<< Предыдущая

стр. 13
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Выделяют акции агрессивные и защитные. Более точное количе-
ственное определение данных разновидностей акций дается в главе
13, посвященной управлению портфелем. Здесь мы ограничимся об-
щим понятием. Агрессивные акции — это акции акционерных обществ,
доходы которых в сильной степени зависят от состояния экономи-
ческой конъюнктуры и фазы экономического цикла. Если экономика
находится на подъеме, то они приносят высокие прибыли, в случае
экономического спада — невысокие доходы. Инвестору, ожидаю-
щему подъем в экономике, следует остановить выбор на агрессивных
акциях. Примером таких бумаг могут быть акции автомобилестрои-
тельных компаний. Защитными называются акции предприятий, до-
ходы которых слабо зависят от состояния экономической конъюнкту-
ры Это прежде всего предприятия коммунальной сферы. Даже в
условиях экономического спада люди продолжают пользоваться
электроэнергией, телефонами и т. п. Поэтому доходы таких компаний
сокращаются в меньшей степени, чем агрессивных. В преддверии эко-
номического спада инвестору следует переключиться на защитные
акции. Они обеспечат ему более высокий уровень доходности, чем
агрессивные акции.
В западных странах сложилась практика оценки «качества» ак-
ций, которое определяется присвоением им определенного рейтинга.
Рейтинг акций говорит о степени их возможной доходности. Его да-
ют аналитические компании. Наиболее известными из них в мировой
практике являются «Standard & Poor» и «Moody's Investors Service».
Каждая аналитическая компания использует свои символы для обо-
значения уровня рейтинга. Например, компания «Standard & Poor»
пользуется следующими обозначениями для обыкновенных акций:
А+ (высший рейтинг), А (высокий), А- (выше среднего), В+ (средний),
В (ниже среднего), В- (низкий), С (очень низкий). Присвоение того
или иного рейтинга ценной бумаге влияет на отношение к ней инвес-
торов, и, соответственно, отражается на ее цене и доходности.
В терминологии фондового рынка встречается такое понятие как
«голубые фишки». Оно относится к ведущим в своих отраслях круп-
ным предприятиям с высоким кредитным рейтингом.
Крупные отечественные компании стремятся выйти на западный
фондовый рынок, и прежде всего, американский. Процедура допуска

78
акций иностранных компаний на рынок США довольно сложна. По-
этому во многих случаях в США начинают обращаться не акции
иностранных компаний, а так называемые американские депозитар-
ные расписки (ADR), ADR обычно выпускаются американским банка-
ми на иностранные акции, которые приобретены данным банком.
Владелец ADR, как и настоящий акционер, получает на них дивиден-
ды, и может выиграть от прироста курсовой стоимости. Так как ADR
выпускаются в долларах, на их цену оказывает влияние и валютный
курс.
Спутником рыночной экономики, как известно является инфля-
ция. Возникает вопрос, способны ли акции защитить сбережения ин-
вестора от инфляции. На него можно ответить положительно для
умеренной инфляции, так как по мере роста цен растут и прибыли
предприятий. Однако сильная инфляция нарушает сбалансированное
развитие экономики, ломает ее структуру и мешает успешному функ-
ционированию большинства предприятий. Поэтому в такой ситуа-
ции, как правило, акции не защищают от инфляции.

4. 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЛИГАЦИИ
Облигация — это срочная долговая ценная бумага, удостоверяющая
отношение займа между ее владельцем и эмитентом. Облигации мо-
гут выпускать государство в лице общегосударственных органов
власти, местные органы власти, акционерные общества, частные
предприятия. Наиболее важное отличие облигации от акции состоит
в том, что облигация представляет собой долговое обязательство
эмитента, т. е. предоставленный ему кредит, оформленный в виде цен-
ной бумаги. Все платежи по облигации эмитент должен осуществлять
в первую очередь по сравнению с акциями и в обязательном порядке.
Платежи обеспечиваются имуществом эмитента.
Облигация является срочной бумагой, т. е. эмитируется на опреде-
ленный период времени и по его истечении должна выкупаться. Как
правило, эмитент выкупает ее по номиналу. Облигации могут выпус-
каться с условием досрочного отзыва или погашения. В первом слу-
чае это означает, что эмитент имеет право отозвать ее до истечения
установленного срока обращения. Например, бумага выпущена на 15
лет, но в условиях эмиссии сказано, что она может быть выкуплена
по прошествии 10 лет. Приобретение такой облигации связано с
большим риском для инвестора. Во-первых, облигационер не может
точно сказать, когда она будет отозвана; во-вторых, эмитент выку-

