<< Предыдущая

стр. 92
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Энциклопедии »»» "Был май"
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
" ыл май" - рассказ. При жизни Булгакова не публиковался. Впервые: Аврора, Л,
Произведения
1978, No3. Название дано при публикации по первому предложению, в оригинале
Демонология
(машинописи) - без названия.
Великий бал у Сатаны
Булгаковская Москва
По свидетельству третьей жены писателя Е. С. Булгаковой, Б. м. написан
Театр Булгакова
Булгаковым 17 мая 1934 г., когда появились обнадеживающие известия о том, что
Родные и близкие ему будет разрешена поездка в Париж. Б. м. задумывался как первая глава в
Философы будущей книге рассказов или очерков путешествия по Европе. Однако поездка не
состоялась, и автор с горя порвал пополам листки машинописи рассказа - в таком
Булгаков и мы
виде они сохранились в булгаковском архиве до наших дней.
Булгаковедение
Рукописи Там же есть воспоминания Е. С. Булгаковой, приложенные к машинописи Б. м:
Фотогалереи "Написано М. А. Булгаковым (продиктовано Е. С. Булгаковой) 17 мая 1934 г. сразу
же после прихода домой в Нащокинский пер. из АОМСА (админ. отд. Моск. Сов.),
Сообщество Мастера
куда мы были вызваны для получения заграничных паспортов, после того как М. А.
Клуб Мастера
написал просьбу о них на имя А. С. Енукидзе. 17.V по телефону некий т. Борисполец
Новый форум
сказал М. А-чу, чтобы мы пришли, взяв с собой паспорта и фотокарточки для
Старый форум
получения паспортов. В АОМСЕ он встретил нас очень любезно, подтвердил
Гостевая книга сказанное, дал анкеты для заполнения, сказал, что мы получим валюту. Перед ним
СМИ о Булгакове на столе лежали два красных паспорта. Когда мы внизу заполняли анкеты, в
комнату вошли двое: мужчина и женщина. Меня очень смешил М. А. во время
СМИ о БЭ
заполнения анкеты, по своему обыкновению. Те пришедшие присматривались очень
Лист рассылки
внимательно, как мы сообразили потом. Паспортов нам Борисполец не выдал,
Партнеры сайта
"паспортистка ушла", - сказал. Перенес на 19-е. С 19-го на 20-е, и т. д. Через
Старая редакция сайта
несколько дней мы перестали ходить. А потом, в начале июня, кажется 7-го, во
Библиотека МХАТе от Ивана Серг. (курьера), который привез всем мхатовцам гору паспортов, -
Собачье сердце мы получили две маленькие бумажки - отказ. На улице М. А. стало плохо, я довела
(иллюстрированное) его до аптеки. Там его уложили, дали капли. На улице стоял Безыменский (один из
Остальные произведения наиболее непримиримых противников "Дней Турбиных", прототип Ивана Бездомного
Книжный интернет- в "Мастере и Маргарите") около своей машины. "Ни за что не попрошу", - подумала
магазин я. Подъехала свободная машина, и на ней я отвезла Мишу домой. Потом он долго
Лавка Мастера болел, у него появился страх пространства и смерти.
А эту главку он продиктовал мне 17 мая, - она должна была быть первой главой
будущей книги путешествия. "Я не узник больше! - говорил Миша счастливо, крепко
держа меня под руку на Цветном бульваре. - Придем домой, продиктую тебе первую
главу".

