<< Предыдущая

стр. 11
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

метрах и дюймах. Для разметки необходимо иметь складной
аршин, на котором с одной стороны намечены вершки, с другой —
дюймы и миллиметры. Общий вид рамки Дадана (неизмененной)
и ее внутренние размеры показаны на рис. 20. Для ускорения
копотной работы заготовления брусков и планок для рамок
делают так: отрезают от дюймовой тесины кусок такой, длины,
чтобы в нем после обрезки концов под угольник было ровно
1
51 см. или 20 /8 дюйма (длина верхнего брусочка рамки), и
выстругивают его под ресмус до толщины 19 мм. или 3/4 дюйма
(толщина верхнего брусочка), а чтобы не стругать, то лучше
иметь для этого несколько тесин потоньше дюймовки. Затем,
выравняв одну кромку под фуганок, обрезают по угольнику
концы, чтобы длина доски была ровна 51 см. или 201/8 дюйма,
и расчерчивают доску параллельно выравненной кромки для
распилки на бруски в 22 мм. или 7/8 дюйма ширины (ширина




Рис. 21.

брусков) но, прежде чем распускать, отводят по угольнику
черты от обоих концов на расстоянии 28 мм. или 11/8 дюйма
(длина плечиков верхнего бруска) и, отведя ресмусом черту
во всю длину обоих торцов от той же лицевой стороны, где
сделаны черты по угольнику, до 1/2 толщины доски и, продол-
жив черты на кромках на длину плечиков, запиливают их все
сразу, после чего уже распускают доску на бруски. На рис. 21
вся эта операция показана наглядно. Заштрихованные места а,а,
выпиливаются пилой.
Так же заготовляют нижние бруски, ширина которых оди-
накова с верхними, но толщина доски должна быть 12 мм. или
1 7
/2 дюйма, а длина 47,8 см. или 18 /8 дюйма. Зарезы плечиков
делаются тоже до половины толщины (или немного больше),
1
длина же их до 12 мм. или /2 дюйма с каждой стороны. Выступы
этих плечиков, после того как рамка будет сбита, обрубаются
на угол, как видно на рис. 20 — а. Эти выступы не позволяют
— 61 —
давить пчел, что легко может случиться, если рамка при извле-
чении из улья прикоснется к его стенке всем ребром.
Боковые линеечки7 пилятся из доски толщиною после
выправки в 22 мм. или /8 дюйма так, чтобы эта толщина была
шириною линеечек; стало-быть, проходы пилы должны быть на
расстоянии 8 мм. или 5/16 дюйма (толщина линеечек), длина же
их должна быть в 28,2 см. или 111/16 дюйма или ровно в 28 см.
или 11 дюймов, если плечики зарезаны как раз на половине
толщины.
Если пила не рвет и ход ее правильный, то бруски можно не
стругать, кроме нижней стороны верхнего бруска. Рамки сбиваются
тонкими дюймовыми гвоз-
дями. Боковые рейки при-
биваются к верхнему бруску
непременно двумя гвоздями,
к нижнему можно прибивать и
одним. Для прочности сверху
сквозь плечики можно также
запустить по гвоздю, как по-
казано на рис. 22; но если
предполагается и в большие
рамки вставлять секции, то
лучше верхних гвоздей не
забивать на случай, если рам-
ку придется слегка раздви-. Рис. 22.
нуть, отбив боковые линеечки.
Так как размер ширины брусочков рамки вместе с сосед-
ним промежутком (уличкой) должен быть постоянно одинаков,
а именно 36, мм. или 13/16 вершка (или 1,4 дюйма), то забиваются
дюймовые гвозди: в верхний брусок 2 гвоздя, в нижний 1 гвоздь,
как показано на рис. 20. Они не позволяют рамкам сдвинуться и
называются р а з д елите-
л я м и . Иногда эти гвозди
пропускаются в круглые
кусочки дерева, но этого
нельзя посоветовать, так
как такие разделители не
пройдут в отверстия сет-
ки при опрастывании ра-
мок на центробежке. Что-
бы ширина брусочка рам-
ки вместе с наружной
частью гвоздя была везде
одинаковая, под молотком
при забивании подста-
вляют торцом кусочек
твердого дерева, но так,
Рис. 23.
чтобы он стоял на той же
— 62 —

