<< Предыдущая

стр. 73
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Великий бал у Сатаны
Обстоятельства, связанные с появлением Н. п., описаны Булгаковым в рассказе
Булгаковская Москва
"Богема" (1925): "Фельетон в местной владикавказской газете я напечатал и получил
Театр Булгакова
за него 1200 рублей (по ценам того времени этого хватило бы на пропитание не
Родные и близкие
более чем на один день) и обещание, что меня посадят в особый отдел, если я
Философы
напечатаю еще что-нибудь похожее на этот первый фельетон... За насмешки".
Булгаков и мы
Ни содержанием, ни художественными достоинствами Н. п. Булгаков не был
Булгаковедение
удовлетворен, о чем и сообщил в письме сестре Вере 26 апреля 1921 г.: "...
Рукописи
Посылаю тебе мой последний фельетон "Неделя просвещения", вещь совершенно
Фотогалереи
ерундовую, да и притом узко местную (имена актеров). Хотелось бы послать что-
Сообщество Мастера нибудь иное, но не выходит никак..."
Клуб Мастера
До сих пор остается загадкой, что же рассердило в Н. п. редактора "Коммуниста" Г.
Новый форум
С. Астахова, одного из наиболее ревностных гонителей Булгакова (см.: "Записки на
Старый форум
манжетах"). Возможно, его гнев вызвало ироническое отношение к
Гостевая книга
"насильственному просвещению": неграмотного красноармейца в приказном
СМИ о Булгакове
порядке посылают на оперу Джузеппе Верди (1813-1901) "Травиата" (1853), а он
СМИ о БЭ
мечтает посмотреть слона и клоунов в цирке.
Лист рассылки
Партнеры сайта
В "Собачьем сердце" (1925) превращенный из собаки в человека "пролетарий"
Старая редакция сайта
Шариков тоже будет предпочитать цирк всем другим видам искусств (кстати, ему
Библиотека доведется, в отличие от героя Н. п., все-таки увидеть цирковую программу со
слонами).
Собачье сердце
(иллюстрированное)
Наверх
Остальные произведения
Книжный интернет-
магазин
Лавка Мастера


© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Аркадий Аполлонович Семплеяров ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
ркадий Аполлонович Семплеяров - персонаж романа "Мастер и Маргарита",
Биография (1891-1940)
председатель "акустической комиссии московских театров".
Персонажи
Произведения
Фамилия "Семплеяров" произведена от фамилии хорошего знакомого Булгакова,
Демонология
композитора и дирижера Александра Афанасьевича Спендиарова(1871 - 1928).
Великий бал у Сатаны
Вторая жена писателя Л. Е. Белозерская вспоминает о знакомстве со
Булгаковская Москва
Спендиаровым и его семейством в начале 1927 г. и приводит дневниковый рассказ
Театр Булгакова его дочери Марины (1903 - 1984): "Мы с папой были у Булгаковых. Любовь
Родные и близкие Евгеньевна спросила заранее, какое любимое папино блюдо. Я сказала: "Рябчики с
красной капустой". С утра я искала папу, чтобы сообщить ему адрес Булгаковых...
Философы
Помню его голос в телефоне: "Это ты, Марюшка? Ну, что ты? Ну, говори адрес...
Булгаков и мы
Хорошо, я приду, детка". Когда я пришла, Михаил Афанасьевич, Любовь Евгеньевна
Булгаковедение
и папа сидели вокруг стола. Папа сидел спиной к свету на фоне рождественской
Рукописи
елки. Меня поразило то, что он такой грустный, поникший. Он весь в себе был, в
Фотогалереи своих мрачных мыслях и, не выходя из своего мрачного в то время мирка, говорил,
глядя в тарелку, о накопившихся у него неприятностях. Потом, как-то неожиданно
Сообщество Мастера
для нас всех, перешел на восхваление Армении. Чувствовалось, что в сутолочной
Клуб Мастера
Москве он соскучился по ней".
Новый форум
Старый форум
Сама Л. Е. Белозерская отозвалась о прототипе А. А. С. так: "Мне Александр
Гостевая книга Афанасьевич понравился, но показался необычайно озабоченным, а поэтому каким-
СМИ о Булгакове то отсутствующим". Именно таким выглядит А. А. С. после скандала в Театре
СМИ о БЭ Варьете, где были разоблачены Коровьевым-Фаготом его любовные похождения.
Лист рассылки Тогда супруга А. А. С. на телефонный звонок "ответила мрачно, что Аркадий
Аполлонович нездоров, лег почивать и подойти к аппарату не может".
Партнеры сайта
Старая редакция сайта
Главным же прототипом А. А. С., которого в какой-то мере маскировала фигура
Библиотека
армянина А. А. Спендиарова, был грузин Авель Софронович Енукидзе (1877 - 1937),
Собачье сердце являвшийся в 1922 - 1935 гг. секретарем Президиума ЦИК и председателем
(иллюстрированное) Правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным
Остальные произведения театрами. Для собственно театрального искусства эта комиссия была столь же
бесполезна, как и акустическая комиссия А. А. С., однако представляла собой
Книжный интернет-
дополнительный барьер для появления "идеологически вредных" спектаклей.
магазин
Енукидзе также был членом коллегии Наркомпроса и Государственной комиссии по
Лавка Мастера
просвещению, располагавшихся на Чистых прудах в доме No6. На Чистых прудах
находилась и акустическая комиссия А. А. С.

