<< Предыдущая

стр. 79
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
елый Андрей (Борис Николаевич Бугаев) (1880-
Произведения
1934) - русский поэт, писатель, литературовед и
Демонология
философ, оказавший значительное влияние на
Великий бал у Сатаны
творчество Булгакова.
Булгаковская Москва
Театр Булгакова
Родился 14 октября (26 октября) 1880 г. в семье
Родные и близкие профессора математики Московского университета. В
Философы сентябре 1891 г. Б. начал учебу в знаменитой гимназии
Л. И. Поливанова (Загарина) (1839-1899), по окончании
Булгаков и мы
которой в 1899 г. поступил на естественное отделение
Булгаковедение
физико-математического факультета Московского
Рукописи
университета. 28 мая 1903 г. при окончании
Фотогалереи
университета удостоен диплома 1-й степени (особых
успехов Б. достиг в органической химии). На следующий
Сообщество Мастера
день умер отец Б., Николай Васильевич Бугаев (1837-1903).
Клуб Мастера
Новый форум
После окончания университета Б. продолжает интенсивное поэтическое творчество,
Старый форум
начало которого приходится на 1897-1898 гг. К 1903 г. были написаны уже четыре
Гостевая книга "симфонии" Б. - своеобразные поэмы белым стихом, по структуре повторяющие
СМИ о Булгакове музыкальные симфонии.
СМИ о БЭ
Б. становится одним из видных представителей символизма, сближается с
Лист рассылки
Александром Блоком (1889-1921), Валерием Брюсовым (1873-1924), Константином
Партнеры сайта
Бальмонтом (1867-1942) и другими поэтами-символистами, пишет открытое письмо
Старая редакция сайта
"Несколько слов декадента, обращенных к либералам и консерваторам",
Библиотека программные статьи "О теургии", "Символизм, как миропонимание" (1903) и др. В
1904 г. Б. начал занятия на историко-филологическом факультете Московского
Собачье сердце
университета.
(иллюстрированное)
Остальные произведения
В революцию 1905 г. Б. познакомился с "Капиталом" (1867-1883) К. Маркса (1818-
Книжный интернет-
1883), после чего назвал себя "социал-символистом", участвовал в студенческих
магазин
митингах и демонстрациях.
Лавка Мастера

В сентябре 1906 г. Б., оставив университетские занятия, уехал в Германию, затем во
Францию. Вернувшись в Москву в феврале 1907 г., Б. активно участвует в
литературной жизни, публикует стихи и статьи по теории искусства и поэзии,
выступает с лекциями, совершает еще несколько заграничных путешествий. В 1909
г. Б. близко сошелся с художницей Анной Алексеевной Тургеневой (Асей) (1890-
1966).

В 1911 г. они вместе отправились в путешествие в Тунис, Египет и Палестину, после
которого был начат роман "Петербург", где "петербургский период" русской истории
осмыслен в контексте судеб мира, в том числе и древних восточных цивилизаций.
Публикация "Петербурга" в 1913-1914 гг. принесла Б. всемирную известность как
постреалистическому новатору в прозе. Он едва ли не первым в мире стал писать
ритмизованный прозаический текст.

В марте 1914 г. Б. вступил в гражданский брак с А. А. Тургеневой в Швейцарии, где
они работали на постройке антропософского храма Гетеанум. Там писателя с женой
застало начало первой мировой войны. В августе 1916 г. Б. вернулся в Россию в
связи с призывом на военную службу, но, получив отсрочку, в армии так и не
служил.

В конце 1917 г. сблизился с Клавдией Николаевной Васильевой (урожденной
Алексеевой) (1886-1970), ставшей его официальной женой только в июле 1931 г. До
этого, в конце мая 1931 г. она была арестована, как видный деятель
антропософского движения в России, но затем, благодаря хлопотам Б., ее
освободили. После ареста муж Клавдии Николаевны, врач П. Н. Васильев, дал,
наконец, согласие на развод.

С октября 1921 г. по октябрь 1923 г. Б. жил в Германии, однако затем ему было
разрешено вернуться в СССР. В 1924 г. Б. начал работу над циклом романов
"Москва", который предполагалось сделать тетралогией. Однако Б. успел написать
только три романа: "Московский чудак", "Москва под ударом", и "Маски". Б. также
написал цикл мемуаров "На рубеже двух столетий", "Начало века" и "Между двух
революций", изданный в 1930-1935 гг.

