<< Предыдущая

стр. 97
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

СМИ о Булгакове
ограниченная применимость марксистской теории для русского сельского хозяйства.
СМИ о БЭ Это вызвало неудовольствие членов ученого совета, придерживавшихся
Лист рассылки ортодоксально-марксистских позиций, и в Москве для Б. не нашлось профессуры.
Партнеры сайта
В 1901 г. был избран экстраординарным профессором Киевского политехнического
Старая редакция сайта
института, где преподавал политэкономию. В 1903 г. участвует в основании
Библиотека марксистского "Союза освобождения". С 1904 г. Б. вместе с Н. А. Бердяевым
Собачье сердце редактирует петербургский журнал "Новый путь", в 1905 г. возвращается к церкви,
(иллюстрированное)
впервые за много лет посещая исповедь, и в том же году в Москве основывает
Остальные произведения Религиозно-философское общество памяти В. С. Соловьева. В рамках
Книжный интернет- деятельности этого общества в Киеве знакомится с А. И. Булгаковым, отцом
магазин Булгакова.
Лавка Мастера
Отказ от марксизма был зафиксирован в книге статей "От марксизма к
идеализму" (1903). В 1905 г. при известии о Манифесте 17 октября Б., нацепив
красный бант, вышел на демонстрацию вместе со студентами, но в какой-то момент,
по его собственным словам, "почувствовал совершенно явственно веяние
антихристова духа" и, придя домой, выбросил красный бант в сортир.

В 1906 г. Б. явился одним из основателей Союза Христианской политики, а в 1907 г.
был избран в Государственную Думу от Орловской губернии как беспартийный
"христианский социалист", выступал со статьями, где проповедовал идеи
христианского социализма. Однако после разгона Думы 3 июня 1907 г. окончательно
разочаровался в революции и стал убежденным монархистом.

В 1909 г. участвовал в сборнике "Вехи", авторы которого призывали интеллигенцию
обратиться от революции к религии. В 1911 г. вышел сборник статей Б. "Два града".
В 1912 г. Б. защитил как докторскую диссертацию свою книгу "Философия
хозяйства". В 1917 г. вышла наиболее значительная философская работа Б. "Свет
невечерний", вторая часть "Философии хозяйства", по словам Б. - "род духовной
автобиографии или исповеди", а в 1918 г. - сборник статей "Тихие думы".

В 1917-1918 гг. Б. активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора
Православной церкви, составляет ряд его программных документов. 11 июня 1918 г.
Б. принял сан священника в Даниловском монастыре в Москве. В 1917 г. Б.
выпустил брошюру "Христианство и социализм", где утверждал: "В сердцах
человеческих идет борьба, решается вопрос о том, кому поклониться и поверить:
Христу, царство Коего не от мира сего, или же князьям мира сего. Эта же борьба
идет и в душе социализма".

В 1918 г. Б. в Киеве опубликовал отдельным изданием статью "На пиру богов (Pro и
Contra). Современные диалоги", предназначенную для продолжающего линию "Вех"
сборника "Из глубины" (вышел в 1921 г., но почти весь тираж был конфискован).
Статья "На пиру богов" оказала значительное влияние на М. А. Булгакова. С 1919 г.
Б. сделался профессором Симферопольского университета, где преподавал
политэкономию и богословие. Позднее жил в Ялте.

20 сентября 1922 г. сотрудники ЧК провели у Б. обыск. 13 октября он был арестован
и препровожден в Симферополь. Там Б. объявили постановление о высылке за
границу. 30 декабря отплыл из Севастополя в Константинополь, куда прибыл 7
января 1923 г. Из Константинополя Б. в том же 1923 г. переехал в Прагу, а в 1925 г.
поселился в Париже, где стал профессором богословия и деканом Православного
богословского института.

За границей Б. писал и публиковал почти исключительно богословские работы
(часть из них была издана посмертно): "Купина неопалимая" (1927), "Лествица
Иаковля" (1929), "Св. Петр и Иоанн" (1926), "Друг Жениха" (1927) "Агнец
Божий" (1933), "Невеста Агнца" (1945), "Утешитель" (1936), "Апокалипсис
Иоанна" (1948), "Православие" (1964), сборник проповедей "Радость церковная" и
др. Он также создал религиозно-философские исследования "Трагедия
философии" (1927) и "Философия имени" (1953).

