<< Предыдущая

стр. 20
(из 20 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

496
ушедшие в самую глубину, в народную толщу), но и нарастающего внимания к сокровенным эстетическим достоинствам собственно народной культуры.
Так русская эстетика, русская литература XVIII века стала «просыпаться» к красоте народного слова.
Однако в XIX веке, когда был поднят стяг народности, оценка XVIII века, и именно в этом пункте, была единодушно суровой. И неприкаянность XVIII столетия прежде всего усмотрели в измене национальному. Поэтому за отрыв от народной жизни и поэтических воззрений русского народа этот век равно осудили и писатели (Лев Толстой), и критики (Николай Чернышевский), и ученые-литературоведы (Федор Буслаев, Николай Тихонравов).
Таким образом, XVIII век стоял в начале пути к самобытности, в начале того самого движения, которое и привело к торжеству идеи народности в середине XIX века; но зрелые, стоящие в завершьи пути, осуждают своих предшественников, зачинателей и первопроходцев.
Вместе с тем вырастает в значении и другая проблема.
Неявно или намеренно, но упомянутый строгий спрос с XVIII века подразумевает тот резкий насильственный и болезненный разрыв со всей древнерусской традицией и отпадением от национальных корней.
Но и тут есть тонкости, обычно неучитываемые.
Ведь еще в: своей ранней работе «О преподавании отечественного языка» Буслаев, признавая великое значение «Истории» Карамзина, в особую заслугу ставит то, что Карамзин сумел «воспитать себя в древней нашей литературе». Это очень точная и обдуманная фраза, но за ней, если всмотреться, стоит новая мера оценки русской литературы XVIII века.
Здесь Карамзин — сохранитель и передатчик традиций древней художественности. Но очевидно ведь, что Карамзин делал это не один, и не только потому, что он — выдающийся национальный писатель; он — продолжатель и завершитель долгих усилий многих писателей, а точнее, всей литературы XVIII столетия. Он заключает собой, своей «Историей» целую полосу усвоения культуры Древней Руси; он замыкает ряд.
Из этого следует, что, видимым образом разорвав связи, литература XVIII века впоследствии вернулась, чтобы с новой уже высоты обозреть ранее отринутое. Она поначалу отказалась от художественности XVII века, чтобы несколько спустя поработать и усвоить себе всю многовековую художественность Древней Руси.
Своеобразно отношение Буслаева и к русской литературе XIX века. Только в признании Пушкина он безоговорочен. Его

497
же восприятие Гоголя уже сложнее и неоднозначнее. Оно складывалось еще в университетские годы, под влиянием близких к Гоголю профессоров (М. П. Погодин и др.), но окончательно сформировалось позднее. Первое заграничное путешествие Буслаева пришлось на время проживания великого писателя в Италии, и Буслаев относится к числу немногих русских, видевших «живого» Гоголя в Риме.
Можно вспомнить, что в буслаевских зарубежных корреспонденциях, написанных даже в 60 — 70-е годы, в зарисовках итальянского или немецкого быта, видны уроки натуральной школы и самого Гоголя. Но тем не менее буслаевское восприятие творчества Гоголя — это диалог-спор. К гоголевской же моральной проповеди Буслаев остался совершенно прохладен, равно как впоследствии и к проповеди Толстого, ибо считал, что дело художника писать правдивые картины жизни, а не примеривать пророческую тогу.
Требование полноты художественного воспроизведения народной русской жизни заставляло зрелого Буслаева с заметной осторожностью относиться и к современной ему литературе. А ведь, казалось, это было время могучих свершений русского реализма.
Позицию Буслаева еще можно понять исходя из литературной ситуации 50 — б0-х годов, когда практически вся критика, а с нею и все общество жили предощущением великой литературы. И Чернышевский, и Дружинин, и Григорьев, и Леонтьев, и вместе с ними Буслаев сдержанно оценивают писателей-современников, ибо все твердо убеждены, что настоящий взлет русской литературы впереди. Каждому этот взлет видится по-особому, оценка у каждого строится на известных одному ему основаниях, однако любопытно, что при всей разности понимания путей русской словесности в XIX веке совпадение во взгляде на настоящее литературы ощутимое. Такое «совпадение при разномыслии» красноречиво и поучительно. И оно, по-видимому, вполне отражает и повышенный интерес в обществе к развитию литературы, и стремление самой литературы ко все более полному и глубокому художественному отображению жизни.
Странно и любопытно другое. Такие устремленные в будущее и одинаково недоверчивые оценки сопровождают уверенность самой набиравшей силы литературы. И то и другое, несомненно, связано между собою, а скорее всего, питаемо из одного источника.
Далеко не всем из тех «надеющихся скептиков» посчастливилось дожить до взлета русского романа. Но все, кто дожил (и Буслаев, и Леонтьев, и Чернышевский), трезво и спокойно оценивают его успехи (гораздо спокойнее и, я бы сказал, бес-

