<< Предыдущая

стр. 2
(из 163 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Модель найма с асимметричной информацией при монопольном положении
нанимателя: общий случай ...............................................................................................613
Задачи .................................................................................................................................618
Модель найма со скрытой информацией: конкуренция среди нанимателей ..................620
Задачи .................................................................................................................................625

ПРИЛОЖЕНИЕ: ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ НЕКООПЕРАТИВНЫХ ИГР.............626
Введение .................................................................................................................................626
Статические игры с полной информацией..........................................................................627
Нормальная форма игры ...................................................................................................627
Концепция доминирования ..............................................................................................630
Последовательное отбрасывание строго доминируемых стратегий ............................635
Равновесие по Нэшу ..........................................................................................................637
Равновесие Нэша в смешанных стратегиях ....................................................................641
Приложение A...................................................................................................................645
8
Приложение B...................................................................................................................646
Задачи .................................................................................................................................648
Динамические игры с совершенной информацией............................................................652
Задачи .................................................................................................................................662
Динамические игры с несовершенной информацией ........................................................664
Задачи .................................................................................................................................670
Статические игры с неполной информацией......................................................................671
Задачи .................................................................................................................................678
Динамические байесовские игры. Совершенное байесовское равновесие .....................679
Задачи .................................................................................................................................687
Игры и Парето-оптимальность.............................................................................................687
Сотрудничество в повторяющихся играх .......................................................................688
Игры торга..........................................................................................................................692
Задачи .................................................................................................................................693

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................695
Свойства однородных функций ...........................................................................................695
Теорема Юнга ........................................................................................................................695
Теоремы о неподвижной точке ............................................................................................695
Теоремы отделимости ...........................................................................................................695
Теорема об огибающей .........................................................................................................696
Теоремы о непрерывности выпуклой функции (на внутренности ее множества
определения) ..........................................................................................................................697
Теоремы о дифференцируемости значения экстремальной задачи..................................697
Теоремы о непрерывности решений задачи оптимизации................................................697
Теоремы Куна — Таккера.....................................................................................................699




9
Введение
В настоящее время многие российские вузы перешли на двухступенчатую систему обра-
зования и предлагают программы подготовки магистров по специальности «Экономиче-
ская теория». Заметим, что курс микроэкономики входит в учебные программы любой
экономической специальности, поскольку является базовым и включен в образовательный
стандарт в качестве обязательного. Представляется важным, чтобы преподавание продви-
нутых курсов микроэкономики поддерживалось учебниками соответствующего уровня.
На российском книжном рынке мы видим изобилие пособий на русском языке, в которых
можно найти содержательные экономические интерпретации микроэкономических поня-
тий. Недостатком всех этих учебников является то, что рассуждения проводятся в основ-
ном с помощью графиков или простых арифметических примеров. При этом остается не-
ясным, на какой модели обсуждаемого феномена базируется проводимый анализ, какие
предположения следует сделать, чтобы получаемые относительно этой модели выводы
были корректными. Данное пособие ставит своей задачей заполнение этой бреши, которая
мешает движению в сторону модернизации экономического образования в России.
Все три автора предлагаемого пособия в течение многих лет читают лекции и ведут семи-
нары по разным дисциплинам микроэкономической направленности на экономическом
факультете Новосибирского государственного университета («Микроэкономика-3», «Ме-
тоды микроэкономического анализа» и «Теория отраслевых рынков»). На основе этой
практики и создавалось пособие. Содержащийся в этом учебном пособии материал в те-
чение многих лет «обкатывался» в учебном процессе, причем существенная часть этого
материала преподавалась студентам с начала 1990-х годов.
Теперь о том, как мы видим использование пособия в учебном процессе:
Несомненно, что весь материал не может быть прочитан в каком-то одном курсе лекций.
Как нам представляется, большой объем пособия — это достоинство, позволяющее стро-
ить разные курсы. Тем самым, можно использовать единую логику, подход и систему обо-
значений в рамках серии курсов третьего уровня, покрывающих значительную часть мик-
роэкономической теории. На экономическом факультете НГУ курсы, которые соответст-
вуют содержанию пособия, читаются в течение трех-четырех семестров, что вполне дос-
таточно для изучения существенной части пособия. Кроме того, мы вовсе не рассчитыва-
ем на то, что весь материал внутри каждой главы будет подробно изучен студентами. Та-
кое использование пособия принципиально невозможно. Перед преподавателем стоит за-
дача выбрать тот материал, который требуется с точки зрения логики преподаваемого
курса и уровня подготовки студентов. При этом существует много различных вариантов
использования содержащегося в главах материала.
В первую очередь это касается теорем. Многие из них несколько сложны для понимания
либо их доказательства слишком техничны. Во-первых, есть вариант изучать доказатель-
ства только отдельных, особо значимых теорем, либо таких, которые доказываются срав-
нительно просто. Во-вторых, доказательство можно давать не целиком, а только давать
представление о его идее, или, по крайней мере, опускать малоинтересные технические
детали. В третьих, формулировки теорем тоже можно давать не очень строгие, ограничи-
ваясь содержательно важными условиями. В четвертых, в изучении теории можно огра-
ничится конкретными сравнительно простыми примерами, только ссылаясь на общие тео-
ретические результаты, которые эти примеры иллюстрируют. Последний вариант особен-
но уместен в преподавании микроэкономических курсов, которые посвящены более кон-
кретным экономическим проблемам, таких как «Теория отраслевых рынков» и «Экономи-
ка общественного сектора».

