<< Предыдущая

стр. 53
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ектируемый объем закупок продукции предприятия на т шаге; k —
коэффициент эквивалентности (количество единиц продукции, заме-
няющих одну единицу продукции проектируемого предприятия) для
продукции-аналога, для которой произведение цены на коэффициент
эквивалентности является наименьшим.
Интегральный эффект замены определяется как дисконтированная
сумма эффектов замены по всем шагам в расчетном периоде.
Для продукции длительного пользования (как правило, оборудова-
ния) при расчете эффекта заменыч:ледует учитывать разницу в сроках
службы продукции предприятия и продукции-аналога.

11.2. Региональная эффективность инвестиционных
проектов
Реализация проекта нередко требует оценить его эффективность с
точки зрения административно-территориальных единиц РФ.
Показатели региональной эффективности отражают финансовую
эффективность проекта с точки зрения соответствующего региона с
учетом влияния реализации проекта на предприятия региона, соци-
альную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы ре-
гионального бюджета.
Россия — государство таких резких межрегиональных и политиче-
ских контрастов, что каждый потенциальный инвестор может, при на-
личии объективной информации, подобрать себе регион, соответст-
вующий его пониманию приемлемого риска и достаточной нормы
прибыли.
Специфика РФ состоит в том, что конкретные условия в регионах
или субъектах Федерации существенно отличаются от присущих
стране в целом, поэтому механическое перенесение на российскую
почву известных и апробированных в международной практике мето-
дических подходов к оценке инвестиционной привлекательности тер-
риторий невозможно или малоэффективно.
Например, инвесторы США вкладывают капиталы в региональные
центры с развитой финансовой инфраструктурой, более высоким пла-
тежеспособным спросом населения, а также в территории, богатые
сырьем. Капитал США предпочитает также регионы, в которых влас-
ти предоставляют землю в бесплатное пользование или долгосрочную
аренду на больший срок, а также обеспечивают инвесторов полной и
точной информацией. В результате в экономику шести субъектов
РФ — Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Са-
Особенности оценки эффективности некоторых типов инвестиционных проектов 327


халинской областей и Республики Коми — американские инвесторы
вложили около 70% объема накопленных прямых капиталовложений.
К сожалению, российские ученые до сих пор не пришли к единому
мнению не только о том, как оценить инвестиционную привлекатель-
ность регионов, но и о том, что это такое.
Среди методических подходов к оценке инвестиционного климата
в регионах РФ выделяют три:
1. «Суженный», базирующийся на оценке ВВП, НД, объемов про-
изводства промышленной продукции, пропорций накопления и
потребления, состояния законодательного регулирования инвес-
тиционных рынков, в том числе фондового и денежного, и т. д.
2. «Расширенный» — основан на оценке определенного набора фак-
торов, сводимых в суммарную взвешенную оценку инвестицион-
ного климата.
3. «Рисковый», предполагающий два варианта. Первый рассматри-
вает показатели инвестиционного потенциала и инвестиционно-
го риска. Второй — показатели развития региона в целом и поли-
тический риск.
Именно рисковый подход анализа и оценки инвестиционного кли-
мата позволяет стратегическим инвесторам не только оценить привле-
кательность территории для инвестирования, но и сопоставить уро-
вень риска, присущий новому объекту инвестиций, с существующим в
привычном для инвесторов регионе.
Используя в своих интересах слабость региональной политики Рос-
сии по привлечению иностранного капитала, США разработали свою
программу «Региональной инвестиционной инициативы», которая
стала реализовываться в 1997 г. В настоящее время в эту программу
включены Новгородская, Самарская, Сахалинская области и Хаба-
ровский край.
Расчет региональной эффективности инвестиционного проекта
аналогичен расчету общественной эффективности, когда для расчета
эффективности ИП определяются:
• денежный поток проекта с учетом распределений в дефлирован-
ных ценах;
• срок окупаемости без учета дисконтирования;
• коэффициент дисконтирования;
• дисконтированный эффект;
• интегральный эффект по шагам расчета, ЧДД;
• срок окупаемости с учетом дисконтирования;
328 ; Глава 11

• внутренняя норма эффективности (ВНД);
• индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД);
• индекс доходности дисконтированных затрат.
Однако при расчете перечисленных показателей учитываются сле-
дующие особенности:
• эффекты, возникающие в смежных отраслях, в том числе соци-
альных и экологических, учитываются только в рамках данного
региона;
• при определении оборотного капитала, кроме запасов, учитывают-
ся задержки платежей и пассивы по расчетам с внешней средой;
• в денежные притоки включаются денежные поступления в реги-
он из внешней среды, возникающие в связи с реализацией проек-
та; а в денежные оттоки — платежи во внешнюю среду.