498
страшнее, чем мы сейчас) и далеки от того, чтобы считать, что все художественные задачи уже решены и все вершины покорены.
Следует прибавить, что упоминание в принципиальных выводах данной работы Тургенева рядом с именами Пушкина и Гете симптоматично и для Буслаева неслучайно. Буслаев ставил Тургенева в современности особо, замыслил писать о нем большую статью и собирал материалы. В этой симпатии сказалось, видимо, не только то, что Тургенев (ровесник Буслаева: оба родились в 1818 г.) выразил какие-то особые тайны, догадки и чувствования, пережитые именно этим поколением, но и его любовь к русскому слову, его сочувственное внимание к простому народу, а главное, то безусловное доверие к живой жизни, не искривленное тенденцией и не задушенное книжностью, которое лежало в основе художества Тургенева и которое Буслаев ставил выше всего.


ИССЛЕДОВАНИЯ, НА КОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ССЫЛАЕТСЯ ф. И.-БУСЛАЕВ В СВОИХ СТАТЬЯХ:

Бессонов Петр Алексеевич. Калеки перехожие. Сборник стихов и исследований. Ч. 1 — 2. М., 1861 — 1863.
Варенцев Виктор Гаврилович. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860.
Варлаам, архимандрит (Денисов). Историко-археологическое описание древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре. — Чтения имп. Общества истории и древностей российских. 1860.
Забелин Иван Егорович. Домашний быт русских царей. // Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Ч. 1. М., 1862.
Калайдович Константин Федорович. Иоанн, ексарх Болгарский. М., 1824.
Караджич Вук Стефанович. Српске народне пиесме. Кн. 1 — 4 (Лейпциг), 1823 — 1833. (На сербском языке.)
Караджич В. С. Српске народне приповиетке. (Вена), 1853. (На сербском языке.)
< Киреевский Петр Васильевич >. Песни, собранные Киреевским. Ч. 1 — 3. М., 1860 — 1874.
<Киреевский П. В.> Песни, собранные Киреевским. Ч. 1 — 3, М., Общ-во любителей российской словесности, 1861 — 1872.
Киреевский П. В. Русские народные стихи. Ч. 1. М., 1848.
Костомаров Николай Иванович. Об историческом значении русской народной поэзии. Харьков, 1843.
(Костомаров Н. И. ) Памятники старинной русской литера-

