<< Предыдущая

стр. 3
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

технологий привел к появлению электронных бирж. Электронная
биржа — это компьютерная сеть, к которой подключены терминалы
компаний-членов биржи. Терминалы могут быть вынесены в офисы
данных компаний.
Как уже было сказано, не все ценные бумаги могут обращаться на
бирже. На нее допускаются бумаги только эмитентов, которые отве-
чают ее требованиям. Как правило, это бумаги крупных финансово
крепких компаний. Ценные бумаги молодых финансово слабых ком-
паний обычно обращаются на внебиржевом рынке.
Каждая биржа разрабатывает свой перечень требований к эмитен-
там. Поэтому в зависимости от их жесткости бумаги одной и той же
компании могут котироваться, т. е. обращаться, на одной или
нескольких биржах. В связи с проверкой эмитента на предмет соот-
ветствия его состояния требованиям биржи возник специальный тер-
мин — «листинг». Листинг — это процедура включения ценной бумаги
эмитента в котировальный список биржи. Если эмитент отвечает
предъявляемым критериям и желает, чтобы его бумаги котировались
на бирже, то его бумаги допускаются к обращению на бирже. Если в
последующем эмитент перестает им удовлетворять, его бумаги могут
быть исключены из котировального списка. Такая процедура полу-
чила название делистинга.
Как правило, акционерное общество (АО) стремится, чтобы его
акции обращались на бирже, поскольку сам факт котировки акций на
бирже говорит об определенном уровне надежности АО (оно прошло
экспертизу специалистов биржи). При прочих равных условиях таким
предприятиям легче привлекать средства за счет выпуска новых ак-
ций. Инвесторы могут судить об их положении и перспективах на
основе легко доступных биржевых котировок.
Чтобы завершить описание биржевого рынка, остановимся крат-
ко на разновидностях бирж в экономике. Если посмотреть на эконо-

15
мику во временном разрезе, то можно увидеть, что она состоит из
двух сегментов: спотового и срочного рынков. Спотовый (кассовый)
рынок — это рынок наличных сделок. На спотовом рынке происходит
одновременная оплата и поставка ценных бумаг. Законодательство
различных стран обычно отводит контрагентам несколько дней с
момента заключения сделки для осуществления взаиморасчетов. Це-
ну, возникающую на спотовом рынке, называют спотовой или
кассовой.
Срочный рынок — это рынок, на котором заключаются срочные
сделки. Срочная сделка представляет собой договор между контр-
агентами о будущей поставке предмета контракта на условиях, ко-
торые оговариваются в момент заключения такой сделки. В соот-
ветствии с двумя сегментами рынка можно выделить спотовые и
срочные биржи. Существуют также товарные биржи, на которых со-
гласно названию, продаются и покупаются товары. Однако в совре-
менных условиях на товарных биржах, за редким исключением, осу-
ществляется торговля срочными контрактами, в том числе
контрактами, в основе которых лежат ценные бумаги. Таким обра-
зом, происходит определенное сближение фондовых и товарных
бирж: и на первых и на вторых обращаются срочные контракты на
ценные бумаги.
По своей внутренней организации биржа может состоять из
нескольких специализированных отделов: валютного, фондового, то-
варного. Поэтому официальное название биржи не всегда точно от-
ражает весь набор инструментов, который обращается на бирже. На-
пример, Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) имеет
в своем составе валютную спотовую секцию, спотовую секцию цен-
ных бумаг и секцию срочного рынка.
На внебиржевом рынке представленном обращением ценных бу-
маг вне биржи, конкретно сделки с ценными бумагами заключаются
напрямую или через посредников между различными инвесторами, а
также между профессиональными участниками фондового рынка.
По характеру эмитентов фондовый рынок можно разделить на
рынок государственных и негосударственных ценных бумаг. Рынок
негосударственных бумаг1 помогает аккумулировать финансовые ре-
сурсы для предпринимательского сектора. Рынок государственных
ценных бумаг позволяет решать две важные задачи:
• государство может мобилизовывать необходимые ему денежные
ресурсы, и в частности финансировать дефицит госбюджета;
1
Синонимом понятия «рынок негосударственных бумаг» является термин
«рынок корпоративных бумаг».

