<< Предыдущая

стр. 91
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

чье жизнеописание, пусть в зашифрованном виде, в романе присутствует. У
читателей остается впечатление, что не помнящий своих родителей бродяга из
Галилеи и творец истории прокуратора Иудеи существовали и будут существовать
всегда. В этом отношении они уподоблены Богу, чье бытие представляется вечным.

Как и бытие Божие, логично было бы представить Вселенную не только
бесконечной, но и безначальной, что, тем не менее, восстает против коренных
особенностей человеческого мышления и не находит поддержки в системах
философии, признающих первичным сознание. Несмотря на это, безначально-
бесконечная интерпретация мирового пространства присутствует в финале
последнего булгаковского романа.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Левий Матвей ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
евий Матвей - персонаж романа "Мастер и Маргарита", бывший сборщик
Биография (1891-1940)
податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри.
Персонажи
Произведения
Л. М. восходит к евангелисту Матфею, которому традиция приписывает авторство
Демонология
"логий" - древнейших заметок о жизни Иисуса Христа, которые легли в основу трех
Великий бал у Сатаны
Евангелий: Матфея, Луки и Марка, называемых синоптическими.
Булгаковская Москва
Булгаков в романе как бы реконструирует процесс создания Л. М. этих "логий" -
Театр Булгакова
первичного искажения истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, умноженного
Родные и близкие
затем в канонических Евангелиях. Сам Иешуа подчеркивает, что Л. М. "неверно
Философы
записывает за мной".
Булгаков и мы
Булгаковедение По утверждению Га-Ноцри: "...Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и
Рукописи неправильно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся.
Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты
Фотогалереи
бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал".
Сообщество Мастера
Клуб Мастера Рукопись Л. М., как и рукопись Мастера, не горит, но она несет не истинное, а
Новый форум извращенное знание. Это первичное искажение идей Иешуа Л. М. ведет к
Старый форум кровопролитию, о чем ученик Га-Ноцри предупреждает Понтия Пилата, говоря, что
"крови еще будет".
Гостевая книга
СМИ о Булгакове
В первой редакции романа Л. М. записывал за Иешуа в записную книжку. В
СМИ о БЭ
подготовительных материалах к последней редакции "Мастера и Маргариты"
Лист рассылки
сохранились выписки из книги М. И. Щелкунова "Искусство книгопечатания в его
Партнеры сайта
историческом развитии" (1923), где отмечалось, что первые книги в Риме появились
Старая редакция сайта
лишь во второй половине I в., да и то они были сшиты из папируса, а не из бумаги,
Библиотека которая пришла в Европу еще позднее. Основными материалами для письма в
Римской империи времен Иисуса Христа здесь были названы пергамент и папирус.
Собачье сердце
В окончательном тексте романа Л. М. пишет на свитке пергамента, который, в
(иллюстрированное)
отличие от папируса - долговечного материала - не мог сохраниться в течение
Остальные произведения
столетий и отразиться в Евангелиях.
Книжный интернет-
магазин
Проклятия Л. М., адресованные Богу, обнаруживают совершенно неожиданный
Лавка Мастера
источник - роман Владимира Зазубрина (Зубцова) (1895-1937) "Два мира" (1921) о
гражданской войне в Сибири. Ученик Иешуа, бессильный прекратить страдания
Учителя на кресте, убедившись в бесполезности своих молитв, проклинает Бога и
как бы передает себя под покровительство дьявола: "Я ошибался! - кричал совсем
охрипший Левий, - ты бог зла! Или твои глаза совсем закрыл дым из курительниц
храма, а уши твои перестали что-либо слышать, кроме трубных звуков
священников? Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог
разбойников, их покровитель и душа!"

Главный герой романа Зазубрина, подпоручик белой армии, наблюдая страдания и
гибель отступающих офицеров и беженцев, проклинает перед иконой Бога-отца: "Ты
видишь? Видишь наши муки, злой старик? Как глуп я был, когда верил в мудрость и
доброту твою. Страдания людей тебе отрада. Нет, не верю я в тебя. Ты бог лжи,
насилия, обмана. Ты бог инквизиторов, садистов, палачей, грабителей, убийц! Ты их
покровитель и защитник".