499
туры, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1 — 4. СПб., 1860 — 1862.
Кулиш Пантелеймон Александрович. Записки о Южной Руси. Т. 1 — 2. СПб., 1856 — 1857.
Кулиш П. А. Украинские народные предания. СПб., 1847.
Макарий, архимандрит (Миролюбив). Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях. < М., 1861).
Макарий, митрополит (Булгаков). История Русской церкви. Т. 1 — 12. СПб., 1857 — 1883.
Максимович Михаил Александрович. Малороссийские песни. М, 1827.
Максимович М. А. Украинские народные песни. Киев, 1834.
Максимович М. А. Сборник украинских песен. Ч. 1. Киев, 1849.
Пыпин Александр Николаевич. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских. СПб., 1857.
Ровинский Дмитрий Александрович. История русских школ иконописания до XVII века. СПб., 1856.
Сахаров Иван Петрович. Русские народные сказки. Ч. 1. СПб., 1841.
Сахаров И. П. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. Ч. 1 — 3. СПб., 1836 — 1837.
Снегирев Иван Михайлович. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1 — 4. М., 1837 — 1839.
Срезневский Измаил Иванович. Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям. Харьков, 1846.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДРЕВНЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, УПОМИНАЕМЫЕ Ф. И. БУСЛАЕВЫМ /ИЗДАНИЯ/

Азбуковник — Изд.: Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1849, т. 2, кн. 5; Буслаев Ф. И. 1 / Дополнения и прибавления по второму тому Сказаний русского народа И. Сахарова // Арх. ист.-юрид. сведений, относ, до России / Изд. Н. Калачевым. М., 1850, кн. 1, отд. 4, с. 1 — 31 /отрывки/; 2/ Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861; Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI — начала XVII в. Л„ 1975, с. 268 — 312.
Аристотелевы Врата — Сказание о еллинском философе о премудром Аристотеле. — Изд.: Сперанский М. Из истории отре-

500
ченных книг, IV. Аристотелевы Врата, или Тайная Тайных. СПб., 1908 /ПДПИ, т. 171/, с. 240 — 241; ПЛДР /Вып. VI/. М., 1984, с. 592 — 595.
Беседа о бражнике — Повесть о бражнике. — Изд.: Русская демократическая сатира XVII века. 2-е изд. М., 1977, с. 85 — 86.
Беседа трех святителей — Изд.: Пыпин А. Н. Памятники старинной русской литературы, вып. 3. СПб., 1862, с. 169 — 178; Вяземский П. П. Беседа трех святителей // ПДП, СПб., 1880, вып. 1, с. 63 — 123; ПЛДР. Вып. П. М., 1980, с. 136 — 147.
Видение Исайи — Изд.: Франко И. Апокрифы, т. 4, с. 109 — 116; Успенский сборник XII — XIII вв. М., 1971, с. 169 — 171.
Домострой — Изд.: ПЛДР. Вып. VII. М., 1985, с. 70 — 173 /Подг. текста и перевод В. В. Колесова/.
Духовные стихи. Голубиная /Глубинная/ Книга — Изд.: Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М. — Л, 1958, с. 269 — 270. Былины. М, 1981, с. 470 — 471, 479 — 485; П. В. Киреевский. Записи П. И. Якушкина. Т. 2, Л., 1986, с. 10 — 13.
Два Лазаря — Братья Лазари — богатый и бедный. — Изд.: Былины. М., 1981, с. 490 — 495; П. В. Киреевский. Записи П. И. Якушкина. Т. 1, Л, 1983, с. 133 — 135, 180 — 181; т. 2, Л., 1986, с. 24 — 25.
Егорий и змей — Егорий, царевна и Змей — Изд.: Былины. М, 1981, с. 446 — 450, 471 — 472.
Иван Богословец — Нищая братия и Христос — Изд.: Былины. М., 1981, с. 486 — 490.
Молитвы Святаго Иоасафа, в пустыню входяща — Изд.: П. В. Киреевский. Записи П. И. Якушкина, т. 1, Л., 1983, с. 225 — 226; ПЛДР. Вып. VIII. М., 1986, с. 550 — 553.
Плач Адама — Изд.: ПЛДР. Вып. VIII. М, 1986, с. 550 — 551; П. В. Киреевский. Записи П. И. Якушкина. Т. 2, Л., 1986, с: 238 — 239.
Сон Богородицы — Изд.: П. В. Киреевский. Записи П. И. Якушкина. Т. 2, Л„ 1986, с. 36 — 38.
Сорок калик со каликою — Изд.: Былины. М., 1981, с. 451 — 459.
Стих про Егория Храброго — Изд.: П. В. Киреевский. Записи П. И. Якушкина. Т. 2. Л., 1986, с. 16 — 20.
Стихи об Анике-Воине — Изд.: Былины. М., 1981, с. 474 — 479.

