<< Предыдущая

стр. 8
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

существ, действующих без собственного плана, все же... возможна ис-
тория согласно определенному плану природы» '.
Средство, с помощью которого осуществляется развитие всех задат-
ков людей,— это антагонизм их в обществе, предпосылки которого
заложены в самой человеческой природе. Во-первых, человек имеет
склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он мо-

79
Калинников Л.А. Вл.Соловьев и И.Кант: этические конвергенции и ди-
вергенции. П. Человекобожие или Богочеловечество? // Кантовский сборник.
Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1994. Вып. 18. С. 50—51.
80
Там же. С. 51—53.
81
Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 //
Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 8.

40
жег наиболее полно развить все свои способности. Во-вторых, ему так-
же присуще сильное стремление уединяться, ибо он в то же время нахо-
дит в себе желание все сообразовывать только со своим разумением и
поэтому ожидает отовсюду сопротивление. По мнению Канта, великая
цель природы и характеристика исторического развития человека за-
ключаются в том, что «человек своим разумом определен... в общении с
людьми... с помощью искусства и науки повышать свою культуру, ци-
вилизованность и моральность и.., как бы ни была сильна его животная
склонность пассивно предаваться побуждениям покоя и благополучия,
которые он называет счастьем, стать... достойным человечества»82.
В этом процессе как раз и осуществляется, по Канту, трансцендиро-
вание человека как родового существа. Ведь положение Человека в Ми-
ре имеет не только природно-чувственные, но и культурно-моральные
основания, и в этом смысле история человека есть история его самосо-
зидания. Но созидая свою собственную жизнь, человек стремится дос-
тигнуть нравственного идеала и тем самым раздвигает границы своей
истории, культуры и цивилизованности.
В процессе всемирной истории философ выделяет три периода;
1. Естественное состояние.
2. Состояние острого противоречия между природной и куль-
турной составляющими истории.
3. Состояние гармонии природы и культуры, в которой все под-
чинено культуре нравственной.
Указанная схема реализуется, согласно Канту, на основе трех зако-
номерностей. Это, во-первых, нарастание степени гуманизации истори-
ческого процесса в обществе; во-вторых, последовательное изменение
типа общественных состояний; в-третьих, изменение роли и формы
государства83.
Естественное состояние человеческого общества — это первое со-
стояние человеческой истории. Для него характерна низкая плотность
населения, при которой интересы людей почти не сталкиваются, а при-
родная среда легко удовлетворяет несложные и немногочисленные по-
требности человека. При этом процесс антропосоциогенеза, т.е. станов-
ления человека и общества, Кантом не рассматривается. Философ выде-
ляет в начальном периоде истории человечества два этапа84.
Первый этап — это этап дикой охотничьей жизни и бродячего вы-
капывания корней или собирания плодов. Охота на животных и собира-

82
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 // Соч.: В 6 т.
М., 1966. Т. 6. С. 578.
83
См.: Калинников Л.А. Проблемы философии истории в системе Канта:
Автореф. дис... д-ра филос. наук. Л., 1981. С. 11—12,25—27.
См.: Калинников Л.А. Проблемы философии истории в системе Канта. Л.,
1978. С. 107—ПО.

41
ние плодов диких растений больше всего соответствуют естественному
состоянию. Но «семьи, которым приходится при этом жить разобщенно,
скоро делаются друг к другу чуждыми и, рассеявшись по обширным
лесам, даже враждебными, так как каждому семейству для приобрете-
ния себе пищи и одежды нужны большие пространства земли» .
Второй этап — это этап развитого скотоводства и земледелия, ко-
гда человек уже владеет прирученными животными и растениями, кото-
рые он сам умеет разводить путем сеяния или насаждения, и разнообра-
зить ими свою пищу. Именно в это время возникает первое крупное
общественное разделение труда — земледелие отделяется от ското-
водства. Начало второго этапа — это «переход человека из эпохи покоя
и мира в эпоху труда и раздора как в подготовительную стадию к объе-
86
динению в общество» .
Пастушеская жизнь, считает Кант, не только привольна, но дает так-
же и наиболее верный доход. Напротив, земледелие или садоводство —
труд очень тягостный, зависящий от погоды; он требует постоянного
жилища, земельной собственности и достаточной силы, чтобы ее защи-
тить. Поскольку пастух, причинив убыток земледельцу, мог легко уда-
литься со своим стадом и уклониться от возмещения ущерба, то земледелец
первым должен был употребить силу против подобных поступков.
Обработка и насаждение земли, отмечает далее Кант, требует осед-
лой жизни, а для защиты жилищ и земельных участков необходим союз
многих людей, оказывающих друг другу взаимные услуги. Поэтому
земледельцы и ремесленники при таком образе жизни уже не живут
отдельными семьями, но селятся в деревнях или городах, дабы защи-
тить свою собственность от диких охотников или кочующих вблизи
пастухов. Происходит дальнейшее развитие общественного разделения
труда —ремесло отделяется от земледелия, на основе обмена продук-
тами труда выделяется торговля, возникают культура и начала ис-
кусств, появляются зачатки гражданского общества и публичного
права. «Первые жизненные потребности, производство которых требо-
вало различного образа жизни, могут теперь взаимно обмениваться»*1.
Возникновение культуры и искусства, в свою очередь, привело к появ-
лению письменности.
В это же время, полагает философ, оформляется общественный до-
говор, в результате которого образуются первые формы государствен-
ности. Справедливость, выступающая здесь в виде публичного права,
осуществляется теперь не единичными индивидами, как в естественном
состоянии, но посредством законной силы, предоставляемой всем обще-