В письме своему соавтору по пьесе "Александр Пушкин" Викентию Вересаеву
(Смидовичу) (1867-1945) 11 июля 1934 г. Булгаков рассказал об этих же событиях: "...
Самые трезвые люди на свете - это наши мхатчики. Они ни в какие розы и дождики
не веруют. Вообразите, они уверовали в то, что Булгаков едет. Значит же, дело
серьезно! Настолько уверовали, что в список мхатчиков, которые должны были
получить паспорта (а в этом году как раз их едет очень много), включили и меня с
Еленой Сергеевной. Дали список курьеру - катись за паспортами.
Он покатился и прикатился. Физиономия мне его сразу настолько не понравилась,
что не успел он еще рта раскрыть, как я уже взялся за сердце.
Словом, он привез паспорта всем, а мне беленькую бумажку - М. А. Булгакову
отказано.
Об Елене Сергеевне даже и бумажки никакой не было. Очевидно, баба, Елизавета
Воробей! О ней нечего и разговаривать!
Впечатление? Оно было грандиозно, клянусь русской литературой! Пожалуй,
правильней всего все происшедшее сравнить с крушением курьерского поезда.
Правильно пущенный, хорошо снаряженный поезд, при открытом семафоре, вышел
на перегон - и под откос!
Выбрался я из под обломков в таком виде, что неприятно было глядеть на меня...
Перед отъездом (в Ленинград, на гастроли МХАТа) я написал генсеку письмо, в
котором изложил все происшедшее, сообщал, что за границей не останусь, а
вернусь в срок, и просил пересмотреть дело... Ответа нет. Впрочем, поручиться, что
мое письмо дошло по назначению, я не могу".

В дневнике Е. С. Булгакова 18 мая 1934 г. отметила сомнения мужа в связи с тем,
что 17-го они так и не получили паспортов: " - Слушай, а это не эти типы подвели?!
Может быть подслушивали? Решили, что мы радуемся, что уедем и не вернемся?
Да нет, не может быть. Давай лучше мечтать, как мы поедем в Париж!
И все повторял ликующе:
- Значит, я не узник! Значит, увижу свет!
Шли пешком, возбужденные. Жаркий день, яркое солнце. Трубный бульвар. М. А.
прижимает к себе мою руку, смеется, выдумывает первую главу будущей книги,
которую привезет из путешествия.
- Неужели не арестант?!
Это - вечная ночная тема: Я - арестант... Меня искусственно ослепили...
Дома продиктовал мне первую главу будущей книги".

Подозрения Булгаковых, окрепшие после отказа в получении загранпаспортов, что
их судьбу определили неизвестные мужчина и женщина, находившиеся вместе с
ними в комнате во время заполнения анкет, вряд ли основательны. Вопрос о выезде
Булгакова за границу, тем более после его разговора с И. В. Сталиным в апреле
1930 г., определенно решался на самом верху. Тем более, 1 июня 1934 г. Е. С.
Булгакова записала в дневнике, что Минервина, секретарша А. С. Енукидзе (1877-
1937), секретаря ЦИК СССР, говорила ее сестре О. С. Бокшанской (1891-1948) о
получении Булгаковыми паспортов как деле решенном. Скорее всего, в верхах по
вопросу о выезде драматурга шла борьба, как шла она в свое время по поводу
выпуска на сцену булгаковских пьес "Дни Турбиных" (1926) и "Бег" (1928). За время,
пока Булгаков с женой заполняли анкеты, чиновник Борисполец мог получить новые
указания, вследствие чего выдача заветных красных книжек так и не состоялась.

10 июля 1934 г. Булгаков написал письмо Сталину, где изложил всю историю с
паспортами. Как подчеркнул драматург, чиновники несколько раз повторили, что
"относительно вас есть распоряжение" паспорта выдать, как есть такое
распоряжение и насчет писателя Бориса Пильняка (Вогау) (1894-1938) (1 июня Е. С.
Булгакова отметила, что Пильняк с женой получили паспорта), а в секретариате
ЦИК представителей МХАТа заверили, что "дело Булгаковых устраивается".

Письмо заканчивалось так: "Обида, нанесенная мне в ИПО Мособлисполкома, тем
серьезнее, что моя четырехлетняя служба в МХАТ для нее никаких оснований не
дает, почему я и прошу Вас о заступничестве". Ответа не последовало, поэтому
можно предположить: Сталин был среди тех, кто возражал против выезда Булгакова
за границу, не будучи уверенным, что опальный драматург вернется на родину.