Житие Авраамия Смоленского — Изд.: Розанов С. П. Жития Преподобного Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912, с. 1—24; Древнерусские предания. М., 1982, с. 73—116

501
/подг. текста и перевод В. В. Кускова/; ПЛДР. Вып. III, М., 1981, с. 66 — 105 /подг. текста и перевод Д. М. Буланина/.
Житие Василия Блаженного — Изд.: Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М., 1910 /Записки Моск. археолог, ин-та, т. 8/.
Житие Василия Нового — Изд.: Вилинский С. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1911, ч. 2. Тексты.
Житие Исидора Твердислова, юродивого Ростовского — текст Жития не издан.
Житие Иулиании Лазаревской — Повесть об Ульянии Осорьиной — Изд.: Русские повести XVII века. М., 1954, с. 39 — 47 /подг. текста М. О. Скрипиля/; Изборник. М., 1969, с. 542 — 549 /подг. текста Р. П. Дмитриевой/.
Житие Михаила Клопского — Ф. И. Буслаев имеет в виду третью редакцию Жития, составленную В. М. Тучковым в 1537 г. — Изд.: Повести о житии Михаила Клопского. М. — Л., 1958, с. 89 — 167 /Подг. текстов Л. А. Дмитриева/; фрагменты см. в составе Великих Миней-Четьих митр. Макария: ПЛДР. Вып. VIII. М., 1986, с. 522 — 529.
Житие Никиты Столпника Переяславского — Научных изданий не имеет.
Житие Прокопия Устюжского — Изд.: Житие Преподобного Прокопия Устюжского. СПб., 1893 /ОЛДП, вып. 103/.
Житие Спиридона и Никодима — См.: Киево-Печерский Патерик, Слово 34.
Житие Феодосия Печерского — Это сочинение Нестора-Летописца вошло в Киево-Печерский патерик /Слово 8/ — Изд.: ПЛДР. Вып. I, М., 1978, с. 304 — 391 /подг. текста и перевод О. В. Творогова/. См. также: Изборник. М., 1969, с. 92 — 145, и Успенский сборник XII — XIII вв. М., 1971.
Зерцало Великое — Изд.: Державина О. А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965.
Златая Цепь — Златая Чепь — Изд.: Фрагменты — Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861, стлб. 477 — 516; Памятники древнерусской церковноучительской литературы. СПб., 1897, вып. 3, с. 1 — 16, 19 — 30, 30 — 36. 43 — 44, 51 — 53, 56 — 57, 73 — 74, 100 — 103, 109 — 114, 168 — 192.
«Изборник» Святослава 1073 г. — Изд.: Изборник Святослава 1073 г. М., 1983. Кн. 1 — 2.
«Изборник» Святослава 1076 г. — Изд.: Изборник 1076 г. М., 1965.
Кирша Данилов — Изд.: Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М. — Л., 1958.

