<< Предыдущая

стр. 89
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Флоренский П. А., часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Булгаков живо интересовался творчеством Ф. В его архиве сохранилась книга Ф.
Персонажи
"Мнимости в геометрии" с многочисленными пометками. В 1926-1927 гг. Булгаков со
Произведения
второй женой Л. Е. Белозерской жил в М. Левшинском переулке (4, кв.1). В этом же
Демонология
переулке тогда жил и Ф. Кроме того, Л. Е. Белозерская работала в редакции
Великий бал у Сатаны
"Технической энциклопедии" одновременно с Ф. Но никаких данных о личном
Булгаковская Москва
знакомстве Булгакова с философом нет. Тем не менее, влияние идей Ф. ощутимо в
Театр Булгакова романе "Мастер и Маргарита".
Родные и близкие
Не исключено, что еще в ранней редакции Ф. послужил одним из прототипов
Философы
ученого-гуманитария Феси, профессора историко-филологического факультета и
Булгаков и мы
предшественника Мастера последующих редакций. Между Ф. и Фесей можно
Булгаковедение
провести целый ряд параллелей. Фесю через десять лет после революции, т. е. в
Рукописи
1927 или 1928 гг., обвиняют в том, что он, будто бы издевавшийся над мужиками в
Фотогалереи своем подмосковном имении, теперь благополучно укрылся в Хумате (так прозрачно
Булгаков замаскировал Вхутемас): в одной "боевой газете" появилась "статья...
Сообщество Мастера
впрочем, называть ее автора нет нужды. В ней говорилось, что некий Трувер
Клуб Мастера
Рерюкович, будучи в свое время помещиком, издевался над мужиками в своем
Новый форум
подмосковном имении, а когда революция лишила его имения, он укрылся от грома
Старый форум
праведного гнева в Хумате..."
Гостевая книга
Придуманная Булгаковым статья очень напоминает те, что публиковались весной
СМИ о Булгакове
1928 г. в связи с кампанией против дворян и религиозных деятелей, укрывшихся в
СМИ о БЭ
Сергиевом Посаде. Она как бы подготовила первый арест Ф. и его товарищей. В
Лист рассылки
"Рабочей газете" от 12 мая 1928 г. некто А. Лясс писал: "В так называемой Троице-
Партнеры сайта
Сергиевой лавре свили себе гнездо всякого рода "бывшие", главным образом,
Старая редакция сайта
князья, фрейлины, попы и монахи. Постепенно Троице-Сергиева лавра
Библиотека превратилась в своеобразный черносотенный и религиозный центр, причем
Собачье сердце произошла любопытная перемена властей. Если раньше попы находились под
(иллюстрированное) защитой князей, то теперь князья находятся под защитой попов... Гнездо
черносотенцев должно быть разрушено".
Остальные произведения
Книжный интернет-
Неслучайно Фесю в статье называли потомком первого русского князя Рюрика. 17
магазин
мая 1928 г. корреспондент "Рабочей Москвы", укрывшийся под псевдонимом М. Ам-
Лавка Мастера
ий, в заметке "Под новой маркой" утверждал: "На западной стороне феодальной
стены появилась только вывеска: "Сергиевский государственный музей".
Прикрывшись таким спасительным паспортом, наиболее упрямые "мужи"
устроились здесь, взяв на себя роль двуногих крыс, растаскивающих древние
ценности, скрывающих грязь и распространяющих зловоние...
Некоторые "ученые" мужи под маркой государственного научного учреждения
выпускают религиозные книги для массового распространения. В большинстве
случаев это просто сборники "святых" икон, разных распятий и прочей дряни с
соответствующими текстами... Вот один из таких текстов. Его вы найдете на стр. 17
объемистого (на самом деле, совсем не объемистого) труда двух ученых
сотрудников музея - П. А. Флоренского и Ю. А. Олсуфьева, выпущенного в 1927 г. в
одном из государственных издательств под названием "Амвросий, троицкий резчик
XV века". Авторы этой книги, например, поясняют: "Из этих девяти темных
изображений (речь идет о гравюрах, приложенных в конце книги) восемь
действительно относятся к событиям из жизни Иисуса Христа, а девятое - к
усекновению головы Иоанна".
Надо быть действительно ловкими нахалами, чтобы под маркой "научной книги" на
десятом году революции давать такую чепуху читателю Советской страны, где даже
каждый пионер знает, что легенда о существовании Христа не что иное, как
поповское шарлатанство".

