<< Предыдущая

стр. 43
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

собности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты.
Основные этапы управления дебиторской задолженностью1
1. Определение условий предоставления кредита при продаже то-
варов: его срока и системы скидок.
Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебитор-
ской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым
планированием на предприятии.
При составлении йлана продаж готовой продукции предприятия
необходимо указывать, какое ее количество отгружается с образова-
нием дебиторской задолженности. Соответствующие суммы отража-
ются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «уве-
личение».
При формировании плана поступления платежных средств также
необходимо указать, какие суммы поступают в погашение задолженно-
сти, при этом желательна разбивка на денежные средства и товарно-ма-
териальные ресурсы (бартер). Соответствующие суммы отражаются в
плане по движению дебиторской задолженности в графе «погашение».
При формировании плана продаж может определяться допустимая
(нормируемая) величина дебиторской задолженности и допустимый
срок ее погашения по каждому крупному контрагенту. Это делается
для того, чтобы не допустить неконтролируемого роста задолженно-
сти, обеспечить заданное среднее значение оборачиваемости.
После составления исходного варианта финансового плана следует
проверить, хватает ли имеющихся оборотных средств для функцио-
нирования предприятия в каждый планируемый период. Если средств
недостаточно, проводится корректировка плана.
Целесообразно составление и анализ нескольких вариантов финан-
сового плана, отличающихся в том числе сроками и объемами погаше-
ния дебиторской задолженности.
1
Там же, с. 15.
264 Глава 9


Анализируя финансовый план, следует оценить сроки оборачивае-
мости дебиторской задолженности как в целом, так и по крупным
(первые 10-30) контрагентам. Варьируя сроки погашения (и соответ-
ственно — период оборота) можно оценить, насколько увеличится эф-
фективность деятельности предприятия.
Запланированное движение задолженности (как дебиторской, так
и кредиторской) следует контролировать. Для этого необходима опе-
ративная бухгалтерская информация. Если бухгалтерия не обеспечи-
вает нужную оперативность, нужно воспользоваться данными управ-
ленческого учета.
Контроль выполнения плана необходимо сочетать с контролем ра-
боты менеджеров, за каждым из которых целесообразно закрепить со-
ответствующего контрагента. Повышение договорной дисциплины,
жесткий оперативный контроль договоров на этапе их составления,
подписания и реализации, является необходимой мерой, обеспечива-
ющей выполнение плана по движению дебиторской задолженности.
Необходимо предусмотреть ответственность менеджеров за отгруз-
ку продукции с образованием сверхнормативной дебиторской задол-
женности и поощрять за сокращение периода ее оборачиваемости.
Анализируя финансовый план, сроки и объемы дебиторской задол-
женности, можно определить различные варианты скидок от цены на
отгружаемую продукцию в зависимости от сроков погашения задол-
женности. Может оказаться выгоднее ввести предоплату, существен-
но снизив при этом цену.
Следует отметить, что, начав активно планировать и управлять де-
биторской задолженностью, предприятие достаточно быстро (1-3 ме-
сяца) может значительно (20-50%) сократить ее среднюю величину,
пополнить оборотные средства, повысить оборачиваемость.
2. Определение гарантий, под которые предоставляется кредит. Са-
мый простой способ продажи товаров — это так называемый откры-
тый счет {open account), когда в соответствии с заключенным контрак-
том покупателю выставляется счет, который им признается. В балансе
такая дебиторская задолженность объединяется в строку «счета к по-
лучению».
Наиболее надежный способ получения гарантий —письменное обя-
зательство клиента заплатить деньги, т. е. вексель. Векселя бывают
обычные (promissory note), когда покупатель в письменной форме при-
знает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сум-
му к определенному сроку, и переводные, называемые иногда коммер-
ческими (draft; commercial draft, bill of exchange).
Инвестиции и управление оборотным капиталом 265


