<< Предыдущая

стр. 12
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


В целом, разработчикам следует включать в разделы своих бизнес-
планов все, что они считают нужным и полезным, имея в виду, что
строгого государственного стандарта ни на форму бизнес-плана, ни на
содержание его разделов в России не существует. Развиваются биз-
нес, его технологии и организация, развивается и методология плани-
рования реализации проектов. Следовательно, понятие «качествен-
ный бизнес-план» всегда будет относиться к какому-то конкретному
моменту времени.1

3.3. Содержание инвестиционной программы
(инвестиционного меморандума) предприятия
Проблема инвестиционного голода знакома многим предпринимате-
лям и экономистам РФ. Разработка инвестиционного проекта, и тем
более — бизнес-плана, осуществляется тогда, когда предприятие обла-
дает достаточным количеством собственных активов либо имеет, в
лучшем случае, предварительную договоренность (соглашение о на-
мерениях), а в худшем — информацию о потенциальных инвесторах,
которых может заинтересовать конкретный проект. Однако далеко не
каждое предприятие, особенно предприятие с небольшой кредитной
историей или действующее в периферийных регионах РФ, находится
в такой ситуации.
И для того чтобы заявить о себе, о своей готовности к совместной
работе и к реализации инвестиционных проектов, предприятие разра-
батывает инвестиционное предложение (в западной терминологии —
инвестиционный меморандум). Кроме того, инвестиционные предло-
жения помещаются в отраслевые и региональные каталоги, различные
средства массовой информации, в том числе в Интернет.
В инвестиционное предложение включаются сведения о предприя-
тии, результатах его деятельности в прошлом, составе выпускаемой
продукции, стратегии и тактике поведения на рынке и т. п. Без излиш-
ней детализации приводятся данные об эффективности инвестицион-
ного проекта, с возможным разбиением на несколько инвестиционных
сценариев. После одобрения предложения (инвестиционного мемо-
рандума) потенциальным инвестором происходит детальная разра-
ботка инвестиционного проекта с учетом замечаний и пожеланий ин-
вестора. Такая схема организации работ позволяет экономить время и
1
Москвин В. Как избежать ошибок при разработке бизнес-плана. // Из ар-
хивов журнала «Рынок ценных бумаг».
Бизнес-план инвестиционного проекта 73


средства предприятия, реализующего инвестиционный проект. Необ-
ходимо учитывать, что требования и компетенция тех, кто будет зна-
комиться с предложением, могут быть различными, поэтому оно дол-
жно быть рассчитано на самый широкий круг инвесторов, четко и ясно
отражать основные характеристики предприятия и планируемого ин-
вестиционного проекта.
Инвестиционный меморандум не является бизнес-планом. Его це-
лью является привлечение инвестора (в том числе путем размещения
на рынке акций), а бизнес-план — это, прежде всего, руководство к
действию для менеджмента.
Основными разделами инвестиционного меморандума являются:1
1. Краткое изложение (резюме):
• краткое изложение информации о деятельности предприятия;
• предлагаемое использование средств, включая ожидаемые эко-
номические результаты и структуру капитала после инвести-
ций;
• стратегия инвестирования. Цели руководства предприятия по
созданию собственного капитала.
2. Отрасль промышленности:
• краткая справка о состоянии отрасли промышленности в мире
и на местном уровне;
• конкуренция — сильные и слабые ее стороны.
3. Предприятие:
• историческая справка;
• приватизация — число, способ приватизации;
• тип собственника и юридическая структура — акционерный
капитал, список основных держателей акций, доля акций, на-
ходящаяся во владении руководства, предприятия, рабочих,
юридических и физических лиц, доля акций, находящихся во
владении государства;
• дочерние предприятия и другие инвестиции предприятия.
4. Производство:
• недвижимость, предприятие и оборудование;
• объем производства и производственные затраты — модерни-
зация предприятия, производственные мощности на единицу
1
Методология составления инвестиционного меморандума. Артур Андер-
сен, Американское агентство по международному развитию (US AID) //
www.cfin.ru
74 Глава 3


