<< Предыдущая

стр. 94
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

описания убийства предателя Рики-Тики (арапы обвиняют полководца в том, что он
Старая редакция сайта
их "загнал под чемоданы", т. е. намеренно подставил под огонь тяжелых британских
Библиотека орудий). Обоих убивают искусным ударом ножа в сердце, громовое "ура" эфиопов
по случаю гибели Рики-Тики превращается в "Мастере и Маргарите" в гул, который
Собачье сердце
издает земля при падении И. из К. Одинаковым образом разбито на две части
(иллюстрированное)
последнее слово, которое произносят жертвы, причем Рики-Тики оканчивает его уже
Остальные произведения
на том свете перед престолом всевышнего. А И. из К. предстоит подняться, когда
Книжный интернет-
над ним протрубит труба Мессии.
магазин
Лавка Мастера
И. из К. в конечном счете губит любовь к Низе, чье имя он укоризненно произносит в
последние мгновения жизни. Нож убийцы взлетает над И. из К. "как молния",
напоминая о словах Мастера, которыми тот передает возникновение любви между
ним и Маргаритой: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает
убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!"

Но если Низа предает своего возлюбленного, то Маргарита до конца остается
верной Мастеру и ради его спасения готова даже продать душу дьяволу.

И. из К. наделен внешностью благостного красавца: "...молодой, с аккуратно
подстриженной бородкой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в
новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих
сандалиях" - "горбоносый красавец". Здесь он обладает многими чертами Иисуса
Христа, отмеченными в книге Ф. В. Фаррара, в том числе деталями костюма: белым
"кефи" (наголовным платком), голубым плащом, "таллифом".

Английский историк полагал, что "мы можем с благоговейным убеждением веровать,
что в теле, заключавшем в себе превечное Божество и бесконечную святость, не
могло быть ничего низкого или отталкивающего, а напротив, было "нечто небесное",
как говорит блаженный Иероним. Всякая истинная красота есть только "таинство
доброты", и совесть столь непорочная, дух столь полный гармонии, жизнь столь
великая и благородная не могли не выражаться во внешности, не могли не
отражаться в лице Сына человеческого. На красоту Его внешности мы нигде не
находим ни малейшего указания... но с другой стороны, мы нигде не встречаем,
даже в речи его врагов, ни одного слова или намека, которые бы могли относиться к
неблагообразию Его внешности".

Фаррар в глубине души верил, что Христос "не мог быть в своей внешности без
личного величия пророка и первосвященника", хотя и отвергал позднейшие
апокрифические описания внешности Иисуса как слишком уж идеальные,
благостные и неземные: "Никифор, приводя описание, данное Иоанном
Дамаскиным в восьмом столетии, говорит, что Иисус похож был на Деву Марию, что
Он был красив и поразительно высок ростом, с светлыми и несколько вьющимися
волосами, которых никогда не касалась рука Его Матери, имел темные брови,
овальное лицо с бледным и смугловатым оттенком, светлые глаза, несколько
сутуловатый стан, и взгляд, в котором выражались терпение, благородство и
мудрость".

Еще менее достоверным выглядел портрет Христа в письме некоего
фантастического "председателя народа иерусалимского" Лентула римскому сенату:
"Он имеет волнистые волосы, скорее даже кудрявые, винного цвета, которые
лоснятся при спадении на плечи и разделяются посредине головы по обычаю
назореев. Чело Его чисто и ровно, а лицо Его без всяких пятен и морщин, но рдеет
нежным румянцем. Его нос и рот безукоризненной красоты. Он имеет окладистую
бороду того же самого орехового цвета, как и волосы, не длинную, но раздвоенную.
Глаза у Него голубые и очень светлые". Британский епископ надеялся, что эти
описания "заключают в себе хотя бы слабый отголосок предания, сохранившегося
от времен Иринея, Папия и апостола Иоанна".

Булгаков полностью отверг свидетельства о внешней, телесной красоте Иисуса. Ею
в романе наделен предатель - И. из К., что еще больше по контрасту оттеняет
безобразие души этого персонажа. Автор "Мастера и Маргариты" намеренно одел
Иуду в голубой таллиф и белый кефи. Согласно символике цветов, приводимой в
книге П. А. Флоренского "Столп и утверждение Истины", белый цвет "знаменует
невинность, радость или простоту", а голубой - "небесное созерцание". И. из К.
действительно простодушен и наивен, искренне радуется тридцати тетрадрахмам,
рассчитывая за них купить любовь Низы, но его простота, по поговорке, хуже
воровства.

