<< Предыдущая

стр. 2
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

нова М. М. за предоставленные материалы и оказанную помощь при
написании главы 12, посвященной практической оценке эффективно-
сти инвестиционных проектов с использованием ЭВМ.
Авторы будут благодарны читателям за любые пожелания и
замечания по совершенствованию структуры и содержания учебника.
Глава 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ



В главе кратко рассмотрены проводимые в России экономические ре-
формы и их результаты, охарактеризована конъюнктура инвестици-
онного рынка, названы отличительные черты инвестиционного кри-
зиса и перечислены условия роста инвестиционной активности.


1.1. Экономические реформы в России и их результаты
В начале 90-х гг. XX в. в России был принят курс на формирование в
стране неолиберальной модели рыночной экономики, которая к тому
времени повсеместно утвердилась во многих индустриально развитых
странах и была направлена на увеличение свобод рыночной экономи-
ки, минимизацию государственного вмешательства в нее, переориен-
тацию системы государственного регулирования со стимулирования
спроса на поощрение инвестиций, осуществление жесткого контроля
над инфляцией, отказ от дефицитного финансирования и обеспече-
ние долговременной сбалансированности бюджета.
Отвергнув альтернативный вариант поэтапного перехода от плано-
во-распределительной к рыночной экономике, экономисты избрали
«шоковый» вариант.
Проведение всеобъемлющих реформ проводилось в полном соот-
ветствии с принципами так называемого Вашингтонского консенсуса,
сформулированными в 1989 г. на совместной конференции Мирового
банка (МБ) и Международного валютного фонда (МВФ) и предна-
значенными прежде всего для развивающихся латиноамериканских
стран.
Принципы Вашингтонского консенсуса заключаются в следующем:
• подавление высокой инфляции и удержание ее в допустимых
пределах;
10 Глава 1

• сокращение дефицита бюджета на всех уровнях и осуществление
жесткой экономии бюджетных средств;
• проведение широкого круга институциональных реформ, на-
правленных на формирование, укрепление и развитие институ-
тов рынка, включающих систему предпринимательства, банков-
скую сферу, фондовый рынок и т. д.;
• разгосударствление экономики путем снижения уровня и сферы
государственного регулирования; приватизация государствен-
ных предприятий;
• либерализация внешнеэкономической сферы для повышения от-
крытости экономики и привлечения иностранного капитала.
В целом курс на формирование в стране либеральной рыночной
экономики в стратегическом плане может рассматриваться как вер-
ный, но допущенные в результате реформирования многочисленные
ошибки привели к получению прямо противоположных результатов.
Проведение реформ не было достаточно обосновано теоретически, что
и стало одной из главных причин крупных провалов в экономике.
Процесс проведения реформ должен был быть направленным на
системную трансформацию экономики, в соответствии с которой осу-
ществлялись бы одновременно не только институциональные преоб-
разования и меры финансово-экономической стабилизации, но и
структурная перестройка экономики, направленная на возобновление
экономического роста, обеспечение устойчивости производства и ин-
вестиций для его развития. Однако эти подходы не соблюдались при
проведении политики приватизации, ориентировавшейся на возмож-
но быстрый переход к частной собственности, как правило, путем
дезинтеграции крупных производственных объединений. Структура
собственности в России претерпела за время реформ радикальные из-
менения: около 30% национальных активов находится в собственно-
сти государства, а 70% — это частная или смешанная собственность.
Такая приватизация привела к разрыву десятилетиями устанавливае-
мых технологических и производственных связей, в результате чего
произошел развал даже тех отраслей производства, где страна занима-
ла передовые рубежи в советский период.
Проведенная по принципу «максимально быстро» либерализация
при отсутствии условий для обеспечения «здоровой» конкуренции и
ликвидации контроля за ценами привела к резкой инфляции, подав-
ляемой политикой жесткого ограничения денежной массы и высоких
процентных ставок по кредитам.
Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России Ц


