<< Предыдущая

стр. 7
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Канта. Отмечается, что, по Канту, основу нравственности следует искать
не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в какие он
поставлен, а в априорных понятиях чистого разума. Немецкий философ
приходит к отрицанию чувственности и счастья в качестве определяющей
основы нравственности. Истинное назначение чистого практического разума
— воля, согласная с нравственным законом, т.е. добрая воля сама по себе.
Практические основоположения, содержащие в себе общие опреде-
ления нравственной воли, Кант подразделяет на «максимы» и «законы».
Максима — это субъективный принцип воления, значимый для воли
данного единичного лица, а закон — это объективный принцип воления,
имеющий силу для воли каждого разумного существа. Законы, которые
выражены через долженствование, Кант называет императивами.
Императивы, в свою очередь, делятся им на гипотетические, исполне-
ние которых связывается с наличием определенных условий, и катего-
рические, которые обязательны при всех условиях. Философ уточняет,
что существует только один категорический императив — безуслов-
ное нравственное предписание в душе человека, исполнение которого
является совершенно необходимым, независимо от того, извлекает ли от
этого человек для себя пользу (удовольствие) или нет. Кантом были
сформулированы три его определения (формулы)69.
Первая формула — «формула универсализации» — выражает всеоб-
щий и, следовательно, формальный характер нравственного закона.
Вместе с тем она подчеркивает активность личности и ее индивидуаль-
ность: «...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь
которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала
всеобщим законом». Вторая формула — «формула персональности» —
содержит идею о человеке как цели самой по себе, как высшей ценно-
сти, и тем самым утверждает достоинство индивида: «...Поступай так,
68
Кант И. Критика практического разума. 1788 // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4.
Ч. 1.С. 468.
69
См.: Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М.,
1978. С. 41—52; Соловьев Э.Ю. ИКанг Взаимодополнительность морали и права.
М., 1992. С. 105—125; Ebbinghaus J. Interpretation and misinterpretation of the
categorical imperative // Kant. A Collection of Critical Essays / Ed. by R.P.Wolff. L.;
Melbourne, 1968. P. 211—227; Kemp J. Kant's examples of the categorical imperative
// Kant A Collection of Critical Essays / Ed. by R.P. Wolff. L.; Melbourne, 1968. P. 247.

35
чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице
всякого другого так оке, как к цели, и никогда не относился бы к нему
только как к средству». И, наконец, третья формула — «формула ав-
тономии» — указывает на добровольность (собственный выбор) в уста-
новлении или признании универсального правила поведения: «Воля...
должна быть... подчинена закону... так, чтобы она рассматривалась...
как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как 70 под-
чиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)» .
Немецкий философ трактовал всеобщий моральный закон как на-
личный в сознании всех людей в виде неизменной данности, имеющей
абсолютную ценность, и усматривал в нем априорную форму нравст-
венного сознания, трансцендентально заданную практическому разуму.
В параграфе обосновывается вывод о том, что категорический импера-
71
тив является априорным синтетическим положением , которое, с одной
стороны, расширяет сферу применения практического разума за преде-
лы опыта, а с другой стороны, направлено на упорядочение самого опыта.
В параграфе третьем «Легальность» анализируется правовое учение
Канта. Отмечается, что, по Канту, мораль и право имеют один и тот же
источник — практический разум человека и единую цель — утвержде-
ние всеобщей свободы. Как и мораль, право представляет собой априор-
ную форму внешних поступков людей, обусловленную априорной фор-
мой их внутренних убеждений. Различие между моралью и правом ке-
нигсбергский мыслитель усматривал в способах побуждения к поступ-
кам. Если мораль относится к внутренней области (сфере моральности), то
право составляет внешнюю сторону жизни людей (сферу легальности).
Мораль основана на внутренних убеждениях человека и осознании им сво-
его долга, тогда как право использует для обеспечения поступков внешнее
принуждение со стороны других индивидов и прежде всего государства.
По мнению Канта, правовые отношения людей регулирует всеобщий
правовой закон, который философ формулирует таким образом: «...Пос-
тупай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было со-
вместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом.. .»72.
Понятие свободы — главное понятие всей практической философии
Канта. Свобода, полагает он, выводится не из эмпирических устремлений
человека, а из трансцендентных оснований его бытия. «Идея интеллиги-
бельной каузальности является практической концепцией, а наша вера в нее

70
Кант И. Основы метафизики нравственности. 1785 // Соч.: В 6т. М.,
1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260,270,273. См. также: Там же. С. 274,279,280.
71
См.: Куликов В.Б., Невзоров С.Ю. Моральная философия Иммануила
Канта и проблемы научной этики // Вопросы философии и истории философии:
Сб. 72
науч. тр. Екатеринбург, Нижневартовск, 1999. С. 24.
Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 // Соч.: В 6 т. М., 1965.
Т. 4. Ч. 2. С. 140.