16
• выступает одним из инструментов регулирования процентной
ставки в экономике. Процентная ставка является ценой денег и по-
этому зависит от их предложения.
Если центральный банк полагает, что необходимо стимулировать
предпринимательскую активность за счет снижения процентной
ставки, он начинает покупать государственные ценные бумаги. В
экономику поступает дополнительная масса денег и процентная став-
ка понижается. Если центральный банк считает, что быстрый эконо-
мический рост грозит высокой инфляцией, он продает государствен-
ные ценные бумаги. В результате из экономики изымается часть
денег, что ведет к росту процентной ставки и сдерживанию деловой
активности.


1. 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Рынок ценных бумаг может эффективно выполнять свои функции,
если государство осуществляет регулирование деятельности эмитен-
тов и инвесторов. Государственное регулирование обеспечивается
путем:
• установления обязательных требований к деятельности эмитен-
тов и профессиональных участников РЦБ;
• регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением
условий эмиссии;
• лицензированием деятельности профессиональных участников
РЦБ;
• создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.
Ведущая роль в области государственного регулирования РЦБ
принадлежит Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
(ФКЦБ). На нее возложен контроль за деятельностью профессио-
нальных участников РЦБ и определением стандартов эмиссии него-
сударственных ценных бумаг. Контроль за функционированием бан-
ковских и кредитных учреждений осуществляет Центральный Банк
РФ.
Определенное место в регулировании деятельности профессио-
нальных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые орга-
низации профессиональных участников РЦБ (СОПУ), которые могут
образовываться с одобрения ФКЦБ. Они являются добровольными
объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих чле-

17
нов СОПУ устанавливают правила деятельности на РЦБ и контро-
лируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия дея-
тельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на
РЦБ, зашита интересов инвесторов.
РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защи-
щен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В
связи с этим отечественное законодательство устанавливает ряд тре-
бований к осуществлению деятельности на РЦБ.
Во-первых, существует определенная процедура выпуска ценных
бумаг. Бумаги могут размещаться среди неограниченного или огра-
ниченного круга лиц. Если по условиям выпуска ценные бумаги пла-
нируется размещать среди неограниченного круга лиц, такая эмиссия
называется открытой (публичной) подпиской или открытым
(публичным) размещением. Если ценные бумаги размещаются среди
заранее установленного числа лиц? эмиссию именуют закрытой
(частной) подпиской или закрытым (частным) размещением. При от-
крытой или закрытой подписке, когда число заранее известного кру-
га владельцев превышает 500, а также когда общий объем эмиссии
превышает 50 тысяч минимальных месячных размеров оплаты труда,
требуется регистрация в ФКЦБ или уполномоченном им органе
проспекта эмиссии ценных бумаг. Проспект эмиссии — это документ,
в котором раскрывается требуемая законом информация об эмитенте
и о предстоящем выпуске ценных бумаг. Ценные бумаги могут реали-
зовываться инвесторам только после государственной регистрации
проспекта эмиссии. Цель данного документа: познакомить потенци-
альных вкладчиков с существующим финансовым состоянием эми-
тента и характеристикой выпуска ценных бумаг. На этой основе им
предлагается принять решение о покупке бумаг. Особенность
проспекта в том, что регистрирующий его орган не отвечает за инве-
стиционную надежность предлагаемых бумаг. Эту оценку вкладчики
должны сделать самостоятельно на основе информации, включенной
в документ. Регистрирующий орган отвечает только за то, чтобы в
проспекте была указана вся информация, требуемая законодатель-
ством. При открытой подписке эмитент обязан обеспечить доступ к
информации, содержащейся в проспекте и опубликовать уведомление
о порядке раскрытия информации в периодическом печатном изда-
нии с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров. Ежеквартально эми-
тент должен представлять отчет по ценным бумагам в ФКЦБ или
уполномоченный ею государственный орган, а также владельцам
ценных бумаг эмитента по их требованию.