Ф. также был подвергнут критике за преподавание во Вхутемасе, где разрабатывал
курс по анализу пространственности. Его обвинили в создании "мистической и
идеалистической коалиции" с известным художником-графиком Владимиром
Андреевичем Фаворским (1886-1964), иллюстрировавшим книгу "Мнимости в
геометрии". Нападки на Ф. подсказали Булгакову образ статьи в "боевой газете",
направленной против Феси. Булгаковский герой тему диссертации имел прямо
противоположную той, что была у Ф. - "Категории причинности и каузальная
связь" (каузальность, в отличие от Ф., Феся явно понимает как простую причинность,
не отождествляя ее с промыслом Божьим).

Феся у Булгакова был приверженцем Возрождения, тогда как Ф. был глубоко
враждебен ренессансной культуре. Но оба, и герой и прототип, - романтики, сильно
обособленные от современной им жизни. Феся - романтик, связанный с культурной
традицией Возрождения. Таковы и темы его работ и лекций, которые он читает в
Хумате и других местах - "Гуманистический критицизм как таковой", "История как
агрегат биографии", "Секуляризация этики как науки", "Крестьянские войны в
Германии", "Респлинцитность формы и пропорциональность частей" (последний
курс, преподававшийся в вузе, название которого не сохранилось, напоминает курс
Ф. "Мнимости в геометрии" в Сергиевском педагогическом институте, а также лекции
по обратной перспективе во Вхутемасе).

Некоторые работы Ф. могут быть противопоставлены работам Феси, например,
"Наука как символическое описание" (1922) - "Истории как агрегату биографии",
"Вопросы религиозного самопознания" (1907) - "Секуляризации этики как науки",
"Антоний романа и Антоний предания" (1907) (в связи с романом Г. Флобера
"Искушение святого Антония") и "Несколько замечаний к собранию частушек
Костромской губернии Нерехтского уезда" (1909) - "Ронсару и Плеяде" (о
французской поэзии XVI в.). Темы работ Феси подчеркнуто светские, однако он
увлекается западноевропейской демонологией и мистикой и потому оказывается
вовлечен в контакт с нечистой силой. Ф., в отличие от Феси, по его собственному
признанию, - романтик русской православной средневековой традиции, где, как и в
работах Ф., сильно было мистическое начало.

Некоторые черты Ф., возможно, отразились и в позднейшем образе Мастера.
Философ, как он сам писал в автореферате биографии для Энциклопедического
словаря Гранат (1927), после 1917 г., "состоя сотрудником Музейного отдела...
разрабатывал методику эстетического анализа и описания предметов древнего
искусства, для чего привлек данные технологии и геометрии" и был хранителем
Ризницы Сергиевского музея. Булгаковский Мастер до того, как выиграл по
лотерейному билету 100 тыс. рублей и засел за роман, работал историком в музее.

В автореферате для Словаря Гранат Ф. определял свое мировоззрение
"соответствующим по складу стилю XIV-XV вв. русского средневековья", но
подчеркивал, что "предвидит и желает другие построения, соответствующие более
глубокому возврату к средневековью". Мастера в последнем полете Воланд
уподобляет писателю-романтику и философу XVIII в. Вдохновение же главный герой
последнего булгаковского романа черпает в еще более отдаленной эпохе Иешуа Га-
Ноцри и Понтия Пилата.

Архитектонику "Мастера и Маргариты", в частности, три основных мира романа:
древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский, можно
поставить в контекст учения Ф. о троичности как первооснове бытия, развиваемого в
"Столпе и утверждении Истины". Философ говорил "о числе "три", как имманентном
Истине, как внутренне неотделимом от нее. Не может быть меньше трех, ибо только
три ипостаси извечно делают друг друга тем, что они извечно же суть. Только в
единстве Трёх каждая ипостась получает абсолютное утверждение,
устанавливающее ее, как таковую".

Ф. связывал троичность с Божественной Троицей и указывал, что ее невозможно
вывести "логически, ибо Бог - выше логики". По мнению Ф., "число три являет себя
всюду, как какая-то основная категория жизни и мышления". В качестве примеров Ф.
приводил трехмерность пространства, трехмерность времени: прошлое, настоящее
и будущее, наличие трех грамматических лиц практически во всех существующих
языках, минимальный размер полной семьи в три человека: отец, мать, ребенок
(точнее, воспринимаемой полной человеческим мышлением), философский закон
трех моментов диалектического развития: тезис, антитезис и синтез, а также
наличие трех координат человеческой психики, выражающихся в каждой личности:
разума, воли и чувства. Добавим сюда и известный закон лингвистики: во всех
языках мира первые три числительных - один, два, три - относятся к древнейшему
лексическому пласту и никогда не заимствуются.

Булгаков, не будучи мистиком и православным, вряд ли напрямую придавал
троичности "Мастера и Маргариты" какую-либо религиозную символику. Вместе с
тем, в отличие от большинства основных персонажей трех миров, формирующих
триады, два таких важных героя, как Мастер и Иешуа Га-Ноцри формируют только
пару, а не триаду. Другую пару Мастер образует со своей возлюбленной,
Маргаритой.