Умер Б. в Париже 13 июля 1944 г. от кровоизлияния в мозг. Похоронен 15 июля 1944
г. на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. У Б. были дети: дочь Мария (1898-1979) и
сыновья Федор (1902 г. рождения) и Иван (Ивашечка). Он родился 25 декабря 1906
г. и умер в Крыму от нефрита 27 августа 1909 г. Смерть Ивашечки оказала
значительное влияние на мировоззрение Б. Как отмечал друг и ученик Б. Лев
Александрович Зандер (1893-1964), "смерть сына Ивашечки была пережита о.
Сергием не только как личное горе, но и как религиозное откровение. Об этом он
помнил всю жизнь. Снимок с Ивашечки на смертном одре всегда украшал его
комнату..."

Сам Б. писал 27 сентября 1909 г. философу и литературоведу Г. А. Рачинскому
(1859-1939): "Как изобразить Вам пережитое? Скажу одно: я еще никогда не
переживал такой муки в своей в общем благополучной, хотя и не свободной от утрат
жизни. Мальчик этот наш (Ивашек, 3 г. 7 мес.) был особенный, необыкновенный, с
небесным светом в очах и улыбке. Всегда вспоминаю, что родился он в Христову
ночь, когда к заутрене звонили колокола. Вестник неба и ушел на небо".

В религиозно-философских, а позднее в богословских трудах Б., как и его друг и
философский единомышленник П. А. Флоренский, развивал учение Владимира
Сергеевича Соловьева (1853-1900) о Софии - Премудрости Божьей, олицетворении
Вечной Женственности, увиденной через призму Божественного Триединства.
Учение о Софии (софиология) у Б. выступает как основа Всеединства -
универсального учения о Боге, Мире и Человеке.

По мысли Б., высказанной в "Свете Невечернем", бытие каждой человеческой
личности обретает смысл лишь во вне ее находящемся Божественном Абсолюте. У
Булгакова в "Мастере и Маргарите" таким Божественным Абсолютом становится
Иешуа Га-Ноцри со своей этической проповедью Абсолютного Добра, и вне его
теряют смысл своей жизни и жестокий Понтий Пилат, и гениальный Мастер.

В "современных диалогах" "На пиру богов", построенных по образцу "Трех
разговоров" (1900) В. С. Соловьева, Б. рассуждал о судьбах России в условиях,
когда предсказанное в соловьевской "краткой повести об Антихристе" пришествие
Антихриста в лице большевиков уже состоялось. Б. писал о какой-то невидимой
руке, "которой нужно связать Россию", об ощущении, что "осуществляется какой-то
мистический заговор, бдит своего рода черное провидение: "Некто в
сером" (инфернальный персонаж популярной пьесы Леонида Андреева (1871-1919)
"Жизнь человека" (1907), кто похитрее Вильгельма, теперь воюет с Россией и ищет
ее связать и парализовать".

У Булгакова в "Белой гвардии" "некто в сером" материализуется в военного вождя
сторонников независимой Украины С. В. Петлюру, отмеченного "числом зверя" -
666, и в военного вождя большевиков Л. Д. Троцкого, уподобленного Аполлиону,
"ангелу бездны", ангелу-губителю Апокалипсиса.

Народ - не богоносец, а "хам и скот"
Революция среди свиней
"Homo socialisticus"
Родственники ли писатель и философ Булгаковы?
Читайте в завершении>>>