502
Киево-Печерский Патерик — Изд.: Абрамович Д. И. Киево-Печерьский патерик. У Киев, 1931; Художественная проза Киевской Руси XI — XIII веков. М., 1957, с. 149 — 226 /перевод М. А. Викторовой под ред. И. П. Еремина/; ПЛДР. Вып. II. М., 1980, с. 412 — 623 /подг. текста и перевод Л. А. Дмитриева/; Житие Преп. Феодосия /Слово 8/ — см: ПЛДР. Вып. I, М., 1978, с. 305 — 391 /подг. текста и перевод О. В. Творогова/.
Ключ Разумения — Изд.: Иоанникий Галятовский. Ключ Разумения. Киев, 1659.
Книга глаголемая (Описание) о Российских святых, где в коем граде, или области, или в монастыре, или в пустыни поживе и чудеса сотвори всякаго чина святых — Изд.: ЧОИДР, 1887, кн. IV, отд. II, с. 1 — 291.
Козма Индикоплов — «Христианская топография» Козьмы Индикоплова — Изд.: Книга глаголемая Козмы Индикоплова. СПб., 1886 /изд. ОЛДП, № 86/.
Лаврентий Зизаний. Словарь — Изд.: Лаврентий Зизаний /Тустановский/. Лексикам. Вильно, 1596.
«Лествица» Иоанна Лествичника — «Лествица» Иоанна Синайского, или Лествичника — Изд.: Сербский перевод с толкованиями: М., 1647; Варшава, 1785. Перевод Д. М. Ульяновского: М., 1785; СПб., 1812, 1817; Киев, 1823, 1836, 1862, 1869; М., (Издание Козельской Оптиной Пустыни), 1862, 1869, 1892.
Лечебник — Изд.: ПЛДР. Вып. IX. М., 1987, с. 502 — 527 /подг. текста и перевод В. В. Колесова/; Флоринский В. М. Русские простонародные травники и лечебники XVI и XVII вв. Казань, 1879.
Макарьевские Четьи-Минеи — Великие Минеи-Четьи митрополита Макария — Изд.: ПЛДР. Вып. VIII. М., 1986, с. 478 — 549 /Подг. текста Н. Ф. Дробленковой, перевод Н. Ф. Дробленковой и Г. М. Прохорова/; Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861, стлб. 771 — 784 /отрывки/; Великие Минеи Четий, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Изд. Археограф, комиссией. СПб., 1868 — 1897; М., 1910 — 1917 /В 23 выпусках изданы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь /дни 1 — II/, Апрель/.
«Миротворение» Георгия Писиды — «Шестоднев, или Миро-творение» Георгия Писидийского — Изд.: Шляпкин И. А. «Шестоднев» Георгия Писиды в славяно-русском переводе 1385 г. СПб., 1882 /ПДПИ, № 32/.
«Моление Даниила Заточника» — Изд.: Изборник М., 1969, с. 224 — 235; ПЛДР. Вып. II. М, 1980, с. 388 — 399 /Подг. текста и перевод в обоих случаях Д. С. Лихачева/.
«Наказание» Сильвестра — Заключительная 64 глава «Домо-

503
строя» — произведения протопопа Благовещенского собора в Москве Сильвестра, обращенная к его сыну Анфиму. См.: «Домострой».
«Небо Новое» — Изд.: Иоанникий Галятовский. Небо Новое, з звездами сотворенное. Львов, 1665.
О исповедании Евгине и о вопросе внучат ея и о болезни Адамове — Слово о Адаме и Евзе от зачала и свершения — Изд.: Тихонравов, Памятники, т. 1, с. 1 — 15, 298 — 304; Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные, с. 34 — 46, 90 — 96, 208 — 216; Франко, Апокрифы, т. 1, с. 19 — 23.

Палея:
Палея историческая — Изд.: Попов А. Книга бытиа небеси и земли /Палея историческая с приложением сокращенной Палеи русской редакции/. — ЧОИДР, 1881, кн. 1.
Палея толковая — Изд.: Палея толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. /Труд учеников Н. С. Тихонравова/. М., 1892 — 1896, вып. 1 — 2; Публикации отдельных апокрифических сказаний из Палеи см.: Тихонравов, Памятники. СПб., 1863, т. 1, с. 91 — 232, 259 — 272.
Палея хронографическая — Изд.: Толковая Палея 1477 года: Воспроизведение Синодальной рукописи № 210. СПб., 1892, вып. 1; Отдельные апокрифические тексты в кн.: Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным. — ПЛ, СПб., 1862, вып. 3, с. 9 — 10, 20 — 21, 24 — 49, 51 — 58; и в кн.: Тихонравов, Памятники, СПб., 1863, т. 1, с. 17 — 18, 24 — 25, 254 — 258.