10
11
До некоторой степени подобный отбор материала уже осуществлен в нашем учебном по-
собии. Так, некоторые доказательства вынесены в приложения либо в отдельные парагра-
фы, содержание которых не влияет на понимание остального материала. К примеру, вы-
вод функции Неймана—Моргенштерна на основе аксиом может быть безболезненно про-
пущен, и его имеет смысл давать только в курсе, который специально посвящен этим во-
просам.
Теперь о принципах, которых мы придерживались при написании учебника.
Материал учебника довольно типичен для преподавания микроэкономической теории в
западных университетах. Мы ориентировались, прежде всего, на основную тенденцию
развития экономической теории. Так, мы последовательно следуем неоклассической пара-
дигме. Эта парадигма включает в себя методологический индивидуализм, принципиаль-
ную несравнимость предпочтений (с чем связана необходимость использования концеп-
ции оптимальности Парето), моделирование поведения экономических субъектов как це-
леполагающего и рационального, а также равновесный подход. Стараясь быть последова-
тельными, мы оставили за кадром многие интересные альтернативные подходы (неравно-
весный анализ, кооперативные игры, модели частично рационального поведения, альтру-
изм, эволюционный подход и т.п.). Авторы основываются на том, что нет никаких других
предпочтений, кроме индивидуальных. Соответственно нормативный аспект анализа ог-
раничивается использованием концепции Парето (т.е. практически не рассматриваются
вопросы справедливости, не рассматривается проблематика теории социального выбора,
различные аксиоматические подходы к анализу благосостояния).
Далее, нашим приоритетом была логическая связность и последовательность изложения.
Прежде, чем анализировать модель, следует ее по возможности четко изложить и огово-
рить все те предположения, которые используются в анализе. Предпочтение отдавалось
тем моделям, которые опираются на общую логику. Основной концепцией в пособии яв-
ляется концепция общего равновесия. Другие модели должны конкретизировать и переин-
терпретировать классическую модель общего равновесия, либо же являться ее естествен-
ными модификациями. Там, где этот основной принцип не может быть использован, сле-
дует применять формальную теорию некооперативных игр, т.е. представить модель в ви-
де игры и анализировать равновесие этой игры (причем в качестве основной равновесной
концепции выступает равновесие по Нэшу и его классические обобщения).
Базовый инструментарий дают первые четыре главы, посвященные поведению потребите-
ля, поведению производителя, общему равновесию и квазилинейной экономике соответ-
ственно. Кроме того, в приложении к пособию излагаются сведения из теории игр, кото-
рые необходимы для понимания основного материала. (Это приложение целиком авто-
номно и может быть использовано для обучения основным концепциям теории некоопе-
ративных игр).
В первой и второй главах, «Теория потребительского выбора» и «Теория производителя»,
рассматриваются классические задачи потребителя и производителя. Свойства и методы
анализа этих задач являются обязательным багажом экономиста-теоретика. В силу этого
данные разделы изложены довольно детально и последовательно.
В третьей главе, «Классические (совершенные) рынки. Общее равновесие», особый акцент
сделан на связи между оптимумом Парето и равновесием (двух так называемых теоремах
благосостояния). Это одна из наиболее методологически отточенных частей пособия.
Четвертая глава «Квазилинейная экономика и частное равновесие» представляет собой
«ноу-хау» авторов. Она систематизирует все те несвязные представления о частном рав-
новесии, источником которых является Альфред Маршал, а также отдельные результаты
по теории общего равновесия при квазилинейности функций полезности, содержащиеся в
литературе. Введение понятия квазилинейной экономики позволило внести единообразие