Енукидзе был неравнодушен к прекрасному полу, особенно к актрисам
подведомственных театров, что и послужило поводом для его падения в рамках
очередной "чистки" в высшем эшелоне власти. 7 июня 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б)
принял резолюцию, один из пунктов которой звучал так: "За политическое и бытовое
разложение бывшего секретаря ЦИК СССР т. А. Енукидзе вывести его из состава
ЦК ВКП(б)". 16 декабря 1937 г. А. С. Енукидзе в компании с рядом других
подсудимых, в том числе Б. С. Штейгером, прототипом Барона Майгеля, был
осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению "в измене
Родине, террористической деятельности и систематическом шпионаже в пользу
одного из иностранных государств" и расстрелян (в фантастичности этих обвинений
вряд ли сомневались мыслящие современники).

А. А. С. фигурировал еще в 1931 г. в списке персонажей будущего романа. Тогда его
звали Пафнутий Аркадьевич Семплеяров. В сцене сеанса черной магии в Театре
Варьете А. А. С. впервые появился в варианте конца 1934 г. Cатирическое
изображение в этом образе А. С. Енукидзе было вызвано тем, что именно ему
Булгаков в конце апреля 1934 г. направил прошение о двухмесячной поездке за
границу, а секретарь ВЦИК, как зафиксировала в дневнике 4 мая 1934 г. третья жена
писателя Е. С. Булгакова, не рискнул единолично решить вопрос о выезде и
наложил на прошении резолюцию: "Направить в ЦК". В результате поездка была
сорвана. Отказ последовал в унизительной для писателя и его жены форме (см.
"Был май").

"Разоблачение" А. А. С. на сеансе черной магии стало своеобразной местью
Булгакова А. С. Енукидзе, причем еще задолго до падения Авеля Софроновича. Но
в эпилоге, написанном уже после казни незадачливого секретаря ВЦИК и
председателя комиссии по двум главнейшим театрам страны, автор "Мастера и
Маргариты" существенно смягчил участь героя по сравнению с прототипом: А. А. С.
всего лишь отправляют заведовать грибозаготовочным пунктом в Брянске,
поскольку "не клеились у Аркадия Аполлоновича дела с акустикой, и сколько ни
старался он улучшить ее, она какая была, такая и осталась". Здесь - косвенный
намек на бесплодность запретительно-разрешительной деятельности А. С.
Енукидзе в качестве правительственного руководителя делами Большого Театра и
МХАТа.

Имя и отчество А. А. С. - Аркадий Аполлонович, можно перевести как "пастух
Аполлона", поскольку "Аркадий" означает пастух - иронический намек на служение
А. А. С. богу - покровителю искусств (имя персонажа в черновике 1931 г. - Пафнутий
- переводится с древнеегипетского как "принадлежащий Богу").

А. А. С. генетически связан с упоминаемым персонажем пьесы 1931 г. "Адам и Ева" -
всесильным покровителем литератора-конъюнктурщика Пончика-Непобеды
Аполлоном Акимовичем, который требует его "к священной жертве" совсем как бог
Аполлон. Эту же функцию выполняет в "Мастере и Маргарите" А. А. С.

У А. А. С. был еще один неожиданный прототип. В письме своему другу С. А.
Ермолинскому 14 июня 1936 г. сразу по прибытию в Москву после киевских
гастролей МХАТа, Булгаков, среди прочего, сообщал: "Когда поезд отошел и я, быть
может, в последний раз глянул на Днепр, вошел в купе книгоноша, продал Люсе
"Театр и драматургию" No4. Вижу, что она бледнеет, читая. На каждом шагу про
меня. Но что пишут! Особенную гнусность отмочил Мейерхольд. Этот человек
беспринципен настолько, что чудится, будто на нем нет штанов. Он ходит по белу
свету в подштанниках".

Данный эпизод отражен и в дневниковой, записи Е. С. Булгаковой 12 июня 1936 г.:
"Когда ехали обратно, купили номер журнала "Театр и драматургия" в поезде. В
передовой "Мольер" назван "низкопробной фальшивкой". Потом - еще несколько
мерзостей, в том числе очень некрасивая выходка Мейерхольда в адрес М. А. А как
Мейерхольд просил у М. А. пьесу - каждую, которую М. А. писал".

Номер "Театра и драматургии", который купили Булгаковы, был посвящен дискуссии
на собрании театральных работников Москвы 26 марта 1936 г. вокруг нескольких
статей "Правды" по вопросам искусства, в том числе и статьи "Внешний блеск и
фальшивое содержание", из-за которой сняли во МХАТе "Кабалу
святош" ("Мольера").