плоскости, на которой лежит и. рамка, как 13 видно на рис. 23.
Высота чурачка должна быть 36 мм. или /16 вершка (или
1,4 дюйма). Когда шляпка гвоздя поравняется с чурачком, мо-
лоток, ударяясь об него, перестает действовать *).
§ 97. Кузов улья. Прежде чем приступить к столярной
работе улья, считаю не лишним преподать одно общее правило.
В силу того закона, по которому доска, отпиленная от кряжа,
всегда коробится жолобом к его наружной стороне, как видно
на рис. 24, всегда следует эту наружную сторону пускать внутрь
улья. При сушке же доски кладутся горбом к жару. Различить
стороны всегда можно по скосу кромок, рис. 24 — к, к, или так
называемой ж у к о в и н е .
Соответственно размеру рамки кузов улья делается так,
чтобы между ее боковыми линейками и стенками улья был
промежуток в 9 мм. или 3/8 дюйма (он может быть чуть-чуть
меньше, напр. 7 мм., но не должен быть больше). Если этот
промежуток менее прохода пчелы, пчелы примажут рамку
к стенкам улья своим клеем, а если больше, то во время обиль-
ного взятка занесут этот промежуток вощиной и зальют медом.
Проход под рамками по Дадану должен быть в 12 мм. или
1
/2 дюйма, но опыт показал, что при плохой зимовке этот про-
ход забивается подмором, приток свежего воздуха ослабевает,
и в улье заводится сырость. Кроме того, при чистке улья ни
скребок, ни тряпка не доходят до самого зада, а потому я думаю,
что этот промежуток следует увеличить,
по крайней мере, до 12 см. или 1 дюйма.
Если расширять вовремя гнездо, то не-
чего опасаться, что пчелы будут строить
под рамками **). Теперь нам будет не-
трудно высчитать внутренние размеры
гнезда на 10 рамок Дадана со вставной
доской. Длина улья (от передней стенки
до1 задней) должна быть 48,7 см. или
193/4 дюйма, ширина 39,8 см. или
15 /4 дюйма, а 7 глубина (с пазами)
Рис 24.
32,8 мм. или 12 /8 дюйма (и не менее
5
32,2 мм. или 12 /8 дюйма).
Затем приступаем к работе. Так как тесин в 33 см. или
13 дюймов ширины не всегда можно достать (а непокоробленных
в особенности), то стенки кузова придется сфуговывать из двух

*) Некоторые, чтобы гвозди не мешали при работе на медогонке, вынимают
их, но хотя величина сота с улочкой колеблется от 32 до 39 м.м., этого лучше не
делать, чтобы при переноске улья рамки не раскачивались.
**) Но чтобы не затруднять во взяточное время перехода пчел со дна на рамки,
можно посоветовать д в у л и ч н ы е донья. Для лета подрамочное пространство
будет 12 мм. или 1/2 дюйма, а для зимы набивки брусочков с трех боков на другой
стороне увеличивают его до 38 мм. или 11/2 дюйма. Донья эти, стало быть, должны
быть п е р е в е р н у т ы е . Как они делаются, будет сказано ниже.
— 63 —

досок; но не всякий умеет фуговать настолько хорошо, чтобы
клеить, как выражаются столяры, в п р и т и р к у , а потому
сфуговав так, чтобы фуги приходились плотно только по концам
склеивают посредством ж и м к о в или к л я м р , как показано
на рис. 25 — а. Чтобы сделать клямру, берут длинное полено и
делают пропилы до 1|2 толщины на расстоянии друг от друга
несколько большем ширины стенок улья и затем вырубают топе-
ром дерево между прорезами, как видно на рис. 25 — b. Заложив
половинки в прорез клямры
и быстро смазав обе кромки
клеем, нажимают клином,
как показано на рис. 25 — а.
Вели материал совер-
шенно сухой и работа про-
изводится в сухом помеще-
нии, то можно, во избежа-
ние возни с клейкой, сфу-
говав наскоро части боч-
ков *), временно соединить
их планками, набитыми ко-
роткими гвоздями, с тем,
чтобы потом, когда кузов
будет сбит, оторвать их.
Стенки нужно выструги-
вать правильно (править)
только с внутренней сто-
роны. При повертывании
доски ребром к глазу вся Рис. 25.
площадь должна слиться
в одну линию; если же будет, например, так, как показано на
рис. 26, то придется еще снимать углы (левый задний и правый
передний), иначе кузов получится перекошенный.
Выправив лицевую сторону стенки, выравнивают одну
кромку под фуганок и обрезывают концы по 1угольнику, так,
чтобы для бочков длина была 51,3 см. или 20 /4 дюйма, а для
связей 45 см. или 173/4 дюйма. Затем снимают по другой кромке,
чтобы ширина всех стенок
везде была 32,8см. или 127/8
дюйма (глубина улья), и, оста-
вив пока бочки, берем стенки
(переднюю и заднюю) и запи-
Рис. 26.
ливаем с концов фальцы, как
мы это делали, когда приготовляли доску для распускания на
верхние бруски к рамкам (рис. 21), при чем 3расстояние между
обоими факьцами должно быть 40 см. или 15 /4 дюйма (ширина

