<< Предыдущая

стр. 2
(из 165 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

16.2.1 Нормальная форма игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 624
16.2.2 Концепция доминирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 626
16.2.3 Последовательное отбрасывание строго доминируемых стратегий . . . . . 631
16.2.4 Равновесие по Нэшу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 633
16.2.5 Равновесие Нэша в смешанных стратегиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . 636
16.3 Динамические игры с совершенной информацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . 646
16.4 Динамические игры с несовершенной информацией . . . . . . . . . . . . . . . . . 656
16.5 Статические игры с неполной информацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 663
16.6 Динамические байесовские игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 669
16.7 Игры и Парето-оптимальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 676
16.7.1 Сотрудничество в повторяющихся играх . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 677
16.7.2 Игры торга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 680

17 Математическое приложение 683
17.1 Вогнутые и квазивогнутые функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 683
17.2 Однородные функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 686
17.3 Теорема Юнга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 686
17.4 Теоремы о неподвижной точке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 686
17.5 Теоремы отделимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 686
17.6 Теорема об огибающей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 687
17.7 Свойства решений параметрической задачи оптимизации . . . . . . . . . . . . . . 687
17.8 Теоремы о дифференцируемости значения экстремальной задачи . . . . . . . . . 689
17.9 Теоремы Куна—Таккера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 690
sssssssssssssssssssssssssssss
Глава




1
Введение

В настоящее время многие российские вузы перешли на двухступенчатую систему обра-
зования и предлагают программы подготовки магистров по специальности «Экономическая
теория». Заметим, что курс микроэкономики входит в учебные программы любой экономи-
ческой специальности, поскольку является базовым и включен в образовательный стандарт
в качестве обязательного. Представляется важным, чтобы преподавание продвинутых кур-
сов микроэкономики поддерживалось учебниками соответствующего уровня. На российском
книжном рынке мы видим изобилие пособий на русском языке, в которых можно найти со-
держательные экономические интерпретации микроэкономических понятий. Недостатком всех
этих учебников является то, что рассуждения проводятся в основном с помощью графиков
или простых арифметических примеров. При этом остается неясным, на какой модели об-
суждаемого феномена базируется проводимый анализ, какие предположения следует сделать,
чтобы получаемые относительно этой модели выводы были корректными. Данное пособие ста-
вит своей задачей заполнение этой бреши, которая мешает движению в сторону модернизации
экономического образования в России.
Все три автора предлагаемого пособия в течение многих лет читают лекции и ведут семина-
ры по разным дисциплинам микроэкономической направленности на экономическом факульте-
те Новосибирского государственного университета («Микроэкономика-3», «Методы микроэко-
номического анализа» и «Теория отраслевых рынков»). На основе этой практики и создавалось
пособие. Содержащийся в этом учебном пособии материал в течение многих лет «обкатывал-
ся» в учебном процессе, причем существенная часть этого материала преподавалась студентам
с начала 1990-х годов.
Теперь о том, как мы видим использование пособия в учебном процессе:
Несомненно, что весь материал не может быть прочитан в каком-то одном курсе лек-
ций. Как нам представляется, большой объем пособия — это достоинство, позволяющее стро-
ить разные курсы. Тем самым, можно использовать единую логику, подход и систему обо-
значений в рамках серии курсов третьего уровня, покрывающих значительную часть мик-
роэкономической теории. На экономическом факультете НГУ курсы, которые соответствуют
содержанию пособия, читаются в течение трех-четырех семестров, что вполне достаточно для
изучения существенной части пособия. Кроме того, мы вовсе не рассчитываем на то, что весь
материал внутри каждой главы будет подробно изучен студентами. Такое использование посо-
бия принципиально невозможно. Перед преподавателем стоит задача выбрать тот материал,
который требуется с точки зрения логики преподаваемого курса и уровня подготовки студен-
тов. При этом существует много различных вариантов использования содержащегося в главах
материала.
В первую очередь это касается теорем. Многие из них несколько сложны для понимания
либо их доказательства слишком техничны. Во-первых, есть вариант изучать доказательства
только отдельных, особо значимых теорем, либо таких, которые доказываются сравнительно
просто. Во-вторых, доказательство можно давать не целиком, а только давать представление
о его идее, или, по крайней мере, опускать малоинтересные технические детали. В третьих,
формулировки теорем тоже можно давать не очень строгие, ограничиваясь содержательно
важными условиями. В четвертых, в изучении теории можно ограничится конкретными срав-


