<< Предыдущая

стр. 6
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Следует отметить, что принцип обратных приоритетов облада-
ет следующими свойствами. Во-первых, в окончательном распре-
делении средств, каждое направление получает такое финансиро-
вание, какое заявляли игроки. Во-вторых, механизмы обратных
приоритетов создают обратную тенденцию - занижать (а не завы-
шать) рекомендуемые оценки (можно сказать, что в данном случае
действует принцип «меньше просишь - больше получишь»), то есть
тенденцию экономить, что весьма важно в условиях дефицита
средств.




38
6. МЕХАНИЗМ КОНКУРСНОГО
РАСПРЕДЕЛЕНИФИНАНСОВЫХ
СРЕДСТВ.

Конкурсные механизмы - один из достаточно хорошо извест-
ных принципов управления в практике регулирования экономиче-
скими системами. Особенность конкурсных механизмов состоит с
том, что они требуют организации явного соперничества между
участниками конкурса. В число победителей конкурсов входят те
исполнители, которые имеют наибольшие показатели эффективно-
сти использования выделяемых средств на выполнение работ, по
обеспечению требуемого уровня безопасности. Победители кон-
курса получают определенный приоритет при распределении
финансовых средств. Следует отметить, что при организации кон-
курса игроки сообщают в Центр не только заявку на объем финан-
сирования но и ожидаемую величину эффекта от реализации при-
оритетных направлений. То есть здесь предполагается, что у
игроков увеличивается число степеней свободы. Для достижения
своих целей они уже могут играть на двух видах информации.
Цель игры заключается в исследовании схемы конкурсных ме-
ханизмов распределения ограниченных средств, в которых исполь-
зуются различные процедуры распределения средств как среди
победителей, так и среди побежденных.
Задача Центра заключается в таком распределении имеющихся
финансовых средств, чтобы полученный от выполнения работ
эффект в системе в целом был наибольшим. Величина этого эф-
фекта зависит от того, насколько эффективно будут использованы
финансовые средства исполнителями и сколько средств будет
выделено каждому исполнителю.
Задача игроков заключается в следующем.. Зная принципы оп-
ределения победителей конкурса и процедуры распределения
39
Центром финансовых средств между исполнителями, выбрать
такую стратегию поведения, то есть сообщать в Центр такую ин-
формацию о себе, обрабатывая которую Центр выделил бы испол-
нителю столько финансовых средств, которое обеспечило бы ему
получение наибольшего значения целевой функции.
Общая модель проведения игры была дана при описании выше
рассмотренных механизмов распределения ресурсов. Здесь будут
введены лишь некоторые дополнительные элементы модели.
M- количество направлений-победителей конкурса;
wi- оценка ожидаемого эффекта i-го исполнителя;
qi- оценка эффективности i-го исполнителя;
wi
qi =
si
с -минимальный размер финансовых средств, выделенных
исполнителям не вошедшим в число победителей;
ti - коэффициент, характеризующиqиспользование финансо-
вых средств
hi - функция штрафа за не достижение (или за завышение)
ожидаемого эффекта i-м исполнителем;
? ? [wi ? Эi ], если wi ? Эi > 0
hi = ?
если wi ? Эi ? 0
?0,
?- коэффициент штрафа.
Под конкурсными механизмами [12] в дальнейшем будем по-
нимать механизмы распределения финансовых средств, в котором
процедура планирования включает этап определения множества Q
направлений-победителей конкурса. Это множество содержит
номера приоритетных направлений с наибольшими оценками
эффективности.



40
Алгоритм определения множества Q может быть представлен
следующим образом. Упорядочим оценки эффективности исполни-
телей проектов qi, i=1,...,n по убыванию, т.е.
qi1 > qi2 >,..., > qin (6.1)
Множество исполнителей-победителей конкурса есть
Q={ik: k?m}, где m<n
Процедура распределения финансовых средств после опреде-
ления множества победителей имеет вид
если 1 ? ik ? m
? sik ,
?
?
x = ? R ? ? sik ? c(n ? m ? 2 ), если ik = m + 1
m


? k =1
если m + 2 ? ik ? n
?c,
?
В особом положении при этом находится исполнитель с номе-
ром m+1. Он является лучшим среди проигравших конкурс, и
поэтому может получить финансовых средств несколько больше
чем С.
Как сказано выше, в рассматриваемой имитационной игре
предусмотрено наказание игрока за не достижение (или за завыше-
ние) ожидаемого эффекта, поэтому целевая функция i-го игрока
имеет вид
f (ti , xi ) = Эi ? hi .
˜

В дальнейшем будем считать, что фактический эффект на-
правления определяется выражением
Эi = r i xi .
Тогда
( )
? ? wi ? ti xi , если wi ? ti xi > 0
?
f (ri , xi ) = ri xi ? ?
˜
(6.2)
если wi ? ti xi ? 0
?0,
?