85
Кант И. К вечному миру. 1795 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 282—283.
86
Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории. 1786 // Кант И.
Трактаты и письма. М., 1980. С. 53.
87
Там же. С. 54.

42
ством, т.е. своего рода правительством. На почве этой примитивной
государственности могли теперь постепенно развиваться «все человече-
ские искусства, среди которых искусство общительности и создания
88
гражданской безопасности является наиболее полезным» .
Плотность населения постепенно увеличивается, и род человеческий
распространяется по всему Земному шару. Накопление собственности и
концентрация богатства в руках немногих приводит к тому, что появля-
ется неравенство — этот богатый источник многого зла, но вместе с тем
и всего доброго, которое в будущем сильнее давало себя чувствовать.
Таким образом, переход к гражданскому обществу осуществляется,
по Канту, прежде всего в земледельческих общинах, в которых забота о
сохранении собственности и необходимость поддержания общественно-
го порядка посредством публичного права привели к появлению перво-
начальной государственности. Тем не менее земледельческие народы,
существовавшие вокруг укрепленных селений и городов, долгое время
вынуждены были жить в войнах и раздорах с пастушескими народами,
окружающими городское и земледельческое население. Переход из есте-
ственного состояния к гражданскому состоянию у большинства народов
происходил медленно, мучительно и трудно. На этом пути были свои
взлеты и падения, движения вперед и возвращения назад.
Состояние острого противоречия между природной и культур-
ной составляющими истории — второй период всемирной истории.
Он включает в себя все последующие события общественно-истори-
ческого развития человечества. В этот период происходит борьба между
естественно-природными и социально-культурными началами в челове-
ке и обществе при все усиливающемся господстве последнего над пер-
вым. Именно в этом состоянии находится современное человечество,
утверждает Кант, и оно еще долго сохранится.
Для второго периода общественно-исторического развития характер-
на окончательная победа социально-культурного начала над естествен-
но-природным. При этом в практическом разуме, регулирующем отно-
шения между людьми, нормы права (легальности) превалируют над
нормами нравственности (моральности). В этот период всемирной ис-
тории осуществляется окончательный переход человечества к граждан-
скому обществу, в котором отношения людей регулируются нормами
публичного права, охраняемыми государством.
В соответствии с принципами априорного подхода к анализу общест-
венно-исторических явлений Кант отказался решать вопрос о происхож-
дении государства, ограничившись общими рассуждениями о том, что
государство образуется в результате «общественного договора». Поэто-
му немецкий философ трактовал «общественный договор» не как исто-
рический факт, хотя бы он и имел место в реальном общественно-

88
Там же.

