<< Предыдущая

стр. 11
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

то прогнозных вносятся реальные величины, с учетом которых кор-
ректируются дальнейшие этапы.
Оценка результатов производится как после завершения проекта в
целом, так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида дея-
тельности заключается в получении реальной обратной связи между за-
ложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения.
Окончательно инвестиционный проект оформляется в виде бизнес-
плана. В этом бизнес-плане, как правило, отражаются все перечислен-
ные выше вопросы. В то же время структура бизнес-плана не пред-
полагает повторения разделов настоящего параграфа. Более того,
следует однозначно уяснить, что нет строгих стандартов бизнес-пла-
нирования, которым надлежит следовать «во всех случаях жизни».
Бизнес-план инвестиционного проекта, в первую очередь, должен
удовлетворять требованиям того субъекта инвестиционной деятель-
ности, от решения которого зависит дальнейшая судьба проекта.

3.2. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта
Многочисленные определения понятия «бизнес-план инвестиционно-
го проекта»1 можно свести к следующему: бизнес-план инвестицион-
ного проекта — основной документ, в котором в краткой форме,
1
См., например: Стратегическое планирование инвестиционной деятель-
ности: Учеб. пособие / Кныш М. И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. — СПб.:
Изд. дом «Бизнес-Пресса», 1998, с. 278; Золотогоров В. Г. Инвестиционное
проектирование: Учеб. пособие — Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998, с. 441.
66 Глава 3


в общепринятой последовательности разделов, излагаются главные ха-
рактеристики проекта, позволяющие обосновать и оценить возможно-
сти проекта и убедить инвестора в эффективности предполагаемых ин-
вестиций.
В состав бизнес-плана инвестиционного проекта, как правило, вхо-
дят следующие пункты.
1. Общие предпосылки и история проекта:
• данные об организаторе проекта: имена, адреса, форма соб-
ственности, финансовые возможности;
• предпосылки для создания проекта;
• цель проекта;
• общие черты маркетинговой стратегии проекта;
• месторасположение проекта (ориентирован ли проект на мест-
ные или внешние ресурсы, на местный или внешний рынок);
• государственная или региональная экономическая и промыш-
ленная политика содействует реализации проекта.
2. Общий анализ рынка и концепция маркетинга:
• анализ результатов маркетинговых исследований по направ-
лениям:
- деловая среда;
- целевой рынок и сегментация рынка;
- каналы сбыта;
- конкуренция;
- жизненные циклы продуктов;
- цикличность сегмента рынка;
• анализ годовых показателей спроса (объем спроса, уровень
цен) и поставок, а также анализ тенденций спроса и поставок;
• обоснование маркетинговых стратегий;
• формулировка общей концепции маркетинга;
• расчет маркетинговых издержек;
• расчет бюджетных показателей продаж и поступлений (количе-
ство, цена, доля рынка и т. д.);
• определение влияния проекта на производственную програм-
му и производственную мощность предприятия, а также на
технологический уровень производства.
3. Сырье и поставщики:
• расчет годовой потребности в поставках материальных ресурсов;
Бизнес-план инвестиционного проекта 67


• оценка наличия необходимых материальных ресурсов (сырье,
полуфабрикаты, вспомогательные материалы, комплектую-
щие и т. д.);
• анализ полученных результатов и разработка возможных
стратегий по поставкам (маркетинг поставок);
• выявление возможностей долгосрочного сотрудничества с по-
тенциальными поставщиками.
4. Месторасположение, участок и окружающая среда:
• идентификация месторасположения и характеристика вы-
бранного для размещения предприятия участка с учетом:
- воздействия на экологическую ситуацию в регионе;
- социально-экономической политики местных властей;
- имеющейся инфраструктуры;
- природных условий;
• расчет основных затрат, относящихся к месторасположению и
участку;
• обоснование выбора и критический анализ аспектов месторас-
положения и участка.
5. Проектирование и технология:
• расчет производственной программы и производственной мощ-
ности предприятия;
• описание и обоснование выбора технологии:
- соответствие технологии продукту и производственному
процессу;
- основные преимущества и недостатки;
- жизненный цикл технологии;
- методы передачи технологии;
- затраты по освоению, обучению, страхованию рисков;
- расчет издержек;
- юридические аспекты приобретения и передачи технологии;
• описание общей схемы проекта и его рамок;
• расчет стоимости основных элементов производства на пред-
приятии;
• определение состава основных работ по гражданскому строи-
тельству;
• расчет затрат по гражданскому строительству.
68 Глава 3