Некоторые важные детали, связанные с сюжетной линией И. из К., Булгаков
почерпнул из труда французского историка Эрнеста Ренана (1823-1892) "Жизнь
Иисуса" (1863), против которого выступал Ф. В. Фаррар. Например, упоминание
Пилатом в диалоге с Иешуа, что И. из К. во время беседы с Га-Ноцри "светильники
зажег", связано с рассказом Э. Ренана о канонах иудейского судопроизводства:
"Когда кого-нибудь обвиняют в "соблазне", к нему подсылают двух свидетелей,
которых прячут за перегородкой, стараются зазвать подсудимого в смежную
комнату, откуда оба свидетеля могли бы расслышать его, не будучи им замечены.
Около него зажигают две свечи, чтобы точно установить, что свидетели его видят".

И. из К. при скрытых в своем доме свидетелях намеренно провоцирует Иешуа Га-
Ноцри на высказывания, которые могут быть расценены как нарушение закона об
оскорблении величества. Поэтому после слов о том, что "человек перейдет в
царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть",
уже содержащих состав преступления, Га-Ноцри тут же арестовывают прятавшиеся
в помещении стражники.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Багровый остров", фельетон
Архив публикаций
Энциклопедия
" агровый остров" - фельетон, имеющий подзаголовок: "Роман тов. Жюля
Биография (1891-1940)
Верна. С французского на эзоповский перевел Михаил А. Булгаков".
Персонажи
Произведения
Опубликовано: Накануне, Берлин - М., 1924, 20 апр. (в рубрике "Литературная
Демонология неделя").
Великий бал у Сатаны
Б. о. в пародийной форме излагает историю Февральской и Октябрьской революций
Булгаковская Москва
1917 г., гражданской войны и возможной будущей интервенции против СССР, как
Театр Булгакова
это виделось русским эмигрантам-сменовеховцам, чьим органом была газета
Родные и близкие
"Накануне" (подробную характеристику сменовеховства и отношения к нему
Философы
Булгакова см.: "Под пятой"). Сменовеховцы признали Советскую власть, призывали
Булгаков и мы эмигрантов сотрудничать с ней, а в случае нападения иностранных держав на СССР
Булгаковедение встать в ряды Красной Армии.
Рукописи
Многие персонажи фельетона имеют очевидных исторических прототипов. Вождь и
Фотогалереи
повелитель белых арапов Сизи-Бузи - это последний русский император Николай II
Сообщество Мастера (1868-1918). "Махровый арап", пьяница и бездельник Кири-Куки - глава Временного
Клуб Мастера правительства А. Ф. Керенский (1881-1970), Февральская революция уподоблена
извержению вулкана, т. е. некоему стихийному бедствию.
Новый форум
Старый форум
Иностранные интервенты представлены героями романов французского писателя-
Гостевая книга
фантаста Жюля Верна (1828-1905). Лорд Гленарван и Паганель - из "Детей
СМИ о Булгакове
капитана Гранта" (1867-1868) (сам Багровый остров у Булгакова расположен "под 45-
СМИ о БЭ
м градусом" в Тихом океане, точно там, где у Жюля Верна расположен Южный
Лист рассылки
остров Новой Зеландии, у берегов которого чуть не погибли герои романа); Мишель
Партнеры сайта Ардан - персонаж романов "С Земли до Луны" и "Вокруг Луны" (1865), капитан
Старая редакция сайта Гаттерас попал в булгаковский Б. о. из "Приключений капитана Гаттераса" (1866), а
Филеас Фогг - из романа "Вокруг света в восемьдесят дней" (1873).
Библиотека
Собачье сердце
Более сложная генеалогия у полководца арапов Рики-Тики-Тави. Его имя - это
(иллюстрированное)
название рассказа английского писателя Нобелевского лауреата Редьярда Киплинга
Остальные произведения
(1865-1936), где так зовут симпатичного зверька мангуста. Рики-Тики-Тави у
Книжный интернет- Булгакова пародирует некий обобщенный образ белого генерала, оказавшегося в
магазин эмиграции. В дальнейшем, когда в 1927 г. Булгаков написал на основе фельетона Б.
Лавка Мастера о. пьесу "Багровый остров", этот персонаж превратился в полководца Ликки-Тикки и
получил черты биографии конкретного белого генерала Я. А. Слащева,
послужившего прототипом Хлудова в пьесе "Бег".

В связи с такой трансформацией персонажа неожиданное пророческое значение
приобрела сцена убийства Рики-Тики-Тави в Б. о., во многих деталях повторенная в
эпизоде убийства Иуды из Кириафа в "Мастере и Маргарите". В пьесе "Багровый
остров" Ликки-Тикки, как и его прототип Я. А. Слащев, переходит на сторону
краснокожих эфиопов и служит в их армии, т. е. по отношению к белым арапам
ведет себя как Иуда. В январе 1929 г., Я. А. Слащев был убит, как бы повторив
судьбу персонажа фельетона, получившего в пьесе его биографию.