11.3. Отраслевая эффективность инвестиционных
проектов
Поскольку предприятия — участники проекта могут входить в состав
более широкой структуры, то отраслевая эффективность инвестици-
онных проектов рассчитывается для отдельных отраслей народного
хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприя-
тий и холдинговых структур.
Расчеты показателей отраслевой эффективности производятся ана-
логично расчетам показателей эффективности участия предприятий в
проекте. При этом принимаются те же самые допущения, а именно:
• возможность использования денежных средств не зависит от со-
става и структуры этих средств;
• в расчетах учитываются денежные потоки от всех видов деятель-
ности;
• расчет показателей эффективности исходит из обычных в запад-
ных методиках предположений о нормах дисконта собственного
и заемного капитала, но в данном случае для российских условий
он называется упрощенным.
В дополнение к этому при расчете показателей отраслевой эффек-
тивности:
• учитываются косвенные отраслевые финансовые результаты
проекта, т. е. влияние его реализации на деятельность других
предприятий данной отрасли;
Особенности оценки эффективности некоторых типов инвестиционных проектов 329


• в составе затрат предприятий — участников проекта не учитыва-
ются отчисления и дивиденды, выплачиваемые ими в отраслевые
фонды;
• не учитываются взаимозачеты между входящими в отрасль пред-
приятиями-участниками;
• не учитываются проценты за кредит, предоставляемый отрасле-
выми фондами предприятиям отрасли — участникам проекта.


11.4. Оценка бюджетной эффективности инвестиционных
проектов
Каждый предприниматель, вкладывая свои свободные денежные
средства в какое-то конкретное дело, преследует вполне определен-
ную цель: получить на вложенный капитал как можно больший доход
или прибыль. И он, безусловно, добьется намеченной цели, если его
вложения будут тщательно обоснованы.
Однако не только предприниматели заинтересованы в широком ис-
пользовании инвестиционных вложений, нуждаются в них и бюдже-
ты — местный, региональный, федеральный.
Дело в том, что расширение вложений в экономику конкретного
региона повышает его производственно-хозяйственный потенциал и
деловую активность в рамках этого субъекта Федерации, способству-
ет увеличению собираемых налогов, обеспечивает рост занятости
населения, позволяет поддерживать на более высоком уровне соци-
альную сферу.
Федеральный бюджет также многое получает от развития инвести-
ционной активности в регионах, ибо в этом случае он-пополняется за
счет лучшей собираемости налогов и расширения социально-эконо-
мических возможностей.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние резуль-
татов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего
(федерального, регионального и местного) бюджета.
Основным показателем бюджетной эффективности является чис-
тый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). Наряду с ЧДДб су-
щественную роль в определении бюджетной эффективности может
играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) — отношение ЧДДб
к величине гарантий. ИДГ определяется в случае предоставления го-
сударственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов
при заданной суммарной величине гарантий.
330 Глава 11


В состав притоков средств для расчета бюджетной эффективности
входят:
• налоги, акцизы, пошлины, сборы и отчисления во внебюджетные
фонды, установленные действующим законодательством;
• доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, стро-
ительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
• платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего
бюджета участникам проектов, а также платежи в погашение на-
логовых кредитов;
• комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иност-
ранных кредитов;
• дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и
другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования
проекта.
В состав оттоков включают:
• средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования
проекта;
• бюджетные субсидии и дотации;
• средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий
возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций
и компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта
(например выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в
связи с осуществлением проекта).

