стр. 1
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В.Н. Бурков, В.В. Дорохин, В.Г. Балашов




МЕХАНИЗМЫ СОГЛАСОВАНИЯ
КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ




Москва: ИПУ РАН, 2002. – 73 с.
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................4

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ
ИНТЕГРАЦИОННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ....................7

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО
ЗАКАЗА ............................................................................................................20

2.1. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ...................20
2.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКАЗА .........................................22
2.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКАЗА.
МЕХАНИЗМ ВНУТРЕННИХ ЦЕН................................................................33
2.4. МЕХАНИЗМЫ ВНУТРЕННИХ ЦЕН БЕЗ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ..43
2.5. СОГЛАСОВАННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
КОРПОРАТИВНОГО ЗАКАЗА .....................................................................46
2.6. ОБСУЖДЕНИЕ. ВЫВОДЫ.........................................................................48

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ
ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ......................................................................53

3.1. МЕХАНИЗМЫ ВНУТРЕННЕГО КРЕДИТОВАНИЯ ........................................53
3.2. ВНУТРЕННИЙ КРЕДИТ С ГИБКИМИ СТАВКАМИ .......................................62
3.3.МЕХАНИЗМЫ СОВМЕСТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ..................................66
3.4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ...................................................................72

ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................73




3
ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многие российские предприятия продол-
жают оставаться в критическом состоянии. Однако опыт показы-
вает, что внутри каждого предприятия имеется значительный инно-
вационный потенциал, включив который можно самостоятельно
преодолеть критическое состояние предприятия. Стратегия разви-
тия предприятия должна строиться с учетом интересов следующих
групп участников [1]:
? акционеров, чьи интересы состоят в получении достаточных
дивидендов и поддержании высокой стоимости акций, на слу-
чай их продажи;
? топ-менеджеров, заинтересованных в возможности контроля и
управления финансовыми потоками, мощность которых свиде-
тельствует о финансовой состоятельности предприятия;
? рядовых работников, заинтересованных в достаточной оплате
труда, возможностях профессионального роста и построения
деловой карьеры, в здоровой моральной атмосфере, приемле-
мых условиях и режиме труда;
? администрации местных органов самоуправления, чьи интере-
сы связаны с пополнением бюджета посредством налоговых
поступлений и сохранением рабочих мест для населения ре-
гиона;
? кредиторов.




4
Введение корпоративных механизмов имеет целью наиболее
полно учесть и согласовать интересы разных групп людей, тем или
иным способом причастных к деятельности предприятия.
Актуальность исследования проблемы согласования корпора-
тивных интересов для отечественной промышленности обусловле-
на, по меньшей мере, двумя причинами. Во-первых, на многих рос-
сийских предприятиях, образованных в результате приватизации
государственной собственности, еще не сформировались нормаль-
ные отношения между акционерами и наемными менеджерами, не
обеспечивается эффективное управление акционерным капиталом и
не достигается баланса интересов между собственниками и рабо-
тающим наемным персоналом. Это проблемы внутрикорпоратив-
ных отношений. Во-вторых, интеграционные процессы в промышлен-
ности на базе не только кооперационного сотрудничества между
предприятиями, но и отношений собственности, когда формируются
холдинги, финансово-промышленные группы и другие виды объе-
динений предприятий. Эта причина связана с проблемами межкоо-
перативных отношений. Важность разработки механизмов корпора-
тивного управления подтверждает выпуск Кодекса корпоративного
поведения, подготовленного под руководством Федеральной ко-
миссии по рынку ценных бумаг. Методологические и методические
вопросы, связанные с разработкой механизмов корпоративного
управления достаточно детально раскрыты в монографии С.А. Ма-
сютина [1]. Упомянутые работы раскрывают основные принципы,

5
которым необходимо следовать при разработке корпоративных ме-
ханизмов.
В данной работе предпринята попытка описать основные меха-
низмы согласования корпоративных интересов, исследовать их
свойства и дать рекомендации по применению этих механизмов в
практике корпоративного управления.




6
ГЛАВА 1. Методологические основы создания
интеграционной корпоративной структуры

Образование интегрированных корпоративных структур (ИКС)
имеет большое макроэкономическое значение. Главной целью соз-
дания ИКС является объединение материальных, нематериальных
активов и финансовых ресурсов ее участников для повышения кон-
курентоспособности и эффективности производства, создания ра-
циональных технологических и кооперационных связей, увеличе-
ния экспортного потенциала, ускорения научно-технического
прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инве-
стиций.
В работе [2] отмечается, что становление новых интегрирован-
ных производственных (финансово-производственных, производст-
венно-торговых) корпоративных структур, ориентированных на пла-
тежеспособный спрос — один из ключевых факторов изменения
традиционной системы управления промышленностью. Поэтому го-
сударство должно выработать экономическую стратегию управления,
адекватную рыночным преобразованиям. Эта стратегия должна
включать в себя ряд взаимосвязанных направлений работы.
Во-первых, подготовка и принятие законодательных основ и
нормативных правил федерального и регионального уровней, регу-
лирующих деятельность ИКС, контроль за их соблюдением,
формирование приоритетов и ключевых задач промышленной по-
литики, подготовка государственных программ поддержки приори-
7
тетных направлений развития промышленного комплекса и малого
бизнеса, ограничение монополизма и стимулирование конкуренции.
Во-вторых, формирование корпоративных органов экономиче-
ского регулирования на базе крупных ИКС разных форм собствен-
ности. Причем главный, признак ИКС ? наличие в объединении
специализированной управляющей компании - должен выражаться
в следующих функциях управленческой деятельности:
? обеспечение рациональных (партнерских, договорных) связей с
государственными органами управления;
? подготовка, координация и контроль за выполнением корпора-
тивных планов и программ совместной деятельности хозяйст-
вующих субъектов;
? привлечение внешних инвесторов;
? разработка и реализация корпоративной стратегии деятельно-
сти на фондовом рынке;
? выполнение других управленческих функций, связанных с за-
щитой и реализацией интересов акционеров.
В-третьих, создание стройной системы органов управления,
охватывающих все корпоративное пространство (государственные и
муниципальные предприятия, внутрифирменное управление и т. д.).
Однако в условиях переходной экономики многие правовые
вопросы еще не отрегулированы и зачастую имеют взаимоисклю-
чающие положения. Становление ИКС как имманентной рыночной
структуры в России сопряжено с рядом отрицательных моментов.
Это, прежде всего, сохранение прежних административно-командных