Повесть временных лет — Изд.: Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод /Подг. текста Д. С. Лихачева, перевод Д. С. Лихачева и Б. А. Романова/. М. — Л., 1950 /сер. «Литературные памятники»/; ПЛДР. Вып. I, М., 1978, с. 22 — 277 /Подг. текста О. В. Творогова, перевод Д. С. Лихачева/; Повести Древней Руси XI — XII вв. Л., 1983, с. 23 — 227.
Повесть о Ное — Про Ноя и Евгу — Изд.: П. В. Киреевский. Записи П. И. Якушкина. Т. 2. Л., 1986, с. 39.
Повесть о Горе и Злочастии — Изд.: Повесть о Горе-Злочастии. Л., 1984, с. 5 — 16 /серия «Литературные памятники», издание подготовили Д. С. Лихачев и Е. И. Ванеева/; Изборник. М., 1969, с. 597 — 608 /Подг. текста Д. С. Лихачева/.
Повесть о Мамаевом побоище — Сказание о Мамаевом побоище — Изд.: Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982 /серия «Литературные памятники», издание подготовили Л. А. Дмитриев и О. П. Лихачева/; ПЛДР. Вып. IV. М., 1981, с. 132 — 189 /Подг. текста В. П. Бударагина и Л. А. Дмитриева, перевод В. В. Колесова/.

504
Повесть о Петре и Февронии — Изд.: Повесть о Петре и Фев-ронии. Подготовка текстов и исследование Р. П. Дмитриевой Л., 1979; ПЛДР. Вып. VI. М., 1984, с. 626 — 647 /Подг. текста и перевод Л. А. Дмитриева/; Изборник. М., 1969, с. 454 — 463; Древнерусские предания. XI — XVI вв. М., 1982, с. 318 — 344 /Подг. текста и перевод В. В. Кускова/.
Повесть о Соломоне и Китоврасе — Суды Соломона — Изд.: ПЛДР. Вып. IV, М., 1981, с. 68 — 74; Изборник. М., 1969, с. 370 — 375 /Подг. текста и перевод Г. М. Прохорова в обоих случаях/.
Поучение Владимира Мономаха — Изд.: ПЛДР. Вып. I. М., 1978, с. 392 — 413 /Подг. текста О. В. Творогова, перевод Д. С. Лихачева/; Изборник. М., 1969, с. 146 — 171 /Подг. текста и перевод Д. С. Лихачева/.
Поучения и послания Феодосия Печерского — Изд.: Чаго-вец В. А. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901; Еремин И. П. 1) Из истории древнерусской публицистики XI века /Послание Феодосия Печерского к Изяславу Ярославичу о латинянах/. — ТОРДЛ, 1935, т. 2, с. 21 — 38; 2) Литературное наследие Феодосия Печерского. — ТОРДЛ, 1947, т. 5, с. 159 — 184. Молитва преп. Феодосия «за вся крестьяны» была открыта и опубликована Ф. И. Буслаевым; см.: Буслаев Ф. Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских, собранные из XV рукописей Московской Синодальной библиотеки. — В кн.: Матер, для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. М., 1855, с. 23 — 29.
Поучение Ксенофонта своим сыновьям — В составе «Изборника» Святослава 1076 г.
Поучения Луки Жидяты — Изд.: Бугославский С. Поучение еп. Луки Жидяты по рукописям XV — XVII вв. — ИОРЯС, 1914, т. 18, кн. 2, с. 196 — 237.
Поучение св. Феодоры сыну — В составе «Изборника» Святослава 1076 г.
Правда Русская — Изд.: Правда Русская. 1. Тексты. Под ред. Б. Д. Грекова. М. — Л., 1940; Памятники русского права. Вып. I. М., 1952, с. 73 — 232. Подг. текста А. А. Зимина; Российское законодательство Х — ХХ вв. Т. 1. М., 1984, с. 47 — 73.
Притчи Кирилла Туровского — Из «Слов» и «Причт» Кирилла Туровского — Изд.: ПЛДР. Вып. II. М., 1980, с. 290 — 323; Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского. — ТОРДЛ, 1955, т. 11; 1956, т. 12; 1957, т. 13; 1958, т. 15; Евгений. Творения отца нашего Кирилла епископа Туровского. Киев, 1880; Пономарев А. И. Св. Кирилл епископ Туровский и его поучения. — В кн.: Памятники древнерусской церковноучительской литературы. Под ред. проф. А. И. Пономарева. СПб., 1894, вып. I, с. 88 — 198; М; Л., 1955, т. 2, с. 342 — 367.