6. Управление и накладные расходы:
• организационная структура, схема управления, принципы уп-
равления;
• расчет управленческих расходов.
7. Трудовые ресурсы:
• социально-экономическая и культурная среда, ее соответствие
требованиям проекта;
• наличие свободных трудовых ресурсов;
• образовательные и квалификационные требования;
• необходимость переподготовки кадров;
• причины привлечения иностранных специалистов, если такая
необходимость возникает;
• основные кадры;
• штатное расписание;
• расчет затрат по оплате труда.
8. Схема реализации проекта:
• расчет продолжительности строительства и монтажа оборудо-
вания;
• расчет продолжительности пускового и начального периодов
производства;
• составление плана мероприятий по своевременной реализа-
ции этапов проекта.
9. Финансовый анализ и оценка инвестиций:
• характеристика критериев, определяющих оценку инвести-
ций;
• расчет полных инвестиционных издержек, включая затраты на:
- приобретение или аренду земельного участка;
- подготовку участка; •
- проектирование и строительство зданий и сооружений;
- приобретение основного оборудования;
- приобретение вспомогательного и обслуживающего обору-
дования;
- основной акционерный капитал;
- предпроизводственные расходы и капитальные затраты;
- потребности в чистом оборотном капитале;
• полные издержки на проданную продукцию:
Бизнес-план инвестиционного проекта 69


- текущие издержки;
- амортизационные отчисления;
- издержки на маркетинг;
- транспортные издержки;
- издержки обращения;
- издержки финансирования;
- накладные издержки;
• финансирование проекта:
- источники финансирования;
- влияние издержек финансирования и издержек по обслужи-
ванию долга на эффективность проекта;
- наличие налоговых, амортизационных, таможенных и других
льгот для инвестиционных проектов (государственная полити-
ка в отношении финансирования и инвестирования);
• оценка инвестиций;
• расчет дисконтированного денежного потока и связанных с ним
показателей (чистой текущей стоимости и внутренней нормы
доходности проекта);
• расчет срока окупаемости;
• рентабельность начального инвестированного капитала и рен-
табельность акционерного капитала;
• финансовое и экономическое влияние проекта на региональ-
ную и государственную экономическую среду;
• анализ неопределенности, включая:
- определение критических переменных при анализе чувстви-
тельности;
- оценку рисков;
- определение возможных сценариев поведения и средств уп-
равления в условиях риска;
- антикризисные стратегии;
- анализ чувствительности проекта к систематическим рискам;
• анализ национальной экономики.
Выводы:
1) главные достоинства проекта;
2) основные недостатки проекта;
3) вероятность осуществимости проекта;
4) оценка целесообразности реализации проекта.
70 Глава 3