Проблема творческой личности и злой воли
Бегемот и Коровьев - провокаторы
Цветовая символика
Культура и советская уравниловка: кто кого?
Отрицание Коперника и возвращение к Птолемею
Физическое доказательство существования Рая
Обо всём этом читайте далее >>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Флоренский П. А., часть 3 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Ф. В "Столпе и утверждении Истины" провозглашал: "Личность, сотворенная Богом,
Персонажи
- значит, святая и безусловно-ценная своею внутренней сердцевиной - личность
Произведения
имеет свободную творческую волю раскрывающуюся как система действий, т. е. Как
Демонология
эмпирический характер. Личность, в этом смысле слова есть характер.
Великий бал у Сатаны
Но тварь Божия - личность, и она должна быть спасена; злой же характер есть
Булгаковская Москва
именно то, что мешает личности быть спасенной. Психологически это значит, что
Театр Булгакова злая воля человека, выявляющая себя в похотях и в гордыне характера, отделяется
Родные и близкие от с а м о г о человека, получая самостоятельное, безсубстанциональное в бытии
положение и, вместе с тем, являясь "для другого"… абсолютным ничто".
Философы
Булгаков и мы
Булгаковский Мастер - свою свободную творческую волю реализует в романе о
Булгаковедение
Понтии Пилате. Для спасения творца гениального произведения Воланду
Рукописи действительно приходится развести личность и характер: сначала отравить
Фотогалереи Мастера и Маргариту с тем, чтобы, отделив их бессмертные, субстанциональные
сущности, поместить эти сущности в последний приют. Также члены свиты сатаны -
Сообщество Мастера
это как бы материализовавшиеся злые воли людей, и неслучайно они провоцируют
Клуб Мастера
современных персонажей романа на выявление дурных черт характера, мешающих
Новый форум
освобождению и спасению личности.
Старый форум
В "Мастере и Маргарите" отразилась и цветовая символика, принятая в
Гостевая книга
католической церкви и приведенная Ф. В "Столпе и утверждении Истины". Здесь
СМИ о Булгакове
белый цвет "знаменует невинность, радость и простоту", голубой - небесное
СМИ о БЭ
созерцание, красный "провозглашает любовь, страдание, могущество,
Лист рассылки
справедливость", кристаллически-прозрачный олицетворяет беспорочную чистоту,
Партнеры сайта
зеленый - надежду, нетленную юность, а также созерцательную жизнь, желтый
Старая редакция сайта
"означает испытание страданием", серый - смирение, золотой - небесную славу,
Библиотека черный - скорбь, смерть или покой, фиолетовый - молчание, а пурпурный
символизирует королевский или епископский сан.
Собачье сердце
(иллюстрированное)
Нетрудно убедиться, что у Булгакова цвета имеют сходные значения. Например,
Остальные произведения
Иешуа Га-Ноцри одет в голубой хитон, а на голове у него белая повязка. Такой
Книжный интернет-
наряд подчеркивает невинность и простодушие героя, равно как и его
магазин
сопричастность миру неба. Коровьев-Фагот в последнем полете превращается в
Лавка Мастера
молчаливого фиолетового рыцаря. Записанные Левием Матвеем слова Иешуа о
том, что "человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл",
выражают идею беспорочной чистоты, а серый больничный халат Мастера
символизирует покорность героя судьбе. Золото ершалаимского храма
олицетворяет небесную славу.

Багряная мантия, в которую как бы наряжают Маргариту перед Великим балом у
сатаны, купая в крови, - это символ ее королевского сана на этом балу. Красный
цвет в "Мастере и Маргарите" напоминает о страдании и невинно пролитой крови,
как, например, кровавый подбой на плаще у Понтия Пилата. Черный цвет, особенно
обильный в сцене последнего полета, символизирует смерть героев и переход в
иной мир, где для них уготована награда покоем. Желтый цвет, особенно в
сочетании с черным, как правило, создает чрезвычайно тревожную атмосферу и
предвещает грядущие страдания. У тучи, накрывшей Ершалаим во время казни
Иешуа, "черное дымное брюхо отсвечивало желтым". Подобная же туча
обрушивается на Москву тогда, когда заканчивается земной путь Мастера и
Маргариты. Последующие несчастья словно предсказаны, когда при первой встрече
Мастер видит у Маргариты мимозы - "тревожные желтые цветы", которые "очень
отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто".

В булгаковском романе использован принцип, сформулированный Ф. В "Мнимостях
в геометрии": "Если смотришь на пространство через не слишком широкое
отверстие, сам будучи в стороне от него, то в поле зрения попадает и плоскость
стены; но глаз не может аккомодироваться одновременно и на виденном сквозь

<< Предыдущая

стр. 89
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>