43
историческом процессе, а прежде всего как регулятивную идею для
оценки институтов публичного права с точки зрения их соответствия
требованиям всеобщего правового закона — сообразовать свободу
каждого со свободой всех членов гражданского общества.
Для учения Канта характерно определение государства через право:
«Государство (civitas) — это объединение множества людей, подчинен-
ных правовым законам»89. Именно подчинение праву отличает государ-
ство от других общностей, тоже носящих социальный характер, но су-
ществующих на основе «законов добродетели», которые кенигсбергский
мыслитель назвал этическими или этически-гражданскими общно-
стями. В кантовской теории правового государства «правовое обяза-
тельство определяется моральным обязательством. <...> Поскольку к
исполнению этического долга нельзя принудить, государство может приме-
90
нять законное принуждение как выполнение всеобщего правового долга» .
В социально-политической концепции Канта речь идет о государстве
как выражении априорных законов практического разума. Это «госу-
дарство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми
принципами права» . Призванное гарантировать устойчивый правопо-
рядок, истинное государство должно строиться на началах общественно-
го договора, народного суверенитета и принципа разделения властей.
Философ рассматривает форму государства в зависимости от двух
признаков: формы господства, т.е. количества лиц, осуществляющих
верховную власть, и формы правления. В первом случае верховной
властью обладает или одно лицо, или несколько людей, связанных меж-
ду собой, или же все, вместе составляющие гражданское общество. Со-
ответственно этому немецкий мыслитель выделяет автократию, ари-
стократию, демократию: власть государя, дворянства, народа. По
форме правления государства разделяются на республиканские и дес-
потические. По мнению Канта, последовательное разделение властей
имеет место при республиканском правлении, в отличие от деспотиче-
ского правления, где законодательная и исполнительная власти слиты.
В политической организации общества главное, считает философ, не
форма господства, определяющаяся числом лиц, обладающих верховной
государственной властью, а способ управления народом. Поэтому наи-
лучшей формой правления является парламентарная представитель-
ная республика, основанная на верховенстве правовых законов, разде-
лении властей и гарантии прав и свобод граждан. Для Канта наиболее
приемлемой формой государства выступает конституционная монар-

89
Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 // Соч.: В 6 т. М. 1965.
Т. 4. Ч. 2. С. 233.
90
Koslowski P. Staat vmd Gesellschaft bei Kant. Tubingen, 1985. S. 26, 32.
91
Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 // Соч.: В 6 т. М., 1965.
Т. 4. Ч. 2. С. 233—234.

44
хия, поскольку при наличии в государстве разделения властей и гаран-
тий неотъемлемых прав и свобод граждан именно она наилучшим обра-
зом обеспечит соблюдение принципов республиканского строя.
Все государства, рассматриваемые во внешних взаимоотношениях,
полагает философ, от природы находятся в неправовом состоянии, т.е. в
состоянии войны. Это приводит их к необходимости создавать между-
народные союзы, вступать в отношения сотрудничества и взаимопомо-
щи и, в конечном счете, образовывать всемирно-политическое объеди-
нение государств. Поэтому, согласно идее первоначального обществен-
ного договора, необходим союз народов, который должен быть не суве-
ренной властью, а лишь союзом, федерацией государств.
Философ считал, что в будущем произойдет полное прекращение
межнациональных и межгосударственных распрей, ликвидация войн и
установление всеобщего мира. Путь к действительно прочному миру на
Земле Кант видел в создании таких «легальных» условий, которые объ-
ективно привели бы к образованию конфедерации всех народов нашей пла-
неты, сохраняющих внутри нее свободу и политическую самостоятельность.
Таким образом, по Канту, «историю человеческого рода в целом
можно рассматривать как выполнение тайного плана природы —
осуществить внутренне и для этой цели также внешне совершенное
государственное устройство как единственное состояние, в котором
она может полностью развить все задатки, вложенные ею в челове-
чество». Целью истории, так же как и целью природы, является «дос-
тижение всеобщего правового гражданского общества)?*. Образова-
ние всемирной «федерации» правовых государств с республиканскими
принципами государственного устройства и установление «вечного ми-
ра» между народами, полагал философ, создаст условия для перехода к
заключительному периоду всемирной истории.
В результате наступит третий период человеческой истории — со-
стояние гармонии природы и культуры, причем такой культуры, в
которой все подчинено культуре нравственной. На этой стадии раз-
вития человеческого общества нормы нравственности (моральности)
будут господствовать над нормами права (легальности).
Состояние полного преобладания моральности над легальностью вы-
ступает, по Канту, не только как желаемое будущее человечества, но и
как трансцендентный идеал, как «вещь в себе». В силу двойственности
своей природы, считал философ, человечество всегда будет стремиться к
нравственному совершенству, никогда не будучи способным полностью
достигнуть его. «Конечное назначение человеческого рода,— писал кенигс-
бергский мыслитель,— состоит в наивысшем моральном совершенстве,


92
Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 //
Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 18—19,12.

45
которое достигается при помощи свободы человека, благодаря чему человек
приобретает способность к высшему счастью 93.
В параграфе подробно обосновывается вывод о том, что, согласно
Канту, именно в ходе всемирной истории категорический императив,
как априорный синтетический принцип практического разума, наиболее
полно раскрывает свое содержание как в регулятивном, так и в консти-
тутивном применении.
Глава пятая «Проблема трансцендентального, имманентного и
трансцендентного в классической немецкой философии после Канта»

<< Предыдущая

стр. 8
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>