8
функций отраслевых министерств под вывеской вновь образованных
«корпораций», «ассоциаций», «концернов», «холдингов». Таким обра-
зом, еще раз подтверждается актуальность задачи формирования корпо-
ративного права как основы стратегии управления корпорацией и как
теоретической правовой основы реального корпоративного звена эко-
номики. Ныне действующая нормативно-правовая база в основном
обеспечивает государственную поддержку ИКС, а значит, и зависи-
мость от государственных чиновников, что, в известной мере, проти-
воречит идее корпорации как самостоятельного конкурентоспособного
звена экономики [3].
Опасности, возникающие на микроуровне, связанные с функ-
ционированием ИКС, можно свести к следующим:
? в крупных корпорациях и их объединениях нередко имеют ме-
сто бюрократизация и злоупотребления контрольно-
управленческими функциями. Причем, чем менее связаны (с точ-
ки зрения технологии, коммерческого оборота и т. п.) предпри-
ятия, объединенные в ИКС, тем острее проявляются негибкость
и несовершенство их внутреннего управления;
? в крупных ИКС нередко возникает много сложностей в связи с
перераспределением денежных фондов между предприятиями;
? наконец, в больших объединениях корпоративного типа посто-
янно сохраняется возможность искусственного поддержания не-
рентабельных предприятий за счет рентабельных.
И все-таки корпоративный сектор российской экономики, осо-
бенно когда он переходит в свою наивысшую форму развития (появ-
ляются финансово-промышленные группы), создает условия для оп-
9
тимального управления им как на микро, так и на макроуровне. Ес-
ли публичный контроль за деятельностью корпораций заложен уже в
самих принципах организации акционерных обществ, то объединение
акционерных обществ в крупные ИКС дает возможность государству
управлять макроэкономическими процессами на уровне отраслей,
регионов и страны в целом. Это связано с тем, что:
1. небольшое число объектов управления в экономике страны
(крупные корпорации, финансово-промышленные группы и т.п.) способ-
ствует снижению инфляционного роста цен, увеличивает предска-
зуемость динамики цен и т.п.;
2. концентрация капитала в корпорациях повышает эффективность
бюджетного и финансового регулирования рыночной экономики;
3. сокращается потребность в государственных предприятиях с
социально ориентированной программой производства;
4. без вмешательства государства идет быстрый процесс оптими-
зации экономических структур в секторах рынка, где господствуют
корпорации;
5. повышается инновационная активность в экономике, так как
инновационная деятельность традиционно относится к приоритет-
ным направлениям работы корпораций;
6. усиливаются позиции на рынке отечественных производите-
лей, объединенных в ИКС;
7. расширяются возможности отечественных предпринимате-
лей в интеграции с мировой экономикой.
Понятно, что все эффекты от создания ИКС связаны с факто-
ром масштаба или синергетическим эффектом. В первую очередь
при этом происходит консолидация крупных финансовых потоков в
10
одном месте. Кроме того, объединение нескольких юридических
лиц (предприятий) под единым управлением дает возможность сни-
зить их совокупные потребности в оборотных средствах. Также на-
до иметь в виду, что финансовая мощь ИКС несет в себе такие пре-
имущества, как гарантированное получение крупных кредитов и
другие преимущества, которые объясняются инвестиционной при-
влекательностью. И, наконец, ИКС позволяет централизовать
управление основными бизнес-процессами и соответственно дает
большое пространство для маневра менеджерам для оптимизации
этих бизнес-процессов [1].
Очень важным преимуществом ИКС является возможность ди-
версифицировать рыночные риски.
В наиболее общем виде организационная структура ИКС пока-
зана на рис. 1.1.
Из рисунка видно, что в ИКС имеются три уровня управленче-
ской иерархии:
1. Уровень корпоративного центра, который выполняет задачи:
управление акционерным капиталом, управление портфелем ры-
ночных сегментов и межотраслевое перераспределение ресурсов.
2. Уровень управляющих компаний, действующих в отдельных
сегментах рынка, они выполняют задачи: управление производст-
венной сетью, управление бизнес-процессами и внутрисетевое пе-
рераспределение ресурсов.




11
Акционеры


Корпоративный центр



Управляющая Управляющая Управляющая
компания А компания Б компания В


Произ- Сер- Произ- Сер- Произ- Сер-
Произ- Сер- Произ- Сер- Произ- Сер-
водст- висные водст- висные водст- висные
водст- висные водст- висные водст- висные
венные компа- венные компа- венные компа-
венные компа- венные компа- венные компа-
компа- компа- компа-
нии нии нии
компа- компа- компа-

стр. 1
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>