8 января 1934 г. Б. скончался от паралича дыхательных путей после кровоизлияния
в мозг. Похоронен, как и Булгаков, на Новодевичьем кладбище.

Посмертно в 1934 г. вышло исследование Б. "Мастерство Гоголя". Помимо
перечисленных, Б. автор сборников статей "Символизм" (1910) и "Арабески" (1911),
книг стихов "Золото в лазури" (1904), "Пепел" (1909), "Королевна и рыцари" (1919),
романов "Котик Летаев" (1916) и "Крещеный китаец" (1927) и ряда других
произведений. Б. увлекался теософией и мистическим антропософским учением
Рудольфа Штейнера (1861-1925), основателя Антропософского общества (1913). О
встречах с немецким мыслителем в Германии и Швейцарии Б. оставил книгу
воспоминаний "Рудольф Штейнер", опубликованную только в 1982 г. в Париже.

Произведения Б., особенно чрезвычайно популярный в 1910-1920-е годы
"Петербург", оказали существенное влияние на творчество Булгакова. В 1926 г.
писатели обменялись подарками - книгами. Б. оставил следующую дарственную
надпись на экземпляре романа "Московский чудак": "Глубокоуважаемому Михаилу
Афанасьевичу Булгакову от искреннего почитателя. Андрей Белый (Б. Бугаев).
Кучино. 20 сент. 26 г."

Реакцию же Булгакова зафиксировала записка секретаря издательства "Недра"
Петра Никаноровича Зайцева (1889-1970) о передаче булгаковского сборника
"Дьяволиада" - "Подарок автора, который был очень растроган Вашим вниманием".

Если маститый и признанный писатель, каким к середине 20-х годов был Б., обратил
внимание на сочинения начинающего автора, то, значит, почувствовал в них что-то
близкое себе. В свете этого выбор книг, которыми обменялись Б. и Булгаков,
вероятно, не случаен. В "Московском чудаке", опубликованном в 1926 г., главный
герой, математик профессор Коробкин, делает открытие, на основе которого могут
быть созданы лучи, применимые в военных целях.

В повести "Роковые яйца", написанной в 1924 г. и опубликованной в 1925 г. в шестой
книге альманаха "Недр" (она вошла и в сборник "Дьяволиада"), профессор Персиков
изобретает лучи, которые вызывают ускоренный рост живых организмов и тоже
оказываются применимы для военных нужд: в результате трагической ошибки
возникают гигантские гады, чуть не погубившие (а в первоначальной редакции -
погубившие-таки) Москву. Возможно, фабула повести Булгакова была использована
Б. в "Московском чудаке". Работу над романом он начал в конце 1924 г., а авторские
чтения "Роковых яиц" происходили уже в начале 1925 г.

Пародии раннего Булгакова на Андрея Белого
Азиатский город-миф и миф вождей
Сатана Мандро, он же тараканий царь, он же пират из Дома Грибоедова
Читайте продолжение>>>

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Белый А., часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
В сборник "Дьяволиада" вошел также рассказ "No13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна",
Персонажи
начало которого - сознательное, легко узнаваемое подражание "Петербургу": "Ах, до
Произведения
чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит. Однажды, например, в десять
Демонология
вечера стосильная машина, грянув веселый мажорный сигнал, стала у первого
Великий бал у Сатаны
парадного. Два сыщика, словно тени, выскочили из земли и метнулись в тень, а
Булгаковская Москва
один прошмыгнул в черные ворота, а там по скользким ступеням в дворницкий
Театр Булгакова
подвал. Открылась дверца лакированной каретки, и, закутанный в шубу, высадился
Родные и близкие дорогой гость.
Философы В квартире No3 генерала от кавалерии де Баррейна он до трех гостил.
До трех, припав к подножию серой кариатиды, истомленный волчьей жизнью,
Булгаков и мы
бодрствовал шпион. Другой до трех на полутемном марше лестницы курил, слушая
Булгаковедение
приглушенный коврами то звон венгерской рапсодии, capriccioso, - то цыганские
Рукописи
буйные взрывы:
Фотогалереи
Сегодня пьем! Завтра пьем
Сообщество Мастера Пьем мы всю неде-е-лю - эх!
Раз... еще раз...
Клуб Мастера
До трех сидел третий на ситцево-лоскутной дряни в конуре старшего дворника. И
Новый форум
конусы резкого белого света до трех горели на полукруге. И из этажа в этаж по
Старый форум
невидимому телефону бежал шепчущий горделивый слух: "Распутин здесь.
Гостевая книга
Распутин".
СМИ о Булгакове
СМИ о БЭ Многие детали рассказа - из "Петербурга": лакированная карета сенатора
Аблеухова, незнакомец, превращающийся в тень, и тени сыщиков следующие за
Лист рассылки
ним ("Две тени утекли в промозглую муть"), образ кариатиды у подъезда
Партнеры сайта
возглавляемого Аблеуховым учреждения; дворницкий подвальчик, в котором
Старая редакция сайта
прячется от агентов террорист Дудкин... Роман Б. для Булгакова - символ
Библиотека
дореволюционной России, и начало рассказа дает ее абрис. Действие здесь
Собачье сердце развивается в разудалом песенном ритме и как бы пародирует ритмизованную
(иллюстрированное) прозу Б.
Остальные произведения
"Петербург" повлиял и на "Белую гвардию", что отмечалось еще в предисловии к
Книжный интернет-
парижскому изданию булгаковского романа 1928-1929 гг. Это сказалось в описании
магазин
Города (родного для Булгакова Киева), в коротких рубленых фразах разговоров на
Лавка Мастера
улицах, в иногда возникающем ритме, активном использовании песенных текстов
для выражения настроений героев.