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Булгаков, Сергей Николаевич, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Рассуждения Мышлаевского в "Белой гвардии" и "Днях Турбиных" о "мужичках-
Персонажи
богоносцах Достоевских" навеяны не только романом Федора Достоевского (1821-
Произведения
1881) "Бесы" (1871-1872), но и следующим осмыслением этого образа в работе "На
Демонология
пиру богов": "Недавно еще мечтательно поклонялись народу-богоносцу,
Великий бал у Сатаны
освободителю. А когда народ перестал бояться барина, да тряхнул вовсю, вспомнил
Булгаковская Москва
свои пугачевские были - ведь память народная не так коротка, как барская, - тут и
Театр Булгакова
началось разочарование... Нам до сих пор еще приходится продираться чрез туман,
Родные и близкие напущенный Достоевским, это он богоносца-то сочинил. А теперь вдруг
Философы оказывается, что для этого народа ничего нет святого, кроме брюха. Да он и прав по-
своему, голод - не тетка. Ведь и мы, когда нас на четверки хлеба посадили, стали
Булгаков и мы
куда менее возвышенны". Булгаковский Мышлаевский материт "мужичков-
Булгаковедение
богоносцев", поддерживающих Петлюру, однако тут же готовых броситься опять в
Рукописи
ноги "вашему благородию", если на них как следует прикрикнуть.
Фотогалереи
Б. в "На пиру богов" приходит насчет народа к неутешительному выводу: "Пусть бы
Сообщество Мастера
народ наш оказался теперь богоборцем, мятежником против святынь, это было бы
Клуб Мастера
лишь отрицательным самосвидетельством его религиозного духа. Но ведь чаще-то
Новый форум
всего он себя ведет просто, как хам и скот, которому вовсе нет дела до веры. Как
Старый форум
будто и бесов-то в нем никаких нет, нечего с ним делать им. От бесноватости можно
Гостевая книга
исцелиться, но не от скотства".
СМИ о Булгакове
И тут же устами другого участника "современных диалогов" опровергает, или, по
СМИ о БЭ
крайней мере, ставит под сомнение этот вывод: "Чем же отличается теперь ваш
Лист рассылки
"народ-богоносец", за дурное поведение разжалованный в своем чине, от того
Партнеры сайта
древнего "народа жестоковыйного", который ведь тоже не особенно был тверд в
Старая редакция сайта
своих путях "богоносца"? Почитайте у пророков и убедитесь, как и там повторяются
Библиотека - ну, конечно, пламеннее и вдохновеннее - те самые обличения, которые
Собачье сердце произносятся теперь над русским народом".
(иллюстрированное)
Булгаков в том варианте окончания "Белой гвардии", который не был опубликован
Остальные произведения
из-за закрытия журнала "Россия", вложил похожие слова в уста "несимпатичного"
Книжный интернет-
Василисы: "Нет, знаете ли, с такими свиньями никаких революций производить
магазин
нельзя...", причем сам Василиса, вожделеющий к молочнице Явдохе, в мыслях готов
Лавка Мастера
зарезать свою нелюбимую жену Ванду. Он как бы уподобляется народу по уровню
сознания, но не из-за голода, а из-за таких же, как у "мужичков-богоносцев",
низменных стремлений.

К "На пиру богов" восходит в "Белой гвардии" и молитва Елены о выздоровлении
Алексея Турбина. Б. передает следующий рассказ: "Перед самым октябрьским
переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он
рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей
молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно
явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить
этой минуте, усомниться в ней значило бы для него позабыть самое заветное и
достоверное. Вот и выходит, если только не сочинил мой приятель, что бояться за
Россию в последнем и единственно важном, окончательном смысле нам не следует,
ибо Россия спасена - Богородичною силою".