Под предлогом покрытия дефицита бюджета и путем эмиссии цен-
ных бумаг была воздвигнута финансовая пирамида, создававшая ви-
димость финансовой стабилизации, когда почти весь свободный ка-
питал был сконцентрирован в государственных обязательствах, а
производство оказалось совершенно невыгодным. В результате Рос-
сия стала раем для финансовых спекулянтов, где можно было без рис-
ка получить 100% прибыли под гарантии государства.
При проведении реформ не были организованы финансовые струк-
туры по обеспечению финансирования реального сектора экономики
в переходный период: в системе созданных коммерческих банков не
были предусмотрены специализированные банки долгосрочного кре-
дитования, т. е. банки развития.
Финансовое положение производственных предприятий резко ухуд-
шилось, так как наиболее ликвидные ресурсы направлялись на поддер-
жание финансовой, а не производственной сферы. Число убыточных
предприятий резко возросло. Эффективность реального сектора россий-
ской экономики стала в 10-15 раз ниже доходности в сфере операций с
кредитно-денежными ресурсами на финансовых рынках.
По производительности труда Россия отстала от ведущих страй
мира в 5-6 раз. Конкурентоспособность продукции российской про-
мышленности снизилась в 8 раз, и, согласно отчету о конкурентоспо-
собности экономик стран мира, публикуемому ежегодно Давосским
форумом, в 1999 г. Россия занимала последнее место из 59 включен-
ных в анализ государств.,
Вследствие многочисленных ошибок, допущенных при проведении
неолиберальных реформ, в России произошел общесистемный кризис
экономики и хозяйства. Но не подготовленные ни теоретически, ни
практически социально-экономические преобразования в России по-
следних 10 лет все же позволили накопить значительный опыт, и те-
перь уже известно, что надо делать в ближайшие 15-20 лет.
2000 год стал рубежом, переходом к новой стадии развития России.
Значительные изменения произошли в политической системе; ослаб-
ли центробежные тенденции в регионах. В экономической сфере ре-
зультаты оказались даже лучше, чем оптимистические прогнозы. Рост
ВВП превысил 7%, произошел долгожданный рост инвестиций (более
чем на 17% по сравнению с 1999 г.). Практически все экономические
показатели (см. табл. 1.1) свидетельствовали о росте и оздоровлении
российской экономики.
Однако все это не дает оснований для иллюзий о выходе российской
экономики на траекторию устойчивого роста, так как успехи были до-
12 Глава 1

Таблица 1.1. Основные макроэкономические показатели *

1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. ••

ВВП, в % к'предыдущему году 100,8 95,1 103,2 107,6
Промышленный выпуск, 102 109,2
94,8 108,1
в % к предыдущему году
Инвестиции в основной капитал, 95 88 117,2
105,3
в % к предыдущему году
Торговый оборот/сальдо, $ млрд 161/17 132,9/16,9 115,5/36,3 146,5/58,9
Реальные доходы на душу населения, 106,6 81,8 85,2 109,6
в % к предыдущему году
Безработица, оценка/официально, в % 11,7/2,6 12,2/1,7 10,4/1,4
11,2/2,8
к экономически активному населению
111
Индекс потребительских цен 184,5 136,7 120,2
Индекс цен производителей 123,3 132
107,5 167,3

* На основании данных Госкомстата и ЦБ России.
** Оценки Министерства экономического развития и торговли.

стигнуты в основном благодаря конъюнктурным факторам, большая
часть которых экзогенна для российской экономической системы. Эко-
номика страны поддерживается пока только за счет экспорта энергоно-
сителей, металлов и оборонных изделий при благоприятной мировой
конъюнктуре, которая рано или поздно изменится не в пользу России
(что подтверждается падением цен на нефть в конце 2001 г.).
Вполне очевидно, что для продолжительного оживления экономи-
ки России необходимо, в первую очередь, разработать и реализовать
антикризисную программу, направленную на активизацию научно-
технического прогресса, повышение эффективности производства,
расширение доходов населения и потребительского спроса, а также
возврат в реальный сектор экономики ресурсов, изъятых из него в про-
цессе первоначального накопления капитала.
Для структурной перестройки промышленного потенциала Россия
нуждается в инвестициях порядка $500 млрд в ближайшее десятиле-
тие. Важно не только найти эти средства, но и направить их туда, где
они дадут наибольшую отдачу.

