежний свой покров сложил.
В воздушном одеянье новом
Он полон юношеских сил.
Позволь мне быть его вожатой,
Его слепит безмерный свет.

Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах, в свете. Вечная любовь гетевской
Гретхен помогает ее возлюбленному обрести награду - традиционный свет, который

<< Предыдущая

стр. 69
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>