стр. 1
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Институт проблем управления
им. В.А. Трапезникова




В.Н. Бурков, А.Ю. Заложнев, С.В. Леонтьев,
Д.А. Новиков, Р.А. Чернышев



МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ




Москва - 2002
Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Леонтьев С.В.,
Новиков Д.А., Чернышев Р.А. Механизмы финан-
сирования программ регионального развития.
М.: ИПУ РАН, 2002. – 55 с.




Настоящая работа содержит результаты исследо-
ваний теоретико-игровых и оптимизационных моделей
механизмов финансирования программ развития ре-
гионов. В том числе, рассматриваются механизмы
льготного налогообложения, кредитования, самофи-
нансирования и др.
Работа рассчитана на специалистов (теоретиков и
практиков) по управлению организационными систе-
мами.


Рецензент: д.т.н. А.В. Щепкин




Утверждено к печати Редакционным советом Института




2
СОДЕРЖАНИЕ

Введение .....................................................................................4
Глава 1. Механизмы льготного налогообложения ................5
1.1. Льготное налогообложение и кредитование ....................5
1.2. Описание модели ................................................................5
1.3. Механизмы льготного налогообложения .......................10
1.4. Распределенные системы принятия решений о льготном
налогообложении .....................................................................21
1.5. Проекты реформирования и реструктуризации.............28
1.5.1. Модель ПРР...........................................................28
1.5.2. Механизмы поддержки ПРР................................30
1.5.3. Процедуры согласования интересов центров ....35
Глава 2. Механизмы самофинансирования ...........................39
Заключение ...............................................................................53
Литература ................................................................................54




3
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе рассматриваются механизмы финан-
сирования программ регионального развития. Под программой
развития понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий,
нацеленных на достижение целей развития региона, оценивае-
мых, как правило, по многим критериям. Задача управления
программами развития состоит в их формировании (то есть
выборе набора мероприятий – проектов развития) и реализа-
ции (то есть ресурсном обеспечении, контроле и т.д.).
В качестве ресурсного обеспечения в большинстве случаев
выступают финансовые ресурсы, ограниченность которых,
накладывает ограничения на множество реализуемых про-
грамм развития. Следовательно существенную роль в управле-
нии программами играют механизмы финансирования, то есть
процедуры принятия решений о распределении финансовых
ресурсов между направлениями, проектами и работами, вклю-
ченными в программу.
Типичным примером проекта развития является проект
реформирования и реструктуризации предприятия (ПРР) [10],
в финансировании которого принимает участие как собственно
предприятие, так и во многих случаях – региональная админи-
страция. Другим типичным примером является ПРР, осущест-
вляемый подразделением предприятия и финансируемый
предприятием в целом или объединением предприятий. По-
этому в качестве содержательно интерпретируемого примера в
настоящей работе под проектом будет подразумеваться ПРР.
Ниже рассматриваются такие базовые механизмы финан-
сирования ПРР как: механизмы льготного налогообложения и
кредитования (глава 1) и механизмы самофинансирования
(глава 2). Значительное внимание уделяется процедурам согла-
сования интересов заинтересованных в реализации ПРР сто-
рон, в том числе – в рамках распределенных систем принятия
решений.



4
ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМЫ ЛЬГОТНОГО
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Льготное налогообложение и кредитование
В настоящей главе рассматривается класс механизмов
поддержки проектов реформирования и реструктуризации
(ПРР). Эта поддержка может оказываться властями региона
отдельным предприятиям, объединениями предприятий своим
подразделениям и т.д. В частности, изучаются механизмы
льготного налогообложения и механизмы финансирования
ПРР, различающиеся между собой принципами принятия
решений о предоставлении льгот центром, в роли которого
может выступать комитет по поддержке предпринимательства
региона, руководство объединения предприятий и т.д. При
этом обосновывается, что предоставление налоговых льгот
может рассматриваться как предоставление кредита с отсроч-
кой погашения. Значительное внимание уделяется процедурам
согласования интересов заинтересованных в реализации ПРР
сторон, в том числе – в рамках распределенных систем приня-
тия решений. Результаты рассмотрения и сравнения между
собой ряда механизмов льготного налогообложения обобща-
ются на случай, когда определенные параметры неизвестны
центру и сообщаются ему предприятиями.