11.5. Оценка эффективности инвестиционных проектов,
реализуемых на основе соглашений о разделе
продукции
При оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых
на основе соглашений о разделе продукции, необходимо руководство-
ваться положениями Федерального закона от 30.12.95 г. № 225 «О со-
глашениях о разделе продукции».
В качестве критерия эффективности инвестиционного проекта ре-
комендуется использовать ЧДД участников соглашения, максимизи-
руя ЧДД каждого из них в рамках СРП.
Инвестиционную привлекательность СРП обеспечивают:
• специальный налоговый режим, при котором инвестор платит
минимум налогов, когда осуществляет максимальные капиталь-
Особенности оценки эффективности некоторых типов инвестиционных проектов 331


ные затраты, а государство получает максимальные доходы в
виде платы за пользование недрами, налога на прибыль и своей
доли от прибыльной продукции только после того, как инвестор
окупит свои затраты по проекту;
• стабильность условий соглашения, закрепляемая «дедушкиной
оговоркой» на весь срок реализации проекта (до 30-50 лет), и га-
рантии судебной защиты прав инвестора от административного
произвола, в том числе и в третейских (международных) арбит-
ражных судах.
Режим соглашения о разделе продукции является механизмом, га-
рантирующим и государству, и инвестору соблюдение их интересов.
Действительно, инвестор оценивает долгосрочную перспективу, исхо-
дя из количества продукции, остающегося в его распоряжении. Он
может точно планировать свои доходы и расходы на много лет вперед,
что немаловажно в случае необходимости привлечения долгосрочных
западных кредитов.
Государство в свою очередь также гарантированно получает нало-
ги, свою долю прибыльной продукции. И, что самое важное, государ-
ство гарантировано от социальных потрясений в регионе, где располо-
жены предприятия, действующие на условиях СРП.
Прежде чем рассматривать особенности оценки эффективности ИП,
реализуемых на основе СРП, приведем несколько примеров отдачи от
деятельности совместных российско-американских предприятий.
В России на конец 1997 г. создано около 20 предприятий по совме-
стной добыче нефти и газа с участием американского капитала.
Крупнейшим инвестором в нефтегазовую промышленность РФ сре-
ди американских фирм является нефтяная компания Конто, объем
вложений которой превышает $550 млн. Вложенные средства фирмы
инвестированы в СП Полярное сияние, занятое разработкой Ардалин-
ского комплекса нефтяных месторождений в Республике Коми. Уже в
1996 г. оно добывало 1,5 млн т нефти. За период до 2016 г. — а именно
к этому сроку компания рассчитывает полностью окупить первона-
чальные инвестиции в разработку месторождения — СП перечислит в
российский бюджет $307 млн.
Американский капитал принимает активное участие; в реализации
двух сахалинских проектов, объем потенциальных инвестиций в ко-
торые оценивается в $25 млрд. Реализация проектов «Сахалин-1» и
«Сахалин-2», осуществляемая на условиях соглашения о разделе про-
дукции (СРП), позволит ежегодно добывать около 30 млн т нефти и
30 млрд куб. м газа.
332 Глава 11


Проект «Сахалин-1» на 60% финансируется иностранными ком-
паниями, в том числе американской корпорацией Экссон. Основ-
ными участниками с российской стороны являются Роснефть и Са-
халинморнефтегаз (40% расходов на разработку месторождения).
Проект «Сахалин-2» полностью финансируется иностранными ин-
весторами, в том числе американскими нефтяными ТНК Маратон и
Макдермотт. Финансирование работ осуществляется по двум кре-
дитным линиям на $10 млрд, которые открыли японские и швейцар-
ские банки.
Оба проекта эыгодны как для американских компаний, так и для
России, которая, помимо долгосрочного участия в прибылях, получит
единовременную материальную компенсацию в несколько сот милли-
онов долларов — плату за пользование недрами. Ускорится также раз-
витие инфраструктуры острова Сахалин и будет решена проблема де-
фицита энергоносителей. При этом только на Сахалине уже создано
2,5 тыс. новых рабочих мест, крупные подряды получили предприя-
тия Хабаровского и Приморского краев.
Американские компании Мобил и Тексако подписали протокол об
официальном завершении переговоров о разработке нефтегазовых
участков по проекту «Сахалин-3» на условиях раздела продукции.
В соответствии с условиями СРП максимально будут использоваться
российские подрядчики, в настоящее время доля их оценивается в

<< Предыдущая

стр. 53
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>