36
— предметом практических убеждений. ... [Именно] позитивная концепция
свободы делает практическую свободу возможной.. .»73.
Сама постановка вопроса о праве, считает Кант, обусловлена тем,
что для человека неизбежен вопрос: имеются ли условия, при которых
воля отдельного лица может быть совместима с проявлением воли дру-
гих людей? Право как раз и представляет собой «совокупность условий,
при которых произвол одного [лица] совместим с произволом другого с
74
точки зрения всеобщего закона свободы» . К таким условиям относят-
ся: наличие принудительно осуществляемых законов; гарантированный
статус личных прав индивида, главным из которых является право соб-
ственности; равенство всех членов общества перед законом; а также
разрешение споров в судебном порядке.
Кант делит право на естественное право, покоящееся на одних
только априорных принципах, и положительное (статутарное) право,
вытекающее из воли законодателя. Естественное право изначально при-
суще человеку до и вне всякой общественной организации, положитель-
ное право возникает только в обществе. С точки зрения моральной спо-
собности обязывать других естественное право и положительное право
выступают как прирожденное право и приобретенное право: первое —
это такое право, которое принадлежит каждому от природы; второе —
это право, для которого требуется правовой акт.
3 естественном состоянии, в котором люди находятся до возникно-
вения государства, человеку изначально свойственно одно-единственное
прирожденное право — свобода нравственного выбора: «Свобода (неза-
висимость от принуждающего произвола другого), поскольку она со-
вместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим зако-
ном, и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому
человеку в силу его принадлежности к человеческому роду»75.
Немецкий философ считал, что в догосударственном состоянии чело-
век приобретает субъективные естественные права, в том числе и право
собственности, но они ничем не обеспечены, кроме физической силы
индивида. Совокупность таких субъективных полномочий Кант назвал
частным правом. По его мнению, в естественном состоянии действует
частное право, а в гражданском состоянии — публичное право.
В параграфе обосновывается вывод о том, что всеобщий правовой
закон также является априорным синтетическим положением, которое, с


73
Corsgaard C.M. Morality as Freedom // Kant's practical philosophy reconsid-
ered: Papers presented at the 7-th Jerusalem Philosophical Encounter, December
1986 / Ed. by Y.Yovel. Dordrecht; Boston; L., 1989. P. 48.
74
Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 // Соч.: В 6 т. М., 1965.
Т. 4. Ч. 2. С. 139.
75
Там же. С. 147.

37
одной стороны, расширяет сферу применения практического разума, а с
другой стороны, направлено на упорядочение самого опыта.
В параграфе четвертом «Педагогическое учение» раскрываются ос-
новные положения педагогической концепции Канта, которая является
составной частью его практической философии. Обоснование необходи-
мости педагогики немецкий мыслитель видит в самой морали. Хотя
моральный закон непосредственно дан человеку в виде априорного
принципа практического разума, его реализация в мире эмпирических
явлений зависит от конкретной деятельности индивидов.
Кант считал, что общественная жизнь представляет собой непрерыв-
ный процесс нравственного совершенствования человечества, развитие
в личности имеющихся у нее задатков. По его мнению, человеку изна-
чально свойственны три вида задатков: во-первых, «задатки животно-
сти человека как живого существа», во-вторых, «задатки человечности
его как существа живого и вместе с тем разумного» и, в-третьих, «за-
датки его личности как существа разумного и вместе с тем способного
16
отвечать за свои поступки» .
В плане своего индивидуального бытия, замечает философ, человек
может стать человеком только путем воспитания. Именно в воспитании
кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы. Дос-
тижению этой цели и призвана служить педагогика, которая делится на
физическую и практическую. Физическое воспитание имеет целью опреде-
ленным образом развить в человеке задатки животности и отчасти задатки
человечности; оно включает в себя развитие телесных сил и душевных спо-
собностей. Воспитание практическое должно образовывать человека, чтобы
он мог жить как свободно действующее существо. Оно призвано развивать в
человеке задатки личности на основе уважения к моральному закону.
В целом под воспитанием Кант понимает уход (попечение, содержа-
ние), дисциплину (выдержку) и обучение вместе с образованием. Сооб-
разно с этим в процессе воспитания человек бывает грудным младен-
цем, питомцем и учеником. Уход выражается в заботе родителей о том,
чтобы дети не обращали своих сил во вред себе. Дисциплина, или вы-
держка, не дает человеку под влиянием его животных наклонностей
уклониться от своего человеческого назначения; она подчиняет человека
законам гуманности и нормам культуры.
Рассуждая о воспитании, Кант всегда имеет в виду его конечную
цель: «Воспитывать — значит воспитывать личность, воспитывать су-
щество, которое свободно действует, может оберегать самого себя и
стать членом общества, имеет внутреннюю ценность [Wert] в своих



76
Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма.
М, 1980. С. 96.


