стр. 1
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Институт проблем управления
им. В.А. Трапезникова



Бурков В.Н., Джавахадзе Г.С., Динова Н.И., Щепкин Д.А.




Применение игрового
имитационного
моделирования для оценки
эффективности
экономических механизмов.




Москва - 2002
УДК 65.012
ББК 32.81


Бурков В.Н., Джавахадзе Г.С., Динова Н.И., Щепкин Д.А.
Применение игрового имитационного моделирования для
оценки эффективности экономических механизмов. М.: ИПУ
РАН, 2003. – 51 с.



Настоящая работа содержит описание процедур построе-
ния имитационных игр для оценки эффективности экономи-
ческих механизмов. Значительное внимание уделяется оцен-
ки эффективности механизмов распределения
централизованных средств.
Работа рассчитана на специалистов (теоретиков и прак-
тиков) по управлению организационными системами.



Рецензент: д.т.н., проф. Д.А. Новиков




Утверждено к печати Редакционным советом Института




2
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................... 4

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – МЕТОД
1.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ........... 6

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА "ЭКСПЕРТИЗА". ............... 13
2.

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «МЕХАНИЗМЫ
3.
АБСОЛЮТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ» ................................ 23

МЕХАНИЗМЫ ПРЯМЫХ ПРИОРИТЕТОВ. ................ 30
4.

МЕХАНИЗМЫ ОБРАТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ. ............ 34
5.

МЕХАНИЗМ КОНКУРСНОГО
6.
РАСПРЕДЕЛЕНИФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ............. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................... 49

ЛИТЕРАТУРА ............................................................................ 50




3
ВВЕДЕНИЕ

В условиях структурной перестройки народного хозяйства,
при образовании объектов хозяйственной деятельности на принци-
пиально иной основе, формировании новых хозяйственных отно-
шений возрастают требования к повышению эффективности
управления экономикой. В ряду проблем повышения эффективно-
сти управления хозяйственной деятельностью важную роль играют
проблемы разработки теоретических основ и методологии модели-
рования сложных социальных и экономических систем.
Теория, в рамках которой ведется разработка эффективных
механизмов функционирования социальных и экономических
систем с учетом человеческого фактора, возникла в конце 60-х
годов и получила название теории активных систем. Теоретические
и экспериментальные исследования механизмов функционирова-
ния, связанные между собой обеспечивают большую эффектив-
ность решения задач управления, повышают обоснованность полу-
ченных результатов. В то же время, несмотря на большое число
публикаций, связанных с исследованием функционирования актив-
ных систем, наблюдается очевидный недостаток работ, объеди-
няющих теоретические и экспериментальные разработки в единый
исследовательский комплекс.
Важность разработки методов моделирования, позволяющих
проводить теоретические и экспериментальные исследования
обусловлена тем, что практически ни одна работа, связанная с
внедрением теоретических результатов, не обходится без экспери-
ментальной проверки. Во-первых, это связано с тем, что задачи,
получающиеся при разработке организационных механизмов яв-
ляются довольно сложными в математическом отношении и не
имеют, во всяком случае в настоящее время, общих методов реше-

4
ния. А во-вторых, в основе оценки эффективности организацион-
ных механизмов лежит понятие решения игры, представляющее
собой определенную формализацию гипотез о поведении людей в
системе. Подтвердить или опровергнуть гипотезу можно после ее
экспериментальной проверки.
Метод имитационных игр и имитационное моделирование да-
ют возможность проводить экспериментальные исследования
моделей организационных систем. Они широко применяются в
настоящее время в процессе принятия экономических решений как
инструмент исследования и обоснования проектов организацион-
ных механизмов. Кроме того, имитационные игры хорошо зареко-
мендовали себя как эффективное средство активного обучения
деятельности аппарата управления в условиях нового механизма.




5
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ –
1.
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ.