Обращение Л. М. к дьяволу оказывается эффективным: на Ершалаим с запада
надвигается гроза, которая вынуждает Понтия Пилата снять оцепление и добить
распятых: Иешуа Га-Ноцри и разбойников Гестаса и Дисмаса.

Когда Л. М. позднее приносит Воланду весть о судьбе Мастера и Маргариты, он
называет дьявола духом зла и повелителем теней, забыв о своем прошлом
обращении к его покровительству, чем и вызван ироничный вопрос сатаны: "Если ты
ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей?"

Теперь Л. М. не желает, чтобы дьявол здравствовал, и в своей версии истории
Иешуа Га-Ноцри начисто отрицает участие в ней "князя тьмы", который на самом
деле "и на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал,
и на помосте", и во время казни, когда услышал проклятия Л. М. в адрес Бога и
откликнулся на них.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "В ночь на 3-е число"
Архив публикаций
Энциклопедия
" ночь на 3-е число" -
Биография (1891-1940)
рассказ, имеющий подзаголовок
Персонажи
"Из романа "Алый мах".
Произведения
Опубликован: Накануне, Берлин
Демонология
- М., 1922, 10 дек. Литературное
Великий бал у Сатаны
приложение.
Булгаковская Москва
Если "Алый мах" - не
Театр Булгакова
мистификация, то, скорее всего,
Родные и близкие
это первоначальное название романа "Белая гвардия". Текст рассказа чрезвычайно
Философы
близок к тексту того окончания "Белой гвардии", которое не было опубликовано из-
Булгаков и мы
за закрытия журнала "Россия".
Булгаковедение
Рассказ отличается от "Белой гвардии" прежде всего фамилиями героев. Доктор
Рукописи
Алексей Турбин здесь именуется доктором Михаилом Бакалейниковым, Николка
Фотогалереи
Турбин - Колькой Бакалейниковым, Леонид Юрьевич Шервинский - Юрием
Сообщество Мастера
Леонидовичем, Елена Тальберг - Варварой Афанасьевной, причем в тексте В н. на 3-
Клуб Мастера
е ч. она не сестра доктора Бакалейникова, а его жена. Из персонажей "Белой
Новый форум гвардии" в рассказе под тем же именем фигурирует инженер Василий Лисович.
Старый форум
Имена героев В. н. на 3-е ч. гораздо ближе к именам реальных прототипов. Для
Гостевая книга
Михаила Бакалейникова и Алексея Турбина прототипом послужил сам Михаил
СМИ о Булгакове
Булгаков, для Кольки Бакалейникова и Николки Турбина - его брат Николай, для
СМИ о БЭ
Варвары Афанасьевны и Елены Турбиной-Тальберг - сестра Варвара Афанасьевна
Лист рассылки
Булгакова (по мужу - Карум), для Юрия Леонидовича и Леонида Юрьевича
Партнеры сайта
Шервинского - друг Булгакова и двоюродный брат мужа Вари Булгаковой Леонида
Старая редакция сайта
Сергеевича Карума (1888-1968) Юрий Леонидович Гладыревский.
Библиотека
По свидетельству первой жены Булгакова Т. Н. Лаппа, описанный в В н. на З-е ч. и в
Собачье сердце
соответствующих главах "Белой гвардии" эпизод имел место в действительности,
(иллюстрированное)
когда в ночь со 2-го на 3-е февраля 1919 г., во время отступления петлюровских
Остальные произведения
войск из Киева, Булгаков был мобилизован как военный врач, видел страшное
Книжный интернет-
убийство еврея у Цепного моста, а затем смог отстать от петлюровцев и, рискуя
магазин
быть расстрелянным за дезертирство, добрался домой, запыхавшись от быстрого
Лавка Мастера
бега и испытав сильное нервное потрясение. Тогда Т. Н. Лаппа на самом деле
ждала мужа вместе с В. А. Булгаковой (Карум) и братьями Иваном и Николаем
Булгаковыми.