*) Б о ч к а м и называются боковые стенки, а передняя и задняя называются
связями.
улья); стало-быть, ширина фальцев, отбитая по угольнику от конца
стенки, будет 2,5 см. или 1 1дюйм, а глубина, отведенная ресмусом
должна быть 12 мм. или /2 дюйма. Потом в верхней кромке,
обеих связей также с лицевой стороны выбираются пазы для
рамок в 12 мм. или 1/2 дюйма 5шириною
(с кромки) и в 15 мм. или /8 дюйма
глубиною, как видно на рис. 22. Для
этого нужно иметь ф а л ь ц о в к у с же-
лезком соответствующей ширины. Можно
колодку снабдить плечиками, на кото-
рые фальцовка будет сама садиться,
отобрав требуемую глубину в 15 мм. или
5
/8 дюйма *).
Приготовив таким образом стенки,
приступаем к с б и в к е к у з о в а . Скре-
пляются стенки так же, как бруски
рамок, верхний с боковым (см. рис. 27)
при помощи гвоздей, забиваемых под
Рис. 27.
прямым углом друг к другу, но, ко-
нечно, так, чтобы они не встречались. Гвозди берутся длинные, в
6 см. или 21/2 дюйма. Этот способ, не требуя такого искусства и сбе-




Рис. 28.

регая время, нисколько не уступает по прочности скреплению по-
средством шипов. Когда кузов сбит, остается его только почистить,
сторцовав по углам выступы связей (рис. 27 — а). Чтобы не исщер-

*) Дадан советует, углубив пазы еще на 3 мм. или 1/8 дюйма, набить изнутри
во всю их длину полоски жести, на которые бы опирались плечики рамок, чтобы
пчелы их не приклеивали; но это не имеет большого значения.
— 65 —

бить инструмента о гвозди, их предварительно п о т о п л я ю т
с помощью отвертки и молотка.
§ 98. Обивка кузова брусками. Теперь кузов нужно
о1б и т ь б р у с к а м и . Их нарезают1 из доски в 5 см. или
1
1 /8 вершка толщиною ( /2 см. или /8 вершка на правку). Тол-
щина всех брусков должна быть около 4,5 см. или 1 вершка.
Это и будет свободное пространство для засыпки между стен-
ками. Длина 4-х горизонтальных (лежачих) брусков на бочка
должна быть в их длину с прибавкою 9 см. или 2-х вершков.
Из этих брусьев 2 верхних должны быть в 4,5 см. или 1 вер-
шок шириною, а 2 нижних в 6,7 см. или 11/2 вершка. Вертикаль-
ные (стоячие) бруски должны быть длиной приблизительно
в 32,1 см. без 6,7 см. или 125/8 дюйма без 11/2 вершка. Точная
отметка делается, когда уже набиты горизонтальные бруски, по
расстоянию между ними. Ширина же этих вертикальных бру-
сков должна быть в 7,8 см. или 13/4 вершка. Их должно быть 4.
Из 4-х горизонтальных брусков на переднюю и заднюю стенки
2 должны быть по 4,5 см. или 1 вершку шириной, один нижний
задний в 6,7 см. или 11/2 вершка и один нижний передний (над
летком) в 5,6 см. или 11/4 вершка ширины. Все боковые лежачие
бруски набиваются так, чтобы концы их выступали за пределы
бочков на 4,5 см. или 1 вершок. Кромки же всех верхних бру-
сков должны выступать над кромками кузова на 11 мм. или
1
/ вершка, а нижние — ниже кромок кузова на 34 мм. или
34
/4 вершка (см. рис. 30), кроме переднего
(где леток), который набивается за-под-лицо
с нижней кромкой. Стоячие боковые бруски
набиваются между горизонтальными так,
чтобы их наружные кромки выступали на
вершок за пределы бочков; стало быть, они
придутся за-под-лицо с выступающими кон-
цами горизонтальных (лежачих) брусьев. На
эти выступы набивается обшивка передней
и задней стенок, на которые, стало быть,

<< Предыдущая

стр. 11
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>