79
пит облигацию в том случае, когда это выгодно ему, и, следователь-
но, невыгодно облигационеру. Как правило, эмитент отзывает обли-
гацию, если уровень процентных ставок на рынке упал. Поэтому он
выкупает бумагу, чтобы выпустить новую — под более низкий про-
цент — и таким образом уменьшить финансовое бремя обслуживания
своего долга. Поскольку процентные ставки на рынке упали, облига-
ционер, получив средства за выкупленную бумагу, сможет реинвести-
ровать их только под более низкий процент. Чтобы сделать такую
облигацию более привлекательной, эмитент предусматривает условия
выкупа бумаги по цене выше номинала. Инвестиционная привлека-
тельность облигаций также может достигаться за счет более низкой
цены продажи.
Облигация с правом досрочного погашения позволяет инвестору
досрочно предъявить ее эмитенту для выкупа. При размещении такие
облигации обычно стоят дороже, так как в этом случае риск берет на
себя эмитент.
Как было сказано, облигации выпускаются на определенный срок.
Однако в мировой практике из данного правила есть исключение.
Так в Англии в 18 в. была выпущена государственная облигация, ко-
торая называется консоль. Она является бессрочной бумагой.
Минимальный срок, на который может выпускаться облигация, не
ограничен. В отношении государственных ценных бумаг закон «О го-
сударственном внутреннем долге Российской Федерации» предусмат-
ривает, что они не могут выпускаться на срок более 30 лет. По време-
ни обращения они подразделяются на краткосрочные (до 1 года),
среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).
Облигации могут быть и
именными на предъявителя.
Существуют различные виды облигаций. Классическая облигация
представляет собой ценную бумагу, по которой выплачивается фик-
сированный доход. Доход по облигации называют процентом или
купоном. Саму облигацию именуют купонной или твердопроцентной
бумагой. Поскольку для рыночной экономики характерна инфляция,
то твердопроцентная бумага не всегда отвечает интересам инвесто-
ров. Поэтому появились облигации с плавающим (переменным) ку-
поном. Величина купона у них меняется в зависимости от изменения
показателя, к которому «привязан» купон. Например, это может
быть индекс потребительских цен, поскольку он отражает развитие
инфляции, или индекс цен какого-либо товара и т. п.
В условиях инфляции обесценению подвергается и номинал бума-
ги. Поэтому существуют индексируемые облигации. У них плавающим
является не только купон, но индексируется также и номинал. В ка-