505
Повесть об Акире Премудром — Изд.: Григорьев А. Д. Повести об Акире Премудром. М., 1913; ПЛДР. Вып. II, М., 1980, с. 247 — 281.
Повесть о Варлааме и Иоасафе — Изд.: Повесть о Варлааме и Иоасафе. Подготовка текста И. Н. Лебедевой. Л., 1985; ПЛДР. Вып. II. М., 1980, с. 197 — 225.
Пчела — Изд.: Бессонов П. Книга Пчела: Памятник древней русской словесности, переведенный с греческого. — ВОИДР, 1857, кн. 25; Семенов В. Древнерусская Пчела по пергаменному списку. СПб., 1893, с. 1 — 144; ПЛДР. Вып. III. М., 1981, с. 486 — 519.
Пролог — Изд.: Пролог. СПб., 1895, кн. 1; СПб., 1896, кн. 2; Пролог по рукописи Публичн. библ. Погодинского древлехранилища № 58. СПб., 1916, вып. 1 /Изд. ОЛДП, № 135/; СПб., 1917, вып. 2 /изд. ОЛДП, № 136/; Литературный сборник XVII века — Пролог. М., 1978.
Прение Живота со Смертию — Повесть о споре Жизни и Смерти — Изд.: ПЛДР. Вып. VII, М., 1985, с. 48 — 53; Изборник. М., 1969, с. 464 — 466.
Песни, записанные Ричардом Джемсом — Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619 — 1620 гг. — Изд.: Симони П. К. Великорусские песни, записанные в 1619 — 1620 гг. для Ричарда Джемса на крайнем севере Московского царства. СПб., 1907; ПЛДР. Вып. IX. М., 1987, с. 536 — 540.
Римские деяния — Изд.: Римские деяния /Gesta Romanorum/, вып. 1 — 2. — Общество Любителей Древней Письменности. СПб., 1877.
Розыск о деле Висковатого — Изд.: Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Вискаватого в лето 7062. — ЧОИДР, 1858, кн. 2, отд. 3.
«Руно Орошенное» — Изд.: Димитрий /Ростовский/. «Руно Орошенное». Чернигов, 1683; Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия, М., 1861, стлб. 1253 — 1258 /отрывки/.
Синайский Патерик — Изд.: Синайский патерик. М., 1967; ПЛДР. Вып. II. М., 1980, с. 116 — 135 /Фрагменты: 12 слов из 335; подг. текста и перевод В. В. Колесова/; Издания русского перевода «Луга Духовного» Иоанна Мосха /Слова 1 — 301 Синайского патерика/: Луг Духовный / Пер. с греч. Филарета (Гумилевского). М., 1853; Луг Духовный / Пер. с греч. М. И. Хитрова. Сергиев Посад, 1896.
Сказание о Соломоне и царице Южьской — Суды Соломона — Изд.: ПЛДР. Вып. IV. М„ 1981, с. 74 — 77.
Сказка о купце Дмитрие Басарге — Изд.: Повесть о Дмитрие Басарге и о сыне его Борзосмысле. Исследование и подго-