41
В игре важным моментом является процедура определения по-
бедителей конкурса. Очевидно, что в каждой партии игры количе-
ство победителей может быть разное. Действительно, если Центр
первоначально определяет минимальный размер финансовых
средств с, для исполнителей, не вошедших в число победителей, то
количество победителей можно определить в соответствии со
следующей процедурой. Из упорядоченных оценок эффективности
(6.1) выбирается максимальное число исполнителей m, для которых
справедливо неравенство
m
< R ? c(n ? m )
? sik (6.3)
k =1
и это число m определяет количество победителей в данной партии
игры.
Из процедуры определения победителей в общем случае сле-
дует, что возможен случай, когда имеется лишь один победитель
конкурса, но и он не получает запрашиваемого количества финан-
совых средств, т.е. неравенство (6) в этом случае имеет вид
R-с(n-1)<s
В этом случае победителем конкурса объявляется исполнитель
под номером i и ему передается весь остаток финансовых средств.
Подробный анализ формальной модели конкурсного механиз-
ма приведен в [12,13]. Здесь отметим лишь, что для целевой функ-
ции вида (6.2) равновесная ситуация по Нэшу существует, причем
вид ситуации равновесия определяется величиной коэффициента ?
в функции штрафа hi. Величина ? определяет сильный штраф для i-
го исполнителя проекта, если ему в любой ситуации оказывается
невыгодно отклоняться от заявленной величины ожидаемого эф-
фекта wi, i=1,...,n. В случае же слабого штрафа исполнитель может
отклониться от оценки ожидаемого эффекта и при этом выиграть
больше чем если бы он придерживался условия wi = ti xi .
42
Каждая партия игры проводится в четыре этапа. На первом
этапе участники игры сообщают в Центр свои заявки на финанси-
рование si и ожидаемый эффект wi от выполнения работ по обеспе-
чению требуемого уровня безопасности.
Второй этап - этап определения участников-победителей. На
этом этапе Центр на основе полученных заявок определяет участ-
ников-победителей с наибольшими оценками эффективности.
На этапе распределения (третий этап) Центр на основе полу-
ченных оценок рассчитывает объем финансирования хi для участ-
ников игры.
На четвертом этапе - участники, получив свой объем финанси-
рования, подсчитывают свой эффект по формуле (6.2).
На этом партия считается законченной и следует переходить к
следующей партии. То есть участники вновь сообщают в Центр
заявки на финансирование, Центр обрабатывает полученную ин-
формацию и т.д.
Партии игры повторяется до тех пор, пока достаточно явно не
проявится стратегия поведения участников игры.

Результаты проведения игры.

Количество участников -5
Количество финансовых средств, выставленных на конкурс -500
Гарантированное минимальное количество финансовых -50
средств, выделяемое участникам конкурса
Коэффициент штрафа -0.6

t1=50; t2=50; t3=60; t4=70; t5=70




43
Партия №1
Номер игрока 1 2 3 4 5
Заявка 100.0 120.0 130.0 160.0 180.0
Оценка эффективности 75.0 80.0 90.0 110.0 50.0
Полученные средства 100.0 60.0 130.0 160.0 50.0
Место в конкурсе 1 4 2 3 5
Штраф 4.1 0.0 1.6 4.0 0.0
Целевая функция 68.1 54.8 87.3 103.3 59.2

Партия №2
Номер игрока 1 2 3 4 5
Заявка 110.0 110.0 140.0 170.0 170.0
Оценка эффективности 75.0 80.0 90.0 110.0 120.0
Полученные средства 110.0 110.0 50.0 60.0 70.0
Место в конкурсе 3 1 5 4 2
Штраф 0.8 5.6 0.0 0.0 10.0
Целевая функция 73.7 70.7 54.8 64.8 102.5

Партия №3
Номер игрока 1 2 3 4 5
Заявка 115.0 120.0 154.0 170.0 180.0
Оценка эффективности 75.0 80.0 100.0 115.0 120.0
Полученные средства 50.0 90.0 140.0 170.0 50.0
Место в конкурсе 5 3 1 2 4
Штраф 0.0 0.0 8.0 5.7 0.0
Целевая функция 50.0 67.1 86.6 105.5 59.2




44
Партия №4
Номер игрока 1 2 3 4 5
Заявка 115.0 120.0 150.0 175.0 180.0
Оценка эффективности 80.0 85.0 100.0 115.0 130.0
Полученные средства 100.0 120.0 50.0 50.0 180.0
Место в конкурсе 3 2 4 5 1
Штраф 0.0 7.2 0.0 0.0 17.0
Целевая функция 70.0 72.9 54.8 59.2 101.6

Партия №5
Номер игрока 1 2 3 4 5
Заявка 1150 125.0 150.0 175.0 190.0
Оценка эффективности 83.0 85.0 110.0 125.0 130.0
Полученные средства 115.0 50.0 150.0 135.0 50.0
Место в конкурсе 2 5 1 3 4
Штраф 6.9 0.0 14.5 0.0 0.0
Целевая функция 71.5 50.0 85.8 97.2 59.2

Партия №6
Номер игрока 1 2 3 4 5
Заявка 120.0 125.0 160.0 175.0 190.0
Оценка эффективности 83.0 90.0 110.0 130.0 140.0
Полученные средства 50.0 50.0 50.0 175.0 175.0
Место в конкурсе 4 3 5 1 2
Штраф 0.0 0.0 0.0 18.5 0.0
Целевая функция 50.0 50.0 54.8 99.1 110.7




45
Партия №7
Номер игрока 1 2 3 4 5
Заявка 120.0 125.0 160.0 180.0 190.0
Оценка эффективности 90.0 100.0 120.0 130.0 145.0
Полученные средства 85.0 125.0 50.0 50.0 190.0
Место в конкурсе 3 1 4 5 2
Штраф 0.0 20.1 0.0 0.0 28.5
Целевая функция 65.2 66.5 54.8 59.2 97.5

Партия №8
Номер игрока 1 2 3 4 5
Заявка 100.0 125.0 130.0 170.0 195.0
Оценка эффективности 72.0 95.0 90.0 130.0 145.0
Полученные средства 50.0 125.0 50.0 170.0 105.0

<< Предыдущая

стр. 6
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>