80
честве примера можно привести такую бумагу как золотой сертифи-
кат — выпущена Министерством финансов РФ в 1993 г. Номинал об-
лигации был задан как 10 кг золота. Номинал облигации в денежном
выражении на конкретный момент времени определялся как стои-
мость 10 кг золота на лондонском рынке. Таким образом, при изме-
нении цены золота, изменялась и денежная сумма номинала.
Существуют облигации бескупонные. В качестве синонимов ис-
пользуются термины «облигация с нулевым купоном» или «чистая
дисконтная облигация». Иногда вместо термина «чистая дисконтная
облигация» говорят просто «дисконтная облигация». Первый термин
более корректный, поскольку, как мы увидим ниже, дисконтной мо-
жет быть и купонная облигация. Бескупонная облигация — это ценная
бумага, которая не имеет купонов. Доход инвестора возникает за счет
разницы между ценой погашения облигации (номиналом) и ценой ее
приобретения. Например, номинал облигации равен 1 млн. руб., про-
дается она по 800 тыс. руб. При погашении бумаги доход инвестора
составит 200 тыс. руб.
Среднесрочная и долгосрочная бескупонные облигации могут
оказаться удобными для эмитента, так как не требуют ежегодного
отвлечения средств для обслуживания долга как в случае с купонной
облигацией. Бескупонные облигации привлекательны и для инвесто-
ра, если ему необходимо аккумулировать известную сумму денег к
определенному времени (которое совпадает с моментом погашения
облигаций). Купив необходимое количество облигаций, вкладчик
уже не зависит от конъюнктуры, как в случае с купонной бумагой.
Следующий вид облигации — это конвертируемая облигация. В
соответствии с условиями эмиссии ее можно обменять на акции или
другие облигации. Чаще всего это будут обыкновенные акции акцио-
нерного общества, выпустившего облигации. Смысл приобретения
конвертируемой в обыкновенные акции облигации состоит в том,
чтобы, с одной стороны, гарантировать получение дохода, приноси-
мого облигацией в случае не очень успешной работы акционерного
общества, а, с другой стороны, сохранить возможность увеличить до-
ход, конвертировав облигацию в акцию, если по ней стали выплачи-
ваться высокие дивиденды. В условиях эмиссии оговаривается про-
порция обмена облигации на акции. Например, одна облигация
обменивается на три акции.
Облигация имеет номинал. Как общее правило, при погашении
бумаги инвестору выплачивается сумма, равная номиналу.
Если облигация не является бескупонной, то доход по ней задается
в виде купона. Купон представляет собой определенный процент.

81
Например, номинал облигации 1 млн. руб., купон 20%. Чтобы узнать
величину купона в рублях, необходимо купонный процент умножить
на номинал. Так в примере 20% от номинала составит 200 тыс. руб.
Как общее правило, значение купона объявляется в расчете на год,
однако выплачиваться он может и чаще — раз в полгода, квартал.
Если в нашем примере купон составляет 200 тыс. руб. за год, то в слу-
чае его выплаты два раза в год инвестор будет получать по 100 тыс.
руб. каждые полгода; если купон выплачивается ежеквартально, то
сумма каждого платежа составит 50 тыс. руб.
В зависимости от ситуации на рынке купонная облигация может
продаваться по цене как ниже, так и выше номинала. Разность меж-
ду номиналом облигации и ценой, если она ниже номинала, называется
скидкой или дисконтом, или дезажио. Например, номинал облигации
1 млн. руб., цена 960 тыс. руб. Тогда скидка равна 40 тыс. руб.
Разность между ценой облигации, если она выше номинала, и номи-
налом называется премией или ажио. Например, цена облигации 1020
тыс. руб. Премия равна 20 тыс. руб.
Котировки облигации принято давать в процентах. При этом но-
минал бумаги принимается за 100%. Чтобы узнать по котировке
стоимость облигации в рублях, следует умножить котировку в про-
центах на номинал облигации. Например, номинал облигации равен
1 млн. руб., цена — 96%. Это означает, что она стоит 960 тыс. руб.
Изменение цены облигации измеряют в пунктах. Один пункт ра-
вен 1%. Например, цена бумаги увеличилась с 90% до 95%. Это озна-
чает, что она выросла на 5 пунктов.
Доход по облигации с нулевым купоном представляет собой раз-
ницу между номиналом и ценой приобретения бумаги. Доход по ку-
понной облигации — это чаще всего сумма двух слагаемых: купон-
ных платежей и величины скидки, или купонных платежей и
величины премии. В последнем случае премия уменьшает доход ин-
вестора. Например, вкладчик купил облигацию с погашением через
год номиналом 1 млн. руб. и купоном 20% за 960 тыс. руб. В конце
года ему выплатят 200 тыс. руб. по купону. Так как облигация пога-
шается по номиналу, то он выигрывает еще 40 тыс. руб. за счет разно-
сти между номиналом и уплаченной ценой. Таким образом, его доход
составит 240 тыс. руб.
Предположим, что в нашем примере инвестор купил облигацию не
со скидкой, а с премией в 20 тыс. руб., т. е. по цене 1020 тыс. руб. По-
скольку в конце года облигация погашается по номиналу, он теряет
сумму премии и его доход составит
200 тыс. руб. - 20 тыс. руб. = 180 тыс. руб.