7
8

нительно простыми примерами, только ссылаясь на общие теоретические результаты, которые
эти примеры иллюстрируют. Последний вариант особенно уместен в преподавании микроэко-
номических курсов, которые посвящены более конкретным экономическим проблемам, таких
как «Теория отраслевых рынков» и «Экономика общественного сектора».
До некоторой степени подобный отбор материала уже осуществлен в нашем учебном по-
собии. Так, некоторые доказательства вынесены в приложения либо в отдельные параграфы,
содержание которых не влияет на понимание остального материала. К примеру, вывод функ-
ции Неймана—Моргенштерна на основе аксиом может быть безболезненно пропущен, и его
имеет смысл давать только в курсе, который специально посвящен этим вопросам.
Теперь о принципах, которых мы придерживались при написании учебника.
Материал учебника довольно типичен для преподавания микроэкономической теории в за-
падных университетах. Мы ориентировались, прежде всего, на основную тенденцию развития
экономической теории. Так, мы последовательно следуем неоклассической парадигме. Эта па-
радигма включает в себя методологический индивидуализм, принципиальную несравнимость
предпочтений (с чем связана необходимость использования концепции оптимальности Паре-
то), моделирование поведения экономических субъектов как целеполагающего и рационально-
го, а также равновесный подход. Стараясь быть последовательными, мы оставили за кадром
многие интересные альтернативные подходы (неравновесный анализ, кооперативные игры, мо-
дели частично рационального поведения, альтруизм, эволюционный подход и т.п.). Авторы
основываются на том, что нет никаких других предпочтений, кроме индивидуальных. Соответ-
ственно нормативный аспект анализа ограничивается использованием концепции Парето (т.е.
практически не рассматриваются вопросы справедливости, не рассматривается проблематика
теории социального выбора, различные аксиоматические подходы к анализу благосостояния).
Далее, нашим приоритетом была логическая связность и последовательность изложения.
Прежде, чем анализировать модель, следует ее по возможности четко изложить и оговорить
все те предположения, которые используются в анализе. Предпочтение отдавалось тем мо-
делям, которые опираются на общую логику. Основной концепцией в пособии является кон-
цепция общего равновесия. Другие модели должны конкретизировать и переинтерпретировать
классическую модель общего равновесия, либо же являться ее естественными модификациями.
Там, где этот основной принцип не может быть использован, следует применять формальную
теорию некооперативных игр, т.е. представить модель в виде игры и анализировать равнове-
сие этой игры (причем в качестве основной равновесной концепции выступает равновесие по
Нэшу и его классические обобщения).
Базовый инструментарий дают первые четыре главы, посвященные поведению потребите-
ля, поведению производителя, общему равновесию и квазилинейной экономике соответственно.
Кроме того, в приложении к пособию излагаются сведения из теории игр, которые необходи-
мы для понимания основного материала. (Это приложение целиком автономно и может быть
использовано для обучения основным концепциям теории некооперативных игр).
В первой и второй главах, «Теория потребительского выбора» и «Теория производителя»,
рассматриваются классические задачи потребителя и производителя. Свойства и методы ана-
лиза этих задач являются обязательным багажом экономиста-теоретика. В силу этого данные
разделы изложены довольно детально и последовательно.
В третьей главе, «Классические (совершенные) рынки. Общее равновесие», особый акцент
сделан на связи между оптимумом Парето и равновесием (двух так называемых теоремах
благосостояния). Это одна из наиболее методологически отточенных частей пособия.
Четвертая глава «Квазилинейная экономика и частное равновесие» представляет собой
«ноу-хау» авторов. Она систематизирует все те несвязные представления о частном равно-
весии, источником которых является Альфред Маршал, а также отдельные результаты по
теории общего равновесия при квазилинейности функций полезности, содержащиеся в литера-
туре. Введение понятия квазилинейной экономики позволило внести единообразие в изложение
9