О реакции Булгакова на отказ в заграничной поездке сохранилось любопытное
донесение осведомителя НКВД. Этим осведомителем, по всей вероятности был
артист МХАТа Евгений Васильевич Калужский (1896-1966), муж О. С. Бокшанской
(см.: "Кабала святош"). В сводке от 23 мая 1935 г. он привел мнение Булгакова в
связи со всей этой историей: "Меня страшно обидел отказ в прошлом году в визе
заграницу. Меня определенно травят до сих пор. Я хотел начать снова работу в
литературе большой книгой заграничных очерков. Я просто боюсь выступать сейчас
с советским романом или повестью. Если это будет вещь не оптимистическая - меня
обвинят в том, что я держусь какой-то враждебной позиции. Если это будет вещь
бодрая - меня сейчас же обвинят в приспособленчестве и не поверят. Поэтому я
хотел начать с заграничной книги - она была бы тем мостом, по которому мне надо
шагать в литературу. Меня не пустили. В этом я вижу недоверие ко мне как к
мелкому мошеннику. У меня новая семья, которую я люблю. Я ехал с женой, а дети
оставались здесь. Неужели бы я остался или бы позволил себе какое-нибудь
бестактное выступление, чтобы испортить себе здесь жизнь окончательно. Я даже
не верю, что это ГПУ меня не пустило. Это просто сводят со мной литературные
счеты и стараются мне мелко пакостить".

Конечно, писатель выказывал наивность, когда полагал, что его книга о заграничном
путешествии устроила бы цензуру. Ведь советским канонам в изображении
"иностранной" жизни, как доказывает Б. м., Булгаков следовать не собирался. Слова
же из агентурной сводки о "мосте", возможно, отозвались в реакции власти на
создание пьесы "Батум". 16 августа 1939 г., как зафиксировала на следующий день
Е. С. Булгакова, режиссер МХАТа В. Г. Сахновский(1886-1945) сообщил, что
"наверху посмотрели на представление этой пьесы Булгаковым, как на желание
перебросить мост и наладить отношение к себе".

Данное сообщение потрясло драматурга, возможно, еще и потому, что он вспомнил
о собственных словах по поводу "заграничной книги", призванной стать "тем мостом,
по которому мне надо шагать в литературу". Оба раза попытки "наведения мостов"
окончились неудачей.

Читайте в завершении:
Отказ Булгакову в поездке похоронил его творческие надежды
Иуда наших дней погиб в чистке 37 года
Предложение Юрия Олеши
Виновник "домашнего ареста" Булгакова

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Был май", часть 2
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Отказ в заграничной поездке похоронил надежды развернуть Б. м. в большую книгу,
Персонажи
сродни "Письмам русского путешественника" (1791-1795) писателя и историка
Произведения
Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). А план такой книги у Булгакова уже
Демонология
созрел, и он подробно изложил его в письме В. В. Вересаеву 11 июля 1934 г.: "...В
Великий бал у Сатаны
конце апреля сочинил заявление о том, что прошусь на два месяца во Францию и в
Булгаковская Москва
Рим с Еленой Сергеевной... Как один из мотивов указан мной был такой: хочу
Театр Булгакова написать книгу о путешествии по Западной Европе.
Родные и близкие Наступило состояние блаженства дома. Вы представляете себе: Париж! памятник
Мольеру... здравствуйте, господин Мольер, я о вас и книгу и пьесу сочинил; Рим! -
Философы
здравствуйте, Николай Васильевич, не сердитесь, я Ваши "Мертвые души" в пьесу
Булгаков и мы
превратил. Правда, она мало похожа на ту, которая идет в театре, и даже совсем не
Булгаковедение
похожа, но все-таки это я постарался... Средиземное море! Батюшки мои!..
Рукописи
Вы верите ли, я сел размечать главы книги!
Фотогалереи Сколько наших литераторов ездило в Европу - и кукиш с маслом привезли! Ничего!
Сережку нашего (пасынка Булгакова С. Е. Шиловского (1926-1975), если послать,
Сообщество Мастера
мне кажется, он бы интереснее мог рассказать об Европе. Может быть, и я не
Клуб Мастера
сумею? Простите, попробую!..
Новый форум
Мы покойны. Мечтания: Рим, балкон, как у Гоголя сказано - пинны, розы...
Старый форум
рукопись... диктую Елене Сергеевне... вечером идем, тишина, благоухание...
Гостевая книга
Словом, роман!
СМИ о Булгакове В сентябре начинает сосать под сердцем: Камергерский переулок
СМИ о БЭ (месторасположение МХАТа), там наверно, дождик идет, на сцене полумрак, чего
доброго, в мастерских "Мольера" готовят. И вот в этот самый дождик я являюсь. В
Лист рассылки
чемодане рукопись, крыть нечем!"
Партнеры сайта
Старая редакция сайта
Возможно, никогда больше планы Булгакова не были столь вдохновенны и
Библиотека конкретны по срокам. В сентябре 1934 г., в момент возвращения из путешествия, он
Собачье сердце рассчитывал иметь в чемодане готовую рукопись, которую даже называл романом.
(иллюстрированное) Судя по Б. м., это все же был бы не традиционный роман, а скорее род
беллетризованных записок путешественника, вроде карамзинского труда.
Остальные произведения
Книжный интернет-
В Б. м. запечатлены события, происходившие ровно за год до начала
магазин
предполагавшейся поездки по Западной Европе - в мае 1933 г. Вернувшийся из-за
Лавка Мастера
границы молодой человек Полиевкт Эдуардович, одетый по последней
западноевропейской моде - это драматург Владимир Михайлович Киршон (1902-
1938), один из идейных противников и конкурентов Булгакова. Позднее он погиб в
чистке 1937-1938 гг.

