стр. 1
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Институт проблем управления




Бурков В.Н., Джавахадзе Г.С.




Экономико-математические модели
управления развитием отраслевого
производства




Москва 1997
2

Бурков В.Н., Джавахадзе Г.С. Экономико-математические модели управления
развитием отраслевого производства. М.: ИПУ РАН, 1997. – 64 с.




В работе рассматривается задача формирования программы
развития отрасли в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Эта
задача включает формирование целей развития отрасли и программы
(множества проектов развития), обеспечивающей достижение этих
целей. Описывается методология и методы комплексной оценки
программы развития и методы формирования оптимального плана
реализации программы по критерию упущенной выгоды.




Рецензент: д.т.н. Цвиркун А.Д.




Текст препринта воспроизводится в том виде, в котором представлен
авторами.


Утверждено к печати Редакционным советом Института.
3

Оглавление


Глава 1 Задача стратегического развития отрасли . . . . . . . . . . . . 4


Глава 2 Комплексная оценка вариантов развития . . . . . . . . . . . . 25


Глава 3 Задача минимизации упущенной выгоды . . . . . . . . . . . . 42


Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61


Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
4

ГЛАВА I. Задача стратегического
развития отрасли


Рассмотрим, следуя [17], ряд общих понятий стратегического
управления. Слова «стратегический фактор», «стратегическое решения»,
«стратегически важный имеют в настоящее время смысл «существенно
важный для получения результата», «жизненно, особенно важный»,
«поворотное, судьбоносное решение» и т.д. Для стратегических решений,
в отличие от тактических, прежде всего характерна необходимость выбора
из ряда взаимоисключающих (альтернативных) вариантов действий;
крупные масштабы изменений при переходе от одной альтернативы к
другой; необходимость сопоставить и комплексно оценить различные
аспекты, факторы и критерии, необходимость сделать принципиальный
выбор и т.п. При этом, если главный стратегический выбор сделан, то
дальше остается конкретизировать, детализировать программу работ и
контролировать ее реализацию так, чтобы достигнуть намеченного
результата. Это тоже необходимые задачи, но уже не такие масштабные,
не требующие принципиальных решений. Такие задачи называют
тактическими, текущими, они сравнительно легко решаются в
повседневной практике.
Функционирование отрасли как ячейки экономики - это целостный
процесс хозяйственной деятельности, направленный на удовлетворение
определенных потребностей общества в товарах и услугах (в нашем случае
- в строительных материалах и товарах из них). Деятельность эта включает
различные области.
1. Связи с внешней средой:
? рынок продукции (покупатели, конкуренты);
? рынок поставщиков ресурсов, сырья, материалов и т.п.;
5

? рынок труда;
? рынок финансов;
? взаимоотношения с региональными и федеральными властями
и организациями.
2. Управление собственной деятельностью:
? обеспечение производства товаров и услуг в нужных объемах
и нужного качества;
? управление финансами;
? координация работы всех предприятий и др.
Важнейшими элементами стратегического управления являются
цели и критерии их достижения. Четкая формулировка целей и критериев
обеспечивает возможность управления по результатам, создание системы
мотивации персонала, сопоставления и оценки вариантов решений и в
конечном счете - концентрации сил на приоритетных направлениях
деятельности, обеспечивающих успех.
Цели отрасли на рассматриваемый период год)
(например
рекомендуется структурировать в виде пяти групп целей и критериев их
достижения.
1. Рыночные цели (критерии - доля риска, объем продаж, изменение
пропорций, приоритетов в продуктовой политике). Пример формулировки
типичной целевой установки: увеличить объем продаж в два раза в первую
очередь за счет новых перспективных видов строительных материалов.
2. производственные цели объем производства,
(критерии:
показатели качества). Пример формулировки типичной целевой
установки: обеспечить своевременное выполнение требований рыночных
целей, увеличить объем производства в целом в 2 раза, объем
производства цемента - в 3 раза, кирпича - в 2,5 раза, обеспечить
улучшение потребительских качеств кирпича и керамической
6