ряда классических микроэкономических моделей в других главах (моделей общественных благ
с квазилинейными предпочтениями, модели оптимального налогообложения Рамсея, моделей
рынков с несовершенной конкуренцией).
Пятая и шестая глава вводят риск в те модели, которые изложены в первой и третьей
главах.
Перечисленные главы составляют первую часть пособия, «Классические рынки».
Вторая часть пособия, «Фиаско рынка», объединяет главы, основной тематикой которых
являются несовершенства в работе рыночного механизма. Эта тематика обычно относится к
разделу микроэкономической теории известному под названием Public Economics («Экономика
общественного сектора»).
Седьмая глава, «Налоги», анализирует искажения, связанные с налогами, и проблему ми-
нимизации этих искажений (теорию оптимального налогообложения). В ней вводится ряд по-
нятий, используемых в последующих главах второй части.
Восьмая и девятая глава посвящены экстерналиям и общественным благам. В них анализи-
руются причины плохой работы некоординируемого рыночного механизма, а также различные
механизмы координации.
Особенностью этих трех глав является то, что анализ практически нигде не выходит за
рамки общего равновесия, что, как нам кажется, выгодно отличает наш подход от подходов
других авторов учебников по микроэкономике. Благодаря этому, например, вопросы налого-
обложения излагаются существенно более аккуратно и логично, чем принято в курсах Public
Economics.
Десятая глава, «Рынки с асимметричной информацией», рассматривает как случай двусто-
ронней монополии (торга), так и конкурентного рынка (модель Акерлова).
Третья часть посвящена методам анализа несовершенной конкуренции — ситуации, ко-
гда участники обмена обладают рыночной властью, то есть способностью влиять на условия
сделок, в которых они участвуют. При этом в центре внимания оказывается стратегическое
поведение экономических субъектов, обладающих рыночной властью, поэтому широко исполь-
зуются инструментарий теории некооперативных игр.
В одиннадцатой и двенадцатой главе приводятся собственно методы анализа рыночных
структур с несовершенной конкуренцией — монополии и олигополии. Мы обращаем внимание,
прежде всего, на методы анализа последствий той или иной организации рынка в терминах
уровней благосостояния. Рассуждения целиком проводятся в рамках моделей квазилинейной
экономики, что обеспечивает корректность использования понятия излишка и анализа отдель-
ного рынка вне связи с остальной экономикой.
Тринадцатая глава посвящена моделям найма и затрагивает темы асимметричной инфор-
мации и теории контрактов.
Практически в каждом параграфе пособия читателю предлагаются задачи для самосто-
ятельного решения. В частности, это задачи на доказательство вариантов утверждений из
основного текста, которые, как представляется, важны для успешного овладения методами
микроэкономического анализа. В конце каждой главы приведены общие задачи к главе, опи-
рающиеся на материал более чем одного параграфа.
Ссылки на литературу в пособии делятся на две категории. Внутри глав в сносках приве-
дены исторические ссылки и ссылки на отдельные источники теоретических результатов. В
конце пособия приводится список монографий и учебников, которыми мы пользовались при
написании пособия.
Пособие также содержит «Математическое приложение» — сводку основных сведений из
математики, которые используются нами в анализе, а также упоминавшееся выше приложение
по теории некооперативных игр.
В заключение мы хотим поблагодарить всех тех, благодаря кому стало возможным появ-
ление этого учебного пособия.
10