18
Во-вторых, в определенных случаях участники РЦБ должны рас-
крывать информацию о своих операциях с ценными бумагами. Так,
инвестор обязан уведомить ФКЦБ о своем владении эмиссионными
ценными бумагами1, если он приобрел 20% и более ценных бумаг од-
ного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5%
свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после
приобретения бумаг. Профессиональный участник РЦБ обязан рас-
крыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных
ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по
операции составило не менее 15% от их общего количества. На РЦБ
инвесторы могут быть связаны между собой общим интересом и дей-
ствовать в ущерб другим вкладчикам. Чтобы держать их в поле зре-
ния и определенным образом контролировать, законодательство
вводит понятие аффилированного лица. Закон об акционерных об-
ществах признает лицо аффилированным в соответствии с антимоно-
польным законодательством. Закон РФ «О конкуренции и ограниче-
нии деятельности на товарных рынках» относит к аффилированному
лицу акционера, которому принадлежит более 20% голосующих ак-
ций АО. Аффилированные лица обязаны уведомлять АО о коли-
честве и категориях принадлежащих им акциях не позднее 10 дней с
даты их приобретения. АО должно вести учет данных лиц и предо-
ставлять о них отчетность в соответствии с требованиями законода-
тельства РФ.
В-третьих, осуществляется контроль за использованием служеб-
ной информации (иногда ее называют внутренней). Лицам, владею-
щим служебной информацией, запрещается использовать ее для за-
ключения сделок и передавать третьим лицам. К служебной
информацией закон «О рынке ценных бумаг» относит любую инфор-
мацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которая обеспечивает
ее обладателю преимущественное положение по сравнению с другими
участниками РЦБ. К лицам, обладающим данной информацией закон
относит: а) членов органов управления эмитента или профессиональ-
ного участника РЦБ, связанного с эмитентом договором; б) аудитора
эмитента; в) служащих государственных органов, которые имеют до-
ступ к такой информации.
В-четвертых, регулируется рекламная деятельность на РЦБ2. В
рекламе запрещается: а) давать недостоверную информацию о дея-
1
Определение эмиссионной ценной бумаги дается в главе 3.
2
Информация о выпуске ценных бумаг и начисленных или выплаченных
доходах является рекламой.

19
тельности эмитента и его ценных бумагах; б) гарантировать или ука-
зывать предполагаемый размер дохода по ценным бумагам и про-
гнозы роста их курсовой стоимости; в) использовать рекламу в целях
недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в дея-
тельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся ана-
логичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные
ценные бумаги; г) запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг
до даты их регистрации.
В случае нарушения законодательства о ценных бумагах к участ-
никам РЦБ применяются соответствующие административные или
уголовные санкции.


КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Финансовый рынок — это рынок, на котором происходит распре-
деление финансовых ресурсов между участниками экономических от-
ношений.
Рынок ценных бумаг (РЦБ) — это рынок, на котором в качестве
товаров выступают ценные бумаги. Главная функция РЦБ состоит в
мобилизации финансовых ресурсов общества для целей организации
и расширения масштабов хозяйственной деятельности. В структуре
РЦБ выделяют денежный рынок и рынок капитала, первичный и
вторичный рынки. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется
на биржевой и внебиржевой сегменты. По характеру эмитентов РЦБ
делится на рынки государственных и негосударственных ценных бу-
маг. Рынок государственных ценных бумаг играет важное значение
для регулирования экономической конъюнктуры в стране.
Государственное регулирование РЦБ осуществляется путем уста-
новления обязательных требований к деятельности эмитентов и ин-
весторов, лицензированием деятельности профессиональных участ-
ников РЦБ, регистрацией выпусков ценных бумаг, контроля за
использованием служебной информации и рекламной деятельностью
на РЦБ. Ведущая роль в области государственного регулирования
РЦБ принадлежит Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
(ФКЦБ).
ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ
1. Дайте определение финансового рынка и рынка ценных бумаг.
2. Какова структура рынка ценных бумаг?
3. Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в экономике?
4. Какое влияние оказывает фондовый рынок на развитие эконо-
мики страны?
5. Что означают термины «первичный» и «вторичный» рынок?
6. Что такое денежный рынок и рынок капитала?
7. В чем состоят отличия биржевого и внебиржевого рынка цен-
ных бумаг?
8. Что такое листинг?
9. Дайте определение спотового и срочного рынков
10. Какие экономические задачи помогает решать рынок государ-
ственных ценных бумаг?
11. По каким направлениям осуществляется государственное регу-
лирование рынка ценных бумаг?
12. Что такое открытая и закрытая эмиссии ценной бумаги?
13. Что такое проспект эмиссии?
14. Что такое аффилированное лицо?
15. Какие категории лиц закон «О рынке ценных бумаг» относит к
обладателям служебной информации?
16. Какие ограничения на рекламную деятельность на фондовом
рынке содержатся в законе «О рынке ценных бумаг».


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. — М,
1997, гл. 2.
2. Биржевая деятельность (под ред. Грязновой А. Г., Корнеевой
Р. В., Галанова В. А. ). — М., 1995, гл. 1, 2.
3. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. — М., 1995,

<< Предыдущая

стр. 3
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>