Охарактеризуем основные ошибки, допускаемые разработчиками
бизнес-планов, и способы предотвращения их.1
Первой и самой распространенной ошибкой российских разработ-
чиков бизнес-планов является попытка применить западную методо-
логию разработки таких документов без адаптации к специфике рос-
сийской деловой среды. Отличительными чертами как отечественной,
так и любой другой деловой среды являются:
• система бухгалтерского учета и отчетности;
• законодательная база, ее применение, система судопроизводства;
• система подзаконных нормативных актов;
• система стандартизации;
• нормативно-методическое обеспечение внутренней деятельно-
сти предприятий в виде комплексов организационно-управлен-
ческой документации;
• обычаи делового оборота, т. е. те сложившиеся и широко приме-
няемые в предпринимательской практике правила поведения, не
установленные законодательством и даже, возможно, не зафик-
сированные в каком-либо документе, но не противоречащие обя-
зательным для участников соответствующих хозяйственных от-
ношений нормам законодательства или договорам.
Поэтому любая западная методика разработки бизнес-планов, и тем
более оценки эффективности инвестиционных проектов, требует
адаптации для использования в условиях отечественной экономики.
Второй распространенной ошибкой является попытка создания
бизнес-плана путем заполнения отдельных граф в некоторой «универ-
сальной» форме. Подчеркнем: нет и не может быть универсального
проекта и единой стандартной формы бизнес-плана.
Разные виды бизнеса обычно требуют отражения в бизнес-планах
совершенно (или в значительной степени) неодинаковой информации
в различных формах. Сравните, например, разработку и постановку
на производство новой модели самолета и организацию небольшой
частной парикмахерской. В обоих случаях специалисты, взявшиеся за
осуществление проектов, могут обратиться в коммерческий банк. Ка-
кие конкретные формы в бизнес-планах должны быть заполнены в
этих разных случаях? Кто это должен определить? Конечно же, сам
коммерческий банк. Его специалисты должны потребовать от иници-
1
Москвин В. Как избежать ошибок при разработке бизнес-плана. // Из ар-
хивов журнала «Рынок ценных бумаг».
Бизнес-план инвестиционного проекта Л


аторов реализации проектов предоставления именно той информа-
ции, которая позволяет судить, выгодно ли банку подключиться к фи-
нансированию данного проекта, и оценить все основные факторы рис-
ка. Так и происходит сегодня на практике. И прежде чем приступить к
разработке того или иного бизнес-плана, связанного с банковским
кредитом, разработчикам следует обратиться в кредитный отдел соот-
ветствующего банка и поинтересоваться, какая именно информация
интересует банк в первую очередь.
Следующая часто встречающаяся ошибка, допускаемая разработчи-
ками бизнес-планов, — неправильное понимание того, какие аспекты,
отражаемые в подобном документе, являются определяющими. Обыч-
но много сил тратится на разработку разделов «Финансовый план»,
«Анализ эффективности реализации проекта», но недостаточно вни-
мания уделяется анализу рынка продукции (услуг) и обоснованию ее
конкурентоспособности. Но если потребность в будущей продукции
завышена, а такое нередко наблюдается, то ценность финансового пла-
на и анализа эффективности становится равной нулю.
Серьезной и распространенной ошибкой следует счцтать низкое
качество проводимых маркетинговых исследований.Причиной этого
является то, что разработка маркетингового раздела поручается лю-
дям, не имеющим специальной подготовки в этой области, обычно ве-
дущим специалистам планово-экономического отдела или одного из
производственных подразделений. Они берут ставшую у нас класси-
кой книгу Ф. Котлера или другие подобные издания и через некото-
рое время приносят готовый раздел бизнес-плана. При этом ни они
сами, ни поручившие им такую работу не могут ее объективно оце-
нить. Однако в нормально работающих компаниях маркетинг являет-
ся не столько предметом заботы отдельных специалистов, сколько ре-
зультатом объединения усилий, в том числе интеллектуальных, всего
кадрового потенциала компании. Считается нормальным, что каждый
специалист, имеющий возможность получить какую-либо полезную
информацию о конкурентах или выпускаемой ими продукции, стара-
ется внести ее в маркетинговую базу данных своей компании.
Плохую службу сослужил россиянам их опыт работы в планово-
распределительной экономике и отсутствие объективных, принятых в
развитых рыночных странах представлений о конкурентоспособности
продукции, стратегии конкурентоспособности предприятия, конку-
рентной среде и конкурентных преимуществах. Но наиболее опасной
ошибкой разработчиков является непонимание ими интересов инвес-
тора или кредитора и их психологии.
72 Глава 3

<< Предыдущая

стр. 11
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>