1.2. Конъюнктура российского инвестиционного рынка
В наиболее узком понимании под инвестиционным рынком понима-
ют рынок инвестиционных товаров (всех видов строительных мате-
риалов и активной части производственных фондов) и инвестицион-
Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России 13

ных услуг (строительно-монтажных работ). В зарубежной практике
инвестиционный рынок часто отождествляется с фондовым рынком,
так как основными формами инвестиций там являются инвестиции в
ценные бумаги.
Состояние инвестиционного рынка в целом и отдельных составля-
ющих его сегментов характеризуют такие его элементы, как спрос,
предложение, цена, конкуренция. Соотношение этих элементов рын-
ка постоянно меняется. Это общее состояние динамики, изменчивость
инвестиционного рынка представляет собой чрезвычайно сложное
экономическое явление, поскольку оно формируется под влиянием
множества разнородных и разнонаправленных внутрирыночных и об-
щеэкономических факторов. В то же время каждому инвестору важно
знать, на какую степень активности инвестиционного рынка в целом
или отдельных его сегментов ему следует ориентироваться при разра-
ботке инвестиционной стратегии и формировании инвестиционного
портфеля. Если предстоящий характер инвестиционного портфеля, на
котором собирается выступить инвестор, определен неправильно, не-
избежны просчеты в выборе объектов инвестирования, снижение
уровня инвестиционных доходов, а в отдельных случаях — потеря все-
го инвестированного капитала.
В 2000 г. инвестиционная активность в России заметно оживилась
(табл. 1.2).
Объем инвестиций в основной капитал в 2000 г. превзошел и пока-
затели 1997 г. и 1998 г. — соответственно на 9% и 24%. Однако резко
выраженная концентрация инвестиций в основной капитал в весьма
ограниченном числе отраслей хозяйства и промышленности, продол-
жающийся в крупных размерах отток капитала из страны при слабом
притоке иностранного капитала свидетельствуют о том, что карди-
нального улучшения инвестиционного процесса в экономике России
в 2000 г. не произошло.
Таблица 1.2. Основные показатели инвестиционной активности в России,
в % к предыдущему году
1994 1996
1992 1995 1997 1998 1999 2000
1993
Показатель
117,4
88 76 90 82 93 105
60 95
Инвестиции
В ОСНОВНОЙ
капитал
Объем подряд- 64 106
92 76 86 94 95 111,5
91
ных работ
39,2 41,0 32,0 30,0
41,5 34,3 32,7 30,7
Ввод в действие 41,8
жилых домов,
млн м2 общей
площади
14 Глава 1


Существенное оживление инвестиционной активности в 2000 г.
было связано с:
• заметным улучшением финансового положения российских пред-
приятий, уменьшением доли убыточных предприятий;
• оживлением деятельности предприятий военно-промышленного
комплекса;
• существенным увеличением финансирования инвестиционных
программ региональными органами власти (табл. 1.3).
В то ,же время Федеральная адресная инвестиционная программа
на 2000 г., как и в предыдущие годы, не была выполнена. Очень мед-
ленно реализуются пользующиеся государственной поддержкой ин-
вестиционные проекты — победители инвестиционных конкурсов
предыдущих лет. Из 350 таких проектов на начало 2001 г. реализовано
полностью 62, в том числе в 2000 г. всего лишь 3 проекта.
Рост инвестиций в основной капитал произошел только в несколь-
ких отраслях хозяйства: топливной промышленности, цветной метал-
лургии и на транспорте (табл. 1.4). На эти отрасли пришлось 60,3%
прироста инвестиций в основной капитал (в текущих ценах) в эконо-
мику в целом за 2000 г.

Таблица 1.3. Источники инвестиций в основной капитал по крупным
и средним предприятиям России в 2000 г.*
Источник млрд руб. %
Инвестиции в основной капитал, всего 1012,9 100,0
в том числе:
собственные средства 466,5 46,1
Из них:
23,4
- фонд накопления 237,1
- амортизация 183,4 18,1
546,4 53,9
Привлеченные средства
Из них:
29,5
- кредиты банков 2,9
5,9
в том числе кредиты иностранных банков 0,6
72,7
- заемные средства др. организаций 7,2
214,6 21,2
Бюджетные средства:

<< Предыдущая

стр. 2
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>