Молитва Елены у Булгакова, обращенная к иконе Богоматери, также возымела
действие - брат Алексей с Божьей помощью одолел болезнь: "Когда огонек созрел,
затеплился, венчик над смуглым лицом Богоматери превратился в золотой, глаза ее
стали приветливыми. Голова, наклоненная набок, глядела на Елену...
Елена с колен исподлобья смотрела на зубчатый венец над почерневшим ликом с
ясными глазами и, протягивая руки, говорила шепотом:
- Слишком много горя сразу посылаешь, Мать-заступница. Так в один год и
кончаешь семью. За что? На тебя одна надежда, Пречистая Дева. На тебя. Умоли
Сына своего, умоли Господа Бога, чтоб послал чудо...
Шепот Елены стал страстным, она сбивалась в словах, но речь ее была
непрерывна, шла потоком... Совершенно неслышным пришел тот, к кому через
заступничество смуглой девы взывала Елена. Он появился рядом у развороченной
гробницы, совершенно воскресший, и благостный, и босой. Грудь Елены очень
расширилась, на щеках выступили пятна, глаза наполнились светом, переполнились
сухим бесслезным плачем. Она лбом и щекой прижалась к полу, потом, всей душой
вытягиваясь, стремилась к огоньку, не чувствуя уже жестокого пола под коленями.
Огонек разбух, темное лицо, врезанное в венец, явно оживало, и глаза выманивали
у Елены все новые и новые слова. Совершенная тишина молчала за дверями и за
окнами, день темнел страшно быстро, и еще раз возникло видение - стеклянный
свет небесного купола, какие-то невиданные, красно-желтые песчаные глыбы,
масличные деревья, черной вековой тишью и холодом повеял в сердце собор.
- Мать-заступница, - бормотала в огне Елена, - упроси Его. Вон Он. Что же Тебе
стоит. Пожалей нас. Пожалей. Идут Твои дни, Твой праздник. Может, что-нибудь
доброе сделает он, да и Тебя умолю за грехи. Пусть Сергей не возвращается...
Отымаешь, отымай, но этого смертью не карай... Все мы в крови повинны, но ты не
карай. Не карай. Вон Он, вон Он...
Огонь стал дробиться, и один цепочный луч протянулся длинно, длинно к самым
глазам Елены. Тут безумные ее глаза разглядели, что губы на лике, окаймленном
золотой косынкой, расклеились, а глаза стали такие невиданные, что страх и пьяная
радость разорвали ей сердце, она сникла к полу и больше не поднималась".

Успех молитвы Елены и явление ей Сына Божьего, наряду с выздоровлением
Алексея Турбина, символизируют в "Белой гвардии" надежду на выздоровление и
возрождение России. Булгаков при этом берет на себя и на интеллигенцию в целом
часть вины в пролитой крови. Явленный Елене образ Иисуса Христа позднее в
"Мастере и Маргарите" развился в образ Иешуа Га-Ноцри. Отметим также, что если
"современные диалоги" Б. происходят на Страстную неделю 1918 г., то молитва
Елены в "Белой гвардии" - накануне Рождества.

В "На пиру богов" Б. обвинял интеллигенцию в пренебрежительном отношении к
религии: "Почему-то теперь вдруг все ощетинились, когда большевики назначили
празднование 1 мая в Страстную среду, тогда как сами повсюду и систематически
делали по существу то же самое".

Специальное постановление Всероссийского церковного собора, составленное при
участии Б. и оглашенное 20 апреля 1918 г., в связи с намерением советского
правительства устроить 1 мая 1918 г. "политическое торжество с шествием по
улицам и в сопровождении оркестров музыки" напомнило верующим, что
"означенный день совпадает с великой средой. В скорбные дни Страстной недели
всякие шумные уличные празднества и уличные шествия независимо от того, кем и
по какому случаю они устраиваются, должны рассматриваться как тяжелое
оскорбление, наносимое религиозному чувству православного народа. Посему,
призывая всех верных сынов православной церкви в упомянутый день наполнить
храмы, собор предостерегает их от какого-либо участия в означенном торжестве.
Каковы бы ни были перемены в русском государственном строе, Россия народная
была, есть и останется православной".

Булгаков в "Мастере и Маргарите", очевидно, будучи знаком и с работой Б. и с
решением церковного Собора, приурочил начало действия к 1 мая 1929 г., когда
праздник международной солидарности трудящихся опять пришелся на Страстную
Среду. Именно вечером этого дня в Москве появляется Воланд со своей свитой и
предсказывает председателю МАССОЛИТа Михаилу Александровичу Берлиозу на
Патриарших прудах гибель под колесами трамвая, вероятно, также и за то, что
Михаил Александрович в этот скорбный день проводит праздничное собрание
правления своей организации.

Показательно, что в правлении МАССОЛИТа двенадцать литераторов. Б. в "На пиру

<< Предыдущая

стр. 97
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>