<< Предыдущая

стр. 14
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

зуются государственные облигации, так как кредитный риск по та-
ким бумагам практически отсутствует. Во-вторых, от срока обраще-
ния облигации. Чем больше период времени, на который они
выпущены, тем выше должен быть процент, чтобы вкладчик согла-
сился инвестировать в них средства. В-третьих, от уровня налогооб-
ложения доходов по облигации.
Как мы уже отметили, чем менее надежен эмитент, тем более вы-
соким уровнем доходности должна обладать облигация. Поэтому пе-
риод времени, на который может быть выпущена облигация различ-
ными эмитентами, ограничивается экономическими условиями
самого рынка. Данное положение проиллюстрировано с помощью
табл. 1, которой приведен условный пример для некоторой конъюнк-
туры рынка, когда ставка без риска по краткосрочным бумагам рав-
на 10%. Облигации продаются по номиналу, поэтому уровень их до-
ходности задается купонным процентом. Как следует из табл. 1,
государство может выпускать облигации под низкий процент и на
большой срок. Крупная компания должна обеспечить инвесторам бо-
лее высокий купон. Срок обращения ее облигации ограничен в при-
мере 15 годами. Если она пожелает эмитировать более долгосрочную
бумагу, то будет вынуждена повысить купонную ставку, допустим, до
20%, Однако данный купон придется выплачивать ежегодно, что ля-
жет ощутимым финансовым бременем на компанию. Небольшая
фирма может выпустить облигации только на малый срок. Если бы, к

84
примеру, она пожелала эмитировать бумаги на 20 лет, то в силу очень
высокого кредитного риска она должна была бы обеспечить по обли-
гации очень высокий купонный процент. А это сделало бы такой за-
ем экономически нецелесообразным. Крупная компания в кризисе
может привлечь средства инвесторов, но только под большой про-
цент и на малый срок.
Таблица 1. Доходность облигаций в зависимости от надежности
эмитента и от срока погашения.
Купон (%)
Эмитент
1 год 10 лет 15 лет 30 лет
Государство 10 11 12 15
Крупная компания 11 14 18 —
Небольшая компания 15 — — —
Крупная компания в кризис- 40 — — —
ном состоянии
В западных странах в отношении облигаций сложилась практика
присвоения рейтинга. Уровень рейтинга говорит о способности эми-
тента выполнять в срок свои обязательства по облигациям. В ка-
честве примера приведем рейтинги компании «Standard & Poor»: AAA
(наивысший рейтинг), АА (очень высокий), А (высокий), ВВВ (прием-
лемый), ВВ (немного спекулятивный), В (спекулятивный), ССС-СС
(высоко спекулятивный), С (проценты не выплачиваются), D (банк-
ротство). Более тонкие различия в уровнях рейтинга обозначаются
символами «+» и «-», например, АА+. Рейтинг не присваивается об-
лигациям, выпущенным центральными государственными органами, по-
скольку они считаются абсолютно надежными.
Существуют понятия еврооблигация и мировая облигация. В со-
временных условиях Россия вышла на рынок еврооблигаций со сво-
ими бумагами. Еврооблигация — это облигация, выпущенная эмитен-
том в валюте другой страны. Чаще всего облигации выпускаются в
долларах США эмитентами не из Соединенных Штатов. Данный ры-
нок возник для того, чтобы обойти законодательные препятствия
страны, в валюте которой выпущена бумага. Мировая облигация —
это облигация, которая одновременно выпускается в нескольких стра-
нах. Эмиссия такой бумаги требует взаимодействия между клиринго-
выми системами данных стран, чтобы облигация легко могла пересе-
кать границы.
Рассмотрим основные моменты, характеризующие выпуск обли-
гаций акционерным обществом. Эмиссия облигаций акционерного

85
общества допускается только после полной оплаты уставного капи-
тала. Номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не долж-
на превышать размера его уставного фонда, либо величину обеспече-
ния, предоставленного обществу для этих целей третьими лицами.
Акционерное общество может выпускать облигации, обеспеченные
залогом определенного имущества, либо облигации под обеспечение,
предоставленное третьими лицами. Если облигации выпускаются под
обеспечение определенного имущества, это означает, что в случае
банкротства предприятия данное имущество служит основой для
удовлетворения требований держателей облигаций. Различное иму-
щество акционерного общества обладает разной степенью ликвид-
ности. Поэтому облигации одной и той же компании, обеспеченные
различным имуществом, отличаются для инвестора по степени риска.
Акционерное общество вправе выпускать облигации без обеспе-
чения, т. е. они обеспечиваются всем имуществом общества, однако,
если последнее выпустило также облигации, обеспеченные конкрет-
ным имуществом, то держатели облигаций без обеспечения получат
компенсацию только после владельцев обеспеченных облигаций за
счет оставшихся средств. Облигации без обеспечения разрешается
выпускать не ранее третьего года существования общества.
Современный отечественный рынок облигации — это главным обра-
зом рынок государственных облигаций. Поэтому остановимся кратко
на характеристике основных государственных облигационных зай-
мов. Государственные облигации можно разделить на облигации ры-
ночных и нерыночных займов. Облигации рыночных займов свобод-
но обращаются на вторичном рынке. Наиболее известные из них —
государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации феде-
ральных займов (ОФЗ), облигации государственного сберегательного
займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ — их
также именуют «вебовками»). Облигации нерыночных займов не мо-
гут обращаться на вторичном рынке.
Основные характеристики государственных облигаций рассмат-
риваются ниже:

