<< Предыдущая

стр. 3
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

тельной, т.е. осуществленной в конкретную вещь, «ведь 19из сущего в воз-
можности всегда возникает сущее в действительности» . Для Космоса в
целом таким первоначалом должен быть Бог как неподвижный перводвига-
тель — сам себя мыслящий Ум, трансцендентный Миру и Человеку.
В теории познания Аристотель продолжил разработку трансценден-
тального метода. Его учение о категориях имеет двойственный логико-
семантический характер: категории — сущность, количество, качество,
отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание —
выступают как предикаты сущего и одновременно как формы мысли. В
целом в аристотелевской философии синтезировались космологический
подход и антропологический подход, хотя второй преобладает.
Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного
разрабатывалась и в трех основных формах античного антропологизма
— скептицизме, эпикуреизме и стоицизме. Их представители выдвину-
ли положение об автономности человеческой личности, о зависимости
внутреннего мира человека прежде всего от него самого.
Скептики утверждали, что человеческое познание не может прости-
раться дальше феноменов, которые имманентны субъекту и имеют об-
щую с ним природу. Доведя относительность познания до крайнего субъек-
тивизма, Пиррон «ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни
справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничто не
существует..,— ибо ничто не есть в большей степени одно, чем другое»20.
В свою очередь, древнегреческий мыслитель Эпикур считал, что че-
ловек обладает свободой выбора. Признавая случайные, спонтанные
отклонения атомов от закономерных траекторий, философ тем самым
обосновывал и наличие свободы воли души человека, которая, по его
мнению, представляет собой 21«состоящее из тонких частиц тело, рассе-
янное по всему организму» . В целом состоящий из атомов Космос
выступает для Эпикура как трансцендентное условие человеческого
познания, поскольку исходным в его объяснении выступает Человек.
Развивая традиции антропологизма, римский философ-стоик и импе-
ратор Марк Аврелий Антонин полагал, что сущность человека не зави-
сит от внешних обстоятельств. Главное в нем — внутренняя установка

"Аристотель. Метафизика//Соч.: В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 245.
20
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо-
фов. М., 1979. С. 379.
21
Письма и фрагменты Эпикура // Материалисты Древней Греции: Собра-
ние текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 190.

13
души, которая автономна в своем моральном выборе: «Вещи сами по
себе ничуть даже не затрагивают души, ...и не могут они поворачивать
душу.., а поворачивает и в движение приводит только она себя самое, и
какие суждения найдет достойными себя, таковы для нее и будут суще-
ствующие вещи»22. Величайшая заслуга стоической концепции человека
в том, что она дала индивиду одновременно и глубокое чувство гармо-
нии с внешним миром, и чувство моральной независимости от него.
Неоплатоники — Плотин, Амелий, Порфирий, Прокл и др. — про-
изводили природу от высшего бытия — трансцендентного Единого. По
их мнению, сущность Единого такова, что из него с необходимостью
вечно трансцендирует, «эмалирует», изливается бытие низших разря-
дов. Чувственное познание рассматривалось ими как актуализация
внутренней активности души — изначально присущих ей потенций об-
разов-логосов всех вещей,— происходящей по причине обращения души
к телесному миру. Отсюда неоплатоники приходили к своеобразному
трансцендентализму и априоризму. Душа, полагали они, может видеть в
этом мире только те формы, которые она сама извлекает из своей собст-
венной субстанции и которые она относит к внешнему миру. «Думая о
духовном, вспоминая о нем, душа приобщается к высшему... только потому,
23
что в ней уже есть духовное начало... » .
Таким образом, делает вывод диссертант, в античной философии в
зародыше содержались все возможные способы постановки и решения
проблемы трансцендентального, имманентного и трансцендентного.
В параграфе втором «Средние века» на примере анализа некоторых
средневековых философских и теологических учений Западной Европы
исследуется постановка и решение проблемы трансцендентального,
имманентного и трансцендентного.
В Средние века, отмечает диссертант, в философии безраздельно
господствовал теологизм, который в своем развитии постепенно трансфор-
мировался в геоцентризм. Этот тип мировоззрения ставил в центр фило-
софии не Космос и не Человека, а трансцендентного Бога. «Замкнутый
на земле, закрытый на этом свете христианский мир широко раскрывал-
ся вверх, в сторону неба. Материально и духовно не существовало непрони-
цаемых перегородок между земным и небесным мирами. ...Космография
или мистическая аскеза равным образом провозглашали, что долгая дорога,
великий путь паломничества душа., приводит шаг за шагом к Богу»24.
Усматривая истоки трансцендентализма в Евангелии, в частности, в На-
горной Проповеди Иисуса Христа, диссертант отмечает, что основной мате-

22
Марк Аврелий Антонин. Размышления. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.,
1993. С. 26.
23
Плотин. Эннеада ГУ. 6. О чувственном восприятии и памяти // Плотин.
Эннеады. Киев, 1996. Т. 2. С. 119.
24
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 143.