Экспериментальный метод исследований в таких науках как
физика, химия, биология широко известен. К настоящему времени
в этих науках уже накоплен огромный опыт по организации экспе-
риментов. В распоряжении экспериментаторов имеются тщательно
разработанные и прошедшие проверку на практике принципы
планирования эксперимента и методы обработки результатов
эксперимента. В области управления сложными организационными
системами, к которым и относятся вопросы разработки экономиче-
ских механизмов обеспечения безопасности от природных и техно-
генных катастроф, подобного опыта применения экспериментов не
существует, хотя проведение различных учений и тренировок
персонала для приобретения навыков работы в новых условиях
практикуется уже довольно давно.
В первую очередь, сюда можно отнести всевозможные воен-
ные учения и маневры [1]. Для их проведения создавались соответ-
ствующие ситуации, которые в той или иной степени отражали
будущую боевую обстановку. В этих искусственно созданных
ситуациях участники учений и маневров осваивали приемы боя,
приобретали опыт ведения боевых действий.
Аналогичным путем шло развитие аварийных игр [2,3], в ко-
торых участники отрабатывали свои действия в случае возникно-
вения нештатных ситуаций на промышленных предприятиях.
Следующим шагом в развитии игрового моделирования в во-
енной области стала организация и проведение штабных учений.
При организации штабных учений или штабных игр широко при-
менялись модели, разработанные с помощью карт и планов, кото-
рые являются удобным средством моделирования. Таким образом,
6
военные игры, с одной стороны, предназначены для обучения
военнослужащих оперативному реагированию на внезапно возни-
кающие и быстро меняющиеся ситуации, а с другой стороны, для
приобретения навыков разработки и реализации крупномасштаб-
ных операций.
Расширение области применения военных игр, в конечном
счете, привело к тому, что военная проблематика стала захватывать
и чисто экономические вопросы. Так, в 1955 году сотрудниками
американской фирмы " Ренд корпорейшен" была разработана
первая игра с применением ЭВМ. Цель игры заключалась в озна-
комлении и обучении офицеров службы материально-технического
обеспечения американского военно-воздушного флота вопросам
управления снабжением запасными частями военно-воздушных баз
США.
В 1956 г. представители American Management Association
(AMA) изучили опыт военных игр и разработали имитационную
игру, моделирующую процесс принятия решений высшим руково-
дством фирмы [4].
Бурное развитие вычислительной техники, а особенно, средств
моделирования, привело к тому, что применение игровых матема-
тических моделей для решения стратегических, экономических,
финансовых и других задач получило широкое распространение.
Эффективным средством проверки свойств экономических ме-
ханизмов является метод деловых имитационных игр [5,6].
Применение игрового имитационного моделирования при раз-
работке экономических механизмов обеспечения безопасности
позволяет осуществлять экспериментальную проверку теоретиче-
ских результатов и практических предложений по созданию новых
экономических механизмов и для совершенствования существую-
щих экономических регуляторов. Кроме того, игровой подход
позволяет практическим работникам получить определенное пред-
7
ставление о новых экономических механизмах и приобрести неко-
торый опыт их применения. Следовательно, игровое имитационное
моделирование можно рассматривать и как метод эксперименталь-
ного исследования и как инструмент для обучения.
При проведении имитационной игры исследуется функциони-
рование организационной системы в течение определенного пе-
риода времени. В игровой интерпретации отдельный период функ-
ционирования организационной системы рассматривается как одна
партия, при этом предполагается, что механизм функционирования
определен и не меняется при переходе от одного периода функцио-
нирования к другому.
При проведении имитационных игр, функции активных эле-
ментов, связанные с принятием решений выполняют игроки. Каж-
дая партия имитационной игры, как и большинство игр, связанных
с анализом экономических механизмов проводится в три этапа.
1. Этап сбора данных.
2. Этап планирования.
3. Этап реализации.
На этапе сбора данных ведущему игры сообщается запраши-
ваемая информация, на этапе планирования на основе полученной
информации формируется управленческое решение и, наконец, на
этапе реализации определяется значение целевых функций игроков
(выигрыш).
Отметим здесь важное направление, связанное с применением
имитационных игр, как в исследовательских целях, так и в целях
обучения. Это игры с участием автоматов (artificial players or
robots). В таких играх часть участников игры заменяются автома-
тами (под автоматом понимается специальная программа, в кото-
рой реализован алгоритм гипотезы поведения лица, принимающего
решения) с формализованными процедурами принятия решений.
Можно утверждать, что замена реального игрока на искусственно-
8
го представляет собой попытку построить модель поведения чело-
века. Эта модель включает в себя основные параметры, характери-
зующие индивидов, и, прежде всего, мотивы экономической актив-
ности, ее цели и средства достижения этих целей.
Естественно, что имитация многообразия человеческой лично-
сти, ее неповторимой индивидуальности, разнообразных мотивов
ее деятельности - задача в полном объеме практически неразреши-
ма. Однако, в данном случае проблема значительно упрощается,
так как формализуется главным образом то, что объясняет эконо-
мическое поведение людей в различных хозяйственных ситуациях.
По мнению авторов [7], среди многочисленных подходов к
моделированию экономического поведения человека условно
можно выделить несколько основных направлений. В первом
направлении экономическое поведение людей в рамках модели
"человека экономического" или "homo economicus" предполагает
использование постулата о рациональном поведении человека. В
его основе лежит стремление индивидуума получить максималь-
ный результат при минимальных затратах в условиях ограниченно-
сти используемых возможностей и ресурсов. Модели человека, в
рамках второго направления включают в себя стремление не толь-
ко к материальным благам, но и определенные элементы психоло-
гического характера - милосердие, цели, связанные с традициями,
соображениями престижа, использованием свободного времени и
т.д. Для третьего направления характерно изменение мотивации
деятельности в направлении возрастания значения тех или иных
составляющих, которые обеспечивают реализацию не столько
материальных, сколько духовных потребностей личности.
Анализируя перечисленные направления моделирования эко-
номического поведения человека авторы [7] заключают, что стрем-
ление человека минимизировать свои затраты и максимизировать
выгоду явно просматривается во всех подходах к моделированию
9
человеческой деятельности. Отсюда они делают вывод, что прин-
цип рационального экономического поведения является универ-
сальным экономическим принципом при моделировании "человека

стр. 1
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>