ГКО
ГКО — это облигация с нулевым купоном, которая выпускается в
безналичной форме на периоды 3, 6 и 12 месяцев. Эмитент — Министер-
ство финансов РФ. Агентом по обслуживанию выпусков облигаций
выступает ЦБ РФ. Номинал бумаги составляет 1 млн. руб. В качестве
расчетной базы по ГКО год считается равным 365 дням. Первичное

86
размещение и вторичный рынок облигаций представлены на ММВБ.
К ММВБ подключены также ряд региональных бирж, которые обра-
зуют единую торговую систему. Размещение ГКО происходит в виде
первичных аукционов. В момент написания данной книги они прово-
дятся по средам. Не позднее чем за 7 дней до даты аукциона ЦБ РФ
объявляет условия очередного выпуска ГКО. В сообщении указы-
вается объем выпуска, номинальная стоимость облигаций, срок об-
ращения, объем неконкурентных заявок для непервичных дилеров1,
дата выпуска и дата погашения.
Лица, желающие участвовать в аукционе, передают свои заявки
дилерам с указанием цены, по которой они хотели бы приобрести об-
лигации. Такие заявки называются конкурентными. Существуют не-
конкурентные заявки. Они представляют собой согласие инвестора
приобрести ГКО по средневзвешенной цене аукциона. Минфин РФ
рассматривает конкурентные заявки и устанавливает некоторую ми-
нимальную цену продажи облигаций инвесторам. Данная цена име-
нуется ценой отсечения. Все конкурентные заявки, в которых была
названа данная или более высокая цена, удовлетворяются. Заявки по
более низким ценам остаются неисполненными. Средневзвешенная
цена аукциона определяется на основе цен и объемов удовлетворен-
ных заявок. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если на аук-
ционе размещено не менее 20% от общего количества заявленных об-
лигаций.
Операции с ГКО можно осуществлять только через банки и фи-
нансовые компании, уполномоченные ЦБ РФ. Они подразделяются
на две категории — первичные и вторичные дилеры. Первичные диле-
ры обязаны приобретать ГКО на аукционе в объеме не менее 1% от
номинальной суммы выпуска, в том числе по неконкурентным заяв-
кам не менее полпроцента от номинального объема выпуска. Они
имеют право котировать облигации, т. е. держать в торговой системе
свои котировки облигаций на покупку и продажу. Вторичные дилеры
не имеют обязательств по объему заявок, но также не могут котиро-
вать облигации на вторичном рынке.
Облигации предназначены для юридических и физических лиц, ре-
зидентов и нерезидентов.
В прессе информация по ГКО дается по конкретным выпускам.
Каждому выпуску присваивается свой код, например. 21006RMFS.
Первые две цифры (21) обозначают трехмесячное ГКО. Следующие
1
Понятия «неконкурентная заявка» и «первичный дилер» объясняются
ниже.

87
три цифры (006) говорят о порядковом номере выпуска. Буквы RMF
представляют собой аббревиатуру слов Russian Ministry of Finance
(Министерство финансов России). Буква S (State) указывает на то, что
бумага является государственной. В случае шестимесячной ГКО пер-
вые две цифры кода составляют 22, например, 22006 RMFS. Для го-
дичной ГКО — 23, например, 23006 RMFS.

ОФЗ
ОФЗ — это облигации федерального займа с переменным купоном,
Их также обозначают как ОФЗ-ПК. Они являются среднесрочными
бумагами. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ. Аген-
том по обслуживанию выпусков является ЦБ РФ. ОФЗ эмитируются в
безбумажной форме номиналом 1 млн. руб. Условия выпуска и обра-
щения ОФЗ аналогичны условиям выпуска и обращения ГКО. Раз-
мещение и обращение ОФЗ организовано на ММВБ. Величина ку-
понного дохода объявляется по первому купону не позднее чем за 7
дней до даты начала размещения очередного выпуска облигаций, по
следующим купонам — не позднее чем за 7 дней до начала следую-
щего купонного периода. Процентная ставка для соответствующего
купона рассчитывается на основе выпусков ГКО, погашение которых
будет производиться в период от 30 дней до даты выплаты очередно-
го купонного дохода до 30 дней после его выплаты. Она определяется
как средневзвешенная величина на основе средневзвешенной доход-
ности за последние 4 торговые сессии до даты объявления купона.
Код ОФЗ-ПК начинается с цифр 24, например, 24006RMFS. На мо-
мент написания данной книги законодательством РФ также пред-
усмотрена возможность выпуска ОФЗ с постоянным купонным дохо-
дом. В настоящее время также выпущены ОФЗ с постоянным
купоном.