Одним из важнейших источников для Б. о. послужил рассказ друга Булгакова,
писателя Евгения Ивановича Замятина (1884-1937) "Арапы" (1920), где высмеяна
двойная мораль большевиков в отношении насилия в годы гражданской войны.
Повествование у Замятина ведется от лица краснокожих, которые воюют с
живущими на одном с ними острове Буяне арапами: "Нынче утром арапа ихнего в
речке поймали. Ну так хорош, так хорош: весь - филейный. Супу наварили,
отбивных нажарили - да с лучком, с горчицей, с малосольным нежинским...
Напитались: послал Господь!" Когда же арапы в свою очередь жарят шашлык из
краснокожего, это вызывает совсем другую реакцию: " - Да на вас что - креста, что
ли, нету? Нашего, краснокожего, лопаете. И не совестно?
- А вы из нашего отбивных не наделали? Энто чьи кости-то лежат?
- Ну что за безмозглые! Дак ведь мы вашего арапа ели, а вы - нашего,
краснокожего. Нешто это возможно? Вот дайте-ка, вас черти-то на том свете
поджарят!"

У читателей, знакомых с рассказом Замятина, булгаковский Б. о. должен был
вызывать в памяти усиленно насаждавшийся коммунистической властью миф об
оправданности и даже благотворности красного террора, который был якобы только
реакцией на достойный всяческого осуждения белый террор. И Замятин, и Булгаков
сознавали лживость этого мифа.

В Б. о. намек на "Арапов" и проблему оправдания красного террора дан
опосредованно - через демонстрацию смехотворности просоветской версии истории
революции и гражданской войны.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Слащёв Я. А. ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
лащёв (Слащев-Крымский или Слащов) Яков Александрович (1885/1886-1929) -
Произведения
генерал-лейтенант белой армии, прототип Хлудова и некоторых других персонажей
Демонология
булгаковской пьесы "Бег".
Великий бал у Сатаны
Булгаковская Москва
Родился 29 декабря 1885 г. /10 января 1886 г. в Петербурге в семье отставного
Театр Булгакова
полковника, из потомственных дворян. Окончил в 1905 г. Павловское военное
Родные и близкие
училище и начал службу в лейб-гвардии Финляндском полку. В 1911 г. окончил
Философы Императорскую Николаевскую военную академию, но без права причисления к
Генеральному штабу. Булгаков, судя по обращенным к Хлудову словам Чарноты:
Булгаков и мы
"Рома, ты генерального штаба! Что ты делаешь?! Рома, прекрати!", (речь идет о
Булгаковедение
бессудных казнях) позволяет персонажу достичь больших успехов в Академии, чем
Рукописи
его прототипу.
Фотогалереи
С 1912 г. С. преподавал тактику в Пажеском корпусе. Первым браком С. был женат
Сообщество Мастера
на дочери командира лейб-гвардии Финляндского полка, генерал-лейтенанта
Клуб Мастера
Владимира Аполлоновича Козлова (1856-1931) Софье. 18 января 1915 г. у супругов
Новый форум
родилась дочь Вера. Протекция тестя, возможно, способствовала карьере С. С
Старый форум
января 1915 г. С. находился в действующей армии, где прошел путь от командира
Гостевая книга
роты до командира батальона лейб-гвардии Финляндского полка. 12 ноября 1916 г.
СМИ о Булгакове
произведен в полковники, а 14 июля 1917 г. назначен командующим гвардии
СМИ о БЭ Московским полком. С. был храбрым офицером, в первую мировую войну имел пять
Лист рассылки ранений, награжден многими орденами, в том числе Георгиевским оружием и
орденом Св. Георгия 4-й степени.
Партнеры сайта
Старая редакция сайта
8 декабря 1917 г. уволился из полка по ранению, не желая продолжать службу при
Библиотека большевиках, и 5 января 1918 г. прибыл в Новочеркасск, где формировалась
Собачье сердце Добровольческая армия генералов М. В. Алексеева (1857-1918) и Л. Г. Корнилова
(иллюстрированное) (1870-1918). Командирован М. В. Алексеевым в район Кавказских Минеральных Вод,
где стал начальником штаба в отряде А. Г. Шкуро (Шкуры) (1887-1947), затем
Остальные произведения
командовал 1-й Кубанской пластунской бригадой и был начальником штаба 2-й
Книжный интернет-
Кубанской казачьей дивизии. В апреле 1919 г. С. произведен главнокомандующим
магазин
генерал-лейтенантом А. И. Деникиным (1872-1947) в генерал-майоры и назначен
Лавка Мастера
командиром 5-й пехотной дивизии, затем 4-й пехотной дивизии и 3-го армейского
корпуса, действовавшего осенью 1919 г. против украинской армии С. В. Петлюры и
повстанческих крестьянских отрядов Н. И. Махно (1889-1934).

С. успешно сражался против махновских отрядов, но фигура Махно притягивала его,
он чувствовал в нем родственную авантюрную жилку. С. не раз говорил своим
подчиненным: "Моя мечта - стать вторым Махно". В последние дни обороны Крыма
он даже пытался материализовать эту мечту, встав во главе партизанского отряда в

<< Предыдущая

стр. 94
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>