14
риал для схоластических построений дали концепции платонизма и аристо-
телизма. Ярким выразителем философско-религиозного типа мировоззрения
был Аврелий Августин. В своих трудах Августин развивал положение о
трансцендентности Бога Миру и Человеку, трансценденции божественного в
мирское, предопределенности человеческой жизни, которая, однако, не ис-
ключала определенной свободы выбора.
Особое внимание в параграфе уделяется исследованию проблемы уни-
версалий в номинализме, реализме и концептуализме, а также проблемы
трансценденталий в учении Альберта Великого, Фомы Аквинского нДунса
Скотта. В средневековой философии термин «трансцендентальный» обо-
значал такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного су-
ществования эмпирического мира. Он характеризует высшие и универсаль-
ные предметы метафизического познания — единое, истинное, благое.
Трансцендентальные предикаты схоластической философии (unum, verum,
bonum) представляют собой логические требования и критерии познания
25
вещей вообще, но не качеств вещей самих по себе . «Unitas transzenden-
talis» означает «трансцендентальное единство в отношении свойств, опреде-
ляющих сущность вещи», «veritas transzendentalis» представляет собой
((упорядочение признаков, присущих какой-либо вещи», a «bonitas transzen-
26
dentalis» — «полноту (совершенство) в многообразном, их единство» .
В философии Альберта Великого «единое», «истина» и «благо» вво-
дятся как первые и существенные определения бытия. Это учение о
трансценденталиях позже было воспроизведено Фомой Аквинским.
Детально его разработал Дуне Скотт, который выделял, кроме бытия,
два важнейших класса трансценденталий: во-первых, простые транс-
ценденталий — единое, истинное, благое; а во-вторых, разделительные
трансценденталий — случайное и необходимое, действительное и возмож-
ное.
В свою очередь, термином ((трансцендентный» средневековая фило-
софия обозначила все то, что выходит за пределы «имманентного» —
чувственного опыта и эмпирического познания мира. К ним относились
прежде всего предметы религиозного и метафизического познания. Схо-
ластика различала имманентные и трансцендентные причины и дейст-
вия: первые имеют место в самих объектах, вторые находятся за преде-
лами их наличного бытия.
В параграфе обосновывается вывод о том, что схоластическая филосо-
фия разработала понятийно-терминологический аппарат для последующего
развития трансцендентальной философии Нового времени.

23
См.: Eisler R. Transzendentalia // Eisler R. Kant-Lexikon. Nachschlagewerk /u
Kaiiis Samtlichen Schriften / Briefen und handschriftlichem Nachlass. В., 1930. S. 539.
26
См.: Копцев И.Д. Проблемы логоса и лексиса философской терминологии
в «Критике чистого разума» // Кантонский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр.
Калининград, 1994. Вып. 18. С. 129.

15
В параграфе третьем «Новое время» на примере анализа философ-
ских учений сенсуализма и рационализма Нового времени исследуется
постановка и решение проблемы трансцендентального, имманентного и
трансцендентного, а также выявляются истоки трансцендентализма.
Отмечается, что сенсуализм стремился вывести все содержание по-
знания из деятельности органов чувств. Представители материалистиче-
ского (натуралистического) сенсуализма — Фрэнсис Бэкон, Томас
Гоббс, Джон Локк и др.— исходили из природы человека. Они усмат-
ривали в чувственной деятельности связь сознания с внешним миром, а
в показаниях органов чувств — отражение этого мира. При таком пони-
мании трансцендентное — то, что находится за пределами чувственно-
сти человека, а имманентное — то, что составляет чувственно обуслов-
ленный Мир Человека. Поэтому для натуралистических сенсуалистов
неприемлем трансцендентализм и априоризм. «Никоим образом не мо-
жет быть,— пишет Бекон,— чтобы аксиомы.., имели силу для открытия
новых дел...»27. Поэтому «самое лучшее из всех доказательств есть
опыт, если только он коренится в эксперименте»28.
Сходной точки зрения на проблему трансцендентального, имманент-
ного и трансцендентного придерживались и представители идеалистиче-
ского сенсуализма — Джордж Беркли, Давид Юм и др.
Так, Беркли также отрицал наличие априорных, а следовательно, и
трансцендентальных форм познания. С одной стороны, английский
мыслитель утверждал независимость существования тел вне нашего
сознания. С другой стороны, он полагал, что существование восприни-
маемой вещи вне восприятия есть мнение абсурдное.
Сводя объективно существующие веши к комбинациям ощущений,
Беркли считал, что вещи, т.е. комбинации ощущений могут
существовать лишь в восприятии познающего субъекта, как имманент-
ная этому субъекту реальность. «И разве же это прямо-таки не нелепо,
что какие-либо идеи или ощущения, или комбинации их могут
существовать, не будучи воспринимаемыми?»29, — писал он.
Защищая основной тезис своей философии — существовать —
значит быть воспринимаемым,— английский мыслитель отрицал само
бытие материальных вещей, как трансцендентной чувственному позна-
нию реальности.
Рассмотрение структуры чувственного опыта привело Юма к мысли
о том, что в самом опыте возможно обнаружить такой механизм,
который делает его достоверным и превращает в структурную

27
Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.,
1978. Т. 2. С. 15.
28
Там же. С. 34.
29
Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Дж.
Соч. М., 1978. С. 172.