Если требуется немедленная оплата по предъявлению, то выписы-
вается предъявительский переводной вексель {sight draft), если нет, то
переводный вексель на срок (time draft), который акцептуется либо
покупателем (trade acceptance), либо его банком (bank acceptance).
Существуют также такие механизмы, как безотзывный аккреди-
тив (irrevocable letter of credit), основанный на отношениях не толь-
ко продавца и покупателя, но и их банков; а также — условная про-
дажа (conditional sale)i широко распространенная в Европе, когда
право собственности остается за продавцом до времени оплаты то-
вара, и др.
3. Определение надежности покупателя или вероятности оплаты им
полученных от фирмы товаров. Выполнению этой задачи могут по-
мочь широко распространенные публикуемые рейтинги (например
рейтинг агентства Dan and Bradstreet; в России такие рейтинги публи-
куются информационно-аналитическим агентством АК&М), анализ
опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя,
конструирование индексов риска и т. д.
«В основе формирования стандартов оценки покупателей и усло-
вий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредито-
способность покупателя характеризует систему условий, определяю-
щих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном
объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним фи-
нансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает
следующие основные элементы:
• Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспо-
собность отдельных групп покупателей. По товарному (коммер-
ческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следу-
ющим критериям:
а) объем хозяйственных операций с покупателями и стабиль-
ность их осуществления;
б) репутация покупателя в деловом мире;
в) платежеспособность покупателя;
г) результативность хозяйственной деятельности покупателя;
д) состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупа-
тель осуществляет свою операционную деятельность;
е) объем и состав чистых активов, которые могут составлять
обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и
возбуждении дела о его банкротстве.
266 Глава 9


• Формирование и экспертиза информационной базы проведения
кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить до-
стоверность проведения такой оценки. Информационная база,
используемая для этих целей, состоит из сведений, предостав-
ляемых непосредственно покупателем (их перечень диффе-
ренцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из
внутренних источников (если сделки с покупателем носят по-
стоянный характер); информации, формируемой из внешних
источников (коммерческого банка, обслуживающего покупа-
теля; других его партнеров по сделкам и т. п.). Экспертиза по-
лученной информации осуществляется путем логической ее
проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с по-
купателями; путем непосредственного посещения клиента (по
потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его
имущества и в других формах в соответствии с объемом креди-
Г
тования.
• Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособ-
ности основывается на результатах ее оценки и предусматривает
обычно выделение следующих их категорий:
а) покупатели, которым кредит может быть предоставлен в мак-
симальном объеме, т. е. на уровне установленного кредитного
лимита (группа "первоклассных заемщиков");
б) покупатели, которым кредит может быть предоставлен в огра-
ниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска
невозврата долга;
в) покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопу-
стимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом
избранной кредитной политики).
• Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем
кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного
лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок
предоставления кредита; необходимость страхования кредита за
счет покупателей; формы штрафных санкций и т. п.»1
4. Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конк-
ретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расче-
ты, основанные на вероятности оплаты покупателем товара, вероят-

1
Куликова Н. Н. Управление дебиторской задолженностью и способы оп-
тимизации ее размеров. // http://www.epitop.narod.ru/art2.htm.
Инвестиции и управление оборотным капиталом 267


ности повторения заказов, чистой приведенной стоимости выгод и
убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.
Этапы управления дебиторской задолженностью взаимосвязаны.
Например, фирма может предлагать более выгодные условия прода-
жи, если она проводит жесткую политику отбора покупателей, или
предоставлять кредит высокорисковым клиентам при наличии надеж-
ного механизма взыскания дебиторской задолженности.
Правовая работа с предприятиями-должниками
Для того чтобы максимально снизить риски неплатежей, каждое пред-
приятие должно проводить правовую работу со своими дебиторами.
Особенно важна работа с должниками, которые ненадлежащим обра-
зом исполняют свои обязанности либо же вообще их не исполнили.
Для этого используется такая правовая норма, как обеспечение, что по-
зволяет если не своевременно ликвидировать просроченную дебитор-
скую задолженность, то, во всяком случае, управлять ею и исключить
риск сомнительных долгов. Ниже представлены некоторые элементы
обеспечения:
• залог;
• создание резервов;
• страхование;
• поручительство;
• банковская гарантия;
• аваль и т. д.
Погашение просроченной дебиторской задолженности может осу-
ществляться судебным и внесудебным порядком.
Судебный порядок погашения обязательства происходит путем
обращения в Арбитражный суд. По решению суда кредитор получает
исполнительный лист — документ-основание для принудительного
списания денежных средств со счета должника. Однако это еще не яв-
ляется гарантией получения денег, так как у дебитора не обязательно
будут средства для оплаты обязательства. Кредитор также может по-
пробовать получить долг через судебных приставов-исполнителей
(Федеральный закон № 119-ФЗ от 27 июля 1997 г. «Об исполнитель-
ном производстве»). Приставы-исполнители делают запрос о добро-
вольной оплате долга кредитору, и если в течение 5 дней не получен
ответ, то имущество должника арестовывается и путем его реализа-
ции выплачивается долг предприятию-кредитору. Если же аресто-
ванного имущества недостаточно, то долг признается нереальным для
взыскания и судопроизводство прекращается.
268 Глава 9