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) утверждал: "Театральная
общественность ждет, чтобы я в своем выступлении от критики других театров
перешел к развернутой самокритике... Есть такой Театр сатиры, хороший по
существу театр... В этом театре смех превращается в зубоскальство. Этот театр
начинает искать таких авторов, которые, с моей точки зрения, ни в какой мере не
должны быть в него допущены. Сюда, например, пролез Булгаков".

Возможно, эти слова Мейерхольда как-то повлияли на снятие доведенного до
генеральной репетиции "Ивана Васильевича" в Театре сатиры. Творец "нового
искусства" здесь не столько мстил Булгакову за нелестный отзыв в "Роковых
яйцах" ("Театр имени покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в
1927 году при постановке пушкинского "Бориса Годунова", когда обрушились
трапеции с голыми боярами"), - ведь и после этого он просил у опального
драматурга пьесы для постановки, сколько стремился продемонстрировать
солидарность с партийным печатным органом в безнадежной попытке спасти свой
театр. Не спас. В декабре 1937 г. театр Мейерхольда был закрыт, и, судя по записям
Е. С. Булгаковой, Булгаков никакого сожаления по этому поводу не выразил.

Зато в монологе А. А. С. появилась явная пародия на выступление В. Э.
Мейерхольда. В варианте 1934 г. речь А. А. С. звучала следующим образом: " - Все-
таки нам было бы приятно, гражданин артист... если бы вы разоблачили нам технику
массового гипноза, в частности денежные бумажки...

- Пардон, - отозвался клетчатый, - это не гипноз, я извиняюсь. И в частности,
разоблачать тут нечего...
- Виноват, - сказал Аркадий Аполлонович, - все же это крайне желательно.
Зрительская масса..."

В окончательном же тексте А. А. С. выражался почти так же, как Мейерхольд на
дискуссии в марте 1936 г.: "Зрительская масса требует объяснения". На
Мейерхольда теперь было ориентировано и описание окружения А. А. С. в Театре
Варьете: "Аркадий Аполлонович помещался в ложе с двумя дамами: пожилой,
дорого и модно одетой, и другой - молоденькой и хорошенькой, одетой попроще.
Первая из них, как вскоре выяснилось при составлении протокола, была супругой
Аркадия Аполлоновича, а вторая - дальней родственницей его, начинающей и
подающей надежды актрисой, приехавшей из Саратова и проживающей в квартире
Аркадия Аполлоновича и его супруги". В. Э. Мейерхольд происходил из немцев
Поволжья и поддерживал с Саратовом тесные связи, пригласив оттуда на
постоянную работу в Театр Революции известного впоследствии режиссера А. М.
Роома (1894-1976).

Булгаков спародировал слова Мейерхольда о том, что от него требуют самокритики,
которая в мейерхольдовском выступлении была заменена критикой других. А. А. С.
публично уличают в любовных похождениях и, пусть не прямо, как жертв
французской моды, но фигурально выставляют на всеобщее обозрение в одних
подштанниках. Вторая жена Мейерхольда, актриса его театра Зинаида Николаевна
Райх (1894-1939), была на двадцать лет младше мужа, как и мнимая родственница
из Саратова по отношению к А. А. С.

Имя и отчество Аркадий Аполлонович в "Мастере и Маргарите" и Аполлон Акимович
в "Адаме и Еве" могли быть подсказаны Булгакову одним домашним
обстоятельством: по воспоминаниям второй жены писателя Л. Е. Белозерской, ее
инструктора по верховой езде звали Константин Аполлонович.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Барон Майгель ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
арон Майгель - персонаж романа "Мастер и Маргарита", имеет несколько
Биография (1891-1940)
литературных и, по меньшей мере, одного реального прототипа из числа
Персонажи
булгаковских современников.
Произведения
Демонология
Этот реальный прототип - бывший барон Борис Сергеевич Штейгер, уроженец
Великий бал у Сатаны Киева, в 20-е и 30-е годы работавший в Москве в качестве уполномоченного
Булгаковская Москва Коллегии Наркомпроса РСФСР по внешним сношениям. Одновременно Штейгер
являлся штатным сотрудником ОГПУ-НКВД. Он следил за входившими в контакт с
Театр Булгакова
иностранцами советскими гражданами и стремился получить от иностранных
Родные и близкие
дипломатов сведения, интересовавшие советские органы безопасности.
Философы
Булгаков и мы 17 апреля 1937г. Штейгер был арестован по делу бывшего секретаря Президиума
Булгаковедение ЦИК А. С. Енукидзе (1877-1937), являвшегося также председателем
Правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным
Рукописи
театрами. 16 декабря 1937 г. вместе с другими подсудимыми по этому делу
Фотогалереи
бывшего барона по ложному обвинению в измене Родине, террористической
Сообщество Мастера

<< Предыдущая

стр. 73
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>