ОГСЗ
Облигация государственного сберегательного займа (ОГСЗ) —
это среднесрочная предъявительская бумага, выпускаемая в докумен-
тарной форме, номиналом 100 и 500 тыс. руб. Эмитентом облигаций
является Министерство финансов РФ. Облигации могут приобретать
физические и юридические лица. Однако по своему замыслу они, в
первую очередь, предназначены для физических лиц. ОГСЗ — это об-
лигация с плавающим купоном. Процент по купону определяется на

88
каждый купонный период и равняется последней официально объяв-
ленной купонной ставке по ОФЗ-ПК за аналогичный по продолжи-
тельности купонный период. Купон объявляется за 10 дней до начала
первого купонного периода, по остальным — за неделю до начала
купонного периода. Первичная продажа облигаций осуществляется
банками и финансовыми организациями, уполномоченными эмитен-
том. При организации первичного размещения облигаций Минфин
объявляет на них закрытую подписку среди финансовых институтов,
имеющих право работать со средствами населения. В заявке они ука-
зывают цену, по которой готовы выкупить облигации. Организации,
которые выигрывают аукцион, т. е. предлагают выкупить бумаги по
цене отсечения, установленной Министерством финансов, или выше,
приобретают их. После этого они обязаны продать облигации инвес-
торам, но уже по рыночным ценам. Облигации свободно обращаются
на вторичном рынке.

ОВВЗ
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) выпущены в
1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка. В 1996 г.
осуществлена дополнительная эмиссия облигаций. Бумаги выпущены
в документарной форме номиналом 1 тыс., 10 тыс. и 100 тыс. долл.
США в виде семи траншей (серий) с погашением 14 мая 1994 г., 1996
г., 1999 г., 2003 г., 2008 г. и 2011 г. По облигациям начисляется один
купон в год в размере 3%. Проценты выплачиваются за истекший год,
начиная с 14 мая.

Жилищный сертификат
Существует особый вид негосударственных облигаций, который
называется жилищный сертификат. Жилищный сертификат — это
облигация с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющая
право собственности ее владельца на приобретение квартиры при
условии приобретения соответствующего пакета облигаций; получе-
ние от эмитента по первому требованию индексированной номи-
нальной стоимости сертификата. Схема индексации устанавливается
при его выпуске. Жилищный сертификат удостоверяет внесение
средств на строительство жилья. Номинал сертификата устанавли-
вается в единицах общей жилой площади, а также в денежном экви-
валенте. Минимальный номинал сертификата в единицах общей
площади жилья не может быть менее 0, 1 кв. метра. В качестве эми-

89
тентов жилищных сертификатов могут выступать юридические лица,
зарегистрированные на территории Российской Федерации, имеющие
права заказчика на строительство жилья, отведенный в установлен-
ном порядке земельный участок и проектную документацию на
жилье. Объем эмиссии сертификатов в единицах общей жилой пло-
щади не может превышать размера общей площади строящегося эми-
тентом жилья, под которое выпущены сертификаты. Собственник
сертификатов, соответствующих не менее 30% общей площади квар-
тиры определенного типа, имеет право на заключение с эмитентом
договора купли-продажи квартиры. Если владелец желает погасить
сертификат, то эмитент обязан вернуть ему индексированную номи-
нальную стоимость в течение 7 банковских дней с момента обраще-
ния собственника сертификата. В случае неисполнения эмитентом
своих обязательств сертификаты должны быть погашены гарантом, с
которым заключается соответствующий договор при выпуске серти-
фикатов. Поручителем может выступать банк или страховая органи-
зация.


4. 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕКСЕЛЯ
Вексель — это долговое обязательство, которое дает его владельцу
безусловное право требовать уплаты обозначенной в нем суммы денег
от лица, обязанного по векселю. В первую очередь, вексель — это ин-
струмент кредита, его также можно использовать в качестве расчет-
ного средства. С помощью данного документа могут оплачиваться
поставки товаров, предоставление услуг (коммерческий кредит),
оформляться денежные обязательства. Векселя, возникающие
вследствие предоставления коммерческого кредита, называются ком-
мерческими. Векселя, оформляющие денежные обязательства имену-
ются финансовыми.
Коммерческий вексель возникает в связи с тем, что у покупателя
продукции в момент поставки ее продавцом отсутствуют необходи-
мые денежные средства. Поэтому сделка оформляется с помощью
векселя. Покупатель выписывает продавцу вексель, в соответствии с
которым он берет на себя обязательство уплатить ему определенную
сумму денег по истечении определенного периода времени. Такая
операция фактически является кредитованием покупателя, так как

<< Предыдущая

стр. 14
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>