Мы особо признательны Сергею Гелиевичу Коковину, вместе с которым мы работаем уже
много лет, и которого вполне можно назвать одним из авторов. Так, он является соавтором
учебного пособия «Методы микроэкономического анализа», легшего в основу нескольких глав
данного пособия. Кроме того, ему принадлежит авторство большого количества использован-
ных нами задач. Коковин оказывал нам активную поддержку на протяжении всего срока ра-
боты над пособием. В то же время, мы целиком берем на себя ответственность за возможные
огрехи в изложении тех разделов, которые разрабатывали в сотрудничестве с С. Г. Кокови-
ным, и отдаем себе отчет в том, что не со всеми изложенными взглядами он может согласиться.
Также мы благодарны Сергею Юрьевичу Ковалеву, который вместе с нами преподавал и пре-
подает те курсы, которые легли в основу пособия. Ему тоже принадлежит авторство ряда
задач.
Благодарим также авторов тех учебников и научных работ по микроэкономике, которые
оказали на нас большое влияние. Особо хотелось бы отметить «французскую школу», идущую
от Мориса Аллэ (Жан Тироль, Жан-Жак Лаффон, Бернар Саланьи). В этом ряду особое
место занимает Эдмон Маленво, учебник которого (Э. Маленво, «Лекции по микроэкономи-
ческому анализу», Наука, 1985) был одним из первых серьезных пособий по микроэкономике,
переведенных на русский язык. В его переводе активно участвовал один из авторов, В. П.
Бусыгин. Данный учебник особенно сильно повлиял на наше изложение теории экстерналий
и общественных благ.
Кроме того, нам, конечно, не удалось избежать сильного влияния трех известных англо-
язычных учебников для магистратуры:

• Hal Varian, Microeconomic Analysis;

• Andreu Mas-Colell, Michael D. Whinston, Jerry R. Green, Microeconomic theory;

• David M. Kreps, A Course in Microeconomic Theory.

При работе над теорией монополии и олигополии большое впечатление на нас произвел
учебник Элмара Вольфштеттера, который в то время еще не был издан и был доступен в
виде отдельных электронных документов.
Всем им мы очень признательны.
Авторы будут благодарны читателям за любые замечания по структуре и содержанию
курса.
sssssssssssssssssssssssssssss
Глава
Классические

2
(совершенные) рынки.
Общее равновесие

Экономические явления складываются в осуществляющему выбор индивидууму, будем
обозначать через через X , а отдельную аль-
результате решений отдельных субъектов эко-
тернативу из этого множества через x. В
номики. Поскольку мотивы этих решений, как
правило, скрыты от постороннего наблюдате- типичной ситуации выбора индивидууму до-
ля, можно формулировать различные пред- ступны не все альтернативы, а только неко-
торое более узкое подмножество A (A ? X ).
положения относительно этих мотивов. Нео-
классическая традиция в экономической нау- Другими словами, выбор индивидуума огра-
ничен. Он должен выбрать из A некоторую
ке исходит из предположения, что в каждой
альтернативу x, которую считает в опреде-
ситуации принимаемые решения являются ре-
зультатом сознательного выбора и их можно ленном смысле наиболее подходящей для се-
предсказывать и моделировать. бя.
Очевидно, что микроэкономическая тео- Существуют два основных подхода к фор-
рия, которая рассматривает экономические мализации выбора и предпочтений. Первый
явления не агрегированно, а на уровне от- из них исходит из того, что индивидуум
дельных экономических субъектов, тесно свя- может делать некоторые оценочные сужде-
зана с понятием выбора (или, как еще говорят, ния относительно пары альтернатив («луч-
принятия решений), его структурой и послед- ше», «хуже»), что формально моделируется
ствиями. Так, в микроэкономических моделях при помощи бинарных отношений. При таком
потребители рассматриваются как субъекты, подходе предположение о рациональности вы-
выбирающие, что и в каких количествах по- бора сводится к выполнению двух основных
треблять и как распределять свое время и принципов:
другие принадлежащие им ресурсы. Произво-
2 Бинарные отношения, отражающие пред-
дители выбирают, какие технологии исполь-
почтения индивидуума, упорядочивают
зовать, что и в каких количествах произво-
некоторым образом имеющиеся альтерна-
дить. Наемные работники в моделях найма
тивы X .
выбирают, какие усилия им делать, а нанима-
тели — как стимулировать нужные усилия с 2 В соответствии с этим упорядочением ин-
помощью контракта. дивидуум выбирает наилучшую альтерна-
Осуществляя выбор, индивидуум руковод- тиву среди тех, которые ему доступны (т. е.
ствуется некоторыми мотивами, внутренни- среди альтернатив из A).
ми критериями, которые в микроэкономике
Другой подход состоит в непосредствен-
принято называть предпочтениями. При этом
ном описании выбора. Такое описание зада-
предполагается, что предпочтения удовлетво-
ется при помощи правила выбора C(·), кото-
ряют некоторым естественным ограничени-

<< Предыдущая

стр. 2
(из 165 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>