11
12
в изложение ряда классических микроэкономических моделей в других главах (моделей
общественных благ с квазилинейными предпочтениями, модели оптимального налогооб-
ложения Рамсея, моделей рынков с несовершенной конкуренцией).
Пятая и шестая глава вводят риск в те модели, которые изложены в первой и третьей гла-
вах.
Перечисленные главы составляют первую часть пособия, «Классические рынки».
Вторая часть пособия, «Фиаско рынка», объединяет главы, основной тематикой которых
являются несовершенства в работе рыночного механизма. Эта тематика обычно относится
к разделу микроэкономической теории известному под названием Public Economics
(«Экономика общественного сектора»).
Седьмая глава, «Налоги», анализирует искажения, связанные с налогами, и проблему ми-
нимизации этих искажений (теорию оптимального налогообложения). В ней вводится ряд
понятий, используемых в последующих главах второй части.
Восьмая и девятая глава посвящены экстерналиям и общественным благам. В них анали-
зируются причины плохой работы некоординируемого рыночного механизма, а также
различные механизмы координации.
Особенностью этих трех глав является то, что анализ практически нигде не выходит за
рамки общего равновесия, что, как нам кажется, выгодно отличает наш подход от подхо-
дов других авторов учебников по микроэкономике. Благодаря этому, например, вопросы
налогообложения излагаются существенно более аккуратно и логично, чем принято в кур-
сах Public Economics.
Десятая глава, «Рынки с асимметричной информацией», рассматривает как случай дву-
сторонней монополии (торга), так и конкурентного рынка (модель Акерлова).
Третья часть посвящена методам анализа несовершенной конкуренции — ситуации, когда
участники обмена обладают рыночной властью, то есть способностью влиять на условия
сделок, в которых они участвуют. При этом в центре внимания оказывается стратегиче-
ское поведение экономических субъектов, обладающих рыночной властью, поэтому ши-
роко используются инструментарий теории некооперативных игр.
В одиннадцатой и двенадцатой главе приводятся собственно методы анализа рыночных
структур с несовершенной конкуренцией — монополии и олигополии. Мы обращаем
внимание, прежде всего, на методы анализа последствий той или иной организации рынка
в терминах уровней благосостояния. Рассуждения целиком проводятся в рамках моделей
квазилинейной экономики, что обеспечивает корректность использования понятия излиш-
ка и анализа отдельного рынка вне связи с остальной экономикой.
Тринадцатая глава посвящена моделям найма и затрагивает темы асимметричной инфор-
мации и теории контрактов.
Практически в каждом параграфе пособия читателю предлагаются задачи для самостоя-
тельного решения. В частности, это задачи на доказательство вариантов утверждений из
основного текста, которые, как представляется, важны для успешного овладения метода-
ми микроэкономического анализа. В конце каждой главы приведены общие задачи к гла-
ве, опирающиеся на материал более чем одного параграфа.
Ссылки на литературу в пособии делятся на две категории. Внутри глав в сносках приве-
дены исторические ссылки и ссылки на отдельные источники теоретических результатов.
В конце пособия приводится список монографий и учебников, которыми мы пользовались
при написании пособия.