1.2. Описание модели
Рассмотрим следующую модель проекта реформирования
и реструктуризации (ПРР) предприятия. Предприятие характе-
ризуется неотрицательным скалярным объемом производства
y ? 0. До начала реализации ПРР постоянные издержки (за
некоторый фиксированный временной интервал, считающийся
единичным) равны c0, удельные переменные издержки (пере-
менные издержки по выпуску единицы продукции) равны ?0,
цена реализации единицы продукции - ?0, максимальный объ-
max
ем производства - y 0 . Перечисленные параметры позволяют

5
min
определить точку безубыточности y 0 – минимальный объем
производства, при котором валовая выручка превышает сум-
марные издержки (в настоящей работе принята независимая по
главам нумерация формул):
(1) y 0 = с0 / (?0 - ?0).
min

min max
Если y 0 > y 0 , то необходима смена технологии (из-
менение номенклатуры, техническое перевооружение, позво-
ляющее снизить постоянные издержки до величины c, пере-
менные издержки – до величины ?, увеличить максимальный
объем производства до величины ymax, повысить качество, а
следовательно, и цену реализации до величины ?, и т.д.), так
как никакие организационные изменения не смогут обеспечить
прибыльности предприятия (см. рисунок 1) [10].

?y ?0 y c0 + ?0 y


c+?y



c0

c


y
0 min
y min y max
max
y 0 y0

Рис. 1. Точки безубыточности

Если y 0 ? y 0 , то оптимальным является максималь-
min max

ный объем производства, который обеспечит следующее зна-
чение валовой прибыли в единицу времени: ?0 = (?0 -

6
?0) y 0 - с0. Если ставка налога с прибыли равна ?, то чистая
max

прибыль в единицу времени равна ?0? = (1 - ?) ?0 = (1 - ?) [(?0 -
?0) y 0 - с0].
max

Предположим, что предприятие имеет небюджетную за-
долженность (или бюджетную задолженность, подлежащую
реструктуризации) G0, тогда срок T0? выхода из состояния
банкротства (то есть срок, за который накопленная чистая
прибыль превысит задолженность) можно определить как
(2) T0? = G0 / ?0?.
Если предприятию предоставлены налоговые льготы (оно
освобождено от уплаты части налогов1), то срок T0 выхода из
состояния банкротства равен
(3) T0 = G0 / ?0 ? T0?.
На первый взгляд (см. рисунок 2), предоставление налого-
вых льгот эквивалентно2 недополучению налогов в размере
? G0 за срок T0.
Однако, сделанный вывод не совсем корректен с содержа-
тельной точки зрения, так как он справедлив в предположении,
что предприятие уплачивает налоги одновременно с погаше-
нием задолженности из чистой прибыли. На практике такая
ситуация не имеет места – зачастую предприятия (имеющие в
ряде случаев арестованные счета) вынуждены всю прибыль
пускать на погашение задолженности, что приводит к тому,
что задолженность увеличивается со временем на величину
невыплаченных налогов. Поэтому в момент времени T0 (мо-
мент погашения первоначальной задолженности G0 без учета
налоговых платежей) у предприятия образуется «новая» за-
долженность G? - G0 = ? G0 (см. рисунок 2), время погашения

1
Для простоты в настоящей модели будем считать, что имеется
единственный налог – налог на прибыль, а налоговые льготы соответ-
ствуют временному полному освобождению от уплаты этого налога.
2
Так как рассматриваются динамические модели, то необходимо
отметить, что все финансовые величины должны быть приведены к
одному моменту времени.
7
которой составит ? T0. Но к моменту времени T? = T0 + ? T0
образуется новая задолженность - ?2 G0 и т.д. Время погашения
всех (накапливающихся) задолженностей определится как
сумма геометрической прогрессии (см. также выражения (2) и
(3)):
(4) T0? = T0 (1 + ? + ?2 + …) = T0 / (1 -?).


?0t
G0 + ??0t



G?
G0

(1-?)G0


t
0
T? T0?
T0

Рис. 2. Динамика налоговых платежей

Следовательно на протяжении времени T0? предприятие
находится в разряде должников, причем долги перед бюдже-
том являются наиболее критической категорией долгов пред-
приятия (см. рисунок 3, где ? = ? / (1 - ?) (<1 при ? < ?)), по-
этому предоставление льгот может рассматриваться как
эффективный инструмент привлечения инвестиций. При этом
целесообразно использование механизмов смешанного финан-
сирования и кредитования [5].
Таким образом, в случае предоставления налоговых льгот
сумма ? G0 может рассматриваться как точка отсчета при

стр. 1
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>