облицовочной плитки в соответствии с рекомендациями маркетинговых
исследований.
3. Финансово экономические цели прибыль,
(критерии:
рентабельность, финансовая устойчивость прирост собственности и др.).
Пример формулировки типичной целевой установки: стабильное
обеспечение финансовыми ресурсами программы развития приоритетных
направлений, увеличение прибыли в 2 раза, рост рентабельности на 30%,
увеличение отраслевого капитала за счет строительства новых
предприятий и реконструкции старых в два раза.
4. Социальные цели (критерии: уровень жизни работающих,
зарплата, социальная защищенность и др.). Пример типичной
формулировки: повышение средней зарплаты на 30%, уровня жизни на
50% за счет льгот и доплат малообеспеченным работникам.
5. Другие цели, связанные с решением первоочередных проблем и
развитием приоритетных направлений, приводящих к стратегически
важным изменениям, которые должны контролироваться руководством
отрасли.
Для достижения поставленных целей разрабатываются мероприятия,
оцениваются требуемые ресурсы и сроки реализации. Кроме того, каждое
мероприятие оценивается по вкладу (эффекту), который оно вносит в
достижение поставленных целей.
Для того, чтобы оценить потенциал отрасли и, тем самым,
потенциальную возможность достичь поставленных целей, строится
зависимость «затраты - эффект» по каждому критерию.
Рассмотрим метод ее построения на примере. Пусть определена
совокупность возможных мероприятий, данные о которых приведены в
таблице 1.1.
Таблица 1.1.
7


Мероприятие № Затраты S Эффект Q Эффективность Э = Q/S

1 40 80 2

2 100 300 3

3 50 50 1

4 60 240 4


Далее изменяем номера мероприятий так, чтобы самое эффективное
мероприятие получило номер 1, следующее за ним - №2 и т.д. При новой
нумерации строим таблицу, в которой помимо затрат и эффекта по
каждому мероприятию добавляются столбцы, в которых определяются
затраты и эффект нарастающим итогом.
Таблица 1.2.
Затраты Эффект
Мероприятия Затраты S Эффект Q нарастающим нарастающим
итогом итогом
1 60 240 60 240

2 100 300 160 540

3 40 80 200 620

4 50 50 250 670


Таблица затрат и эффекта нарастающим итогом, в которой мероприятия
пронумерованы в порядке убывания эффективности и является
зависимостью «затраты - эффект» по соответствующему критерию.
График этой зависимости приведен на рис 1.1. Эта зависимость имеет
замечательное свойство, она определяет максимальный эффект по
данному критерию, который можно получить от заданного множества
мероприятий при заданной величине финансирования. Фактический
8


эффект
700
670
620
600
540
500


400


300
240
200


100


150 160
50 60 100 200 250
Рис. 1.1. Зависимость «Затраты - Эффект»


эффект может быть меньше за счет дискретности мероприятий.
Действительно, если мы имеем 140 единиц финансовых ресурсов, то мы не
можем реализовать первые два мероприятия, требующие 160 единиц
ресурса. Оптимальный вариант - реализовать второе и третье мероприятия,
что дает суммарный эффект 380 единиц, что меньше, чем получается по
зависимости 1.1. - эффект 480 единиц. Конечно, если бы каждое
мероприятие можно было реализовать частично, с пропорциональным
уменьшением и затрат и эффекта, то зависимость 1.1 соответствовала бы
реальному эффекту при любом уровне затрат.
Для построения реальной зависимости эффект»
«затраты -
необходимо решить так называемую задачу о ранце, задавая различные
9

уровни финансирования. Дадим математическую формулировку этой
задачи.
Обозначим xi = 1, если мероприятие i реализуется и xi = 0 в
противном случае. Пусть объем финансирования равен R. Задача о ранце
имеет вид для рассматриваемого примера:
240x1 + 300x2 + 80x3 + 50x4 > max при ограничении
60x1 + 100x2 + 40x3 + 50x4 ? R.
Для решения этой задачи при различных значениях R эффективным
является метод динамического программирования. Для применения
метода предварительно строим на плоскости систему координат, одна ось
которой соответствует мероприятиям, а вторая - объему финансирования.
По оси мероприятий отмечаем номера мероприятий - 1, 2, 3, 4. Из начала
координат проводим две дуги - одна горизонтальная, в точку (1,0), а
другая - в точку (1,60), где 60 - объем финансирования первого
мероприятия. Первая дуга соответствует случаю, когда первое
мероприятие не финансируется, а вторая, - когда оно финансируется. Из
каждой полученной точки ((1,0) и (1,60)) проводим также по две дуги, для
второго мероприятия. Получаем уже четыре точки - (2,0), (2,60), (2,100) и
(2,160), соответствующие четырем возможным вариантам для двух первых
мероприятий бы оба мероприятия требовали одинакового
(если
финансирования, то мы получили бы три точки). Продолжая таким же
образом, получаем сеть, приведенную на рис. 1.2. Очевидно, что любой
путь в сети из начальной вершины (0,0) в конечные вершины
соответствует некоторому набору мероприятий. И наоборот, любому
набору мероприятий соответствует вполне определенный путь в сети,
соединяющий начальную вершину с конечной.

стр. 1
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>