12
13
Пособие также содержит «Математическое приложение» — сводку основных сведений из
математики, которые используются нами в анализе, а также упоминавшееся выше прило-
жение по теории некооперативных игр.
В заключение мы хотим поблагодарить всех тех, благодаря кому стало возможным появ-
ление этого учебного пособия.
Мы особо признательны Сергею Гелиевичу Коковину, вместе с которым мы работаем уже
много лет, и которого вполне можно назвать одним из авторов. Так, он является соавто-
ром учебного пособия «Методы микроэкономического анализа», легшего в основу не-
скольких глав данного пособия. Кроме того, ему принадлежит авторство большого коли-
чества использованных нами задач. Коковин оказывал нам активную поддержку на про-
тяжении всего срока работы над пособием. В то же время, мы целиком берем на себя от-
ветственность за возможные огрехи в изложении тех разделов, которые разрабатывали в
сотрудничестве с С. Г. Коковиным, и отдаем себе отчет в том, что не со всеми изложен-
ными взглядами он может согласиться. Также мы благодарны Сергею Юрьевичу Ковалеву,
который вместе с нами преподавал и преподает те курсы, которые легли в основу пособия.
Ему тоже принадлежит авторство ряда задач.
Благодарим также авторов тех учебников и научных работ по микроэкономике, которые
оказали на нас большое влияние. Особо хотелось бы отметить «французскую школу»,
идущую от Мориса Аллэ (Жан Тироль, Жан-Жак Лаффон, Бернар Саланьи). В этом ряду
особое место занимает Эдмон Маленво, учебник которого (Э. Маленво, «Лекции по мик-
роэкономическому анализу», Наука, 1985) был одним из первых серьезных пособий по
микроэкономике, переведенных на русский язык. В его переводе активно участвовал один
из авторов, В. П. Бусыгин. Данный учебник особенно сильно повлиял на наше изложение
теории экстерналий и общественных благ.
Кроме того, нам, конечно, не удалось избежать сильного влияния трех известных англоя-
зычных учебников для магистратуры:
! Hal Varian, Microeconomic Analysis;
! Andreu Mas-Colell, Michael D. Whinston , Jerry R. Green, Microeconomic theory;
! David M. Kreps, A Course in Microeconomic Theory.
При работе над теорией монополии и олигополии большое впечатление на нас произвел
учебник Элмара Вольфштеттера, который в то время еще не был издан и был доступен в
виде отдельных электронных документов.
Всем им мы очень признательны.
Авторы будут благодарны читателям за любые замечания по структуре и содержанию
курса.




13
14


1. Теория потребительского выбора


Микроэкономическая теория тесно связана с понятием выбора, его структурой и послед-
ствиями. Так потребители, основной объект изучения данного раздела, рассматриваются
как агенты, выбирающие, что и в каких количествах потреблять и как распределять свое
время. В основе модели потребителя лежит гипотеза о рациональном поведении, которая в
общем случае сводится к выполнению двух основных принципов:
" Потребитель упорядочивает альтернативы/потребительские наборы (среди которых он
осуществляет выбор) на основе предпочтений.
" Потребитель выбирает наилучший набор (в соответствие с этим упорядочением) среди
доступных ему потребительских наборов.
Таким образом, чтобы можно было анализировать и предсказывать поведение потребите-
ля, необходимо для каждой ситуации выбора описать способ упорядочивания потреби-
тельских наборов и ограничения, которым должны удовлетворять допустимые выборы.
Так специфицированная модель позволяет изучать вопросы о том:
# каким соотношениям удовлетворяет оптимальный выбор потребителя;
# как изменяется выбор потребителя при изменении множества доступных ему потреби-
тельских наборов (так называемая сравнительная статика).

Блага, множество допустимых альтернатив
Одним из базовых понятий экономической теории является понятие блага1. Вслед за Же-
раром Дебре2 понятие блага в микроэкономике, в отличие от обыденного понимания, име-
ет достаточно широкое толкование. Предполагается, что блага различаются по
• физическим характеристикам/видам благ, (например хлеб и молоко, или бумага раз-
ного качества),
• времени, когда они становятся доступными (помидоры сегодня и завтра рассматрива-
ются как разные блага),

<< Предыдущая

стр. 2
(из 163 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>