Контрольные вопросы
1. Дайте определение оборотного капитала предприятия.
2. Перечислите стратегии финансирования оборотного капитала и
да,йте их краткую характеристику.
3. Из каких элементов складываются оборотные активы и пассивы
предприятия?
4. Поясните, чем коэффициент быстрой ликвидности отличается от
коэффициента абсолютной ликвидности.
5. Назовите основные этапы управления дебиторской задолженно-
стью.
Глава 10
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ



В главе рассматриваются источники и способы финансирования ин-
вестиционных проектов в современных условиях. Особое внимание
уделено таким важным в рыночной экономике формам финансирова-
ния, как лизинг и ипотека.

10.1. Краткосрочное банковское кредитование как
способ финансирования инвестиционных проектов
Предоставление денежных средств клиенту на цели, связанные с со-
зданием и движением оборотных активов (за фактически отгружен-
ные или полученные товары, выполненные работы или услуги, вклю-
чая сумму НДС по оплачиваемым ценностям), в том числе на выплату
зарплаты, является одним из вариантов финансирования инвестици-
онных проектов в краткосрочном периоде. Получателем кредита
могут выступать юридические лица и индивидуальные предприни-
матели. Нерезиденты могут получить кредит, если они являются
инвесторами, а кредит предоставляется на инвестиционные цели. За
счет кредита оплачиваются конкретные договора, и деньги направля-
ются со ссудного счета клиента непосредственно поставщику продук-
ции (товара, работ, услуг). Кредит предоставляется преимущественно
в безналичной форме. Наличными может предоставляться кредит на
выплату зарплаты. Плата за пользование кредитом устанавливается в
процентах, которые рассчитываются на ежедневный остаток. Взима-
ются проценты, как правило, ежемесячно. Проценты за пользование
кредитом клиент относит на себестоимость. Кредитный договор дол-
жен быть обязательно обеспечен. Сумма залога, как правило, состав-
ляет 130% от суммы кредита по залоговым ценам. Залоговые цены
определяются банком самостоятельно и чаще всего (что разумно) соот-
ветствуют бросовым рыночным ценам. Для особо надежных клиентов
возможно принятие залога в размере 100% от суммы кредита.
270 Глава 10


Кредит может предоставляться в форме разового кредита, кредит-
ной линии и возобновляемой кредитной линии.
Особенным способом финансирования является факторинг. Фак-
торинг представляет собой сделку, при которой Банк выкупает у кли-
ента платежные требования, которые он выставил своим плательщи-
кам для оплаты. Выкуп платежных требований осуществляется с
дисконтом. То есть если Банк выкупает платежные требования на
сумму 20 млн руб. с дисконтом, например, 10%, то клиент получит за
эти проданные платежные требования только 18 млн руб. Возврат
Банку денежных средств осуществляется в размере 20 млн руб. (вся
сумма выкупленных требований).
Срок, на который выкупаются требования, устанавливается, как
правило, не более 2-3 месяцев. Для более длительного использования
данного инструмента можно заключить генеральный договор факто-
ринга, в рамках которого осуществлять выкуп конкретных платежных
требований с периодичностью 2-3 месяца.
При выкупе платежных требований клиента Банк перечисляет де-

<< Предыдущая

стр. 43
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>