38
собственных глазах»77. Поэтому воспитание, наряду с уходом и дисцип-
линой, обязательно включает в себя обучение и образование.
Образование содержит в себе два аспекта: отрицательный — дисци-
плину, которая только удерживает от ошибок, и положительный — обу-
чение и руководство, в силу чего оно относится к культуре. Руково-
дить — значит указывать, как применять то, чему человек научился.
Существует разница между наставником, который является только
учителем, и воспитателем, который служит руководителем. Первый
воспитывает только для школы, второй — для жизни.
В начальном периоде воспитания, считает философ, питомец должен
проявлять подчинение и положительное послушание; в дальнейшем ему уже
позволяют пользоваться своим рассудком и свободой, но под известными
условиями. Сначала господствует механическое, а затем нравственное под-
чинение. В этом смысле воспитание состоит: во-первых, из школьно-
механического образования, цель которого — приобретение умения, почему
оно и носит дидактический характер (наставник); во-вторых, из прагмати-
ческого, цель которого — достижение разумности (воспитатель); и, в-
третьих, из морального, цель которого — нравственность.
В процессе школьного образования или обучения ученик получает
знания и приобретает умения. В процессе прагматического воспитания
ученик приобретает разумность; он становится гражданином и получает
общественную ценность, что позволяет ему приспосабливаться к граж-
данскому обществу. Благодаря моральному образованию личность при-
обретает ценность с общечеловеческой точки зрения.
Таким образом, Кант вполне в духе эпохи Просвещения разграничи-
вает понятия «обучение» и «образование». Под обучением философ
понимает формирование навыков, получение знаний и приобретение
умений и относит его к физическому воспитанию, которое включает в
себя развитие телесных сил и душевных способностей, формирование
дисциплины. Образование же касается формирования нравственности и
относится к практическому воспитанию, в отличие от обучения и праг-
матического воспитания. Под «образованием» кенигсбергский мысли-
тель имел в виду «прогрессивную концепцию.., которая ставила своей
целью развитие способностей народа и выдвижение на первый план
человеческой автономии и добродетельной активности»78.
Высшей ступенью воспитания, по мнению Канта, является воспита-
ние практическое, или моральное. Оно отличается от физического вос-
питания тем, что последнее имеет в виду природу, а первое — свободу.
К практическому воспитанию относится, во-первых, умение, во-вторых,
знание света и, в-третьих, нравственность. Что касается доения, полага-

77
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 459.
78
Despland M. Kant on History and Religion. With a translation of Kant's «On
the failure of all attempted philosophical theodicies». Montreal; L., 1973. P. 264.


39
ет философ, необходимо следить за тем, чтобы оно было основатель-
ным, а не поверхностным. Знание света состоит в искусстве применять
умение к определенному человеку, пользоваться людьми для определен-
ных целей. Нравственность относится к характеру, который состоит в
твердой решимости, а затем и в действительном исполнении задуманно-
го. Чтобы развить в детях моральный характер, их следует знакомить с
обязанностями по отношению к самим себе и по отношению к другим.
В параграфе делается вывод о том, что в процессе воспитания кате-
горический императив, как априорное синтетическое основоположение,
имеет и регулятивное, и конститутивное применение.
В параграфе пятом «Философия истории» анализируется учение
Канта об общественно-историческом развитии. Отмечается, что те же
постулаты практического разума, посредством которых разум осуществ-
ляет трансцендирование, действуют и в историческом процессе. «...За
постулатами практического разума скрываются понятия, в которых
разрабатывается в плане философии истории идеал морали..., влекущий
человека по пути утверждения все более морального мира, если не для
себя, то для потомков»79. Поскольку подлинным субъектом познания,
целеполагания и веления у Канта выступает род людской, то эти посту-
латы раскрывают нравственный потенциал человечества в поступатель-
ном ходе истории в регулятивном и конститутивном применении.
Постулат автономии воли или свободы характеризует человечество
как творца морального мира; постулат бытия Бога характеризует чело-
вечество как субъекта своей общественно-исторической жизни: «под
Богом следует понимать человечество... на всем протяжении его исто-
рии.., ...постулат бессмертия души... как раз и подразумевает, что
80
человечество как целое бессмертно» .
В плане своего общественного бытия, замечает Кант, человек может
достигнуть своего назначения только в непрерывном процессе общест-
венно-исторического развития. В столкновении эгоистических интересов
людей осуществляется великая «цель природы, на основании которой у

<< Предыдущая

стр. 7
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>