16
целостность. Свойственное рационализму представление о том, что
разум как бы извне коррегирует данные чувственного познания, кажется
ему ложным. Равным образом не удовлетворяет Юма и отстаиваемая
крайним эмпиризмом идея о самостоятельности чувственного опыта.
Сомневаясь в существовании вещей внешнего мира, воздействую-
щих на наши органы чувств, Юм фактически упразднил проблему
трансцендентного, свел ее к проблеме имманентного. В то же время он
не признавал наличия априорных, трансцендентальных принципов
познания. Тем не менее, философия Юма поставила перед последующей
мыслью важный вопрос о сложной рационально-чувственной структуре
опыта.
Особое внимание уделяется выявлению истоков трансцендентализма
в рационалистической философии, в частности, исследованию транс-
цендентального принципа «cogito» Реле Декарта, который одним из
первых европейских мыслителей обосновал активность мыслящего Я и
тем самым активность человеческого познания вообще. По его мнению,
«...Я — субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в
мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и
не зависит ни от какой материальной вещи» °.
От обоснования необходимости универсального сомнения Декарт
приходит к обоснованию бытия Бога, а от него — к принципу «Я
мыслю, следовательно, существую», который представляет собой
априорное основоположение. «Декарт,— пишет Э.Гуссерль,— вводит
философию совершенно нового вида. Эта философия предпринимает...
радикальный поворот от... объективизма... к трансцендентальному
субъективизму, ...поворот к ego cogito...»31. В процессе познания, пола-
гает французский мыслитель, разум способен осуществлять познание не
только имманентных, но и трансцендентных объектов, например, Бога.
В целом делается вывод о том, что представители западноевропей-
ской рационалистической философии обосновали трансцендентальный
метод как априорно-синтетический способ познания. Однако докантовская
философия так и не смогла создать завершенную трансцендентальную фи-
лософию, в которой бы доказывалась и обосновывалась активность человека
как субъекта не только познания, но и целеполагания, и практики.
Глава вторая «Трансцендентальная философия Канта: формиро-
вание, сущность и исходные предпосылки» посвящена исследованию
становления трансцендентальной философии Канта и выявлению ее
основных положений. Автор считает, что «критическая философия»
Канта стала возможна только на пути создания особой разновидности

30
Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и
отыскивать истину в науках // Соч.: В 2 т. М, 1989. Т. 1. С. 269.
31
Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. Философско-литературный
журнал. 1991. №2. С. 7—9.

17
антропологического способа мышления — трансцендентальной антро-
пологии. Кант впервые в истории европейской философии стал исследо-
вать человека как активного субъекта познания, целеполагания и прак-
тики, как существо общественное в своей моральности. В его учении
человек рассматривается не как обособленный индивидуум, а как пред-
ставитель рода человеческого, человечества в целом. При этом деятель-
ность человека была сведена Кантом к деятельности трансценденталь-
ного субъекта, его теоретического и практического разума.
В параграфе первом «На пути к трансцендентальной философии: от
«докритического периода» к «критическому периоду» прослеживается
формирование трансцендентальной философии Канта. Отмечается, что в
«докритический период» своего философского творчества кенигсберг-
ский мыслитель в основном следует традициям метафизического меха-
нистического материализма ХУЛ — XVIII веков.
В частности, в трактате «Всеобщая естественная история и теория
неба» Кант излагает свою гипотезу о происхождении и развитии Солнеч-
ной системы. Здесь философ высказывает идею о системном устройстве
Вселенной. В заключительной части работы он формулирует мысль,
которая станет лейтмотивом в «критический период» его философского
творчества: «До сих пор мы как следует не знаем, что такое действи-
тельно человек...»32.
Вся естественнонаучная ориентация «докритического периода» про-
никнута общим этически-духовным интересом: Кант ищет «природу»,
чтобы найти в ней «человека». Чтобы надлежащим образом оправдать
свое место в творении, человек должен сначала понять, что он часть
природы и вместе с тем по своей конечной цели возвышается над ней. Тем
самым философ стремится связать изучение проблем теоретического разума
с проблемами разума практического. «Практический разум» понимается
здесь в самом широком смысле слова: он охватывает общее нравственное
предназначение человека, а также совокупность знаний о мире и человеке.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>