В рассказе запечатлено потрясшее автора убийство еврея: "Первое убийство в
своей жизни доктор Бакалейников увидал секунда в секунду на переломе ночи со 2-
го на 3-е число. В полночь, у входа на проклятый мост... Пан куренный не рассчитал
удара и молниеносно опустил шомпол на голову. Что-то кракнуло, черный
окровавленный не ответил уже "ух". Как-то странно, подвернув руку и мотнув
головой, с колен рухнул на бок и широко отмахнув другой рукой, откинул ее, словно
побольше хотел захватить для себя истоптанной, унавоженной белой земли.
Еще отчетливо Бакалейников видел, как крючковато согнулись пальцы и загребли
снег. Потом в темной луже несколько раз дернул нижней челюстью лежащий, как
будто давился, и разом стих.
Странно, словно каркнув, Бакалейников всхлипнул, пошел, пьяно шатаясь, вперед
и в сторону от моста к белому зданию".

Совпадение соответствующих глав "Белой гвардии" и В н. на 3-е ч. практически
полное, текстуальное, с очень небольшой редакционной правкой и вставками.
Между тем, в автобиографии, написанной в октябре 1924 г., Булгаков отмечал, что
недавно закончил роман "Белая гвардия", который писал в течение года. В свете
этого сообщения невероятно, чтобы "Белая гвардия", пусть даже в ранней редакции
под названием "Алый мах", была уже почти закончена к декабрю 1922 г. - времени
публикации В н. на 3-е ч.

На самом деле роман был начат с одной из последних глав, запечатлевшей
событие, в наибольшей мере потрясшее Булгакова - первую насильственную смерть
человека на его глазах и при полном бессилии что-нибудь изменить. До этого
писателю, по крайней мере, однажды приходилось видеть смерть - в 1915 г. в его
присутствии застрелился близкий друг Борис Богданов. Происшедшее тогда
потрясло Булгакова, но все же это было не убийство, а самоубийство.

Если в В н. на 3-е ч. будущая Елена Турбина выступает еще как жена будущего
Алексея Турбина, то в "Белой гвардии" она превратилась в сестру главного героя. В
рассказе Булгаков слил в один образ судьбы двух близких ему женщин,
дожидавшихся мужа и брата в ту роковую ночь.

К моменту завершения "Белой гвардии" писатель уже развелся с Т. Н. Лаппа, а
охлаждение между ними началось еще раньше. Это могло, наряду с начавшимся в
январе 1924 г. романом с Л. Е. Белозерской, побудить "превратить" Елену из жены в
сестру Алексея Турбина, хотя некоторые черты Т. Н. Лаппа здесь сохранились. В
частности, страстная молитва Елены за жизнь тяжело больного брата больше
напоминает молитву жены и в основе имеет болезнь самого Булгакова во
Владикавказе весной 1920 г., когда его, лежавшего в тифу, выходила Т. Н. Лаппа. Ей
первоначально и была посвящена "Белая гвардия".

Финал В н. на 3-е ч. в тексте "Белой гвардии" отсутствует, но концовка рассказа уже
в конденсированном виде содержит будущий финал романа: "Через час город спал.
Спал доктор Бакалейников. Молчали улицы, заколоченные подъезды, закрытые
ворота. И не было ни одного человека на улицах. И даль молчала. Из-за реки от
Слободки с желтыми потревоженными огнями, от моста с бледной цепью фонарей
не долетало ни звука. И сгинула черная лента, пересекшая город, в мраке на другой
стороне. Небо висело: бархатный полог с алмазными брызгами, чудом склеившаяся
Венера над Слободкой опять играла, чуть красноватая, и лежала белая перевязь -
путь серебряный, млечный".

Здесь то же примиряющее звездное небо - символ морального абсолюта, а
восходящая над городом звезда Венеры - символ богини любви, но звезда "чуть
красноватая" - от обильно пролитой на земле крови. В начале же "Белой гвардии"
над городом "особо высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская Венера и
красный, дрожащий Марс", звезды богини любви и бога войны, символы
умиротворения и насилия.

Вероятно, мысль о таком вступлении и заключении романа была у Булгакова еще в
пору написания В н. на 3-е ч. В финале "Белой гвардии" говорится о грядущем
исчезновении войны - меча. В рассказе же с небосклона исчезает звезда бога войны
- Марс.

Если в момент гибели человека у моста доктор Бакалейников, как и доктор Турбин,
видит, что звезда Венеры чудесным образом сливается со вспышкой
артиллерийского разрыва, то в финале "Белой гвардии" Венера вновь обретает
свой обычный, играющий облик, склеившись опять после чудовищного взрыва. Это
олицетворяет грядущее восстановление быта и бытия.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской

<< Предыдущая

стр. 91
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>