продукции и существующая производительность на единицу
продукции;
• упаковка;
• патенты, торговая марка, научно-исследовательские и проект-
но-конструкторские работы;
• сырье и поставки — основные поставщики;
• обслуживание оборудования.
5. Маркетинг и реализация продукции;
• рынок — количество возможных клиентов, их потребности,
уровень цен и возможные конкуренты;
• стратегия маркетинга и достигнутые результаты;
• существующая и новая продукция;
• структура продаж, торговый персонал, способы оплаты труда
торгового персонала;
• ценообразование, включая методику установления цен и их
пересмотр;
• сеть реализации и возможные новые методы реализации;
• способы оплаты за продукцию основных клиентов и возмож-
ные варианты.
6. Менеджмент и рабочая сила:
• директора и менеджмент — генеральный директор, члены со-
вета директоров, директор по финансам и менеджеры основ-
ных подразделений — возраст, образование, практический
опыт (не менее 5 лет), описание деятельности;
• организационная структура менеджмента;
• персонал — количество рабочих, структура заработной платы,
прошлые трудности, потенциальные источники рабочей силы.
7. Разное:
непредвиденные обстоятельства, юридические вопросы, зако-
нодательные вопросы, торговая марка.
8. Финансовая информация:
• управление отчетностью и информацией, включая компьюте-
ризацию;
• финансовые данные после перекладки;
• примечания к финансовым данным, в случае необходимости;
• вопросы налогообложения и возможные варианты решений.
Приложения.
Бизнес-план инвестиционного проекта 75


В дополнение ко всему должны быть учтены конкретные требова-
ния к раскрытию финансовой информации и ограничения, наклады-
ваемые ФКЦБ России, федеральным и региональным законодатель-
ствами.
Подчеркнем те аспекты инвестиционного меморандума, на которые
следует обратить особое внимание.
Наиболее важной частью инвестиционного меморандума является
«краткое изложение (резюме)», которое должно привлечь внимание
потенциального инвестора и заставить его продолжить более деталь-
ное знакомство с вашей компанией. Необходимо учитывать, что по-
тенциальные инвесторы, как правило, ограничены во времени, следо-
вательно, наиболее вероятно, что они прочтут только резюме.
На нескольких страницах вы должны кратко и убедительно дока-
зать потенциальному инвестору, что ваша компания конкурентоспо-
собна и имеет значительный потенциал развития, что ваша стратегия
и конкурентные преимущества способны обеспечить сильные пози-
ции на рынке в будущем, а требуемый капитал будет использован по
назначению и принесет прибыль инвесторам.
Прежде чем рассматривать будущее состояние вашей компании,
потенциальный инвестор обязательно должен оценить то, как йаша
компания функционировала до сих пор. Поэтому раздел «Предприя-
тие» должен включать хронологическую историю компании, начиная
от даты основания до текущего момента времени. Необходимо указать
основные события, происшедшие в компании, в том числе: организа-
ционно-правовые изменения (например приватизация, слияния, по-
глощения, реструктуризация и т. п.); важнейшие события, связанные
с выпуском новой продукции и успехами на рынке; финансовые собы-
тия (привлечение капитала посредством выпуска акций, получение
государственной поддержки и т. п.).
История компании должна быть связана с потребностями в финан-
сировании.
Подавляющее большинство потенциальных инвесторов уверены в
том, что ключевым фактором успеха компании является квалифика-
ция управляющей команды. Если рассматривается возможность вло-
жения капитала в растущий бизнес, успех которого зависит от каче-
ства и эффективности осуществляемых операций, это особенно
важно. Вместе с тем при инвестировании в объекты недвижимости
наиболее важным критерием будет местоположение. Инвесторы не
просто покупают бизнес с высоким потенциалом роста, они инвести-
руют в команду, которая будет управлять этим бизнесом. Потенциаль-
76 Глава 3