506
товка текстов М. О. Скрипиля. Л., 1969; Изборник. М., 1969, с. 446 — 453; ПЛДР. Вып. V. М., 1982, с. 566 — 577.
Слово некоего отца к сыну, слово душеполезно — В составе «Златой. Цепи».
«Слово о полку Игореве» — Изд.: Слово о полку Игореве. Составл. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. Реконструкция древнерусского текста Н. А. Мещерского и А. А. Бурыкина. Прозаич. перевод Н. А. Мещерского. Л., 1985 /Б-ка поэта. Большая серия./; ПЛДР. Вып. II. М., 1980, с. 372 — 387 /Подг. текста и перевод О. В. Творогова/.
Слово о злых женах — Изд.: Титова Л. В. Беседа отца с сыном о женской злобе. Новосибирск, 1987.
Слово о хмеле, высокоумном хмелю — Повесть о высокоумном хмеле — Изд.: Повесть о Горе-Злочастии. Л., 1984, с. 78 — 81.
Слово о челяди — В составе «Златой Цепи».
Слово Палладия Мниха о втором пришествии Христове и о Страшном Суде — Изд.: Франко, IV, с. 196 — 201, 202 — 213.
Словцо о друзех — В составе «Златой Цепи».
Сон Феодоры /о воздушных мытарствах/ — В составе Жития Василия Нового.
Сотворение мира — Изд.: П. В. Киреевский. Записки П. И. Якушкина. Т. 2. Л., 1986, с. 38.
Стоглав — Изд.: Стоглав. Казань, 1862. Подг. текста И. М. Добротворского; Российское законодательство Х — XX вв. Т. 2. М., 1985, с. 253 — 379.
Тайная Тайных — Изд.: Сперанский М. Из истории отреченных книг, IV. Аристотелевы Врата, или Тайная Тайных. СПб., 1908 /ПДПИ, т. 171/, с. 135 — 179; ПЛДР. Вып. VI. М„ 1984, с. 534 — 591 /Подг. текста и перевод Д. М. Буланина/.
Травник — Изд.: Флоринский В. М. Русские простонародные травники и лечебники XVI и XVII вв. Казань, 1879; ПЛДР. Вып. IX. М., 1987, с. 492 — 501.
Тропник — «Тропник, или Малый путь ко спасению» / Пер. с польск. Ф. К. Гозвинского. 1609.
Уложение Алексея Михайловича — Изд.: Памятники русского права. Вып. VI. М., 1957, с. 19 — 455; Соборное Уложение 1649 года. Л., 1987.
Физиолог — Слово и сказание о зверех и птахах — Изд.: Мочульский В. Происхождение «Физиолога» и его начальные судьбы в литературах Востока и Запада. Варшава, 1889; Александров А. «Физиолог», Казань, 1893; ПЛДР. Вып. III. М., 1981, с. 474 — 485.
Хождение игумена Даниила — Изд.: ПЛДР. Вып. II. М., 1980, с. 24 — 115 /Подг. текста и перевод Г. М. Прохорова/.

507
«Шестоднев» Василия Великого — Изд.: Славянок, перевод: М., 1665 /Епифаний Славинецкий/; Рус. перевод: СПб., 1785 /Л. И. Сичкарев/; Василий Великий. Творения. 3-е изд. М., 1891, с. 3 — 145; Творения. М., 1872, ч. 1, с. 1 — 175.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

Былины — Былины. Русский музыкальный эпос. Составители Б. М. Добровольский и В. В. Коргузалов. М., «Советский композитор», 1981.
ВОИДР — Временник Общества истории и древностей российских.
ИОРЯС — Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук.
Киреевский — Собрание народных песен П. В. Киреевского.
ОЛДП — Общество любителей древней письменности.
ПДПИ — Памятники древней письменности и искусства.
ПЛ — Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко.
ПЛДР — Памятники литературы Древней Руси. Порфирьев, Апокрифы ветхозаветные — Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1877.
Тихонравов. Памятники — Памятники отреченной русской литературы / Собраны и изданы Н. Тихонравовым.
ТОРДЛ — Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР.
Франко. Апокрифы — Апокрiфи i легенди з украiнських руко-писiв, збирав, упорядкував и пояснив Iв. Франко. Львiв, 1896 — 1910, т. 1 — 5.
ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей российских.

<< Предыдущая

стр. 20
(из 20 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