Киршон резко критиковал булгаковский "Бег", и как раз над этой пьесой автор Б. м.
работал весной 1933 г., внося изменения в текст по требованию МХАТа. В Б. м.
Полиевкт Эдуардович критикует пьесу автора. Что же касается собственного
сочинения человека в замшевой куртке и шоколадного цвета штанах до колен, то
здесь имеется в виду пьеса Киршона "Суд", в апреле - мае 1933 г. поставленная во
Втором МХАТе и в том же году опубликованная в журнале "Новый мир".

Булгаков издевается над драматургом, побывавшим за рубежом, но пьесу на
"заграничную" тему написавшим на основе сложившихся схем, без какого-либо
использования собственных впечатлений. Киршон, точно, принадлежал к числу тех,
кто привез из-за границы "кукиш с маслом". Автор Б. м. иронизирует над Полиевктом
Эдуардовичем. Человек в замше не замечает стоящих рядом с ним нищих, зато
заставляет страдать вымышленного "заграничного" Ганса, чья мать, послав
проклятье палачам, "была выгнана с квартиры и ночевала на бульваре под
дождем", простудилась и умерла.

Можно не сомневаться, что в булгаковской книге о заграничном путешествии не
было бы погибающих в полицейских застенках отважных Гансов или Пьеров, и вряд
ли Западная Европа была бы представлена страной нищих и пролетариев,
мечтающих свергнуть "капиталистическое рабство". Даже если бы поездка
Булгакова с женой в Париж и Рим состоялась, булгаковские "Письма русского
путешественника", с вымышленными персонажами на основе реальных прототипов,
в отличие от карамзинского сочинения, вряд ли увидели бы свет при жизни автора.
Но отказ в выезде за границу ограничил будущую книгу только коротким рассказом
Б. м.

В случившемся Булгаков винил А. С. Енукидзе. Может быть, даже подозревал, что
секретарь ЦИК специально издевался над ним, и потому сделал Авелия
Софроновича одним из прототипов Аркадия Аполлоновича Семплеярова в романе
"Мастер и Маргарита".

Полиевкт Эдуардович в Б. м. - "молодой человек ослепительной красоты, с
длинными ресницами, бодрыми глазами". Таким же красавцем изображен Иуда из
Кириафа в "Мастере и Маргарите": лицо убитого Иуды стало "каким-то
одухотворенно красивым". Сходство тут неслучайно, ибо о тесных связях В. М.
Киршона с ОГПУ и НКВД было широко известно. Опалу и последующую гибель
драматурга во многом предопределило устранение всесильного прежде шефа НКВД
Г. Г. Ягоды (1891-1938).

4 апреля 1937 г. Е. С. Булгакова записала в дневнике: "Киршона забаллотировали

<< Предыдущая

стр. 92
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>