82
В зависимости от состояния рынка цена купонной облигации мо-
жет быть выше или ниже номинала. Однако к моменту ее погашения
она обязательно должна равняться номиналу, так как бумага пога-
шается по номиналу. Цену облигации можно разделить на две части:
чистую цену и сумму накопленного купона. Такое деление целесооб-
разно провести, чтобы лучше представить динамику курсовой стои-
мости облигации. В ходе купонного периода она равна сумме чистой
цены и накопленной на момент сделки суммы купона. На дату вы-
платы купона она падает на размер купона. 1
Инвестор приобретает облигацию для получения дохода. Для
определения эффективности инвестирования средств в облигацию и
сопоставления различных облигаций используют не абсолютные зна-
чения дохода, а относительные, т. е. пользуются показателем доход-
ности. Как известно из главы 3, доходность за некоторый период
времени определяют делением полученного дохода к затраченному
капитала, который принес данный доход. Одним из основных пока-
зателей доходности облигации является купонный процент. Однако в
зависимости от состояния конъюнктуры рынка одна и та же облига-
ция может обладать различной доходностью. Например, купон обли-
гации равен 20% и она продается по номиналу. Это означает, что ее
доходность составляет 20% годовых. Если облигация продается со
скидкой, то ее доходность окажется выше 20%, так как при погаше-
нии ее владелец получит еще сумму дисконта. Если облигация приоб-
ретается по цене выше номинала, то ее доходность окажется меньше
20%, так как при погашении инвестор теряет сумму премии. Возника-
ет вопрос, почему облигация в одном случае может продаваться со
скидкой, а в другом — с премией. Это определяется состоянием
конъюнктуры рынка. Цена облигации чутко реагирует на изменение
уровня процентных ставок в экономике. Поэтому, если изменится
уровень процентных ставок, то изменится и цена облигации. Напри-
мер, акционерное общество выпускает облигацию на 5 лет с купоном
20%, и она продается на рынке по номиналу. Это означает, что рынок
требует на бумаги данного уровня риска доходность в размере 20%.
На следующий год акционерное общество выпускает еще одну обли-
гацию, но с погашением через 4 года и купоном 15%. Она продается
по номиналу. Это означает, что на второй год конъюнктура измени-
лась, и уровень процентных ставок упал. На второй год на рынке об-
ращается и первая и вторая облигации. Поскольку по своим характе-
ристикам риска первая облигация аналогична второй, то ее
1
Если облигация именная, то цена падает на день закрытия реестра.

83
доходность также должна в новых условиях равняться 15%. В каком
случае облигация с купоном 20% принесет инвестору только 15% го-
довых? Это произойдет, если он купит ее по цене выше номинала. Ес-
ли на третий год доходность для облигаций данной степени риска
вырастет до 30%, то и первая и вторая облигации будут продаваться с
дисконтом, причем вторая бумага окажется дешевле первой вследст-
вие более низкого купона.
Доходность облигации измеряется в процентах. Изменение доход-
ности часто измеряют в базисных пунктах. Базисный пункт — это
одна сотая часть процента. Таким образом, в одном проценте насчи-
тывается 100 базисных пунктов. Например, доходность облигации
выросла с 20% до 20, 4%. В таком случае можно сказать, что доход-
ность увеличилась на 40 базисных пунктов.
Различные облигации могут приносить инвестору разную доход-
ность. Главным образом это определяется следующими причинами.
Во-первых, кредитным рейтингом эмитента. Чем он ниже, тем более
доходной должна быть облигация., чтобы компенсировать вкладчику
более высокий риск. Поэтому наименьшей доходностью характери-

<< Предыдущая

стр. 13
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>