ные инвесторы должны быть уверены в способностях управляющих
реализовывать возможности компании с максимальной эффективно-
стью.
Поэтому в разделе «Менеджмент и рабочая сила» обязательно дол-
жна присутствовать информация о способностях и уровне квалифи-
кации ключевых менеджеров и работников предприятия, а также о
необходимости дополнительного финансирования в повышение эф-
фективности управления.
Потенциальный инвестор надеется, что после прочтения инвести-
ционного меморандума он будет лучше понимать отрасль, в которой
действует ваша компания, рынки сбыта, а также уровень конкурен-
ции. Это важнейшая информация, на основе которой потенциальный
инвестор сможет сделать вывод, в состоянии ли компания успешно
реализовать свои конкурентные преимущества на рынке в соответ-
ствии с инвестиционным проектом, а следовательно, обеспечить при-
быль и прирост стоимости бизнеса.
Потенциальный инвестор воспримет негативно такую компанию,
которая не в состоянии продемонстрировать реалистичный взгляд на
конкуренцию.
Заставить инвестора поверить в реалистичность ваших оценок
можно, используя отчеты независимых консультационных фирм об
исследованиях рынка, опубликованные отраслевые прогнозы, госу-
дарственную статистическую информацию и другие публикации. Это
придаст данным большую надежность, достоверность. С аналогичной
целью в разделе «Финансовая информация» необходимо указать не-
зависимых консультантов и/или аудиторов.
Дополнительные сведения должны быть представлены в виде при-
ложений к основному тексту инвестиционного меморандума. Прило-
жения могут включать следующие документы:
• финансовые отчеты;
• аудиторские заключения;
• заключения специалистов по оценке имущества;
• рекламные брошюры компании;
• детальные (технические) описания продуктов и/или услуг;
• резюме ключевых руководителей;
• важнейшие соглашения и контракты;
• информацию о производственном процессе;
• инвестиционный проект;
• отчет об исследованиях рынка;
Бизнес-план инвестиционного проекта 77


• выдержки из важнейших законодательных актов;
• другие документы.
Возможность использования при необходимости приложений по-
зволяет сделать исчерпывающим и достаточно компактным содержа-
ние основного документа.1

2
3.4. Основы управления проектами
3.4.1. Цели и задачи управления проектами
Управление проектами не является изобретением новейшего време-
ни. Управляли уже такими знаменитыми проектами, как строитель-
ство египетских пирамид или Великой китайской стены. Управление
проектами, и небезуспешное, осуществляли в промышленности
СССР.
Хотя управление проектами и зародилось в древности, форму оно
обрело сравнительно недавно, во второй половине XX в., вследствие
того, что в этот период в ряде отраслей число проектов и их сложность
стали резко возрастать. Особенно заметно эта тенденция проявилась в
аэрокосмической промышленности и в других наукоемких и техни-
чески сложных областях экономики (энергетике, электронике, связи,
транспорте, микробиологии и др.). Не последнюю роль в этом сыгра-
ли такие факторы, как:
• ужесточение требований инвесторов;
• усложнение результатов инвестиционных проектов;
• усиление взаимосвязи и взаимозависимости конечных продук-
тов проектов и внешнего мира;
• ускорение темпов сменяемости поколений техники и техноло-
гий;
• рост конкуренции;
• увеличение степени неопределенности и риска.
влияние перечисленных факторов приводило к увеличению про-
должительности реализации и расходов на проекты, снижению каче-

1
Идрисов Л. Подготовка инвестиционного предложения. // Из архивов
журнала «Рынок ценных бумаг».
2
Управление проектами — сложный и самостоятельный раздел инвести-
ционного процесса. В данном учебнике мы остановимся лишь на его ключе-
вых вопросах.
78 Глава 3


ства продукции, уменьшению ожидаемой прибыли, нерентабельности
будущих производств.
В литературе можно встретить множество определений понятия
«управление проектом». Так, согласно американскому «Своду знаний
по управлению проектами», управление проектом — это искусство
руководства, координации людских и материальных ресурсов на про-
тяжении жизненного цикла проекта путем применения современных
методов и техники управления для достижения результатов по соста-
ву и объему работы, стоимости, времени, качеству.
Английская ассоциация проект-менеджеров считает, что управле-
ние проектом есть управленческая задача по завершению проекта во
времени, в рамках установленного бюджета, в соответствии с техни-
ческими спецификациями и требованиями.
Управление — это прежде всего процесс, направленный на дости-
жение поставленных целей. Любые действия талантливых менедже-
ров могут оказаться несостоятельными, если цель управления вы-
брана неудачно, а исполнители сомневаются в успехе решения

<< Предыдущая

стр. 12
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>