В романе Б. возникал образ Петербурга - города-мифа, олицетворяющего целую
эпоху русской истории, эпоху господства бюрократии, при внешнем европейском
лоске сохранившей азиатскую сущность. Отсюда, вероятно, и татарская фамилия
Аблеухова, одним из прототипов которого послужил оберпрокурор Священного
Синода К. П. Победоносцев (1827-1907).

Для Булгакова Город в "Белой гвардии" олицетворял миф новой, революционной
эпохи - миф вождей, вознесенных массами, как отражающих народные чувства и
чаяния, будь то С. В. Петлюра или Л. Д. Троцкий. Поэтому обращение к
"Петербургу" вполне логично: новый миф строится с использованием элементов
старого. В повести же "Дьяволиада", давшей название сборнику, подаренному Б.,
Булгаков доказывал, что бюрократия совсем не погибла с революцией, а
превосходно чувствует себя и в советское время.

Отзвуки же "Московского чудака" можно найти в более поздних булгаковских вещах -
пьесе "Бег" и романе "Мастер и Маргарита". Один из главных героев романа Б. -
Эдуард Эдуардович фон Мандро, крупный делец и международный авантюрист,
человек с неопределенной биографией: "Происхождение рода Мандро было темно;
одни говорили, что он датчанин, кто-то долго доказывал - вздор; Эдуард
Эдуардович - приемыш усыновленный, отец же его был типичнейший грек, одессит -
Малакака; а сам фон Мандро утверждал, что он - русский, что прадед его проживал
в Эдинбурге, был связан с шотландским масонством, достиг в нем высшей степени,
умер в почете; при этом показывал старый финифтевый перстень; божился, что
перстень - масонский".

Мандро даже во внешности наделен чертами сатаны: "грива иссиня-черных волос с
двумя вычерненными серебристыми прядями, точно с рогами, лежащими справа и
слева искусным причесом "над лбом".

Черты этого героя отразились в "Беге" в образе "тараканьего царя" Артура
Артуровича - авантюриста неопределенной национальности, скрывающего свое
еврейское происхождение (кстати сказать, в последующих томах эпопеи "Москва"
еврейское происхождение Мандро, на которое есть явные намеки в "Московском
чудаке", окончательно выясняется). Как и у героя Б., у Артура Артуровича имя и
отчество совпадают и имеют британскую окраску. По тому же принципу в "Мастере и
Маргарите" сконструированы имя и отчество директора ресторана Дома Грибоедова
Арчибальда Арчибальдовича, который назван пиратом, а в редакции 1929 г. связан
с адом непосредственно, а не только в воображении рассказчика, как в
окончательном тексте.

Похожи и портреты двух героев: Эдуард Эдуардович и Арчибальд Арчибальдович -
брюнеты, оба одеты в черные фраки, причем Мандро - "артист спекуляции", часто
"топящий" на бирже конкурентов. Артистичен и директор ресторана Дома
Грибоедова, которого Булгаков неслучайно сравнивает с пиратом в Карибском
море.

Воланд и Мандро - близнецы-братья
Маркиз де Сад и Калиостро 20 века
Кот на черепе трупа
Азазелло в прошлом был омерзительным карликом-сифилитиком
Читайте об этом далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::

<< Предыдущая

стр. 79
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>